Тема: Падежи имен существительных.
ЦЕЛЬ УРОКА: формировать первоначальное представление о склонении имён существительных;
- вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном; выработать умение изменять по вопросам имена существительные; знакомить учащихся с названием падежей, падежными вопросами; уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа.
- тренировать в умении находить имя существительное, определять его постоянные и непостоянные признаки; писать слова с изученными орфограммами;
- развивать устную и письменную речь, словарный запас учащихся, мышление и орфографическую зоркость;
- воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе, внимательность к русской речи, богатству русского языка; интереса к урокам русского языка.
Оборудование: опорная карта, карточки для работы в парах, лист работы в группах, презентация "Падежи".
Тип урока: урок-путешествие
Ход урока:
Организационный момент: Где-то за горами,
Где-то за лесами
Остров есть чудесный.
И я плыву туда.
А вы со мною? (Да)
-Сейчас прозвучит музыка, а вы назовите ассоциации, которые возникнут у вас. (Звучит заставка к телевизионной передаче "В мире животных" )
Дети называют возникшие ассоциации( животные, обезьяны, лианы.)
-А как называется место где обитают экзотические животные? (Джунгли).
-Вот мы и отправимся в джунгли искать остров " Падежей" (Слайд 1)
Цель нашего путешествия : познакомиться с падежами, узнать чем они отличаются, на какие вопросы отвечают.
-Мы должны подготовиться, взять с собой необходимы знания
Работа по ментальной карте (Слайд 2)
-Чтение ментальной карты ( признаки, род, число ). Исправь ошибки на карте.
-Склонение (Слайд 2, 3)
-У вас на парте лежит опорная карта, ее вы будите заполнять по ходу нашего путешествия.
1. Итак курс: Именительный падеж (Слайд 4)
Именительный падеж - начальная форма имени существительного.
Задание на опорной карте: поставьте существительные в И.п.
Берегом, на ветке, с попугаем, обезьяну.
2. Родительный падеж (Слайд 5)
-запишите на опорную карту вопросы Р.п.
Задание: Как правильно сказать? (Слайд 6 )
У рыбей нет зубей.
У рыб нет зубов.
У рыб нет зуб.
-Каких животных мы встретили в путешествии? Что вы о них знаете?
3. Мы продолжаем путь к Дательному падежу. (Слайд 7)
-Работа в парах. Попробуйте определить падеж выделенных слов.
Дело шуток не любит.
От слов до дела целая верста.
Не по сути дело, а по делу суть.
Проверка (Слайд 8)
Физминутка: игра "Угадай".
4. Винительный падеж. (Слайд 9)
-Заполните карту падежей.
- Прослушайте стихотворение и прокомментируйте правильно ли определен падеж в словах. (Устная работа с комментированием)
5. Творительный падеж. (Слайд 10)
Работа в группах. Учащиеся получают лист для работы в группе.
Цель исследования:____________________________________
Объект исследования:____________________________________
Этапы исследования:______________________________________
Вывод:____________________________________________________
______________________________________________________________
1. В путешествие я отправился с верными друзьями.
2. Все время я работаю с картой.
3. С нашими знаниями это не сложно.
Вывод: Т.п. отвечает на вопросы: Кем? Чем?
6. Предложный падеж. (Слайд 11)
- Мы в гостях у передачи "Радионяня".
-Исправь ошибки в стихотворении. (Слайд 12, 13)
Вывод: среди существительных есть неизменяемые. Например : какаду, шимпанзе, кафе, домино и др.
-Вот и закончилось наше путешествие по острову " Падежей".
Игровая ситуация- закрепление. (Слайд 14)
Итог: посмотрите на свою опорную карту. Сколько падежей в русском языке? Назовите их с вопросами.
Релаксация: У вас на карте нарисовано два безцветных солнышка. Раскрасьте одно из них в цвет вашего настроения на уроке. Объясните, кто хочет, свой выбор.
Оценки за урок.
Домашнее задание: выучить падежи.