Тема урока: «Сложное предложение»
Цель урока
образовательные:
ознакомить учащихся с понятием " сложное предложение";
научить выделять в письменной речи "сложное предложение".
развивающие:
Формировать умение выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщение фактов и понятий);
развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание;
развивать навык чёткого и красивого письма;
развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;
формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника.
воспитательные:
Воспитывать желание познавать новое.
Воспитание бережного отношения к птицам.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование и наглядные средства обучения:
1.Карточки с заданиями.
2.Компьютерная презентация.
3.Аудиозапись.
Ход урока:
I.Орг. момент, сообщение темы и целей урока.
- Здравствуйте ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Я прошу вас не волноваться, работать внимательно, быстро, продуктивно.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
- Прочитайте слово и назовите тему урока.
На доске: п р э д л а ж э н и й э - транскрипция слова.
(тема урока «Предложение»)
Что вы знаете о предложении?
(Предложение- это группа слов, которая выражает законченную мысль. Предложения бывают распространенные и нераспространенные: по цели высказывания повествовательные ,побудительные, вопросительные)
- Сегодня мы познакомимся с новым видом предложений.
II.Чистописание.
Разминка для пальчиков.
- Запишите дату. Классная работа.
- Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. В слове «предложение» она обозначает два звука. (Буква Е в слове стоит после гласной и обозначает два звука.)
- Прочитайте.
Ёж под ёлочкой поёт,
Всё зверьё туда идет.
Работа учащихся в тетради.
- Спишите.
- Подчеркните буквы, которые обозначают два звука.
- в каких словах подчеркнули буквы?
III. Словарно – орфографическая работа
- Запишите слова в тетрадь. Обозначьте ударение, подчеркните непроверяемые безударные гласные.
Воробей, ворона, петух, сорока, ученик, учитель.
- Что общего в этих словах? (Это существительные, нарицательные, одушевленные, мужского и женского рода.)
- На какие группы их можно разделить? (названия птиц, люди )
- Составьте предложения с этими словами. (Устно)
IV. Работа по теме урока.
- Наблюдение над простыми предложениями.
На доске: Мир освещается солнцем.
Человек освещается знаниями.
- Назовите одним словом, что написано на доске. (предложения)
- Что можно сказать о данных предложениях? (Это повествовательные, невосклицательные, нераспространенные предложения, простые предложения.)
- Почему эти предложения называют простыми? (В них одна грамматическая основа) .
- Запишите предложения.
_ Ребята, что такое грамматическая основа предложения?
(- Грамматическая основа предложения - это главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.)
- -Найдите в каждом предложении грамматическую основу, подчеркните и составьте её модель.
- Давайте объединим два этих предложения в одно. Прочитайте, что получилось.
Мир освещается солнцем, человек освещается знанием.
- Запишите предложение. Подчеркните основы.
- Как на письме нужно отделить одно предложение от другого? (запятой)
- Как связаны между собой части предложения? (интонацией)
- Что особенного в данном предложении? (в этом предложении две грамматические основы. Предложение состоит из двух простых предложений.).
- Предложение, которое состоит из двух и более частей называется сложным. (на доске к слову предложение добавляется слово - сложное)
- А в чем еще особенность этого предложения? (Это пословица)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
(1.Солнце дает миру тепло, энергию. Так и знания. Без определенных знаний человек не сможет существовать. 2. Человек без знаний как без света)
- Молодцы ребята. Солнце помогает нам видеть природу, окружающий мир. Без солнечного света и тепла ничего на земле не сможет существовать. Для человека знания- это свет. И сегодня на уроке вы тоже получите частичку света и тепла приобретя новые знания.
Разминка для глаз.
V. Работа с книгой.
- Откройте учебники на стр 241 прочитайте правило. (ученик читает правило в слух)
Упражнение 623.
Прочитайте предложения. Назовите подлежащее и сказуемое. Сколько грамматических основ в каждом предложении? Чем связаны между собой части в сложном предложении?
- Травка зеленеет, солнышко блестит. Ласточка с весною в сени к нам летит. 2. В окно налетели ночные бабочки, они кружились вокруг лампы, будто плясали. 3. Голова упала, представление окончилось.
Физминутка.
V. Закрепление (работа в парах)
Наступила весна. К нам опять прилетели
пернатые гости.
-Какие птицы прилетают к нам весной первыми?
-Как мы их называем? перелетные.
- Соедините две части сложного предложения стрелками.
Соловьи звонко щебечут, все воробушки скрылись в кустах.
Зачирикал громко воробей, они вьют гнезда в парках.
Синицы трещали, они чувствуют весну.
Первыми прилетели грачи, этот треск сливался в веселую мелодию.
(Проверка на доске. )
- Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием и за это птицы благодарят нас своим пением. (прослушивание аудиозаписи)
- Скажите, а как мы помогали птицам весной? (делаем скворечники.)
- А что делают птицы, которым не досталось скворечника? (вьют гнезда.)
- К началу 20 века стало очевидно, что необходимо принимать меры по спасению растительного и животного мира. Так, в 1978г. в Казахстане утвердили Красную книгу, в которую были занесены 175 видов животных. И людям всей планеты следует задуматься над тем, что будет с нашей планетой, если исчезнуть многие виды животных, растений, птиц.
- На уроке чистописания мы написали предложение про ежика.
Прочитайте его еще раз.
Что вы можете сказать об этом предложении?
- Почему предложение является сложным? (Состоит из двух простых предложений, которые тесно связаны по смыслу и интонацией)
- Подчеркните основы.
- Как отделяются простые предложения входящие в состав сложного? (запятой.)
- Какое предложение называется сложным?
Итог урока.
- Понравился вам урок? Чем?
- Что было самым интересным?
- С каким настроением заканчиваете урок?
- Оцените свою работу на уроке. (смайлики или другие условные обозначения)
- Спасибо вам за работу.