Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
ТЕМА. Правописание ударных и безударных окончаний имен существительных
Цель: закрепить и обобщить знания детей о склонении имен существительных, совершенствовать умения определять склонение и падеж существительного, учить различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения, формировать навык правописания окончаний существительных; развивать орфографическую зоркость, умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, сравнивать; воспитывать положительное отношение к учебе, чувства сплоченности.
Методы и приемы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.
Оборудование: учебник «Русский язык» В.П. Канакина,4 класс, рабочая тетрадь, карточки для индивидуальной работы, для работы в группе, интерактивная доска, ноутбук.
Ход урока
І. Организационный момент
Мы сегодня снова будем наблюдать, делать выводы и рассуждать.
А чтобы урок прошел каждому впрок, активно в работу включайся, дружок!
- Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Какие эмоции вы испытываете в начале урока? Что вы ожидаете от урока? А я жду от вас активности на уроке, грамотных ответов.
ІІ Речевая разминка. Каллиграфическая минутка.
Слово «космонавт» давно образовалось из 2-х частичек:
Косм (в древнегреческом языке – «вселенная»)
Онавт («мореплаватель»). Так кто же такой космонавт? (тот, кто плавает по вселенной)
- откройте тетради, запишите число, классная работа. Не забудьте о правильной посадке при письме.
Учитель: руки? Дети: на месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!
Запишите новое словарное слово, вместе проговорим, поделим для переноса, выделим орфограммы.
ІІІ Актуализация опорных знаний. Постановка учебных задач.
- Мы написали новое словарное слово. Какие еще слова на букву «К» мы изучили? (костер, комбайн, комбайнер…). Что у них общего? (первые две буквы, это существительное, заканчивается на согласный…)
- О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (о существительных)
- Что такое имя существительное?
Прочитайте, все ли вопросы относятся к теме нашего урока? (слайд)
* Что такое существительное?
* Что такое склонение?
* Как изменяются имена существительные?
* По каким признакам существительные распределяются по 3-м склонениям?
* Как пишутся ударные и безударные окончания имен существительных?
- Дайте ответы на все вопросы. (…) Какой вопрос остался без ответа? (последний).
- Какие задачи поставим перед собой на уроке? ( узнать, как пишутся ударные и безударные окончания имен существительных….)
Задачи урока: научиться правильно определять падеж существительных, работать над безошибочным написанием ударных и безударных падежных окончаний. Развивать орфографическую зоркость, работать над развитием речи, работать в парах, в группах.
- Давайте вспомним склонения имен существительных.
ІV Физминутка
Если услышите слово 1 склонения – поднимите руки, 2 склонения – стоим, 3 склонения – присесть.
Карандаш, мелочь, банка, стенка, площадь, площадка, сундук, тетрадь, лошадка, класс, окно.
-Молодцы1 Вы не запутались! А выполните ли вы правильно задания, работая в тетради.
V Работа над темой урока
- Выпишите в тетрадь только существительные 1 склонения.
Слайд: Ракета, улица, космос, корабль, море, спутник, Венера, луна, луноход, полет, звезда, мечта, скафандр, игра, космодром, дядя, дедушка.
- Отметьте окончания. Взаимопроверка. (взять карандаш другого цвета).
Слайд: ракета, улица, Венера, луна, звезда, мечта, игра, дядя, дедушка.
Проверить, такие ли существительные выписал сосед. Кто закончил, покажите «домик» (сомкнутые руки).
- Встаньте те, у кого не было не ошибок. Есть, над чем работать, но большинство меня порадовали.
- На какие группы можно разделить выписанные слова (по окончаниям, по родам, связаны с космосом…)
-Моя задумка связана именно с окончанием. ( падает ли ударение на окончание)
- Поставьте ударение во всех словах. Что заметили? ( есть ударные окончания, есть безударные)
Я предлагаю вам следующее задание:
-Просклоняйте одно существительное: 1 вариант – с ударным окончанием, 2 вариант – с безударным окончанием. Выделите окончания.
- Понаблюдайте за тем, что происходит с падежными окончаниями.
Поработайте в «четверках». Понаблюдайте за окончаниями, сделайте вывод об изменениях окончаний в ударной и безударной позициях.
Проверим по учебнику. Найдите ключевые слова (ударные и безударные окончания пишутся одинаково)
Проверим, всегда ли это действует. На партах маленькие листочки со словосочетаниями (глагол+сущ.), определить, в каком падеже стоит данное существительное. Например, долетел до звезд..
В конце класса 4 пункта: Д.п., Р.п., Т.п., П.п.
Подойти к нужному пункту, обсудить, вставить окончания, выбрать человека, который проверит группу. Если готовы, жду сигнала.
- В нашей группе окончания…., это…падеж.
Р.п. –ы,и П.п.- е
Т.п. – ой,ей Д.п. –е, предлоги (до,к)
Как работали группы?
VІ Закрепление изученного материала
Работа в группах. Самоконтроль и самооценка.
Зачитать, поставить окончания.
Зимние народные приметы
1-я группа
Воробьи прячутся в хворост. - на мороз или к метел.
Ворона в крыл. нос прячет - к морозу.
Синичка с утра пищит - к стуж.
2-я группа
Сорока под крышу прячется - к вьюг.
Яркие звёзды зимою - к морозу, тусклые - к оттепел.
Кошка стену дерёт - к непогод., клубком лежит - на мороз.
3-я группа
Держи голову в холод., живот в голод., а ноги в тепле.
В здоровом тел. - здоровый дух.
Спорт - эликсир жизн.
4-я группа
Быстрый и ловкий сбежит от болезн.
От морков. прибавляется крови.
Зима лодыр. морозит.
Вопросы теста:
1. а) Имена существительные бывают собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.
б) Имена существительные бывают нарицательные и неодушевлённые.
2. Укажи существительное второго склонения:
а) в колыбели
б) в кровати
в) в парке
г) в траве
3. а) Форма В.п. ед.ч. является начальной формой имени сущ.
б) Форма И.п. ед.ч. является начальной формой имени сущ.
4. К какому из падежей не подходят вопросы?
а) И.п. — кто? что?
б) Р.п. — кого? чего?
в) Д.п. — кому? чему?
г) Т.п. — о ком? о чем?
5.Укажите, в каких словах пишется окончание — Е:
а) на столик…
б) около сторожк…
в) ветка ел…
г) на сирен…
VІІ Итог урока
- Какую большую работу мы провели? Какой вопрос у нас остался без ответа? Как же пишутся ударные и безударные окончания существительных? Какую учебную задачу мы ставили на уроке? Удалось ли нам ее достичь?
Сравните свое настроение в начале и в конце урока.
Рефлексия.
Сегодня я узнал, что… Было интересно… Было трудно….
Я выполнял задания… Я понял, что… Меня удивило….
Урок дал мне для жизни…. Мне захотелось…
VІІІ Домашнее задание
Какое домашнее задание вы бы хотели получить? В первую очередь – выучить правило, потренироваться в написании окончаний –упр.159
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт