kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "Значения суффиксов."

Нажмите, чтобы узнать подробности

2 класс. УМК Начальная  школа «XXI век».

Тема урока: Значения суффиксов.
Цель  урока:
-познакомить учащихся с группой суффиксов (суффиксы, образующие ласковую форму имён и суффиксы, образующие отчества), отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове.
Задачи  урока:

предметные
-формировать у учащихся умения образовывать слова с помощью суффиксов;
-углублять представления о значении суффикса в слове;
-обогащать словарный запас учащихся;

метапредметные
-способствовать формированию умения работать в паре, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;
-побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;
-акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле.

Оборудование:
-ноутбук, проектор, презентация к уроку;
-карточки для индивидуальной работы и работы в парах;
-учебник для 2 класса четырехлетней нач.школы по русскому языку (1 часть, автор С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др.);
-учебник для 2 класса четырехлетней нач.школы по литературному чтению(1 часть, автор Л.А.Ефросинина);
-справочник по литературному чтению «Книгочей»;
-таблицы с суффиксами и значениями суффиксов.

I.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Организационный момент.
- Прозвенел уже звонок,
  Нам пора начать урок.
- Проверьте готовность к уроку.
-Что особенного приготовили к уроку? (карточки с заданиями для индивидуальной работы и работы в паре)

-Вспомните правила работы в паре.

Сообщение темы и задач урока.

-На предыдущем уроке мы начали изучение темы «Суффикс» и на сегодняшнем  уроке мы продолжим изучение этой темы. Сегодня мы узнаем о новых значениях суффиксов и научимся находить суффиксы  в словах, используя алгоритм (на доске таблица с задачами) (слайд №1)

Чистописание.
1)-Сегодня мы повторим написание строчной и заглавной букв И,  и  и соединений с этими буквами. (Слайд №2)

Ии  ии  ие  ик  ил  ищ  ит (возможны варианты безотрывного письма и письма с отрывом)

- Найдите сочетания, которые могут быть суффиксами.
2) Игра с суффиксами.
-Кто это? (кот) (Слайд №3)
- Если посмотреть на него через увеличительное стекло мы увидим, что это не кот, а …. котище.
-Как кот превратился в котище?
-Какое значение придал суффикс –ищ- слову?
- А как превратить  в  маленького кота?          Котик  (Слайд №4)

-Какое  значение придал суффикс –ик- этому слову?

Аналогично разбираются слова домик-дом-домище
-Запишите слова и выделите суффиксы.

Закрепление знаний о суффиксе.

-Так как сегодняшний урок посвящен суффиксам, давайте вспомним, что это такое.

-Найдите верные утверждения и подчеркните их.  (Слайд №5)

(задание на индивидуальных карточках)

  1. Суффикс – это маленькое слово.

Суффикс – это часть слова.

  1. Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

  1. Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс стоит после корня.

  1. Суффикс не имеет значение.

Суффикс имеет значение.

Проверка выполнения задания (поставить +, если верно).

-Какой информации о суффиксе не хватает? Что можно сделать?  (обратиться к правилу на стр.101) (как обозначается в слове)

-Обобщите все предложения и прочитайте правило, что такое суффикс.

-Расскажите правило друг другу (работа в парах).

После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу.
Обозначу  уголком
Называю …(суффиксом).
-Подведём итог. Что сейчас делали? Эти знания помогут нам в дальнейшей работе.

Работа над новым материалом.

1.Откройте учебники и найдите урок №48 (стр.103-106)

2. Найдите упражнение №1. Прочитайте задание. (Слайд №6)
-Прежде чем читать  это произведение,  давайте вспомним, что такое басня. Кому трудно, обратитесь к справочной литературе или к учебнику по литературному чтению.

-Найдите в литературном справочнике «Книгочей» или в учебнике по литературному чтению  определение, что такое басня?

-Как работать со справочником? (работа в парах) (Слайд №7)

-Прочитайте баню.

-Почему это произведение можно назвать басней? Докажите.

-Чему учит эта басня? (обсуждение сначала с соседом, затем в классе).

-Обратите внимание на текст.  Что необычного заметили?  (выделенные слова)
-Выпишите эти слова в столбик.

- Подумайте, от каких слов образовались выделенные слова?

-Какое значение приобретают слова с суффиксом –еньк-?

- Запишите еще 2-3 слова с таким же суффиксом.
 

