Конспект урока русского языка в 5 классепо теме "Второстепенные члены предложения"
Конспект урока русского языка в 5 классепо теме "Второстепенные члены предложения"
Цели:
1.Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.
2.Организовать деятельность учащихся по обобщению и закреплению знаний по теме «Второстепенные члены предложения»
3.Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме
4.Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.
Ход урока:
1.Оргмомент
У. Здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. Сегодня на уроке много гостей, но мы спокойны, мы не волнуемся, настроились на работу, всё приготовили к уроку, очень внимательны, сосредоточенны, и у нас с вами всё получится хорошо.
Вот и ноябрь перевалил за половину. Такое красивое, такое щедрое время года близится к завершению. Сегодня я предлагаю вам отправиться на воображаемую экскурсию и назвать наш урок "Уходящая осень"(Слайд 1), а чтобы получше рассмотреть ее, почувствовать особенности поздней осени, ее красоту, нам необходимо найти помощников.
Посмотрите, пожалуйста, на экран. (Слайд 2 - примеры). Ознакомьтесь с двумя группами предложений и скажите, что в них общего и чем они отличаются?
(Одна грамматическая основа и общее содержание; первая группа предложений - нераспространенные предложения, во втором столбике – распространенные предложения).
Какое предложение помогает нам точнее образнее представить картину осени? (Второе.)
- Какие члены предложения дают возможность увидеть и почувствовать картину осени? (Второстепенные.)
2. Актуализация темы.
- Как вы думаете, нужны ли в предложении второстепенные члены? Какова же их роль? (Нужны, они позволяют четко и ярко представлять картины и события, делают речь содержательной, выразительной, без них предложение часто теряет смысл).
- Конечно, второстепенные члены играют важную роль в предложении, без них мы не могли бы выражать свои мысли. А с помощью определений человек выражает не только мысли, но и чувства, эмоции по отношению к изображаемым предметам.
Таким образом, мы с вами нашли помощников в нашем путешествии по завершающему годичный цикл времени года. Это именно второстепенные члены предложения.
(Слайд 3 - тема урока)
- Ребята, является ли эта тема для вас новой? Назовите, какие второстепенные члены предложения вы знаете?
3. Цели, задачи для учащихся:
- Как вы думаете, что нам предстоит сделать на этом уроке? Какова его цель?
Повторить, что такое дополнение, определение и обстоятельство.
Закрепить умение находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении.
Тренироваться в употреблении дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.
(Слайд 4 -цели)
- Я рада, что наши цели совпали.
4. Повторение, закрепление материала.
1) Что ж, 1-я задача – повторение. Не будем терять времени. У вас на партах есть таблицы-схемы. Они помогут нам систематизировать ваши знания о второстепенных членах. О каких 3 важных составляющих мы должны помнить, рассказывая о второстепенном члене предложения
- На какие вопросы отвечает?
- Какой частью речи выражено?
- Как подчёркивается?
Опорная схема
(Слайды 5, 6, 7)
С первой задачей мы справились замечательно. Работаем дальше. Перед нами
2) Лингвистическая задача: (слайды 8, 9)
1) найти в каждом предложении указанный член предложения. (На доске записать в строчку через запятую все найденные члены предложения)
Яркие краски леса постепенно тускнеют. (Подлежащее)
Звезды поблёкли на светлеющем небе. (Сказуемое)
С деревьев опадают последние листья.
До слуха доносятся звуки осеннего вальса. (Определения)
Ветер и мороз завершают свой покос в ноябре. (Обстоятельство)
Дети ждут новогоднего карнавала. (Дополнение)
2) составить предложение из указанных членов предложения.
В ноябре поблекли последние краски осеннего карнавала.(слайд 10)
Я думаю, что дальше мы с вами должны отправиться по разным маршрутам.
Чтобы реализовать и 3 задачу урока, мы сейчас поиграем. (Слайд-деловая игра) Представьте, что мы находимся в редакции школьной газеты «ЗЕРКАЛО». Я главный редактор, а вы корреспонденты. Нужно срочно подобрать материал к специальному выпуску газеты. «Осенние зарисовки» Слушайте задания. Найдите на столе лист жёлтого цвета. Что, нет его на парте? Ах, да! Я ведь забыла, что, когда я раскладывала задании на парты , открылось окно и ветер унёс их. Давайте поищем вместе.
Задания группам. Инструкция для работы у вас на листах.
1 группа
У: У вас на столе находится текст, написанный корреспондентом, который не знал ничего о второстепенных членах предложения. Стимул. Если вы успешно выполните задание, то поможете корреспонденту, который не знал ничего о второстепенных членах предложения и научитесь сами составлять распространенные предложения. Ваша задача:
1Записать текст, распространив предложения второстепенными членами.
2.Сделать вывод, для чего нужны второстепенные предложения в тексте.
Прошло (какое?) лето. Наступила (какая?) осень. В (каком?) лесу деревья (как?) облетели. Только берёзки сохранили (какие?) листочки. (Как?) лучи озаряют (какой?) лес. Природа готовится к отдыху.
2 группа
У.: Тут один нерадивый корреспондент перепутал времена года и вместо осени написал о весне. Ваша задача:
1. Написать текст о поздней осени по аналогии, распространив его второстепенными членами.
2.Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте.
Наступление весны.
Солнце светит всё ярче. Лесная дорога оттаяла. Снег заметно осел и почернел. Дует тёплый ветерок. На дорожках блестят лужи. На деревьях появляются первые листочки. Всё кругом оживает.
3 группа
У.:А ваше задание - самое сложное. Корреспондент написал лишь одно предложение. Вы должны написать мини-сочинение по данному началу (обратиться к доске), распространяя предложения второстепенными членами. Я осторожно шагнула на лесную тропинку… Определите, зачем нужны второстепенные члены. В работе вам поможет картина. Инструкция для работы на карточке.
У.: Я желаю вам творческих успехов. А чтобы лучше настроиться на осенний лад, вы будете работать под музыку П. И. Чайковского «Времена года» «Осень».
На выполнение этой работы вам даётся 3-4 мин.
Инструменты проверки.
I. Прошло жаркое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили последние листочки. Редкие лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к отдыху.
II. Осень.
Солнце светит все тусклее. Степная дорога подмерзает. Снег слегка покрыл землю белым покрывалом. Дует холодный ветерок. На дорожках блестят льдинки. На деревьях остались последние листочки. Все кругом засыпает.
III. Я осторожно шагнула на лесную тропинку и замерла от восхищения. Меня обступали разноцветные деревья, словно раскрашенные волшебницей-осенью. Вот золотоволосая красавица берёзка, изящная, стройная в своём чёрно- белом сарафане. Над ней шелестит своими могучими ветвями дуб. Ярко-зелёная ель раскинула мягкие пушистые лапы. Осенний лес удивительно красив!
Выступления групп.
6. Подведение итогов
- Молодцы, вы хорошо справились со своими заданиями. А теперь давайте сделаем вывод:
Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой. И я думаю, что посредством этой работы вы еще больше приблизились к природе и полюбили её. А любить природу - это значит любить Родину ( М. Пришвин)
7. Цифровой диктант
Прослушайте утверждения по теме «Синтаксис». Если вы согласны с ним, напишите цифру 1, если же нет — цифру 0.
1.В русском языке все члены предложения делятся на главные и второстепенные. (1)
2.Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? что? и чаще всего выражен именем существительным или местоимением, в предложении подчеркивается одной чертой. (1)
3.В русском языке косвенными падежами являются все падежи, кроме именительного и винительного. (0)
4.Дополнение в русском языке отвечает на вопросы косвенных падежей (1)
5.Сказуемое в русском языке может быть выражено только глаголом. (0)
6.Если в предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире. (1)
7.Предложение, в котором есть только главные члены предложения, называются нераспространенными. (1)
8.По цели высказывания предложения в русском языке делятся на повествовательные, вопросительные и восклицательные. (0)
9.По эмоциональной окраске предложения в русском языке делятся на восклицательные, невосклицательные и побудительные. (0)
Ответ: 110 101 100
Домашнее задание
Синтаксический разбор предложения
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классепо теме "Второстепенные члены предложения" »
Урок русского языка в 5классе
по теме «Второстепенные члены предложения»
Цели:
1.Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.
2.Организовать деятельность учащихся по обобщению и закреплению знаний по теме «Второстепенные члены предложения»
3.Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме
4.Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.
Ход урока:
1.Оргмомент
У. Здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. Сегодня на уроке много гостей, но мы спокойны, мы не волнуемся, настроились на работу, всё приготовили к уроку, очень внимательны, сосредоточенны, и у нас с вами всё получится хорошо.
Вот и ноябрь перевалил за половину. Такое красивое, такое щедрое время года близится к завершению. Сегодня я предлагаю вам отправиться на воображаемую экскурсию и назвать наш урок "Уходящая осень"(Слайд 1), а чтобы получше рассмотреть ее, почувствовать особенности поздней осени, ее красоту, нам необходимо найти помощников.
Посмотрите, пожалуйста, на экран. (Слайд 2 - примеры). Ознакомьтесь с двумя группами предложений и скажите, что в них общего и чем они отличаются?
(Одна грамматическая основа и общее содержание; первая группа предложений - нераспространенные предложения, во втором столбике – распространенные предложения).
Какое предложение помогает нам точнее образнее представить картину осени? (Второе.)
- Какие члены предложения дают возможность увидеть и почувствовать картину осени? (Второстепенные.)
2. Актуализация темы.
- Как вы думаете, нужны ли в предложении второстепенные члены? Какова же их роль? (Нужны, они позволяют четко и ярко представлять картины и события, делают речь содержательной, выразительной, без них предложение часто теряет смысл).
- Конечно, второстепенные члены играют важную роль в предложении, без них мы не могли бы выражать свои мысли. А с помощью определений человек выражает не только мысли, но и чувства, эмоции по отношению к изображаемым предметам.
Таким образом, мы с вами нашли помощников в нашем путешествии по завершающему годичный цикл времени года. Это именно второстепенные члены предложения.
(Слайд 3 - тема урока)
- Ребята, является ли эта тема для вас новой? Назовите, какие второстепенные члены предложения вы знаете?
3. Цели, задачи для учащихся:
- Как вы думаете, что нам предстоит сделать на этом уроке? Какова его цель?
Повторить, что такое дополнение, определение и обстоятельство.
Закрепить умение находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении.
Тренироваться в употреблении дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.
(Слайд 4 -цели)
- Я рада, что наши цели совпали.
4. Повторение, закрепление материала.
1) Что ж, 1-я задача – повторение. Не будем терять времени. У вас на партах есть таблицы-схемы. Они помогут нам систематизировать ваши знания о второстепенных членах. О каких 3 важных составляющих мы должны помнить, рассказывая о второстепенном члене предложения
- На какие вопросы отвечает?
- Какой частью речи выражено?
- Как подчёркивается?
Опорная схема
(Слайды 5, 6, 7)
С первой задачей мы справились замечательно. Работаем дальше. Перед нами
2) Лингвистическая задача: (слайды 8, 9)
1) найти в каждом предложении указанный член предложения. (На доске записать в строчку через запятую все найденные члены предложения)
Яркие краски леса постепенно тускнеют. (Подлежащее)
Звезды поблёкли на светлеющем небе. (Сказуемое)
С деревьев опадают последние листья.
До слуха доносятся звуки осеннего вальса. (Определения)
Ветер и мороз завершают свой покос в ноябре. (Обстоятельство)
Дети ждут новогоднего карнавала. (Дополнение)
2) составить предложение из указанных членов предложения.
В ноябре поблекли последние краски осеннего карнавала.(слайд 10)
Я думаю, что дальше мы с вами должны отправиться по разным маршрутам.
Чтобы реализовать и 3 задачу урока, мы сейчас поиграем. (Слайд-деловая игра) Представьте, что мы находимся в редакции школьной газеты «ЗЕРКАЛО». Я главный редактор, а вы корреспонденты. Нужно срочно подобрать материал к специальному выпуску газеты. «Осенние зарисовки» Слушайте задания. Найдите на столе лист жёлтого цвета. Что, нет его на парте? Ах, да! Я ведь забыла, что, когда я раскладывала задании на парты , открылось окно и ветер унёс их. Давайте поищем вместе.
Задания группам. Инструкция для работы у вас на листах.
1 группа
У: У вас на столе находится текст, написанный корреспондентом, который не знал ничего о второстепенных членах предложения. Стимул. Если вы успешно выполните задание, то поможете корреспонденту, который не знал ничего о второстепенных членах предложения и научитесь сами составлять распространенные предложения. Ваша задача:
1Записать текст, распространив предложения второстепенными членами.
2.Сделать вывод, для чего нужны второстепенные предложения в тексте.
Прошло (какое?) лето. Наступила (какая?) осень. В (каком?) лесу деревья (как?) облетели. Только берёзки сохранили (какие?) листочки. (Как?) лучи озаряют (какой?) лес. Природа готовится к отдыху.
2 группа
У.: Тут один нерадивый корреспондент перепутал времена года и вместо осени написал о весне. Ваша задача:
1. Написать текст о поздней осени по аналогии, распространив его второстепенными членами.
2.Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте.
Наступление весны.
Солнце светит всё ярче. Лесная дорога оттаяла. Снег заметно осел и почернел. Дует тёплый ветерок. На дорожках блестят лужи. На деревьях появляются первые листочки. Всё кругом оживает.
3 группа
У.:А ваше задание - самое сложное. Корреспондент написал лишь одно предложение. Вы должны написать мини-сочинение по данному началу (обратиться к доске), распространяя предложения второстепенными членами. Я осторожно шагнула на лесную тропинку… Определите, зачем нужны второстепенные члены. В работе вам поможет картина. Инструкция для работы на карточке.
У.: Я желаю вам творческих успехов. А чтобы лучше настроиться на осенний лад, вы будете работать под музыку П. И. Чайковского «Времена года» «Осень».
На выполнение этой работы вам даётся 3-4 мин.
Инструменты проверки.
I. Прошло жаркое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили последние листочки. Редкие лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к отдыху.
II. Осень.
Солнце светит все тусклее. Степная дорога подмерзает. Снег слегка покрыл землю белым покрывалом. Дует холодный ветерок. На дорожках блестят льдинки. На деревьях остались последние листочки. Все кругом засыпает.
III. Я осторожно шагнула на лесную тропинку и замерла от восхищения. Меня обступали разноцветные деревья, словно раскрашенные волшебницей-осенью. Вот золотоволосая красавица берёзка, изящная, стройная в своём чёрно- белом сарафане. Над ней шелестит своими могучими ветвями дуб. Ярко-зелёная ель раскинула мягкие пушистые лапы. Осенний лес удивительно красив!
Выступления групп.
6. Подведение итогов
- Молодцы, вы хорошо справились со своими заданиями. А теперь давайте сделаем вывод:
Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой. И я думаю, что посредством этой работы вы еще больше приблизились к природе и полюбили её. А любить природу - это значит любить Родину ( М. Пришвин)
7. Цифровой диктант
Прослушайте утверждения по теме «Синтаксис». Если вы согласны с ним, напишите цифру 1, если же нет — цифру 0.
1.В русском языке все члены предложения делятся на главные и второстепенные. (1)
2.Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? что? и чаще всего выражен именем существительным или местоимением, в предложении подчеркивается одной чертой. (1)
3.В русском языке косвенными падежами являются все падежи, кроме именительного и винительного. (0)
4.Дополнение в русском языке отвечает на вопросы косвенных падежей (1)
5.Сказуемое в русском языке может быть выражено только глаголом. (0)
6.Если в предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире. (1)
7.Предложение, в котором есть только главные члены предложения, называются нераспространенными. (1)
8.По цели высказывания предложения в русском языке делятся на повествовательные, вопросительные и восклицательные. (0)
9.По эмоциональной окраске предложения в русском языке делятся на восклицательные, невосклицательные и побудительные. (0)
Ответ: 110 101 100
Домашнее задание
Синтаксический разбор предложения
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.
Тихий звон стоит в лесу. Ноябрь – последний осенний месяц, ворота зимы, ее преддверие и запев…Ноябрь – это закат года, время ранних сумерек и поздних рассветов. Дождь и снег – обычные явления в это время года.. Это самый хмурый месяц года. Часто дни крепко окутаны туманом. По природным явлениям ноябрь называют месяцем угасания. Застыли леса и рощи. Поблекли последние краски осеннего карнавала. Улетели в теплые края теплолюбивые пернатые жители, лес стал совсем сонным. Тучи над полями становятся темнее. Холодное, глухое время глубокой осени. Ожидание тихих дней зимы и душевного покоя.