kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Род имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку

Класс: 6

Тема. Род имен существительных

Цель урока:

создать условия для активизации познавательной деятельности в получении новых знаний и умений в определении рода имен существительных.

Задачи:

  • научить определять род у имен существительных;

актуализировать имеющиеся знания об имени существительном;

формировать навыки грамотного письма при работе над деформированными предложениями;

  • развивать умение правильно выражать свою мысль, пополнять и обогащать пассивный и активный словарь;

корригировать и развивать мыслительную деятельность (умение сравнивать, группировать, устанавливать несложные связи), долговременную память, устойчивое внимание;

  • воспитывать интерес к учебе, самостоятельность.

Тип урока: изучение нового материала.

Метапредметные связи: чтение, география.

Методы и приемы: наглядный, словесный, прием «Открытие нового знания», дидактическая игра, работа в парах.

Оборудование: ноутбук, аудио сказка, иллюстрации к теме «Род имен существительных», пословицы, карточки для индивидуальной работы, памятки.

Ход урока

  1. Подготовительный этап
  2. Организационный момент.
  3. Психологический настрой

- Ребята, встаньте все у парт красиво,

Поздоровайтесь учтиво.

Тихо сядьте, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

На уроке будьте старательными

Будьте спокойными и внимательными.

Все пишите, не отставая,

Слушайте, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

- Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут внимание, старание, сообразительность, находчивость.

  1. Основной этап

1. Проверка домашнего задания (фронтально)

- Откройте тетради с домашним заданием.

- Какое упражнение было задано?

- Что нужно было сделать в этом упражнении?

- Начнет Стас читать, продолжит Саша.

2. Актуализация опорных знаний.

- Скажите, какую большую тему мы изучаем на уроках русского языка?

- Вспомните все, что вы знаете об имени существительном. Сейчас мы с вами составим ассоциативный куст




 

 

предмет                                                              подлежащее

кто?                                                  что?

одушевленные                                неодушевленные

имена собственные                нарицательные

Изменяются по числам: ед. ч.                 мн. ч.

 

- Кроме письменного задания, наши ребята подготовили стихи об имени существительном

1-й ученик

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам

2-ой ученик

Имя существительное

Очень удивительное.

На вопросы Кто? и Что?

Отвечать оно должно.

3-ий ученик

Все что существует, оно обозначает,

На вопрос кто? и что? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

- Кто расскажет правило, что же такое имя существительное?

- Продолжаем работу. Откройте тетради, запишите:

Пятнадцатое ноября. Классная работа. Словарный диктант.

Берёза, ноябрь, орех, праздник.

Самопроверка (ученики сверяют написанные слова со словами в словаре, который дан в конце учебника).

- Проверьте себя сами: сверьте написанные слова со словами в словаре, который дан в конце учебника.

- Если есть ошибки, исправьте простым карандашом.

- Кто написал без ошибок?

- Кто допустил ошибки? Исправили? Я потом перепроверю.

3. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Имя существительное».

В своей речи мы часто употребляем имена существительные, у них есть свои особенности и признаки. Некоторые признаки мы повторили.

Сегодня вы узнаете ещё об одном грамматическом признаке - это род имени существительного. Для того, чтобы говорить, писать грамотно и красиво, мы должны знать род имён существительных.

- Тема нашего урока: «Род имён существительных». Сегодня мы будем учиться определять род имён существительных, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы.

- Как вы понимаете слово род? (Это семья, родня)

- Запишите тему и определение слова род. Род – семья, родня.

- А сейчас послушайте сказку

4. Прослушивание сказки

5. Работа над правилом.

а) прием «открытие нового знания»

- Какие имена существительные относятся к мужскому роду?

- Какие имена существительные относятся к женскому роду?

- Какие имена существительные относятся к среднему роду?

б) Работа с памяткой

- У вас на партах лежат памятки, прочитайте и постарайтесь запомнить.

- Кто расскажет?

- Давайте «хором» повторим правило.

Имена существительные бывают или мужского, или женского, или среднего рода.

Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой - мужского рода.

Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя - женского рода.

Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, моё - среднего рода.

6. Дидактическая игра «Рассели слова в домики». Работа в парах.

- Пользуясь секретом королевы и, вспоминая правило, поселите имена существительные в три домика по родам. Работаем в парах.

Первая пара выбирает имена существительные только мужского рода

Вторая пара выбирает имена существительные женского рода

Третья пара выбирает имена существительные среднего рода

- После того, как выберете нужные слова, один человек из пары – представитель выйдет к доске и «поселит» слова в нужный домик.

м. р.                                      ж. р.                                       ср. р.

(он, мой)                                (она, моя)                              (оно, моё)

стол                                        парта                                      окно

малыш                                   трава                                               колесо

дождь                                     девочка                                  солнце

- Запишите по два слова в тетради.

Дифференцированное задание: Заза А. записывает все слова, Коваленко В., Атрошенко Б. – по одному слову.

7. Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили.

Всем улыбки подарили.

8. Закрепление.

а) работа с учебником: упр. № 39 С. 25

- Почитайте, что нужно сделать в этом упражнении. Первое слово прочитает Стас.

- К какому роду относится это существительное?

- В какую колонку запишем?

Ученики самостоятельно выполняют упражнение. Атрошенко Б. выполняет упражнение до слова – дедушка.

Индивидуальная работа __________________________________________________

Проверка задания.

Первый ученик читает имена существительные мужского рода.

Второй ученик читает имена существительные женского рода

Третий ученик читает имена существительные среднего рода

Все ученики проверяют.

б) картинный диктант.

Ученики, сидящие на первом ряду, записывают имена существительные среднего рода. Запишите в тетрадях: ср. р. и т. д.

Ученики, сидящие на втором ряду, записывают имена существительные м. рода.

Ученики, сидящие на третьем ряду, записывают имена существительные ж. рода.

Презентация «Иллюстрации к теме «Род имен существительных»

Гриб, кресло, бабочка, мяч свеча, перо, самолёт, капуста, яблоко.

Проверка. Один представитель ряда читает, остальные проверяют.

- Саша, какие имена существительные ты записал, прочитай.

- Егор, ты записал такие же слова? Если – нет, допиши или зачеркни карандашом.

9. Гимнастика для глаз.

Сидя за партами.

1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).

2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).

3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).

4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).

5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.

6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.

10. Самостоятельная работа по карточкам (дифференцированно).

- Следующее задание по карточкам. Внимательно прочитайте задание. Работу выполняйте на каточках.

1) Распределите имена существительные по родам в три колонки: им. сущ женского рода, мужского рода, среднего

ж. р.                              м. р.                              ср. р.

Орёл, сова, облако, доктор, колесо, солома.

2) На карточке записан дифференцированный текст.

Гнал, на, север, большое, ветер, облако.

- Составьте из данных слов предложение, запишите его. У существительных определите род.

Ветер гнал на север большое облако.

- Сдайте карточки. Проверяю, краткий анализ, 2-3 комментария.

11. Игра «Собери пословицу»

- Посмотрите внимательно, прочитайте, подумайте, как собрать пословицу. Пословицы напечатаны на разрезных карточках:

Ученье свет, а неученье – тьма. Мир строит, война разрушает

Найдите в тексте данных пословиц имена существительные, противоположные по значению, определите род.

  1. Заключительный этап.

1. Итог урока (рефлексия).

- О каком грамматическом признаке имени существительного вы сегодня узнали?

- Какого рода они бывают?

- Как определить род имени существительного?

- Вспомните, какую цель урока мы поставили?

- Мы выполнили эту цель?

2. Домашнее задание (дифференцированно).

Выучить правило.

С. 27, упр. 44.

- Стас,  прочитай, что нужно сделать в этом упражнении. Читай первую загадку.

- Найдите имена существительные. Определите их род.

3. Оценка работы обучающихся.

- Мне понравилось, как вы работали на уроке. Были в основном внимательными, активными, давали правильные и полные ответы. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Род имен существительных"»

Конспект урока по русскому языку

Класс: 6

Тема. Род имен существительных

Цель урока:

создать условия для активизации познавательной деятельности в получении новых знаний и умений в определении рода имен существительных.

Задачи:

  • научить определять род у имен существительных;

актуализировать имеющиеся знания об имени существительном;

формировать навыки грамотного письма при работе над деформированными предложениями;

  • развивать умение правильно выражать свою мысль, пополнять и обогащать пассивный и активный словарь;

корригировать и развивать мыслительную деятельность (умение сравнивать, группировать, устанавливать несложные связи), долговременную память, устойчивое внимание;

  • воспитывать интерес к учебе, самостоятельность.

Тип урока: изучение нового материала.

Метапредметные связи: чтение, география.

Методы и приемы: наглядный, словесный, прием «Открытие нового знания», дидактическая игра, работа в парах.

Оборудование: ноутбук, аудио сказка, иллюстрации к теме «Род имен существительных», пословицы, карточки для индивидуальной работы, памятки.

Ход урока

  1. Подготовительный этап

  1. Организационный момент.

  2. Психологический настрой

- Ребята, встаньте все у парт красиво,

Поздоровайтесь учтиво.

Тихо сядьте, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

На уроке будьте старательными

Будьте спокойными и внимательными.

Все пишите, не отставая,

Слушайте, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

- Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут внимание, старание, сообразительность, находчивость.

  1. Основной этап

1. Проверка домашнего задания (фронтально)

- Откройте тетради с домашним заданием.

- Какое упражнение было задано?

- Что нужно было сделать в этом упражнении?

- Начнет Стас читать, продолжит Саша.

2. Актуализация опорных знаний.

- Скажите, какую большую тему мы изучаем на уроках русского языка?

- Вспомните все, что вы знаете об имени существительном. Сейчас мы с вами составим ассоциативный куст

Имя существительное







предмет подлежащее

кто? что?

одушевленные неодушевленные

имена собственные нарицательные

Изменяются по числам: ед. ч. мн. ч.


- Кроме письменного задания, наши ребята подготовили стихи об имени существительном

1-й ученик

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам

2-ой ученик

Имя существительное

Очень удивительное.

На вопросы Кто? и Что?

Отвечать оно должно.

3-ий ученик

Все что существует, оно обозначает,

На вопрос кто? и что? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

- Кто расскажет правило, что же такое имя существительное?

- Продолжаем работу. Откройте тетради, запишите:

Пятнадцатое ноября. Классная работа. Словарный диктант.

Берёза, ноябрь, орех, праздник.

Самопроверка (ученики сверяют написанные слова со словами в словаре, который дан в конце учебника).

- Проверьте себя сами: сверьте написанные слова со словами в словаре, который дан в конце учебника.

- Если есть ошибки, исправьте простым карандашом.

- Кто написал без ошибок?

- Кто допустил ошибки? Исправили? Я потом перепроверю.

3. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Имя существительное».

В своей речи мы часто употребляем имена существительные, у них есть свои особенности и признаки. Некоторые признаки мы повторили.

Сегодня вы узнаете ещё об одном грамматическом признаке - это род имени существительного. Для того, чтобы говорить, писать грамотно и красиво, мы должны знать род имён существительных.

- Тема нашего урока: «Род имён существительных». Сегодня мы будем учиться определять род имён существительных, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы.

- Как вы понимаете слово род? (Это семья, родня)

- Запишите тему и определение слова род. Род – семья, родня.

- А сейчас послушайте сказку

4. Прослушивание сказки

5. Работа над правилом.

а) прием «открытие нового знания»

- Какие имена существительные относятся к мужскому роду?

- Какие имена существительные относятся к женскому роду?

- Какие имена существительные относятся к среднему роду?

б) Работа с памяткой

- У вас на партах лежат памятки, прочитайте и постарайтесь запомнить.

- Кто расскажет?

- Давайте «хором» повторим правило.

Имена существительные бывают или мужского, или женского, или среднего рода.

Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой - мужского рода.

Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя - женского рода.

Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, моё - среднего рода.

6. Дидактическая игра «Рассели слова в домики». Работа в парах.

- Пользуясь секретом королевы и, вспоминая правило, поселите имена существительные в три домика по родам. Работаем в парах.

Первая пара выбирает имена существительные только мужского рода

Вторая пара выбирает имена существительные женского рода

Третья пара выбирает имена существительные среднего рода

- После того, как выберете нужные слова, один человек из пары – представитель выйдет к доске и «поселит» слова в нужный домик.

м. р. ж. р. ср. р.

(он, мой) (она, моя) (оно, моё)

стол парта окно

малыш трава колесо

дождь девочка солнце

- Запишите по два слова в тетради.

Дифференцированное задание: Заза А. записывает все слова, Коваленко В., Атрошенко Б. – по одному слову.

7. Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили.

Всем улыбки подарили.

8. Закрепление.

а) работа с учебником: упр. № 39 С. 25

- Почитайте, что нужно сделать в этом упражнении. Первое слово прочитает Стас.

- К какому роду относится это существительное?

- В какую колонку запишем?

Ученики самостоятельно выполняют упражнение. Атрошенко Б. выполняет упражнение до слова – дедушка.

Индивидуальная работа __________________________________________________

Проверка задания.

Первый ученик читает имена существительные мужского рода.

Второй ученик читает имена существительные женского рода

Третий ученик читает имена существительные среднего рода

Все ученики проверяют.

б) картинный диктант.

Ученики, сидящие на первом ряду, записывают имена существительные среднего рода. Запишите в тетрадях: ср. р. и т. д.

Ученики, сидящие на втором ряду, записывают имена существительные м. рода.

Ученики, сидящие на третьем ряду, записывают имена существительные ж. рода.

Презентация «Иллюстрации к теме «Род имен существительных»

Гриб, кресло, бабочка, мяч свеча, перо, самолёт, капуста, яблоко.

Проверка. Один представитель ряда читает, остальные проверяют.

- Саша, какие имена существительные ты записал, прочитай.

- Егор, ты записал такие же слова? Если – нет, допиши или зачеркни карандашом.

9. Гимнастика для глаз.

Сидя за партами.

1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).

2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).

3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).

4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).

5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.

6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.

10. Самостоятельная работа по карточкам (дифференцированно).

- Следующее задание по карточкам. Внимательно прочитайте задание. Работу выполняйте на каточках.

1) Распределите имена существительные по родам в три колонки: им. сущ женского рода, мужского рода, среднего

ж. р. м. р. ср. р.

Орёл, сова, облако, доктор, колесо, солома.

2) На карточке записан дифференцированный текст.

Гнал, на, север, большое, ветер, облако.

- Составьте из данных слов предложение, запишите его. У существительных определите род.

Ветер гнал на север большое облако.

- Сдайте карточки. Проверяю, краткий анализ, 2-3 комментария.

11. Игра «Собери пословицу»

- Посмотрите внимательно, прочитайте, подумайте, как собрать пословицу. Пословицы напечатаны на разрезных карточках:

Ученье свет, а неученье – тьма. Мир строит, война разрушает

Найдите в тексте данных пословиц имена существительные, противоположные по значению, определите род.

  1. Заключительный этап.

1. Итог урока (рефлексия).

- О каком грамматическом признаке имени существительного вы сегодня узнали?

- Какого рода они бывают?

- Как определить род имени существительного?

- Вспомните, какую цель урока мы поставили?

- Мы выполнили эту цель?

2. Домашнее задание (дифференцированно).

Выучить правило.

С. 27, упр. 44.

- Стас, прочитай, что нужно сделать в этом упражнении. Читай первую загадку.

- Найдите имена существительные. Определите их род.

3. Оценка работы обучающихся.

- Мне понравилось, как вы работали на уроке. Были в основном внимательными, активными, давали правильные и полные ответы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Род имен существительных"

Автор: Никитина Ольга Станиславовна

Дата: 29.03.2017

Номер свидетельства: 404705

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка "Род имени существительных" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rod-imieni-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "245992"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446276467"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Технологическая карта урока русского языка "Род имен существительных во множественном числе""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_russkogo_iazyka_rod_imen_sushchestvitelnykh_vo_mn"
    ["file_id"] => string(6) "475665"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1533743828"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока по русскому языку "Род имен существительного" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-rod-imien-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "158053"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421682606"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка на тему: "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "162984"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422434611"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства