ТЕМА : Урок повторения и обобщения знаний по теме «Причастие»
Класс: 7
Форма проведения: урок – игра
Цель: образовательная: закрепление навыков правильного написания причастий, расстановки знаков препинания при причастном обороте, общей орфографической и пунктуационной грамотности, закрепление умения отличать причастия от других частей речи, пополнение словарного запаса школьников.
Развивающая: развитие у детей творческого воображения, пространственного мышления, внимания, памяти.
Воспитательная: воспитание интереса к живописи, к изучению родного языка. Выработка личных качеств : организованности, самостоятельности, самоконтроля, умения работать в группе.
Задачи: закрепить умения находить причастия в тексте, определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот, правильно употреблять причастия и причастные обороты.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний
Вид (жанр) : урок – игра, экспедиция по бурному морю причастий.
Оборудование: дидактический и раздаточный материал, видеофильм, проектор, компьютер,презентация.
ХОД УРОКА
- Мотивация учебной деятельности
1.Приветствие.
Друзья, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.
Я знаю, каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сотворим урок.
- С каким настроением вы пришли на урок?
Поднимите сигнальные карточки:
Красная – страх, нежелание идти на урок,
Жёлтая – апатия, безразличие,
Зелёная – стремление узнать что-то новое, интересное, нужное
Я рада, что вы стремитесь к знаниям
2.Сообщение темы урока.
Тема сегодняшнего нашего урока : Урок повторения и обобщения знаний по теме «Причастие».
Какие вы поставите перед собой цели и задачи на уроке
( повторить знания о причастиях, закрепить навыки правильного написания причастий, правильно писать орфограммы в причастиях, выделять запятыми причастный оборот)
3.Цели формулируют дети, далее они конкретизируются учителем.
Наши цели и задачи совпадают.
Ребята, цель нашего сегодняшнего урока: обобщить изученный материал по теме «Причастие», развивать навыки решения орфографических задач по теме, выявить уровень готовности к предстоящей контрольной работе.
4.Сообщение формы урока.
Форма нашего урока - урок – игра, экспедиция по бурному морю причастий.
Помогать нам исследовать бурное море причастий будет этот замечательный человек. Кто это? Слайд 4
(На экране появляется портрет И.К. Айвазовского).
Чем известен И. К. Айвазовский?
Сообщение группы :
Иван Константинович Айвазовский (1817 — 1900) – художник- маринист
Родился в 1817 году в Феодосии. Увлечение живописью привело его в стены Академии художеств Петербурга, в которой он учился у признанных мастеров. После окончания Академии много путешествовал по Европе. Наиболее успешен Айвазовский был в морских пейзажах.
Среди известнейших его картин – «Девятый вал», «Черное море». Однако Айвазовский писал полотна не только на морскую тематику. За свою биографию Иван Айвазовский создал около шести тысяч работ.
Учитель : на уроке нас будут сопровождать морские пейзажи замечательного русского художника- мариниста.
Художник-маринист с помощью красок и оттенков показывает красоту и величие моря, так и человек с помощью различных частей речи выражает глубину своих чувств. С помощью причастий мы ярче выражаем свои чувства, причастия придают нашей речи мелодику, делают нашу речь более понятной, экспрессивной. В языке художественной литературы причастия используются в различных описаниях, благодаря этому описания приобретают образность,динамичность, действенность.
Проверим домашнее задание.
5. Проверка домашнего задания.
Повторим знания о причастии в форме эстафеты
Задание: закончить предложения:
- Причастия- это
- Причастия бывают
- Синтаксическая роль причастий
- Причастный оборот – это
- В предложении причастный оборот является
- Причастный оборот на письме выделяется запятыми, если
- Действительные причастия обозначают признак
- Страдательные причастия обозначают признак
- Суффиксы действительных причастий настоящего времени
- Суффиксы действительных причастий прошедшего времени
- Суффиксы страдательных причастий настоящего времени
- Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени
- Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как
- Краткую форму имеют
- В краткой форме причастия изменяются
- В предложении краткие причастия являются
- Две буквы НН пишутся в суффиксах
- Одна буква Н пишется в суффиксах
- НЕ пишется с причастиями раздельно
- НЕ пишется с причастиями слитно
Молодцы, справились с заданием. Я думаю, что можно готовиться в экспедицию.
6.Закрепление знаний
Чтобы нас взяли в экспедицию, мы должны пройти испытания и доказать, что готовы участвовать в работе.
На экране текст. Прочитаем текст.
Задание: выпишите причастия, укажите залог причастий, время.
На картине изображено поднимающееся над гневной пучиной солнце. Оно открывает алые ворота в грядущий день. Только теперь можно разглядеть всё, что недавно было скрыто ночным мраком. Высоко поднимаются яростно ревущие волны. Самая высокая из них устремилась к горсточке людей, спасающихся на обломках мачты. Это девятый вал.
Поднимающееся – действительное причастие настоящего времени, грядущий- действительное причастие настоящего времени,
скрыто – страдательное причастие прошедшего времени, краткая форма,
ревущие - действительное причастие настоящего времени, спасающихся- действительное причастие настоящего времени,
Морфологический разбор причастия
Мы видим горсточку уцелевших людей, спасающихся на обломках мачты.
Спасающихся – это причастие, т. к.:
Людей (каких? ) спасающихся признак по действию
Н.Ф.- спасающийся, действительное, наст. время, несов. вид,, возвр., в Р. П. мн.,число.
Каких людей ? спасающихся - определение
Следующий этап экспедиции – повторение орфографии. И называться он будет “Шторм”, потому что на правописании причастий нас, честно говоря, штормит. Запись под диктовку.
- Необитаемый остров, ( не пишу слитно с полным причастием, т.к. при нём нет зависимых слов и нет противопоставления с союзом а
- ещё не исследованные районы,( не пишу раздельно. т.к. при причастии есть зависимое слово ещё)
- не озаряемые лучами солнца,,( не пишу раздельно. т.к. при причастии есть зависимое слово солнца)
- неполадка устранена, ( не пишу слитно – без не не употребляется, одна Н – краткое страдательное причастие)
- встреченные препятствия, ( пишу две НН в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени , т.к. образовано от глагола сов.вида встретить – что сделать)
- найденный судовой журнал,, ( пишу две НН в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени , т.к. образовано от глагола сов.вида найти – что сделать)
- заворожён красотой, (сочетание –ОРО-, одна Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий, буква ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий, )
- подгоняемый попутным ветром (в суффиксах страдательных причастий настоящего времени -ем-,-им- пишется буква Е, если причастие образовано от глагола 1 спряжения – подгонять – 1спр. ( подгоняют)
Создание этого словаря стало основным делом жизни Владимира Ивановича Даля,его гражданским и научным подвигом. « Словарь Даля» занимает особое место среди толковых словарей.
МИЧМАН - В старом русском и нек-рых других флотах: первый офицерский чин
Клад – словарь.
"Причастие - часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного".
В. И. Даль.
Рефлексия подведём итоги нашего урока
Перед вами фруктовое дерево
Если вы приобрели практический опыт и знания, которые можете применить, украсьте дерево яблоками
Если что-то осталось непонятным – украсьте лимонами
Домашнее задание: подготовка к контрольной работе : повторить правила по теме «Причастие» П.12-27
Задание № 1
1 группа
Образовать действительные причастия настоящего времени, выделить суффиксы
Приближаться, бушует, улыбаются, дышат, красят.
Задание № 1
2 группа
Образовать действительные причастий прошедшего времени, выделить суффиксы.
Отчаяться, расколоться, промокать, хмуриться, нести.