Конспект урока по русскому языку
Тема: «Что такое распространенные и нераспространенные предложения?»
Тип урока: Освоение новых знаний и способов действий
Цель: формирование речевой, языковой и коммуникативной компетентности на основе знакомства с распространенными и нераспространенными предложениями.
Задачи:
1. Учить детей отличать распространенное и нераспространенное предложения, и находить грамматическую основу.
2. Развивать умение анализировать, делать выводы (познавательные логические УУД), с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, работать в парах (коммуникативные УУД), оценивать себя и других (регулятивные УУД).
3. Воспитывать эмоционально-личностное отношение к предмету (личностные УУД).
Планируемый результат:
1. Дети могут отличить распространенное от нераспространенное предложения, и находить грамматические основы предложения.
2. Дети проявляют умения: анализировать, делать выводы, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, работают в парах, оценивают себя и других.
3. Проявляют эмоционально-личностное отношение к предмету.
Ход урока.
Этапы урока. Формируемые УУД.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Мотивация к учебной деятельности.
Регулятивные УУД (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии)
Личностные УУД (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)
-Здравствуйте, ребята!
-Итак, друзья, внимание.
Повторяйте за мной:
Мы умные!
Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы отлично учимся!
У нас все получится!
-Что необходимо нам для успешной работы на уроке?
Я вам желаю успешной работы.
-приветствуют учителя, настраиваются на познавательную деятельность
-повторяют за учителем
-хорошее рабочее настроение и т.д.
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить)
Коммуникативные УУД: умение выстраивать монологическую и диалогическую речь.
Познавательные логические УУД: построение логической цепи рассуждения; анализ объектов с целью выделения признаков.
Решение проблемы.
Познавательные УУД (анализ с целью выделения признаков)
Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
Познавательные логические УУД: подведение под понятие
Регулятивные УУД (целеполагание, как постановка учебной задачи)
Познавательные УУД (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)
Первичное закрепление.
Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить)
Регулятивные УУД (контроль в форме сличения способа действия и его результатом с заданным эталоном с целью обнаружения отклонении или отличии от эталона)
Организация самостоятельной работы.
Коммуникативные УУД (выстраивание диалогической формы общения)
Регулятивные УУД (умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника)
Прочитайте для себя предложение на слайде:
Сегодня мороз разрисовал все окна домов необыкновенными узорами.
-О каком времени года говориться в этом предложении?
-Как догадались? Какие слова вам помогли узнать?
Спишите это предложение каллиграфическим почерком к себе в тетрадь.
Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте, правильно ли соединены все буквы, красиво ли написано.
-И так, ребята, какие члены предложения вы знаете?
-Что составляют подлежащее и сказуемое?
-Расскажите о подлежащем?
Найдите в данном предложении подлежащее и подчеркните его. (Мороз)
-Что вы знаете о сказуемом?
Найдите в предложении сказуемое и подчеркните его. (Разрисовал)
-Посмотрите на рисунок на слайде. Кто сидит на дереве? (на доске оформляется слово «Соловей»)
-Да, это соловей. Что делает соловей? (на доске оформляется предложение «Соловей поет».)
-Что мы составили?
-Назовите грамматическую основу этого предложения. (на слайде подчеркивается грамматическая основа)
-Давайте дополним предложение. Что поёт соловей?
-Какую? (на доске оформляется предложение «Соловей поет звонкую песню».)
-Сравните два предложения: Соловей поёт. Соловей поёт звонкую песню. Чем они отличаются?
-Какое предложение дает больше информации?
-Как вы думаете, какая тема нашего урока?
-(Слайд 2) Тема нашего урока «Что такое распространенные и нераспространенные предложения»
-Поставьте перед собой цель, что бы вы хотели узнать, чему научиться?
-Сегодня мы узнаем, что такое распространенное и нераспространенное предложение и их отличительные особенности.
-Посмотрите еще раз на слайд и предположите, какое предложение нераспространенное.
-Докажите, что оно нераспространенное.
-Предположите, какое тогда второе предложение?
-Докажите, что оно распространенное.
-Давайте проверим, правильно ли мы дали определили. Откройте учебник на странице 35, прочитайте правило.
-Кто скажет, что такое распространенное предложение? Нераспространенное?
-Найдите упражнение 39-ое. Прочитайте текст, придумайте заголовок.
-Какой заголовок, придумали?
-На какие две группы можно разделить эти предложения?
-Зачитайте только нераспространенные предложения.
-Докажите, что они нераспространенные.
-Зачитайте только распространенные предложения.
-Докажите, что они распространенные.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки к верху потянули!
Раз-два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней,
Здоровей и веселей!
-Найдите упражнение 40-ое. Прочитайте слова и рассмотрите картинку. (Чтение слов вслух).
-В парах составьте из данных слов нераспространенное предложение.
-Какое предложение составили.
У кого не так. Кто составил другое.
-Объясните как вы составили предложение?
-А теперь в парах составьте распространенное предложение.
-Какое предложение составили.
У кого не так. Кто составил другое.
-Запишите распространенное предложение и выделите грамматическую основу.
-Читают предложение, отвечают на вопросы
-о зиме
-ответы детей
-взаимопроверка
-Сказуемое, подлежащее, второстепенные члены.
-Грамматическую основу предложения
-Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает о ком или о чем говорится в предложении и отвечает на вопросы кто? или что?
-Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы что (с)делает? что (с)делается?
-рассматривают, анализируют
-Птичка, соловей
-Соловей поет
-Предложение
-Соловей поет – это грамматическая основа предложения. Соловей – это подлежащее, а поет – это сказуемое.
-Песню
-Звонкую
-анализируют, сравнивают
-Первое – состоит только из грамматической основы, а второе – из грамматической основы и второстепенных членов предложения.
-Второе
-Распространенные и нераспространенные предложения
-Узнать, чем отличаются распространенное и нераспространенное предложение
-Соловей поет.
-Состоит только из главных членов.
-распространенное
-Состоит из главных и второстепенных членов.
-Дают определение
-Читают, придумывают заголовок
-Бодрое утро. Утро.
-На распространенные и нераспространенные.
-Наступает утро. Блеснуло солнце. Запели птицы.
-Т.к. состоят только из главных членов.
-Промчался резвый ветерок. Слабо зашумели деревья.
-Есть второстепенные члены: в первом резвый, а во втором слабо.
-Под, играют, шаловливые, в прятки, лисятки, кустом.
-Лисятки играют.
-Из данных слов выбрали о ком пойдет речь в предложении – это лисятки, затем их действие – это играют.
-Шаловливые лисятки играют в прятки под кустом.
Информация о домашнем задании.
Познавательные УУД (применение методов информационного поиска)
Откройте дневники, запишите домашнее задание с. 35 П., упр.41
-открывают дневники и записывают домашнее задание
Рефлексия учебной деятельности.
Познавательные УУД (рефлексия способов и условий действия; оценка результатов деятельности)
Личностные УУД (оценивание усеваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор)
-Чему мы учились сегодня на уроке?
-Посмотрите на экран, продолжите одну из фраз:
- Мне сегодня понравилось…
- Мне сегодня удалось…
- Мне нужно поработать над…
-А мне понравилось как вы активно работали на уроке, особенно (имя ответила на все вопросы правильно, всегда поднимала руку, с самостоятельным заданием справился без ошибок). Спасибо за урок, мне приятно с вами работать.
Рефлексируют свою деятельность на уроке