3.Кластер. Выведение алгоритма нахождения суффикса в словах.

-Всё на свете из чего-либо состоит. Облако – из капель воды.  Лес – из деревьев.
Наша речь состоит из …. (предложений), предложения состоят из … (слов). А слова имеют свой строительный материал. -Вспомните из каких частей состоят  слова.

Заполнение кластера. (Слайд №8)

                                                      Части слова

Корень                                       Суффикс                                Окончание

Общая часть                        для образования                   для изменения

родственных слов             новых слов                              формы слова

-Посмотрите на схему и подумайте как найти суффикс в слове? Давайте попробуем вывести алгоритм (порядок) нахождения суффикса в слове. (Слайд №9)

Ветерок - ?

1. Найти окончание(изменить слово). Изменим слово – ветерки, ветерка, ветерку. Значит в слове ветерок нулевое окончание.

2. Найти корень (подобрать родственные слова). Ветер, ветреный, ветрище. Значит в слове ветерок корень ветер.

3. Найти суффикс (находится между корнем и окончанием). Значит в слове ветерок суффикс

 –ок-.

- Работа в парах.  Пользуясь алгоритмом, найдите суффиксы в словах.  (Слайд №10)

-Проверка на доске
-Какую из поставленных на уроке задач мы выполнили?

Физкультминутка(зарядка для пальцев и глаз). (Слайд №11, 12, 13)

Упражнения в образовании слов с помощью суффиксов.

1. Найдите упражнение №3. Прочитайте задание. Обратите внимание на подсказку. С помощью каких суффиксов  можно образовать ласковые формы имён.
-От первых трёх имён образуйте ласковую форму.

 Проверка.
-К какой категории значений суффиксов мы можем отнести эти суффиксы? (к уменьшительно-ласкательным)

2.Давай подумаем. (Слайд №14)

Серёжа написал:»Лидачка» и обозначил суффикс –чк-, так как слово образовано от слова Лида;»Алёшинька», потому что сочетания  жи –ши надо писать через и. Учитель назвал такие ответы ошибочными. Почему?

3. Образование отчеств.
-Рассмотрите схему образования отчеств.  (Слайд №15)
-Можно ли образовать отчества от женских имён? Почему?

-Какие суффиксы используют для образования мужских отчеств, а какие для женских? (добавить новые суффиксы на доску).
-Образуйте отчества от следующих имён и выделите суффиксы (работа в группах): (слайд №16)
Андрей -
Роман -
Кузьма –

-Проверка.

-Запиши своё отчество, выделите суффикс.

-Какое значение имеют суффиксы –евн-, -овн-. –ич-, -евич-, -ович-, иничн-.
-Выполнили ли мы вторую задачу на уроке?
 

Итог урока.

-Какой части слова был посвящён сегодняшний урок?
-На карточках у вас есть таблица. Определите, что вы понимаете, знаете и умеете. Если ответ «да» поставьте в кружке галочку. (Слайд №17)
-Понимаю, что такое суффикс.
-Умею находить суффикс в слове.

-Знаю три значения, которые может иметь суффикс.
-Умею образовывать новые слова с помощью суффиксов.
-Положите карточки в папку по русскому языку. И следующий урок русского языка мы начнем с разбора трудностей возникших на сегодняшнем  уроке.

Домашнее задание.
Стр.107 упражнение №2.
 

Положительный настрой на урок.
Сравнение.
Способы взаимодействия.

Целеполагание (постановка учебных задач)

Сравнение и анализ.

Рассуждение.

Поиск информации,

анализ,  обобщение.
Умение работать в паре.

Подведение промежуточного итога.
Оценка.

Поиск необходимой информации (умение пользоваться справочной литературой), анализ, умения выражать свои мысли и объяснять свой выбор.

Прогнозирование.

Обобщение.

Планирование учебной деятельности.

Оценка

Контроль.

Сравнение и анализ.

Сравнение, установление аналогий.

Рассуждение

Контроль.

Оценка.

Умение оценивать свои знания в соответствии с поставленной целью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "Значения суффиксов."»

2 класс. УМК Начальная школа «XXI век».

Тема урока: Значения суффиксов.
Цель урока:
-познакомить учащихся с группой суффиксов (суффиксы, образующие ласковую форму имён и суффиксы, образующие отчества), отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове.
Задачи урока:

предметные
-формировать у учащихся умения образовывать слова с помощью суффиксов;
-углублять представления о значении суффикса в слове;
-обогащать словарный запас учащихся;

метапредметные
-способствовать формированию умения работать в паре, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;
-побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;
-акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле.

Оборудование:
-ноутбук, проектор, презентация к уроку;
-карточки для индивидуальной работы и работы в парах;
-учебник для 2 класса четырехлетней нач.школы по русскому языку (1 часть, автор С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др.);
-учебник для 2 класса четырехлетней нач.школы по литературному чтению(1 часть, автор Л.А.Ефросинина);
-справочник по литературному чтению «Книгочей»;
-таблицы с суффиксами и значениями суффиксов.

I.





2.




3.











4.





















5.

































6.


7.

















8.









9.

Организационный момент.
- Прозвенел уже звонок,
Нам пора начать урок.
- Проверьте готовность к уроку.
-Что особенного приготовили к уроку? (карточки с заданиями для индивидуальной работы и работы в паре)

-Вспомните правила работы в паре.

Сообщение темы и задач урока.

-На предыдущем уроке мы начали изучение темы «Суффикс» и на сегодняшнем уроке мы продолжим изучение этой темы. Сегодня мы узнаем о новых значениях суффиксов и научимся находить суффиксы в словах, используя алгоритм (на доске таблица с задачами) (слайд №1)


Чистописание.
1)-Сегодня мы повторим написание строчной и заглавной букв И, и и соединений с этими буквами. (Слайд №2)

Ии ии ие ик ил ищ ит (возможны варианты безотрывного письма и письма с отрывом)

- Найдите сочетания, которые могут быть суффиксами.
2) Игра с суффиксами.
-Кто это? (кот) (Слайд №3)
- Если посмотреть на него через увеличительное стекло мы увидим, что это не кот, а ….. котище.
-Как кот превратился в котище?
-Какое значение придал суффикс –ищ- слову?
- А как превратить в маленького кота? Котик (Слайд №4)

-Какое значение придал суффикс –ик- этому слову?

Аналогично разбираются слова домик-дом-домище
-Запишите слова и выделите суффиксы.


Закрепление знаний о суффиксе.

-Так как сегодняшний урок посвящен суффиксам, давайте вспомним, что это такое.

-Найдите верные утверждения и подчеркните их. (Слайд №5)

(задание на индивидуальных карточках)


  1. Суффикс – это маленькое слово.

Суффикс – это часть слова..

  1. Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

  1. Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс стоит после корня.

  1. Суффикс не имеет значение.

Суффикс имеет значение.


Проверка выполнения задания (поставить +, если верно).

-Какой информации о суффиксе не хватает? Что можно сделать? (обратиться к правилу на стр.101) (как обозначается в слове)

-Обобщите все предложения и прочитайте правило, что такое суффикс.

-Расскажите правило друг другу (работа в парах).

После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу.
Обозначу уголком
Называю …(суффиксом).
-Подведём итог. Что сейчас делали? Эти знания помогут нам в дальнейшей работе.


Работа над новым материалом.

1.Откройте учебники и найдите урок №48 (стр.103-106)

2. Найдите упражнение №1. Прочитайте задание. (Слайд №6)
-Прежде чем читать это произведение, давайте вспомним, что такое басня. Кому трудно, обратитесь к справочной литературе или к учебнику по литературному чтению.

-Найдите в литературном справочнике «Книгочей» или в учебнике по литературному чтению определение, что такое басня?

-Как работать со справочником? (работа в парах) (Слайд №7)

-Прочитайте баню.

-Почему это произведение можно назвать басней? Докажите.

-Чему учит эта басня? (обсуждение сначала с соседом, затем в классе).

-Обратите внимание на текст. Что необычного заметили? (выделенные слова)
-Выпишите эти слова в столбик.

- Подумайте, от каких слов образовались выделенные слова?

-Какое значение приобретают слова с суффиксом –еньк-?

- Запишите еще 2-3 слова с таким же суффиксом.

3.Кластер. Выведение алгоритма нахождения суффикса в словах.


-Всё на свете из чего-либо состоит. Облако – из капель воды. Лес – из деревьев.
Наша речь состоит из …. (предложений), предложения состоят из … (слов). А слова имеют свой строительный материал. -Вспомните из каких частей состоят слова.

Заполнение кластера. (Слайд №8)



Части слова


Корень Суффикс Окончание


Общая часть для образования для изменения

родственных слов новых слов формы слова


-Посмотрите на схему и подумайте как найти суффикс в слове? Давайте попробуем вывести алгоритм (порядок) нахождения суффикса в слове. (Слайд №9)

Ветерок - ?

1. Найти окончание(изменить слово). Изменим слово – ветерки, ветерка, ветерку. Значит в слове ветерок нулевое окончание.

2. Найти корень (подобрать родственные слова). Ветер, ветреный, ветрище. Значит в слове ветерок корень ветер.

3. Найти суффикс (находится между корнем и окончанием). Значит в слове ветерок суффикс

–ок-.

- Работа в парах. Пользуясь алгоритмом, найдите суффиксы в словах . (Слайд №10)

-Проверка на доске
-Какую из поставленных на уроке задач мы выполнили?

Физкультминутка(зарядка для пальцев и глаз). (Слайд №11, 12, 13)


Упражнения в образовании слов с помощью суффиксов.

1. Найдите упражнение №3. Прочитайте задание. Обратите внимание на подсказку. С помощью каких суффиксов можно образовать ласковые формы имён.
-От первых трёх имён образуйте ласковую форму.

Проверка.
-К какой категории значений суффиксов мы можем отнести эти суффиксы? (к уменьшительно-ласкательным)

2.Давай подумаем. (Слайд №14)

Серёжа написал:»Лидачка» и обозначил суффикс –чк-, так как слово образовано от слова Лида;»Алёшинька», потому что сочетания жи –ши надо писать через и. Учитель назвал такие ответы ошибочными. Почему?

3. Образование отчеств.
-Рассмотрите схему образования отчеств. (Слайд №15)
-Можно ли образовать отчества от женских имён? Почему?

-Какие суффиксы используют для образования мужских отчеств, а какие для женских? (добавить новые суффиксы на доску).
-Образуйте отчества от следующих имён и выделите суффиксы (работа в группах): (слайд №16)
Андрей -
Роман -
Кузьма –

-Проверка.

-Запиши своё отчество, выделите суффикс.

-Какое значение имеют суффиксы –евн-, -овн-. –ич-, --евич-, -ович-, иничн-.
-Выполнили ли мы вторую задачу на уроке?


Итог урока.

-Какой части слова был посвящён сегодняшний урок?
-На карточках у вас есть таблица. Определите, что вы понимаете, знаете и умеете. Если ответ «да» поставьте в кружке галочку. (Слайд №17)
-Понимаю, что такое суффикс.
-Умею находить суффикс в слове.

-Знаю три значения, которые может иметь суффикс.
-Умею образовывать новые слова с помощью суффиксов.
-Положите карточки в папку по русскому языку. И следующий урок русского языка мы начнем с разбора трудностей возникших на сегодняшнем уроке.

Домашнее задание.
Стр.107 упражнение №2.



Положительный настрой на урок.
Сравнение.
Способы взаимодействия.



Целеполагание (постановка учебных задач)



Сравнение и анализ.




















Рассуждение.








Поиск информации,

анализ, обобщение.
Умение работать в паре.






Подведение промежуточного итога.
Оценка.


Поиск необходимой информации (умение пользоваться справочной литературой), анализ, умения выражать свои мысли и объяснять свой выбор.




Прогнозирование.

















Обобщение.




Планирование учебной деятельности.








Оценка








Контроль.

Сравнение и анализ.


Сравнение, установление аналогий.




Рассуждение





Контроль.




Оценка.




Умение оценивать свои знания в соответствии с поставленной целью.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "Значения суффиксов."

Автор: Наумова Ирина Александровна

Дата: 20.12.2015

Номер свидетельства: 268421

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект  урока русского языка в 6 классе  «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-obuchieniie-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-na-linghvistichieskuiu-tiemu"
    ["file_id"] => string(6) "235688"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443795995"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока русского языка по теме: « Буквы е и ё после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-ie-i-io-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105738"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка в 8 классе коррекционной школы 8 вида сложные слова "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-korriektsionnoi-shkoly-8-vida-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "241212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445192394"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока русского языка  3 класс  по теме «Правописание парных согласных»"
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekturokarusskoghoiazyka3klasspotiemiepravopisaniieparnykhsoghlasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "266856"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450263539"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства