kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Закрепление знаний о суффиксе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 3 классе

 Тема урока: «Закрепление знаний о суффиксе»

Цель урока: закрепить знания о суффиксе и его роли в слове.

Задачи: 1) обобщить и систематизировать знания учащихся о словообразовательной роли суффикса в русском языке;

2) формировать умение образовывать слова с помощью суффиксов, выполнять разбор слов по составу;

3) развивать коммуникативные качества личности – толерантность, ответственность, самостоятельность.

Оборудование:   раздаточный материал, толковый словарь С.И.Ожегова, иллюстрация сказочного героя, набор суффиксов, сигнальные карточки, листы контроля.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Закрепление знаний о суффиксе»»

Конспект урока русского языка в 3 классе

Тема урока: «Закрепление знаний о суффиксе»

Цель урока: закрепить знания о суффиксе и его роли в слове.

Задачи: 1) обобщить и систематизировать знания учащихся о словообразовательной роли суффикса в русском языке;

2) формировать умение образовывать слова с помощью суффиксов, выполнять разбор слов по составу;

3) развивать коммуникативные качества личности – толерантность, ответственность, самостоятельность.

Оборудование: раздаточный материал, толковый словарь С.И.Ожегова, иллюстрация сказочного героя, набор суффиксов, сигнальные карточки, листы контроля.



Ход урока.

1. Организационный момент.

С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать!

2. Актуализация знаний.

1) Повторение изученного материала.

- Назовите тему, которую мы изучаем? (Состав слова.)

- Что вы должны знать по данной теме? (Из каких частей состоит слово. Что такое корень, приставка, суффикс и окончание.)

- Что вы должны уметь? (Выполнять разбор слова по составу.)

2)Тест.

- Соедините линиями понятие и его значение.

1.Корень слова

А) изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении

2.Окончание

Б) изменяемая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых родственных слов

3.Приставка

В) общая значимая часть всех родственных слов


4.Суффикс

Г) изменяемая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых родственных слов

- Оцените работу вашего товарища.

Взаимопроверка в парах.(1-в, 2-а, 3-г, 4-б)



3. Самоопределение к деятельности.

- Сегодня к нам на урок пришёл необычный гость. Рассмотрите его внимательно и сформулируйте тему урока. (Мальчик-суффикс)

- Что вы знаете о суффиксе?

-Как вы думаете, зачем Мальчик-суффикс принёс с собой корзинку? (Будем находить в словах суффиксы и собирать их в эту корзинку).

- А ещё? Вспомните, для чего служит суффикс? (Будем с помощью разных суффиксов образовывать новые слова).



4. Минутка чистописания.

На доске: большой – маленький

война - …

гладить - …

- Внимательно посмотрите на данную запись. Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то без труда определите букву, которую нам предстоит прописать на минутке чистописания. (К словам из 1 столбика подобрать антонимы, которые начинаются с буквы М)

- Что такое антонимы?

- Составьте с первой парой антонимов предложения, сравнив 2 предмета.

- Мы будем прописывать букву М. Какие буквы спрятались в ней? Определите порядок следования букв в этом ряду.

На доске: мло омл лом

- Запишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности.

- На второй строке запишите по памяти 3 антонима на букву М.

- Оцените, как вы выполнили минутку чистописания. (Используются сигнальные карточки).



5. Словарная работа.

- Словарное слово, с которым мы сегодня познакомимся, душистое и сладкое на вкус. Угадайте его, решив задачку хитрого прямоугольника.


о

р

е





и

п

а


г

р

а


о

т

а


и

с

т

М

о

р

е

А/О




Л

и

п

а

И

г

р

а

Н

о

т

а

А

и

с

т



- Как вы объясните, что такое МАЛИНА?

- Зачитайте, какое толкование этого слова даётся в словаре С.И.Ожегова.

- Посмотрите на наш прямоугольник. Он не может решить одну орфографическую задачу. Какую?

(Не знает, какую безударную гласную нужно написать в корне слова МАЛИНА).

Этимологическая справка.

- Давайте обратимся к происхождению названия этой ягоды: одни считают, что название связано с цветом. Другие обращают внимание на её форму. Ягодка малины состоит из маленьких зёрнышек. Видимо, слова МАЛЕНЬКИЙ, МАЛЫЙ и определили название ягоды.

- Скажите, какую безударную гласную нужно написать в корне слова МАЛИНА? Какое слово в нём спряталось? (МАЛ) Запомните его, оно поможет вам никогда не ошибаться в написании этого слова.

- Запишите слово в тетрадь, обозначьте орфограмму и выделите слово-помощник.



6. Развитие речи.

- Прочитайте фразу. Подумайте, что она обозначает?

На доске: Не жизнь, а малина.

(Очень хорошую сладкую жизнь).

- Почему в этой фразе употребили слово малина?

- Итак, качества ягоды малины (сладкая, приятная) переносятся на другие предметы: жизнь, звон (малиновый звон - красивый, нежный звук). А слова малина, малиновый в этих фразах имеют переносный смысл.

- Придумайте короткий рассказ, закончив его этой фразой.

(Дима отдыхал летом у бабушки в деревне. Каждый день он загорал, купался в озере, ходил в лес за земляникой, играл с деревенскими мальчишками. Вообщем, у него была не жизнь, а малина!)



7. Работа по теме урока.



1) Образуйте ряд однокоренных слов (ученики определяют слово по его лексическому значению)

На доске: малина, малинка, малинник, малиновое.

- Устно составьте предложения с данными словами.

- Какие слова мы записали?

- Что такое однокоренные слова?

- Как пишется корень в однокоренных словах?

- При помощи чего образовали новые слова?

- Выполните разбор этих слов по составу (1 ученик работает у доски).

- Проверьте выполненное задание.

Оцените свою работу, если всё правильно, то поставьте на полях знак «+»

- Какие суффиксы положим в нашу корзинку? (- к -, - ник -, - ов -)

2) Образование новых слов при помощи суффиксов.

- Рассмотрите схему. Составьте слова с данными суффиксами, запишите их по вариантам, обозначьте суффиксы.

- Оцените работу товарища. (Взаимопроверка)

- Если всё правильно, то поставьте на полях знак «+».

- Какие слова образовали при помощи суффиксов -ник-, -ист-, -щик- и что они обозначают? (Печник, машинист, стекольщик. Название предмета по роду занятий).

- Какое значение приобретают слова, образованные при помощи суффиксов –онок-, -ок-, -к-? (Зайчонок, дубок, рыбка. Уменьшительно-ласкательное значение).

- Какие суффиксы положим в корзинку? (- ник -, - ист -, - щик -, - онок -, - ок -, - к -).

3) Работа с текстом.

(Чтение по ролям отрывка из рассказа Н.Носова «Фантазёры»)

- Вспомните название и автора данного произведения.

- Вам понравилось, как читали ребята?

- Как вы их поблагодарите? (Аплодисментами).

- Назовите однокоренные слова, которые встретились в тексте (Ведро - вёдрышко).

- В чём разница?

-Выделите суффикс. Устно образуйте при помощи суффиксов - ышк -, - ишк - новые слова.

На карточке: гнездо - ……., дом - ……., пальто - ……, крыло - …….

- Какое значение придают словам данные суффиксы? (Уменьшительно-ласкательное, пренебрежительное).

- Какие суффиксы положим в корзинку? (-ышк-, -ишк-).

Физминутка.

Шли по крыше 3 кота,

Три кота Василия.

Поднимали 3 хвоста

Прямо в небо синее.

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз.

И сказали 3 кота:

«Красота! Красота!»

4) –Ребята, я надеваю волшебные увеличительные очки и вижу перед собой не кота, а …(котище).

У него не усы, а ….(усищи), не глаза, а …(глазищи), не хвост, а …. (хвостище).

- При помощи какого суффикса образовались новые слова? (-ищ-)

- На что указывает суффикс – ищ -? (На то, что предмет очень большой).

- В книге Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе» встречаются герои с такими фамилиями: Таракашкин, Штанишкин, Сапожкин. Как вы думаете, это малыши или великаны?

- А теперь представьте, что вы надели увеличительные очки, какие у них теперь будут фамилии?

(Тараканищин, Сапожищин, Штанищин).

- Какое правило нужно помнить при написании имён собственных?

- Какой суффикс положим в корзинку? (- ищ -)

5) Самостоятельная работа.

Дифференцированные задания.

1 группа: с помощью разных суффиксов образовать новые слова и выполнить разбор слов по составу.

2 группа: используя данные суффиксы, образовать однокоренные слова, выделить в них корень и суффикс.

3 группа: записать однокоренные слова по образцу, выделить в них суффикс.

Проверка задания:

Учащиеся 2 и 3 группы выполняют самопроверку (сверка с листом контроля).

Учащиеся 3 группы организуют взаимопроверку.

- Оцените свою работу с помощью «светофора».



8. Рефлексия.

Игра «Составь словечко».

- Ваша задача – составить слово из частей разных слов. Например:

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречали.

Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)

Учащиеся работают в парах (задание оформлено на карточках).

Проверка (по цепочке).

- Оцените свою работу на уроке с помощью «светофора».

9. Итог урока.

- Вспомните тему нашего урока.

- Чему учились на уроке?

- Пришло время заглянуть в нашу корзинку. Посмотрите, сколько вы собрали суффиксов. Давайте проверим, хорошо ли вы их запомнили. Я буду доставать суффикс из корзинки, а вы должны привести пример слова и сказать, какое значение придаёт слову данный суффикс.

- Что же такое суффикс и для чего он служит?

Учитель зачитывает стихотворение-загадку:

После корня он стоит, перед окончанием,

Его я если заменю, другое слово получу.

Обозначают уголком, называют….. (суффиксом).

- Понравился ли вам урок? Покажите ваше настроение (используются смайлики).

- Уроку нашему пришёл ….. (конец!)

Кто работал ……(молодец!)



10. Домашнее задание: (по выбору)

1) Придумать 5 слов для проведения игры «Составь словечко».

2) Рабочая тетрадь №2, с.47, упр.117 ( авт. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).

3)Составить орфографическую минутку из 10 слов с изученными суффиксами.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Закрепление знаний о суффиксе»

Автор: Ларина Татьяна Владимировна

Дата: 20.03.2016

Номер свидетельства: 308010

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока в 3 классе по теме: "Закрепление знаний о приставке"."
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekturokav3klassiepotiemiezakrieplieniieznaniiopristavkie"
    ["file_id"] => string(6) "310357"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459003642"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Урок повторения и обобщения знаний по теме"
    ["seo_title"] => string(51) "urok-povtorieniia-i-obobshchieniia-znanii-po-tiemie"
    ["file_id"] => string(6) "300657"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456766603"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Технологическая карта урока по русскому языку. Части слова. Суффикс. "
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-chasti-slova-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "246877"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446471883"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "конспект урока русского языка на тему "Суффикс" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "142218"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418235410"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "Значения суффиксов.""
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekturokaporusskomuiazykuznachieniiasuffiksov"
    ["file_id"] => string(6) "268421"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450626316"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства