kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 5 классепо теме "Второстепенные члены предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 

1.Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.

2.Организовать деятельность учащихся по обобщению и закреплению  знаний по теме «Второстепенные члены предложения»

3.Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме

4.Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

Ход урока:

1.Оргмомент

У. Здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.  Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке. Сегодня на уроке много гостей, но мы спокойны, мы не волнуемся, настроились на работу, всё приготовили к уроку, очень внимательны, сосредоточенны, и у нас с вами всё получится хорошо.

Итак,  начинаем урок. Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

Вот и ноябрь перевалил за половину. Такое красивое, такое щедрое время года близится к завершению. Сегодня я предлагаю вам отправиться на воображаемую экскурсию и назвать наш урок "Уходящая осень" (Слайд 1), а чтобы получше рассмотреть ее, почувствовать  особенности поздней осени, ее красоту, нам необходимо найти помощников.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. (Слайд 2 - примеры).  Ознакомьтесь с двумя группами предложений и скажите, что в них общего и чем они отличаются?

(Одна грамматическая основа и общее содержание; первая группа предложений - нераспространенные  предложения, во втором столбике – распространенные предложения).

            Осень. Воздух бодрит.                              Славная осень! Здоровый, ядреный

            Лед лежит.                                                Воздух усталые силы бодрит.

                                                                                  Лед неокрепший на речке студеной,     

                      Словно как тающий сахар лежит.

Какое предложение помогает нам точнее образнее представить  картину осени? (Второе.)

- Какие члены предложения дают возможность увидеть и почувствовать картину осени? (Второстепенные.)

2. Актуализация темы.

- Как вы думаете, нужны ли  в предложении второстепенные члены? Какова же их роль? (Нужны, они позволяют четко и ярко представлять картины и события, делают речь содержательной, выразительной, без них предложение часто теряет смысл).

- Конечно, второстепенные члены играют важную роль в предложении, без них мы не могли бы выражать свои мысли. А с помощью определений человек выражает не только мысли, но и чувства, эмоции по отношению к изображаемым предметам.

Таким образом, мы с вами нашли помощников в нашем путешествии по завершающему годичный цикл  времени года. Это именно второстепенные члены предложения.

(Слайд 3 - тема урока)

- Ребята, является ли эта тема для вас новой? Назовите, какие второстепенные члены предложения вы знаете?

3. Цели, задачи для  учащихся:

- Как вы думаете, что нам предстоит сделать на этом уроке? Какова его цель?

  • Повторить, что такое дополнение, определение и обстоятельство.
  • Закрепить умение находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении.
  • Тренироваться в употреблении  дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.

      (Слайд 4  -цели)

- Я рада, что наши цели совпали.

4. Повторение, закрепление материала.

1) Что ж, 1-я задача – повторение. Не будем терять времени. У вас на партах есть таблицы-схемы. Они помогут нам систематизировать ваши знания о второстепенных членах. О каких 3 важных составляющих мы должны помнить, рассказывая о второстепенном члене предложения

- На какие вопросы отвечает?

- Какой частью речи выражено?

- Как подчёркивается?

Опорная схема

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                              

 

 

 

 

 

(Слайды 5, 6, 7)

С первой задачей мы справились замечательно. Работаем дальше. Перед нами

2) Лингвистическая задача: (слайды 8, 9)

1) найти в каждом предложении указанный член предложения. (На доске записать в строчку через запятую все найденные члены предложения)

Яркие краски леса постепенно тускнеют. (Подлежащее)

Звезды поблёкли на светлеющем небе.  (Сказуемое)

С деревьев опадают последние листья. 

До слуха доносятся звуки осеннего вальса.  (Определения)

Ветер и мороз завершают свой покос в ноябре. (Обстоятельство)

Дети ждут новогоднего карнавала.  (Дополнение)

2) составить предложение из указанных членов предложения.

В ноябре поблекли последние краски осеннего карнавала.(слайд 10)

(Задание: выполнить синтаксический разбор предложения.)

Физминутка.

5. Творческая работа по маршрутам.

Я думаю, что дальше мы с вами должны отправиться  по разным  маршрутам. 

Чтобы реализовать и 3 задачу урока, мы сейчас  поиграем. (Слайд-деловая игра) Представьте, что мы находимся в редакции школьной газеты «ЗЕРКАЛО». Я главный редактор, а вы корреспонденты. Нужно срочно подобрать материал к специальному выпуску газеты. «Осенние зарисовки» Слушайте задания. Найдите на столе лист жёлтого  цвета. Что, нет его на парте? Ах, да! Я ведь забыла, что, когда я раскладывала задании на парты , открылось окно и ветер унёс их. Давайте поищем вместе.

Задания группам. Инструкция для работы у вас на листах.

1 группа

У: У вас на столе находится текст, написанный  корреспондентом, который не знал ничего о второстепенных членах предложения. Стимул.  Если вы успешно выполните задание, то поможете корреспонденту, который не знал ничего о второстепенных членах предложения и научитесь  сами составлять распространенные предложения. Ваша задача:

1Записать текст, распространив предложения второстепенными членами.

2.Сделать вывод, для чего нужны второстепенные предложения в тексте.

Прошло (какое?) лето. Наступила (какая?) осень. В (каком?) лесу деревья (как?) облетели. Только берёзки сохранили (какие?) листочки. (Как?) лучи озаряют (какой?) лес. Природа готовится к отдыху.

2 группа

У.:  Тут один нерадивый корреспондент перепутал времена года и вместо осени написал о весне. Ваша задача:

1. Написать текст о поздней осени по аналогии, распространив его второстепенными членами.

2.Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте.

Наступление весны.

Солнце светит всё ярче. Лесная дорога оттаяла. Снег заметно осел и почернел. Дует тёплый ветерок.  На дорожках блестят лужи. На деревьях появляются первые листочки. Всё кругом оживает.

3 группа

У.:А ваше задание - самое сложное. Корреспондент написал лишь одно предложение. Вы должны  написать мини-сочинение по данному началу (обратиться к доске), распространяя предложения  второстепенными членами.  Я осторожно шагнула на лесную тропинку… Определите, зачем нужны второстепенные члены. В работе вам поможет картина. Инструкция для работы на карточке.

У.: Я желаю вам творческих успехов. А чтобы лучше настроиться на осенний лад,  вы будете работать под музыку П. И. Чайковского «Времена года» «Осень».

На выполнение этой работы вам даётся 3-4 мин.

Инструменты  проверки.

I.  Прошло  жаркое  лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили последние листочки. Редкие лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к отдыху.

II. Осень.

Солнце светит все тусклее. Степная дорога подмерзает. Снег слегка покрыл землю белым покрывалом. Дует холодный ветерок. На дорожках блестят льдинки. На деревьях остались последние листочки. Все кругом засыпает.

III. Я осторожно шагнула на лесную тропинку и замерла от восхищения. Меня обступали разноцветные деревья, словно раскрашенные волшебницей-осенью. Вот золотоволосая красавица берёзка, изящная, стройная в своём чёрно- белом сарафане. Над ней шелестит своими могучими ветвями дуб. Ярко-зелёная ель раскинула  мягкие  пушистые  лапы.  Осенний лес удивительно красив!

Выступления  групп.

6.  Подведение итогов

-  Молодцы, вы  хорошо справились со своими заданиями. А теперь давайте сделаем вывод:

Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой. И я думаю, что посредством этой работы  вы еще больше приблизились к природе и полюбили её. А любить природу - это значит любить Родину ( М. Пришвин)

 7. Цифровой диктант

     Прослушайте утверждения по теме «Синтаксис». Если вы согласны с ним, напишите цифру 1, если же нет — цифру 0.

1.В русском языке все члены предложения делятся на главные и второстепенные. (1)

2.Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопросы  кто? что? и чаще всего выражен именем существительным или местоимением, в предложении подчеркивается одной чертой. (1)

3.В русском языке косвенными падежами являются все падежи, кроме именительного и винительного. (0)

4.Дополнение в русском языке отвечает на вопросы косвенных падежей (1)

5.Сказуемое в русском языке может быть выражено только глаголом. (0)

6.Если в предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире. (1)

7.Предложение, в котором есть только главные члены предложения, называются нераспространенными. (1)

8.По цели высказывания предложения в русском языке делятся на повествовательные, вопросительные и восклицательные. (0)

9.По эмоциональной окраске предложения в русском языке делятся на восклицательные, невосклицательные и побудительные. (0)

Ответ: 110  101  100

Домашнее задание

Синтаксический разбор предложения

  Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классепо теме "Второстепенные члены предложения" »

Урок русского языка в 5классе

по теме «Второстепенные члены предложения»

Цели:

1.Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.

2.Организовать деятельность учащихся по обобщению и закреплению знаний по теме «Второстепенные члены предложения»

3.Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме

4.Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

Ход урока:

1.Оргмомент

У. Здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. Сегодня на уроке много гостей, но мы спокойны, мы не волнуемся, настроились на работу, всё приготовили к уроку, очень внимательны, сосредоточенны, и у нас с вами всё получится хорошо.

Итак, начинаем урок. Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

Вот и ноябрь перевалил за половину. Такое красивое, такое щедрое время года близится к завершению. Сегодня я предлагаю вам отправиться на воображаемую экскурсию и назвать наш урок "Уходящая осень" (Слайд 1), а чтобы получше рассмотреть ее, почувствовать особенности поздней осени, ее красоту, нам необходимо найти помощников.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. (Слайд 2 - примеры). Ознакомьтесь с двумя группами предложений и скажите, что в них общего и чем они отличаются?

(Одна грамматическая основа и общее содержание; первая группа предложений - нераспространенные предложения, во втором столбике – распространенные предложения).

Осень. Воздух бодрит. Славная осень! Здоровый, ядреный

Лед лежит. Воздух усталые силы бодрит.

Лед неокрепший на речке студеной,

Словно как тающий сахар лежит.

Какое предложение помогает нам точнее образнее представить картину осени? (Второе.)

- Какие члены предложения дают возможность увидеть и почувствовать картину осени? (Второстепенные.)

2. Актуализация темы.

- Как вы думаете, нужны ли в предложении второстепенные члены? Какова же их роль? (Нужны, они позволяют четко и ярко представлять картины и события, делают речь содержательной, выразительной, без них предложение часто теряет смысл).

- Конечно, второстепенные члены играют важную роль в предложении, без них мы не могли бы выражать свои мысли. А с помощью определений человек выражает не только мысли, но и чувства, эмоции по отношению к изображаемым предметам.

Таким образом, мы с вами нашли помощников в нашем путешествии по завершающему годичный цикл времени года. Это именно второстепенные члены предложения.

(Слайд 3 - тема урока)


- Ребята, является ли эта тема для вас новой? Назовите, какие второстепенные члены предложения вы знаете?

3. Цели, задачи для учащихся:

- Как вы думаете, что нам предстоит сделать на этом уроке? Какова его цель?

  • Повторить, что такое дополнение, определение и обстоятельство.

  • Закрепить умение находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении.

  • Тренироваться в употреблении дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.

(Слайд 4 -цели)

- Я рада, что наши цели совпали.

4. Повторение, закрепление материала.

1) Что ж, 1-я задача – повторение. Не будем терять времени. У вас на партах есть таблицы-схемы. Они помогут нам систематизировать ваши знания о второстепенных членах. О каких 3 важных составляющих мы должны помнить, рассказывая о второстепенном члене предложения

- На какие вопросы отвечает?

- Какой частью речи выражено?

- Как подчёркивается?


Опорная схема














(Слайды 5, 6, 7)


С первой задачей мы справились замечательно. Работаем дальше. Перед нами

2) Лингвистическая задача: (слайды 8, 9)

1) найти в каждом предложении указанный член предложения. (На доске записать в строчку через запятую все найденные члены предложения)

Яркие краски леса постепенно тускнеют. (Подлежащее)

Звезды поблёкли на светлеющем небе. (Сказуемое)

С деревьев опадают последние листья.

До слуха доносятся звуки осеннего вальса. (Определения)

Ветер и мороз завершают свой покос в ноябре. (Обстоятельство)

Дети ждут новогоднего карнавала. (Дополнение)

2) составить предложение из указанных членов предложения.

В ноябре поблекли последние краски осеннего карнавала.(слайд 10)

(Задание: выполнить синтаксический разбор предложения.)

Физминутка.


5. Творческая работа по маршрутам.

Я думаю, что дальше мы с вами должны отправиться по разным маршрутам.



Чтобы реализовать и 3 задачу урока, мы сейчас поиграем. (Слайд-деловая игра) Представьте, что мы находимся в редакции школьной газеты «ЗЕРКАЛО». Я главный редактор, а вы корреспонденты. Нужно срочно подобрать материал к специальному выпуску газеты. «Осенние зарисовки» Слушайте задания. Найдите на столе лист жёлтого цвета. Что, нет его на парте? Ах, да! Я ведь забыла, что, когда я раскладывала задании на парты , открылось окно и ветер унёс их. Давайте поищем вместе.

Задания группам. Инструкция для работы у вас на листах.

1 группа

У: У вас на столе находится текст, написанный корреспондентом, который не знал ничего о второстепенных членах предложения. Стимул. Если вы успешно выполните задание, то поможете корреспонденту, который не знал ничего о второстепенных членах предложения и научитесь сами составлять распространенные предложения. Ваша задача:


1Записать текст, распространив предложения второстепенными членами.

2.Сделать вывод, для чего нужны второстепенные предложения в тексте.



Прошло (какое?) лето. Наступила (какая?) осень. В (каком?) лесу деревья (как?) облетели. Только берёзки сохранили (какие?) листочки. (Как?) лучи озаряют (какой?) лес. Природа готовится к отдыху.

2 группа

У.: Тут один нерадивый корреспондент перепутал времена года и вместо осени написал о весне. Ваша задача:

1. Написать текст о поздней осени по аналогии, распространив его второстепенными членами.

2.Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте.


Наступление весны.

Солнце светит всё ярче. Лесная дорога оттаяла. Снег заметно осел и почернел. Дует тёплый ветерок. На дорожках блестят лужи. На деревьях появляются первые листочки. Всё кругом оживает.

3 группа

У.:А ваше задание - самое сложное. Корреспондент написал лишь одно предложение. Вы должны написать мини-сочинение по данному началу (обратиться к доске), распространяя предложения второстепенными членами. Я осторожно шагнула на лесную тропинку… Определите, зачем нужны второстепенные члены. В работе вам поможет картина. Инструкция для работы на карточке.

У.: Я желаю вам творческих успехов. А чтобы лучше настроиться на осенний лад, вы будете работать под музыку П. И. Чайковского «Времена года» «Осень».

На выполнение этой работы вам даётся 3-4 мин.



Инструменты проверки.

I. Прошло жаркое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили последние листочки. Редкие лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к отдыху.

II. Осень.

Солнце светит все тусклее. Степная дорога подмерзает. Снег слегка покрыл землю белым покрывалом. Дует холодный ветерок. На дорожках блестят льдинки. На деревьях остались последние листочки. Все кругом засыпает.

III. Я осторожно шагнула на лесную тропинку и замерла от восхищения. Меня обступали разноцветные деревья, словно раскрашенные волшебницей-осенью. Вот золотоволосая красавица берёзка, изящная, стройная в своём чёрно- белом сарафане. Над ней шелестит своими могучими ветвями дуб. Ярко-зелёная ель раскинула мягкие пушистые лапы. Осенний лес удивительно красив!

Выступления групп.

6. Подведение итогов

- Молодцы, вы хорошо справились со своими заданиями. А теперь давайте сделаем вывод:

Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой. И я думаю, что посредством этой работы вы еще больше приблизились к природе и полюбили её. А любить природу - это значит любить Родину ( М. Пришвин)




7. Цифровой диктант

Прослушайте утверждения по теме «Синтаксис». Если вы согласны с ним, напишите цифру 1, если же нет — цифру 0.


1.В русском языке все члены предложения делятся на главные и второстепенные. (1)

2.Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? что? и чаще всего выражен именем существительным или местоимением, в предложении подчеркивается одной чертой. (1)

3.В русском языке косвенными падежами являются все падежи, кроме именительного и винительного. (0)

4.Дополнение в русском языке отвечает на вопросы косвенных падежей (1)

5.Сказуемое в русском языке может быть выражено только глаголом. (0)

6.Если в предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире. (1)

7.Предложение, в котором есть только главные члены предложения, называются нераспространенными. (1)

8.По цели высказывания предложения в русском языке делятся на повествовательные, вопросительные и восклицательные. (0)

9.По эмоциональной окраске предложения в русском языке делятся на восклицательные, невосклицательные и побудительные. (0)

Ответ: 110 101 100





Домашнее задание

Синтаксический разбор предложения

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

Тихий звон стоит в лесу. Ноябрь – последний осенний месяц, ворота зимы, ее преддверие и запев…Ноябрь – это закат года, время ранних сумерек и поздних рассветов. Дождь и снег – обычные явления в это время года.. Это самый хмурый месяц года. Часто дни крепко окутаны туманом. По природным явлениям ноябрь называют месяцем угасания. Застыли леса и рощи. Поблекли последние краски осеннего карнавала. Улетели в теплые края теплолюбивые пернатые жители, лес стал совсем сонным. Тучи над полями становятся темнее. Холодное, глухое время глубокой осени. Ожидание тихих дней зимы и душевного покоя.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка в 5 классепо теме "Второстепенные члены предложения"

Автор: Коноплёва Надежда Александровна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134520


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства