- Назовите тему, которую мы изучаем? (Состав слова.)
- Что вы должны знать по данной теме? (Из каких частей состоит слово. Что такое корень, приставка, суффикс и окончание.)
- Что вы должны уметь? (Выполнять разбор слова по составу.)
2)Тест.
- Соедините линиями понятие и его значение.
1.Корень слова
А) изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении
2.Окончание
Б) изменяемая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых родственных слов
3.Приставка
В) общая значимая часть всех родственных слов
4.Суффикс
Г) изменяемая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых родственных слов
- Оцените работу вашего товарища.
Взаимопроверка в парах.(1-в, 2-а, 3-г, 4-б)
3. Самоопределение к деятельности.
- Сегодня к нам на урок пришёл необычный гость. Рассмотрите его внимательно и сформулируйте тему урока. (Мальчик-суффикс)
- Что вы знаете о суффиксе?
-Как вы думаете, зачем Мальчик-суффикс принёс с собой корзинку? (Будем находить в словах суффиксы и собирать их в эту корзинку).
- А ещё? Вспомните, для чего служит суффикс? (Будем с помощью разных суффиксов образовывать новые слова).
4. Минутка чистописания.
На доске: большой – маленький
война - …
гладить - …
- Внимательно посмотрите на данную запись. Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то без труда определите букву, которую нам предстоит прописать на минутке чистописания. (К словам из 1 столбика подобрать антонимы, которые начинаются с буквы М)
- Что такое антонимы?
- Составьте с первой парой антонимов предложения, сравнив 2 предмета.
- Мы будем прописывать букву М. Какие буквы спрятались в ней? Определите порядок следования букв в этом ряду.
На доске: мло омл лом
- Запишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности.
- На второй строке запишите по памяти 3 антонима на букву М.
- Оцените, как вы выполнили минутку чистописания. (Используются сигнальные карточки).
5. Словарная работа.
- Словарное слово, с которым мы сегодня познакомимся, душистое и сладкое на вкус. Угадайте его, решив задачку хитрого прямоугольника.
о
р
е
и
п
а
г
р
а
о
т
а
и
с
т
М
о
р
е
А/О
Л
и
п
а
И
г
р
а
Н
о
т
а
А
и
с
т
- Как вы объясните, что такое МАЛИНА?
- Зачитайте, какое толкование этого слова даётся в словаре С.И.Ожегова.
- Посмотрите на наш прямоугольник. Он не может решить одну орфографическую задачу. Какую?
(Не знает, какую безударную гласную нужно написать в корне слова МАЛИНА).
Этимологическая справка.
- Давайте обратимся к происхождению названия этой ягоды: одни считают, что название связано с цветом. Другие обращают внимание на её форму. Ягодка малины состоит из маленьких зёрнышек. Видимо, слова МАЛЕНЬКИЙ, МАЛЫЙ и определили название ягоды.
- Скажите, какую безударную гласную нужно написать в корне слова МАЛИНА? Какое слово в нём спряталось? (МАЛ) Запомните его, оно поможет вам никогда не ошибаться в написании этого слова.
- Запишите слово в тетрадь, обозначьте орфограмму и выделите слово-помощник.
6. Развитие речи.
- Прочитайте фразу. Подумайте, что она обозначает?
На доске: Не жизнь, а малина.
(Очень хорошую сладкую жизнь).
- Почему в этой фразе употребили слово малина?
- Итак, качества ягоды малины (сладкая, приятная) переносятся на другие предметы: жизнь, звон (малиновый звон - красивый, нежный звук). А слова малина, малиновый в этих фразах имеют переносный смысл.
- Придумайте короткий рассказ, закончив его этой фразой.
(Дима отдыхал летом у бабушки в деревне. Каждый день он загорал, купался в озере, ходил в лес за земляникой, играл с деревенскими мальчишками. Вообщем, у него была не жизнь, а малина!)
7. Работа по теме урока.
1) Образуйте ряд однокоренных слов (ученики определяют слово по его лексическому значению)
На доске: малина, малинка, малинник, малиновое.
- Устно составьте предложения с данными словами.
- Какие слова мы записали?
- Что такое однокоренные слова?
- Как пишется корень в однокоренных словах?
- При помощи чего образовали новые слова?
- Выполните разбор этих слов по составу (1 ученик работает у доски).
- Проверьте выполненное задание.
Оцените свою работу, если всё правильно, то поставьте на полях знак «+»
- Какие суффиксы положим в нашу корзинку? (- к -, - ник -, - ов -)
2) Образование новых слов при помощи суффиксов.
- Рассмотрите схему. Составьте слова с данными суффиксами, запишите их по вариантам, обозначьте суффиксы.
- Оцените работу товарища. (Взаимопроверка)
- Если всё правильно, то поставьте на полях знак «+».
- Какие слова образовали при помощи суффиксов -ник-, -ист-, -щик- и что они обозначают? (Печник, машинист, стекольщик. Название предмета по роду занятий).
- Какое значение приобретают слова, образованные при помощи суффиксов –онок-, -ок-, -к-? (Зайчонок, дубок, рыбка. Уменьшительно-ласкательное значение).
- Какие суффиксы положим в корзинку? (- ник -, - ист -, - щик -, - онок -, - ок -, - к -).
3) Работа с текстом.
(Чтение по ролям отрывка из рассказа Н.Носова «Фантазёры»)
- Вспомните название и автора данного произведения.
- Вам понравилось, как читали ребята?
- Как вы их поблагодарите? (Аплодисментами).
- Назовите однокоренные слова, которые встретились в тексте (Ведро - вёдрышко).
- В чём разница?
-Выделите суффикс. Устно образуйте при помощи суффиксов - ышк -, - ишк - новые слова.
На карточке: гнездо - ……., дом - ……., пальто - ……, крыло - …….
- Какое значение придают словам данные суффиксы? (Уменьшительно-ласкательное, пренебрежительное).
- Какие суффиксы положим в корзинку? (-ышк-, -ишк-).
Физминутка.
Шли по крыше 3 кота,
Три кота Василия.
Поднимали 3 хвоста
Прямо в небо синее.
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз.
И сказали 3 кота:
«Красота! Красота!»
4) –Ребята, я надеваю волшебные увеличительные очки и вижу перед собой не кота, а …(котище).
У него не усы, а ….(усищи), не глаза, а …(глазищи), не хвост, а …. (хвостище).
- При помощи какого суффикса образовались новые слова? (-ищ-)
- На что указывает суффикс – ищ -? (На то, что предмет очень большой).
- В книге Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе» встречаются герои с такими фамилиями: Таракашкин, Штанишкин, Сапожкин. Как вы думаете, это малыши или великаны?
- А теперь представьте, что вы надели увеличительные очки, какие у них теперь будут фамилии?
(Тараканищин, Сапожищин, Штанищин).
- Какое правило нужно помнить при написании имён собственных?
- Какой суффикс положим в корзинку? (- ищ -)
5) Самостоятельная работа.
Дифференцированные задания.
1 группа: с помощью разных суффиксов образовать новые слова и выполнить разбор слов по составу.
2 группа: используя данные суффиксы, образовать однокоренные слова, выделить в них корень и суффикс.
3 группа: записать однокоренные слова по образцу, выделить в них суффикс.
Проверка задания:
Учащиеся 2 и 3 группы выполняют самопроверку (сверка с листом контроля).
Учащиеся 3 группы организуют взаимопроверку.
- Оцените свою работу с помощью «светофора».
8. Рефлексия.
Игра «Составь словечко».
- Ваша задача – составить слово из частей разных слов. Например:
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)
Учащиеся работают в парах (задание оформлено на карточках).
Проверка (по цепочке).
- Оцените свою работу на уроке с помощью «светофора».
9. Итог урока.
- Вспомните тему нашего урока.
- Чему учились на уроке?
- Пришло время заглянуть в нашу корзинку. Посмотрите, сколько вы собрали суффиксов. Давайте проверим, хорошо ли вы их запомнили. Я буду доставать суффикс из корзинки, а вы должны привести пример слова и сказать, какое значение придаёт слову данный суффикс.
- Что же такое суффикс и для чего он служит?
Учитель зачитывает стихотворение-загадку:
После корня он стоит, перед окончанием,
Его я если заменю, другое слово получу.
Обозначают уголком, называют….. (суффиксом).
- Понравился ли вам урок? Покажите ваше настроение (используются смайлики).
- Уроку нашему пришёл ….. (конец!)
Кто работал ……(молодец!)
10. Домашнее задание: (по выбору)
1) Придумать 5 слов для проведения игры «Составь словечко».