Урок по теме «Синтаксический разбор предложения».
Класс 5класс
Тема урока Синтаксический разбор предложения
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: мультимедийный проектор, карточки с загадками
1. Организационный момент
• выполнение задания на повторение изученных орфограмм создает ситуацию успеха;
• учитель диагностирует, насколько прочно усвоены знания;
• актуализируются знания, которые потребуются для изучения новой темы (предложение, повествовательное предложение, восклицательное предложение, вопросительное предложение, побудительное предложение, распространенное, нераспространенное предложение)
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Учащиеся делают орфографический разбор слов разведчик, разведка.
Отвечают на вопросы учителя. Выясняют значение этих слов.
Задает вопросы на уточнение, контролирует правильность выполнения,
После того, как задание будет выполнено, высвечиваются пропущенные буквы.
Орфографическая разминка с пропусками высвечивается на экране
Разве…чик, разве…ка. Выясняется значение слова- обследование чего-либо со специальной целью.
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу
- Проверяем наличие и правильность выполнения домашнего задания, особое внимание уделяем компонентам синтаксического разбора предложений.
- формируем навык самопроверки и взаимооценки;
- совмещаем организационный момент и проверку домашнего задания;
• добиваемся корректности задаваемых ученику вопросов, объективного оценивания.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Ученики перед уроком получают карточки с загадками. Вслух зачитывают загадки и произносят ответ. Остальные ученики внимательно слушают, исправляют, комментируют.
Оценивает ученика, ответы комментирующих учеников.
Собирает тетради.
В карточках с заданиями даны следующие вопросы:
Я- главное средство выражения мысли. Имею грамматическую основу и интонацию законченности. Кто я?
Я – предложение. Содержу рассказ о чем-то, сообщение. В конце меня ставится точка или восклицательный знак. Кто я?
Я – предложение. Заключаю в себе вопрос. В конце меня ставится вопросительный знак. Кто я? Ит.п.
3. Изучение нового учебного материала:
- обобщаем знания о главных членах предложения,
- повторяем различные виды разбора,
- совершенствуем орографические и пунктуационные умения и навыки учащихся.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока
Записывают дату и тему урока.
Формулируют цели.
Надевают воображаемые пилотки.
Восстанавливают алгоритм выполнения синтаксического разбора.
Выполняют синтаксический разбор у доски (1 ученик), остальные проверяют, дополняют, исправляют
Так как это 2-й урок по данной теме, ребята сами могут назвать тему урока.
Задает вопрос: чем мы будем заниматься на уроке?
Учитель связывает начальную орфографическую работу с темой и целями урока: что обозначают слова разведка, разведчик?(обследование чего-либо со специальной целью) Учитель предлагает побыть разведчиками и раскрыть тайны синтаксического разбора.
Задаёт вопрос: что значит выполнить синтаксический разбор предложения.
На доске выполняется разбор предложения:
Расскажите о правописании местоимений.
4. Закрепление учебного материала:
• Добиваемся умения правильно выполнять синтаксический разбор
• Осуществляем самопроверку и взаимопроверку;
• Учитель оказывает индивидуальную помощь тем учащимся, которые затрудняются.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Работают в парах, соотносят предложения с разбором, высказывают свое мнение.
Проверяют вариант соседа, оценивают ответы.
Зашифровывают предложения, осуществляют взаимопроверку.
Вставляют пропущенные слова в предложения, делают синтаксический разбор у доски (3 чел).
Работают с исходными предложениями (1.Парашютисты опустились в центре стадиона.
2.Вдруг послышались легкие шаги.
3. На щеках тают снежинки.
4. Дорогу в саду засыпали листья) В одном находят сказуемое, в другом- определение, в третьем- подлежащее, в четвертом- дополнение. Из полученных слов составляют предложение и выполняют его синтаксический разбор. Осуществляют взаимопроверку.
Проводят рефлексию, оценивают свою работу.
Снимают воображаемые пилотки.
Дает задание на соотнесение предложений и синтаксических разборов.
Контролирует правильность выполнения, по необходимости исправляет ошибки.
Объявляет о том, что сейчас разведчикам придется самим зашифровывать предложения, знакомит с шифром. Контролирует процесс шифрования, оказывает помощь.
Просит помочь расшифровать секретное послание, в котором пропущены слова. Помимо этого, необходимо сделать полный синтаксический разбор полученных предложений.
_____ кот ученый все ходит по цепи кругом.
Русалка на ветвях ____
Три девицы _____ пряли поздно вечерком.
Контролирует выполнение задания
Формулирует следующее задание: составить предложение, выполнив ряд действий. Выполнить синтаксический разбор полученного предложения
Подводит итоги урока:
Что нового вы узнали на уроке?
Как вы думаете, получилось достичь задуманное?
Выставляет отметки.
Не забывается и игровой момент- ученики являются разведчиками.
Для игрового задания используется следующий шифр:
1-подлежащее
2-сказуемое
3- дополнение
4-определение
5-обстоятельство
Зашифрованные предложения выглядят следующим образом:
Ночь уходит 21
Поредел рад сопками туман. 251
Ветер осенний в леса подымается. 1452
Багровое солнце медленно опускалось за край леса. 415253
5. Задание на дом:
• выполнить упражнение;
• выполнить грамматические разборы под цифрами, вспомнить изученные орфограммы, обозначить их графически
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Внимательно слушают объяснение домашнего задания, записывают его в дневник
Комментирует домашнее задание, напоминает об обязательности выполнения грамматических разборов
Возможен вариант творческого задания – составить и записать предложения по схемам.