№ 1 какой? __ __ __ вопросы падежей • как? где? куда? 4 В поле рос красивый цветок. № 2 Белоснежные лилии раскрываются 4 перед ясной погодой. в) Опрос правил (дать толкование слову «синтаксис», «дополнение», «определение», «обстоятельство») – Проверим знание словарных слов. Ребенок женского пола (де́вочка) Сшитые листы чистой бумаги в обложке (те́традь) Длинная коробка для ручек, карандашей, линейки, резинки (пена́л) Самый темный цвет. Цвет угля, сажи. (чёрный) Человек, который учит других (учи́тель) Лучший, положительный по своим качествам. (хоро́ший) Глагол «идет» в прошедшем времени, в 3 лице, мужского рода (шёл) Очень красивый (прекра́сный) Дети (ребя́та) Антоним к слову «быстро» (ме́дленно) - На какие группы можно разделить эти словарные слова? (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, одушевленные и неодушевленные и т.д.) - Что объединяет эти части речи? (они все самостоятельные части речи, все словарные слова) - В предложении эти части речи могут быть какими членами предложения? - Какие виды предложений по цели высказывания вы знаете? По эмоциональной окраске? По наличию второстепенных членов предложения? – Чем похожи и чем отличаются эти столбики? ___ ͇ . ___ ͇ . ͇ ___ . ͇ _ ._ __ . Как вы думаете, почему я взяла схемы распространенных и нераспространенных предложений? Объявление темы: - Какую цель на уроке поставим? Работа по карточкам - Определить распространенное или нераспространенное предложение. Идет дождь. Идет сильный дождь. Светит солнце. Играет мальчик. Плывет корабль. Ходит важно пингвин. Дует теплый ветерок. Дует ветер. Стоит хорошая погода. Около дома лает собака. Вывод: Предложения, которые состоят только из главных членов предложения, называются нераспространенными. Предложения, которые кроме главных членов, имеют хотя бы один второстепенный член, называются распространенными. Чтение правила, страница 191 Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет. Раз наклон, два наклон, Зашумел листвою клен. Беседа: - Какое время года изображено? - По каким признакам определили, что это весна? - Составить два предложения по теме: «Весна», записать, подчеркнуть грамматическую основу. I - в II – в Распространенные Нераспространенные Разбор предложения у доски Какая? гл прил сущ 4 Наступила долгожданная весна. ( Повеств., невоскл., распростр.) - Что такое синтаксис? (Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения) - Какие второстепенные члены предложения знаете? - Как их определить? – составить предложения по схеме, дать характеристику (выдать карточки каждой группе) I __ ͇ . | II ͇ _ . | III ͇ _. | IV __ ͇ _._ | V __ ͇ _._ . | VI | Вывод: Распространенные предложения имеют хотя бы один второстепенный член. Выполни тест «Предложение» Тест «Предложение» Найди грамматическую основу Идет летний дождь а) летний дождь б) идет дождь в) идетлетний 2. Найди определение. Стояла ясная погода. а) стояла б) ясная в) погода 3. Дай характеристику предложению Наступила долгожданная весна. а) Повествовательное б) Распространенное в) Повествовательное, невосклицательное, распространенное 4. Какое это предложение. Прилетели птицы. а) Побудительное б) Нераспространенное в) Восклицательное 5. Нераспространенное предложение не имеет а) второстепенных членов предложения б) местоимения в) главных членов предложения 6. Назови второстепенные члены предложения а) сказуемое, подлежащее б) существительное, глагол, прилагательное в) дополнение, определение, обстоятельство 1 – в 2 – в 3 – с 4 – в 5 – а – с Охарактеризовать предложения по наличию второстепенных членов Выполнить упражнение № 516, стр. 194 Проверить упражнение 519. Стр. 194 Отвечают на вопросы рефлексии: Сегодня на уроке я научился…. Я понял, что Мне было интересно ……… Мне было трудно……… 2) – Оцените свою работу с помощью яблочек. Красное – мне было интересно, я все понял. Зеленое – я затрудняюсь , я не понял. 3) * Поблагодарить за урок. * Поставить оценки Стр. 191 (правило) № 519. Объяснить |