Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема урока: «Род несклоняемых имен существительных»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: формирование у обучающихся навыков определения рода несклоняемых имен существительных.
Задачи:
- познакомить обучающихся со способами определения рода несклоняемых имен существительных;
- развивать умение употреблять в речи несклоняемые имена существительные, согласовывать с ними прилагательные;
- развивать творческое мышление и память;
- воспитывать любовь к слову, обогащать словарный запас обучающихся.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, презентация «Род несклоняемых имен существительных», доска, учебник, тетрадь.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный момент
Приветствие учащихся.
Запись числа.
2. Актуализация знаний и умений: повторение изученного материала
- Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с шуточного стихотворения Аркадия Хайта. Слайд 2
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее я и ты
Без кашна и без пальты.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортопьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню
Хохотал на всю киню.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Интересное кино,
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать:
Будут польта выдавать.
(А. Хайт)
- Какую ошибку допустил Аркадий Хайт?
- Давайте вспомним, что такое несклоняемые существительные? (Слайд 3)
- Итак, к несклоняемым существительным относятся существительные, которые не склоняются.
Метро, кенгуру, кафе, домино, шимпанзе, какаду, кино, пальто, кашне, фортепьяно, пенсне.
Просклонял несклоняемые существительные!
Несклоняемые имена существительные – существительные, которые не изменяются по падежам и числам.
4. Психологическая подготовка к изучению нового материала: создание проблемной ситуации
– Как правильно сказать? (Слайд 4)
Московский метро или московское метро?
Прыгающая кенгуру или прыгающий кенгуру?
Умное шимпанзе или умная шимпанзе?
Белая какаду или белый какаду?
Интересный кино или интересное кино?
Красивая пальто или красивое пальто?
Синий кашне или синее кашне?
Новое пенсне или новая пенсне?
(Затруднения.)
– Почему трудно выполнить задание?
– Какие знания нам необходимы, чтобы выполнить задание?
- А как вы думаете, зачем нам нужно научиться определять род несклоняемых имен существительных?
-Так какая же тема сегодняшнего урока?
Запись темы урока.(Слайд 5)
- Сегодня мы с вами будем исследователями, и нам предстоит большая задача – научиться правильно определять род несклоняемых имен существительных.
Потому что не знаем род несклоняемых существительных
Знать способ определения рода несклоняемых существительных
Чтобы согласовывать их с другими частями речи.
Род несклоняемых им. Сущ.
4.Работа с учебником
- Откройте учебник на стр. 241. Прочитайте про себя правило.
- Марат, расскажи, пожалуйста, какие существительные относятся к мужскому роду?
- Регина, расскажи, пожалуйста, какие существительные относятся к женскому роду?
- Ландыш, расскажи, пожалуйста, какие существительные относятся к среднему роду?
- Сабина, расскажи как определяют род у географических названий?
- Молодцы!
- Теперь вы должны занести полученные знания из учебника в таблицу. (Слайд 6, 7, 9)
М.р.
Ж.р.
Ср.р.
Существительные, называющие лиц мужского пола или животных: конферансье, маэстро, шимпанзе, кенгуру.
Существительные, называющие лиц женского пола: мисс, мадам, фрау, леди.
Существительные, называющие неодушевленные предметы: досье, кафе, меню, пальто, ателье.
Исключения
Пенальти (штрафной удар), сулугуни (сыр)
Авеню (улица), салями (колбаса),
Жюри, шоу, фойе, табло, какао, желе.
(Слайд 8) Есть среди несклоняемых существительных исключения. Так, слова пенальти и сулугуни относятся к мужскому роду (о вкусном сыре скажем вкусный сулугуни, а о штрафном ударе: решающий пенальти).
Слова авеню (улица), кольраби (капуста), салями (колбаса), женского рода, поэтому правильно говорим свежая салями, полезная кольраби.
Слово жюри, шоу, фойе, табло, какао, желе среднего рода: строгое жюри, жюри оценило выступление.
Род слов исключений нужно запомнить, а род остальных несклоняемых существительных научиться определять.
5.Физкультминутка (Слайд 10)
Ребята, наверно вы устали, давайте немного отдохнем.
Мы тихо-тихо встанем.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Киваем головой.
Моргаем мы глазами
И тихо-тихо сядем,
Чтобы начать работу.
6.Закрепление изученного материала
Задание 1. (4 мин.)
Вернемся к нашему шуточному стихотворению.
Выпишите несклоняемые существительные и составьте с ними словосочетания, а также определите род.
(Один ученик читает получившее словосочетание с сущ. м.р, второй – с сущ, ср.р.)
Упражнение 714. (4 мин.)
Подберите к данным существительным прилагательные.
1- 4 с/с – 1-ый ряд, 5-8 с/с – 2-ой ряд, 9-12 с/с – 3-ий ряд.
Задание 2.(Слайд 11) (2 мин.)
- Запишите в тетрадях четвертое лишнее и обменяйтесь тетрадями, сегодня вы сами будете оценивать себя и вашего товарища.
Вспомним критерии оценивания :
0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки –«3»
3 ошибки – «2»
Найти четвёртое “лишнее”.
Портмоне, кольраби, киви, шапито;
Мосье, кенгуру, шимпанзе, мадам;
Лебедь, тополь, шампунь, тюль;
Пенальти, манго, кенгуру, какао
Восстановите текст странички (13 слайд) УСТНО
В Африке учёный вёл дневник. Одна страничка пострадала от дождя. Помогите ему прочитать эту страницу.
Язык местного населения –суахили. Приходится его учить.Ну и трудНЫЙ же язык. Страшный зной. Пришлось смастерить на окнах хижины небольшИЕ жалюзи. Скучаю по родине, вспоминается широкАЯ авеню, что виднелАСЬ из окна моей квартиры.
Очень устаю. Единственное спасение –крепкИЙ чёрнЫЙ кофе. Одна чашечка такОГО кофе сразу поднимает работоспособность. Туземцы подарили мне говорящЕГО какаду и маленькОГО забавнОГО шимпанзе.
7.Рефлексия
(Слайд 17)
- Назовите ключевые слова темы.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как определить род несклоняемых имен существительных?
Род, несклоняемые
7.Выставление оценок
8.Домашнее задание
(Слайд 18)
Параграф 96. Упражнение 715.