ТЕМА. Правописание ударных и безударных окончаний имен существительных
Цель: закрепить и обобщить знания детей о склонении имен существительных, совершенствовать умения определять склонение и падеж существительного, учить различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения, формировать навык правописания окончаний существительных; развивать орфографическую зоркость, умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, сравнивать; воспитывать положительное отношение к учебе, чувства сплоченности.
Методы и приемы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.
Оборудование: учебник «Русский язык» В.П. Канакина,4 класс, рабочая тетрадь, карточки для индивидуальной работы, для работы в группе, интерактивная доска, ноутбук.
Ход урока
І. Организационный момент
Мы сегодня снова будем наблюдать, делать выводы и рассуждать.
А чтобы урок прошел каждому впрок, активно в работу включайся, дружок!
- Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Какие эмоции вы испытываете в начале урока? Что вы ожидаете от урока? А я жду от вас активности на уроке, грамотных ответов.
ІІ Речевая разминка. Каллиграфическая минутка.
В начале нашего урока немного поиграем. Давайте попробуем отгадать новое словарное слово. Вначале задавайте вопросы, которые помогут отгадать слово. ( вопросы: какого рода? Одушевленное или неодушевленное? Собственное или нарицательное? Сколько в слове букв?.)
Подведем итог: слово м.р., одушевленное, нарицательное, имеет 9 букв…(дети повторяют).
Выясним про предмет: какой цвет? Какой формы? Где живет? Где используют?.
Что же это за слово? (Космонавт)
Дайте определение слову «космонавт».
Слово «космонавт» давно образовалось из 2-х частичек:
Косм (в древнегреческом языке – «вселенная»)
Онавт («мореплаватель»). Так кто же такой космонавт? (тот, кто плавает по вселенной)
- откройте тетради, запишите число, классная работа. Не забудьте о правильной посадке при письме.
Учитель: руки? Дети: на месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!
Запишите новое словарное слово, вместе проговорим, поделим для переноса, выделим орфограммы.
ІІІ Актуализация опорных знаний. Постановка учебных задач.
- Мы написали новое словарное слово. Какие еще слова на букву «К» мы изучили? (костер, комбайн, комбайнер…). Что у них общего? (первые две буквы, это существительное, заканчивается на согласный…)
- О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (о существительных)
- Что такое имя существительное?
Прочитайте, все ли вопросы относятся к теме нашего урока? (слайд)
* Что такое существительное?
* Что такое склонение?
* Как изменяются имена существительные?
* По каким признакам существительные распределяются по 3-м склонениям?
* Как пишутся ударные и безударные окончания имен существительных?
- Дайте ответы на все вопросы. (…) Какой вопрос остался без ответа? (последний).
- Какие задачи поставим перед собой на уроке? ( узнать, как пишутся ударные и безударные окончания имен существительных….)
Задачи урока: научиться правильно определять падеж существительных, работать над безошибочным написанием ударных и безударных падежных окончаний. Развивать орфографическую зоркость, работать над развитием речи, работать в парах, в группах.
Проверить, такие ли существительные выписал сосед. Кто закончил, покажите «домик» (сомкнутые руки).
- Встаньте те, у кого не было не ошибок. Есть, над чем работать, но большинство меня порадовали.
- На какие группы можно разделить выписанные слова (по окончаниям, по родам, связаны с космосом…)
-Моя задумка связана именно с окончанием. ( падает ли ударение на окончание)
- Поставьте ударение во всех словах. Что заметили? ( есть ударные окончания, есть безударные)
Я предлагаю вам следующее задание:
-Просклоняйте одно существительное: 1 вариант – с ударным окончанием, 2 вариант – с безударным окончанием. Выделите окончания.
- Понаблюдайте за тем, что происходит с падежными окончаниями.
Поработайте в «четверках». Понаблюдайте за окончаниями, сделайте вывод об изменениях окончаний в ударной и безударной позициях.
Проверим по учебнику. Найдите ключевые слова (ударные и безударные окончания пишутся одинаково)
Проверим, всегда ли это действует. На партах маленькие листочки со словосочетаниями (глагол+сущ.), определить, в каком падеже стоит данное существительное. Например, долетел до звезд..
В конце класса 4 пункта: Д.п., Р.п., Т.п., П.п.
Подойти к нужному пункту, обсудить, вставить окончания, выбрать человека, который проверит группу. Если готовы, жду сигнала.
- В нашей группе окончания…., это…падеж.
Р.п. –ы,и П.п.- е
Т.п. – ой,ей Д.п. –е, предлоги (до,к)
Как работали группы?
VІ Закрепление изученного материала
Работа в группах. Самоконтроль и самооценка.
Зачитать, поставить окончания.
Зимние народные приметы
1-я группа
Воробьи прячутся в хворост. - на мороз или к метел.
Ворона в крыл. нос прячет - к морозу.
Синичка с утра пищит - к стуж.
2-я группа
Сорока под крышу прячется - к вьюг.
Яркие звёзды зимою - к морозу, тусклые - к оттепел.
Кошка стену дерёт - к непогод., клубком лежит - на мороз.
3-я группа
Держи голову в холод., живот в голод., а ноги в тепле.
В здоровом тел. - здоровый дух.
Спорт - эликсир жизн.
4-я группа
Быстрый и ловкий сбежит от болезн.
От морков. прибавляется крови.
Зима лодыр. морозит.
Вопросы теста:
1. а) Имена существительные бывают собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.
б) Имена существительные бывают нарицательные и неодушевлённые.
2. Укажи существительное второго склонения:
а) в колыбели
б) в кровати
в) в парке
г) в траве
3. а) Форма В.п. ед.ч. является начальной формой имени сущ.
б) Форма И.п. ед.ч. является начальной формой имени сущ.
4. К какому из падежей не подходят вопросы?
а) И.п. — кто? что?
б) Р.п. — кого? чего?
в) Д.п. — кому? чему?
г) Т.п. — о ком? о чем?
5.Укажите, в каких словах пишется окончание — Е:
а) на столик…
б) около сторожк…
в) ветка ел…
г) на сирен…
VІІ Итог урока
- Какую большую работу мы провели? Какой вопрос у нас остался без ответа? Как же пишутся ударные и безударные окончания существительных? Какую учебную задачу мы ставили на уроке? Удалось ли нам ее достичь?
Сравните свое настроение в начале и в конце урока.
Рефлексия.
Сегодня я узнал, что… Было интересно… Было трудно….
Я выполнял задания… Я понял, что… Меня удивило….
Урок дал мне для жизни…. Мне захотелось…
VІІІ Домашнее задание
Какое домашнее задание вы бы хотели получить? В первую очередь – выучить правило, потренироваться в написании окончаний –упр.159
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 4 классе»
ТЕМА. Правописание ударных и безударных окончаний имен существительных
Цель: закрепить и обобщить знания детей о склонении имен существительных, совершенствовать умения определять склонение и падеж существительного, учить различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения, формировать навык правописания окончаний существительных; развивать орфографическую зоркость, умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, сравнивать; воспитывать положительное отношение к учебе, чувства сплоченности.
Методы и приемы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.
Оборудование: учебник «Русский язык» В.П. Канакина,4 класс, рабочая тетрадь, карточки для индивидуальной работы, для работы в группе, интерактивная доска, ноутбук.
Ход урока
І . Организационный момент
Мы сегодня снова будем наблюдать, делать выводы и рассуждать.
А чтобы урок прошел каждому впрок, активно в работу включайся, дружок!
- Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Какие эмоции вы испытываете в начале урока? Что вы ожидаете от урока? А я жду от вас активности на уроке, грамотных ответов.
ІІ Речевая разминка. Каллиграфическая минутка.
В начале нашего урока немного поиграем. Давайте попробуем отгадать новое словарное слово. Вначале задавайте вопросы, которые помогут отгадать слово. ( вопросы: какого рода? Одушевленное или неодушевленное? Собственное или нарицательное? Сколько в слове букв?..)
Подведем итог: слово м.р., одушевленное, нарицательное, имеет 9 букв…(дети повторяют).
Выясним про предмет: какой цвет? Какой формы? Где живет? Где используют?...
Что же это за слово? (Космонавт)
Дайте определение слову «космонавт».
Слово «космонавт» давно образовалось из 2-х частичек:
Косм (в древнегреческом языке – «вселенная»)
Онавт («мореплаватель»). Так кто же такой космонавт? (тот, кто плавает по вселенной)
- откройте тетради, запишите число, классная работа. Не забудьте о правильной посадке при письме.
Учитель: руки? Дети: на месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!
Запишите новое словарное слово, вместе проговорим, поделим для переноса, выделим орфограммы.
ІІІ Актуализация опорных знаний. Постановка учебных задач.
- Мы написали новое словарное слово. Какие еще слова на букву «К» мы изучили? (костер, комбайн, комбайнер…). Что у них общего? (первые две буквы, это существительное, заканчивается на согласный…)
- О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (о существительных)
- Что такое имя существительное?
Прочитайте, все ли вопросы относятся к теме нашего урока? (слайд)
* Что такое существительное?
* Что такое склонение?
* Как изменяются имена существительные?
* По каким признакам существительные распределяются по 3-м склонениям?
* Как пишутся ударные и безударные окончания имен существительных?
- Дайте ответы на все вопросы. (…) Какой вопрос остался без ответа? (последний).
- Какие задачи поставим перед собой на уроке? ( узнать, как пишутся ударные и безударные окончания имен существительных….)
Задачи урока: научиться правильно определять падеж существительных, работать над безошибочным написанием ударных и безударных падежных окончаний. Развивать орфографическую зоркость, работать над развитием речи, работать в парах, в группах.
Проверить, такие ли существительные выписал сосед. Кто закончил, покажите «домик» (сомкнутые руки).
- Встаньте те, у кого не было не ошибок. Есть, над чем работать, но большинство меня порадовали.
- На какие группы можно разделить выписанные слова (по окончаниям, по родам, связаны с космосом…)
-Моя задумка связана именно с окончанием. ( падает ли ударение на окончание)
- Поставьте ударение во всех словах. Что заметили? ( есть ударные окончания, есть безударные)
Я предлагаю вам следующее задание:
-Просклоняйте одно существительное: 1 вариант – с ударным окончанием, 2 вариант – с безударным окончанием. Выделите окончания.
- Понаблюдайте за тем, что происходит с падежными окончаниями.
Поработайте в «четверках». Понаблюдайте за окончаниями, сделайте вывод об изменениях окончаний в ударной и безударной позициях.
Проверим по учебнику. Найдите ключевые слова (ударные и безударные окончания пишутся одинаково)
Проверим, всегда ли это действует. На партах маленькие листочки со словосочетаниями (глагол+сущ.), определить, в каком падеже стоит данное существительное. Например, долетел до звезд. .
В конце класса 4 пункта: Д.п., Р.п., Т.п., П.п.
Подойти к нужному пункту, обсудить, вставить окончания, выбрать человека, который проверит группу. Если готовы, жду сигнала.
- В нашей группе окончания…., это…падеж.
Р.п. –ы,и П.п.- е
Т.п. – ой,ей Д.п. –е, предлоги (до,к)
Как работали группы?
VІ Закрепление изученного материала
Работа в группах. Самоконтроль и самооценка.
Зачитать, поставить окончания.
Зимние народные приметы
1-я группа
Воробьи прячутся в хворост.. - на мороз или к метел...
Ворона в крыл.. нос прячет - к морозу.
Синичка с утра пищит - к стуж...
2-я группа
Сорока под крышу прячется - к вьюг...
Яркие звёзды зимою - к морозу, тусклые - к оттепел...
Кошка стену дерёт - к непогод.., клубком лежит - на мороз.
3-я группа
Держи голову в холод.., живот в голод.., а ноги в тепле.
В здоровом тел.. - здоровый дух.
Спорт - эликсир жизн...
4-я группа
Быстрый и ловкий сбежит от болезн...
От морков.. прибавляется крови.
Зима лодыр.. морозит.
Вопросы теста: 1. а) Имена существительные бывают собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые. б) Имена существительные бывают нарицательные и неодушевлённые. 2. Укажи существительное второго склонения: а) в колыбели б) в кровати в) в парке г) в траве 3. а) Форма В.п. ед.ч. является начальной формой имени сущ. б) Форма И.п. ед.ч. является начальной формой имени сущ. 4. К какому из падежей не подходят вопросы? а) И.п. — кто? что? б) Р.п. — кого? чего? в) Д.п. — кому? чему? г) Т.п. — о ком? о чем? 5.Укажите, в каких словах пишется окончание — Е: а) на столик… б) около сторожк… в) ветка ел… г) на сирен…
VІІ Итог урока
- Какую большую работу мы провели? Какой вопрос у нас остался без ответа? Как же пишутся ударные и безударные окончания существительных? Какую учебную задачу мы ставили на уроке? Удалось ли нам ее достичь?
Сравните свое настроение в начале и в конце урока.
Рефлексия.
Сегодня я узнал, что…
Было интересно…
Было трудно….
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Меня удивило….
Урок дал мне для жизни….
Мне захотелось…
Рефлексия «Метод пяти пальцев» Обвести свою руку и на каждом пальце написать ответ на соответствующий вопрос.
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил? Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа? У (указательный) – услуга, помощь. Чем я помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было мое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
VІІІ Домашнее задание
Какое домашнее задание вы бы хотели получить? В первую очередь – выучить правило, потренироваться в написании окончаний –упр.159