"Закрепление знаний об имени существительном" Конспект урока
"Закрепление знаний об имени существительном" Конспект урока
Тема урока: "Закрепление об имени существительном"
Цель урока: закрепить знания об имени существительном как части речи, о его грамматических признаках
б) отрабатывать умение определять падеж и тип склонения, правильно писать безударные окончания имён существительных
в) развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся, связную речь
г) обогащать и активизировать словарный запас, творческое воображение, фантазию
Тематика урока - традиции и ценности семьи. Учащиеся делают вывод: неважно, где живёт человек, в старой избе или добротном современном доме. Главное, чтобы в этом доме царили ласка, добро. Чтобы гостей встречали румяными пирогами.
Начало урока - настрой детей на работу под тихую музыку. Словарная работа включает в себя работу с пословицей,в которой учащиеся находят устаревшее слово, подбирают к нему синоним, родственные слова и разбирают их по составу. В результате этой работы, дети определили тему урока.А предложение учителя "Задать вопрос соседу по парте", помогло ребятам оценить свои знания по этой теме. Большая работа была проведена на развитие логического мышления, когда ученики должны были среди существительных найти "лишнее" слово, и доказать почему оно лишнее. В результате дети снова добывают информацию из словаря о слове "традиция"и узнают много полезной для себя информации. Итогом знакомства с новым словом является развитие речи - творческая работа.Урок заканчивается рефлексией, где учащиеся сами оценивают свой урок.
На протяжении всего урока повторяются изученные правила, выполняются различного вида упражнения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Закрепление знаний об имени существительном" Конспект урока »
Урок русского языка 4класс.
Учитель: Сграбилова Ирина Петровна
МБОУлицей № 4
Г. Данков
Тема урока: « Закрепление знаний об имени существительном»
Цели: а) закрепить знания об имени существительном как части речи, о его грамматических признаках
б) отрабатывать умение определять падеж и тип склонения, правильно писать безударные окончания имён существительных
в) развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся, связную речь
г) обогащать и активизировать словарный запас, творческое воображение, фантазию
Оборудование: слайды на экране, тема урока, карточки для самостоятельной работы.
У учащихся: светофоры, карточки – и- е-
Ход урока.
Орг. момент.
.
- Ребята, сегодня у вас необычный урок русского языка. На нём присутствует много гостей. Да и я для вас новый учитель. Зовут меня Ирина Петровна.
-Каким будет наш урок, зависит от вас и от того, как вы будете помогать мне и друг другу. Вместе мы сможем преодолеть все трудности.
- Конечно, мы немного волнуемся. Давайте постараемся успокоиться.
- В природе есть Солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Попробуем сотворить солнце в себе.
- Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличивается. Направляем лучик с добром. Звёздочка стала ещё больше. Я направляю к этой звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, ласку. Теперь звёздочка стала большой, как Солнце. Оно несёт тепло всем-всем.
- Откройте глаза. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами. Итак, за работу!
2. Словарная работа.
-Посмотрите на экран. Прочитайте слова.
Не изба углами , а пирогами красна красна
-Какое из них употребляется реже, чем другие? (изба)
- Что означает это слово? Подберите к нему синоним. (Дом)
- Верно, изба - это дом, жилище.
-Подберите к слову изба однокоренные слова.
-Запишем эти слова на доске и в тетрадях. Вспомните правила посадки при письме. Сядьте правильно.
-Кто желает пойти к доске?
Запись: изба, избушка, избёнка.
- Докажите, что эти слова однокоренные. (Выделить корень)
-Укажите, с помощью, какой части слова они образовались.
-Какой частью речи являются слова? Докажите.
-Перед вами макеты разных жилищ человека.
-Подберите к записанным именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. (Устно)
3. Работа пословицей (в парах)
- У вас на столах лежат карточки со словами, которые вы видите на экране. Помогите своему соседу по парте составить из этих слов предложение.
(Не красна изба углами, а красна пирогами)
- Посмотрите на экран. Проверьте свою работу.
-Посигнальте светофорчиками, такое у вас получилось предложение или нет.
-Для чего в этом предложении нужна запятая?
- К какому жанру устного народного творчества относится это предложение? (Пословица)
- Как понимаете смысл пословицы?
Вывод: неважно, где живёт человек, в старой избе или добротном современном доме. Главное, чтобы в этом доме царили ласка, добро. Чтобы гостей встречали румяными пирогами.
- Соберите карточки, положите их на край стола.
-Подготовимся к записи этой пословицы по памяти.
-Прочитаем пословицу орфографически хором.
Письмо по памяти.
- Запишите красиво пословицу в тетрадь. Не забывайте о правилах посадки.
-Посмотрите на экран. Проверьте свою работу.
4.Подготовительная работа к введению темы урока.
-Итак, мы выяснили, что слово изба имеет значение «дом, жилище».
- А что для нас с вами означает слово дом?
- Прочитайте слова на экране и подумайте, о каком доме я говорю: доброта, доверие, забота, ласка, любовь, уважение, традиции, счастье, крепость.
- Что это за дом? (Семья)
-Да, это семья.
-Что же такое семья?
Читает ученик:
Семья – людей святой оплот,
Надежду жить она даёт,
Даёт простор, даёт тепло
Проблемам и беде назло.
Семья даёт поддержку нам,
С ней всё по силам, по зубам,
Всё по плечу и по судьбе –
Семья, святой поклон тебе!
- Семья – самое главное, самое нужное в жизни. И если в ней царят уважение и доверие, тепло и уют, это настоящее счастье.
-Как вы думаете, почему именно о семье мы говорим в уходящем году?
5. Сообщение темы урока.
- Прочитайте ещё раз эти слова. Подумайте, какой частью речи они являются, и определите тему нашего урока.
Закрепление об имени существительном.
6.Актуализация знаний об имени существительном. Сообщение цели урока.
- Имя существительное вам знакомо с 1 класса. Конечно, вы много знаете об этой части речи.
- Как вы думаете, какие знания об имени существительном мы должны сегодня повторить?
- Задайте вопросы соседу по парте.
- Что такое имя существительное?
- Какие грамматические признаки имеет имя существительное? (род, число, падеж, склонение)
- Как определить падеж?
- По каким признакам определить склонение?
- Для чего нужно уметь определять склонение и падеж имён существительных? (Чтобы правильно писать безударные окончания)
- Итак, сегодня на уроке мы должны закрепить знания о грамматических признаках имени существительного, чтобы правильно писать безударные окончания.
- Правила вы знаете хорошо. Теперь я хочу посмотреть, как вы умеете ими пользоваться.
7. Работа по теме урока. Определение типов склонения имён существительных.
- Продолжим работу с именами существительными, данными на экране.
- Какое слово лишнее? (традиции)
- Почему? (мн.ч.)
-Оставим на время это существительное, к нему мы вернёмся немного позже.
- По какому грамматическому признаку можно разделить эти имена существительные на 3 группы? (по типу склонения)
- Запишите существительные в тетрадь в 3 столбика.
Проверка: Слайд
1 склонение 2 склонение 3 склонение
доброта доверие любовь
забота уважение крепость
ласка счастье
- Проверка. Посмотрите на экран. Просигнализируйте светофорами - согласны вы со мной?
-Докажите, что эти существительные 1 склонения (2,3)
8.Работа со словарём.
- Почему существительное традиции мы не выписали? (Это мн.ч., тип склонения определить не можем)
-Измените число существительного традиции.
- Какое значение имеет слово традиция?
Ответы детей.
-Обратимся к словарю Ожегова. (Показываю)
-Посмотрите на экран. Сколько значений имеет слово традиция?
- Прочитайте 1 значение.
(Слайд) Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
- До начала 20 века в семье жили вместе несколько поколений. Жили дружно, уважали старость, молодых оберегали. Семьи были большими и крепкими.
-Прочитайте 2 значение этого слова.
(Слайд) Традиция – обычай, установившийся порядок в поведении, в быту. (Например, встреча Нового года)
- В нашей стране Новый год стали отмечать по указу российского императора Петра 1 с января 1700 года. До этого момента начало Нового года отмечали 1 сентября, так как к этому времени заканчивалась уборка урожая с полей. Новый год встречали весело, с песнями и танцами.
В счастливой семье эти традиции существуют и поныне.
9. Физкультминутка.
- Нам тоже не стоит пренебрегать традициями. Пора немного отдохнуть.
Руки в стороны и вверх.
Повторяем дружно.
Засиделся ученик –
Разминаться нужно.
Мы сначала всем в ответ
Головой покрутим: «Нет»!
Энергично, как всегда,
Головой покажем: «Да»!
Чтоб коленки не скрипели,
Чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко.
Поднимаемся легко.
Раз, 2,3, чеканим шаг.
Подаёт учитель знак.
Посмотрите все в окно,
Ах, как солнце высоко.
Мы глаза сейчас закроем,
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдём,
Вправо, влево повернём,
А теперь вернёмся в класс
И продолжим наш рассказ.
10. Продолжение работы по теме урока. Работа с текстом.
- Новый год – любимый праздник детворы и взрослых.
- Каков символ этого праздника? (ёлка)
- И нам сегодня не обойтись без этой лесной красавицы. Слайд-ёлка без игрушек) Но ёлочка – то не наряжена!
- Давайте её нарядим. Для этого нужно правильно выполнить задания, которые находятся у вас в конвертах.
-Поработаем с текстом.
- Как он называется?
На праздник… ёлк…
Наступает любимый праздник д…тей. В школ… будет утренник. В зал… гремит музыка. Трудно узнать ребят на м…скарад…
Принц поб…жал по лестниц… за неизвестной кр…савицей. Бал в разгар… Радост… д…тей нет к…нца.
- Прочитайте его (сами и вслух) О чём текст? (о праздновании Нового года в школе)
- Какое задание нужно выполнить? (вставить пропущенные буквы)
-Какие орфограммы должны повторить перед выполнением этого задания?
- Как проверить безударный гласный в корне? В окончании?
- Выполните задание самостоятельно, обозначьте падеж и склонение имён существительных, в которых пропущены окончания.
-Кто затруднится, может воспользоваться карточкой – помощницей, которая находится в том же конверте.
- Кто желает это задание выполнить на доске? (1 ученик на индивидуальной доске)
Карточка – помощница.
( Где? В чём?) в школ…, зал…, разгар…
(На чём?) на маскарад…
побежал по (чему?) лестниц…
нет конца (чему?) радост…
- Пришло время наряжать нашу ёлочку.
Проверка : … будет объяснять, а вы будете помогать мне проверять его (её) работу при помощи светофоров. При каждом правильном ответе на ёлочке будут появляться шарики. Приготовились.
- Кто сумел выполнить работу без карточки – помощницы?
-Молодцы!
Итог: - Вы просто молодцы! Какую красивую ёлку нарядили!
- Посмотрите внимательно, какое ещё нужно выполнить задание?
Разобрать предложение по членам)- Все в тетрадях, 1 ученик на доске. (Светофоры)
11. Творческая работа.
- Новый год – семейный праздник. Его принято встречать дома, в кругу семьи. Как встречают Новый год в ваших семьях? Попробуйте составить рассказ на тему: Новый год – семейный праздник.
-Запишем под диктовку несколько словосочетаний, которые можно будет использовать для составления рассказа.
Запись под диктовку: украшения для ёлки, на пушистой ёлке, сверкалина ветке, подарки от Снегурочки, весело на улице, повесили игрушки, конфеты; читали стихи, пели песни.
-Проверим, как вы написал безударные окончания имён существительных с помощью карточек.
Проверка – карточки и, е.
- Может быть, у кого-то уже сложился рассказ? Запишите его название. Можете воспользоваться тем заголовком, который предложила я – Новый год – семейный праздник. Можете озаглавить по-своему.
-Какие предложения могут войти в ваш рассказ?
-Это и будет вашим домашним заданием.
12. Итог урока.
- Наш урок подходит к концу.
-Какая была тема урока?
-Что нужно знать, чтобы правильно писать безударные окончания имён существительных?
- Что интересного, нового узнали на уроке?
-Я благодарю вас за работу. Мне очень приятно было общаться с вами.
-Сегодня мы с вами говорили о доме. В память о нашей встрече я хочу подарить вам разноцветные домики, которые лежат у вас на столах.
С помощью этих домиков оцените наш урок. Кому он показался интересным - поднимите зелёный домик, кому на уроке было не интересно – красный.