Просмотр содержимого документа
«ЗАКРЕПЛЕНИЕ, ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ «ЧАСТИ РЕЧИ».»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО ВТОРОМ КЛАССЕ
Учитель начальных классов МКНО Рыспекова Дана Канаевна
ЗАКРЕПЛЕНИЕ, ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ «ЧАСТИ РЕЧИ»
Тип урока:
Повторение пройденного материала.
Цели:
закрепление знаний учащихся о частях речи
Задачи:
совершенствовать умение правильно определять и употреблять части речи в предложениях;
развивать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме;
развивать умение сотрудничать в малых группах, уважать мнение товарищей;
воспитывать чуткое отношение к природе.
Оборудование:
магнитофон;
аудиозапись «Волшебный лес»;
схемы;
иллюстрации птиц;
карточки для групповой работы;
план урока.
Форма работы, методы:
наглядный;
словесный;
поисковый;
самостоятельный;
дедуктивный;
интерактивный;
«Таблица», «Четверостишие».
Ход урока:
I.Побуждение.
Организационный момент.
II.Эмоциональный настрой
Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей
- Ребята, какое время года скоро наступит?
(Музыка «Голоса птиц»).
- С приходом весны возвращаются к нам наши друзья - перелетные птицы. Их звонкие голоса наполнят наши сердца радостью и теплом.
Настроение – важный момент в нашей жизни. Улыбнитесь друг другу. Подарите добрые слова.
Обыграть письмо с определением команды.
- Я получила 3 письма. Прошу выйти по одному участнику каждой команды и получить письмо. Раскройте его в команде, внимательно прочитайте и определите, от кого оно пришло.
Первое письмо
Я – предмет, отвечаю на вопросы кто? что? Бываю одушевленным и неодушевленным, имею род, могу быть единственного и множественного числа.
Второе письмо
Я обозначаю признак предмета, могу сделать предметы красивыми, раскрасить их всеми цветами радуги, могу определить, чей это предмет, из чего он сделан, отвечаю на вопросы какой? чей?
Третье письмо
Я обозначаю действие. Без меня ни один предмет не обойдется. Могу быть настоящего и прошедшего времени, отвечаю на вопросы что делать? Что сделать?
- Итак, у нас есть три команды: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол».
- Давайте начнем наш урок с «Минутки чистописания»
I. Минутка чистописания.
- Посмотрите внимательно на доску и угадайте недостающие буквы в данных столбиках, и вы определите тему урока.
1) ПТИЦА – С
ПТИЧИЙ - ?
КОРМИТ – Г
2) ГРАЧ - С
ЧЕРНЫЙ – П
ПРИЛЕТЕЛ -?
СОЛОВЕЙ - ?
ГОЛОСИСТЫЙ - П
ПОЕТ - Г
Посмотрите на доску и определите, какая буква пропущена в данной строке?
П // Г // ?
Прошу вас открыть тетради и прописать строчку по образцу, заменив вопросительный знак недостающей буквой.
Сегодня мы будем заполнять таблицу «Части речи», работая в командах. Давайте посмотрим, из каких разделов состоит таблица ( на доске прикреплена таблица).
II. А сейчас определим задачи урока.
Как мы будем действовать, чтобы заполнить таблицу? (учитель постепенно достает карточки с задачами и прикрепляет их к доске).
Наши действия по схеме:
РАЗМЫШЛЯЕМ ВЫБИРАЕМ ДЕЙСТВУЕМ
А теперь предлагайте ваши действия, как мы будем работать.
классифицировать
углублять
повторять
Наши
действия
закреплять
сравнивать
систематизировать
делать выводы
обобщать
Я хочу добавить еще два действия: классифицировать и систематизировать. Что обозначают эти слова?
Систематизировать – приводить в систему
Классифицировать – размещать, распределять
А материалом для наших действий будут слова, предложения и тексты, связанные с птицами
III. Проведем словарную работу - картинный диктант.
На доске размещены картинки с птицами.
Задание:
Запишите названия птиц, подчеркните орфограммы, поставьте ударения. (Учитель открывает названия птиц и орфограммы)
Ребята, посмотрите на доску и проверьте, правильно ли вы написали диктант.
Студент, проверивший свою работу, оценивает себя, достает из коробки кружок, соответствующий оценке:
«5» - красный, «4» - зеленый, «3» - желтый.
IV. Сейчас продолжим работу в группах. Составление таблицы «Части речи»
У каждой группы на столе лежит текст (одинаковый). Каждая группа выбирает из текста свою часть речи и выделяет ее маркером.
(На доске появляется таблица «Части речи»)
Итак, ребята, посмотрите внимательно на таблицу, в ваши тексты, внимательно прочитайте и сделайте выводы.
Сейчас мы с вами будем заполнять таблицу «Части речи»
У каждой команды на парте лежит лента с ячейками. Прошу вас заполнить первые две ячейки.
1. На какие вопросы отвечает ваша часть речи?
2. Что обозначает ваша часть речи?
Прошу одного студента из каждой команды сделать вывод по заполненным двум ячейкам.
Каждая команда достает из коробки кружок, соответствующий оценке.
V. Работа с карточками. Раздать каждой группе карточки.
1 группа
Птичьи стаи летят на родину.
2 группа
Крылатые друзья уничтожают гусениц.
3 группа
На высоком дереве чирикают воробьи.
Задание:
записать предложения о птицах в тетрадях;
разобрать по членам предложения и определить части речи.
Всей группой разобрать предложение на карточке.
Проверка. Один член команды у доски. После разбора формулируем вывод о частях речи в таблице. Каждая команда берет кружок, соответствующий оценке.
Задание. Прошу вас заполнить третью ячейку вашей ленты «Роль вашей части речи в предложении»
VI. Работа с карточками. Раздать каждой группе карточки.
Задание. Определите, изменяется ли ваша часть речи по числам? Найдите соответствие между словами и числами. Соедините стрелками.
ПТИЦЫ
СОРОКА
ГРАЧ
ВОРОБЬИ
ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО
МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО
СКВОРЕЧНИКИ
КОРМУШКА
ЗЕРНЫШКИ
ГНЕЗДО
ПЕРНАТЫЕ
ГОЛОСИСТЫЙ
ЧЕРНЫЙ
ШУМНЫЕ
ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО
МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО
ХЛЕБНЫЕ
ДЕРЕВЯННЫЙ
ОСТРЫЕ
БЕЛЫЙ
ПРИЛЕТЕЛ
ЧИРИКАЮТ
ПРЫГАЕТ
ПОЮТ
ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО
МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО
КЛЮЕТ
ЧИСТЯТ
КОРМИТ
ПОСТРОИЛИ
Проверка. Один член команды у доски. После разбора формулируем вывод об изменении частей речи по числам.
Прошу вас заполнить четвертую ячейку вашей ленты.
Каждая команда берет кружок, соответствующий оценке.
VII. Работа с карточками. Раздать каждой группе карточки.
Задание. У каждой группы написаны слова. Прошу вас записать их в таблицу и определить имеет ли род ваша часть речи.
СОРОКА
ВОРОБЕЙ
ДЕРЕВО
МУЖКОЙ РОД
СРЕДНИЙ РОД
ЖЕНСКИЙ РОД
ДУПЛО
СИНИЦА
ГРАЧ
ЗВОНКИЙ
ПУШИСТАЯ
ТЕПЛОЕ
МУЖКОЙ РОД
СРЕДНИЙ РОД
ЖЕНСКИЙ РОД
ЗЕЛЕНОЕ
КРАСИВАЯ
ОСТРЫЙ
ЗАПЕЛА
ЗАСТУЧАЛ
ЗАШЛО
МУЖКОЙ РОД
СРЕДНИЙ РОД
ЖЕНСКИЙ РОД
ЛЕТАЛ
ЧИСТИЛА
ИГРАЛО
Проверка. Один член команды у доски. После разбора формулируем вывод, имеет ли род каждая часть речи.
Прошу вас заполнить пятую ячейку вашей ленты.
Каждая команда берет кружок, соответствующий оценке.
Итак, мы заполнили таблицу. Прошу выйти по одному студенту от каждой команды и сделать вывод по всей таблице.
Как вы думаете, почему остались пустые колонки в нашей таблице? В дальнейшем мы познакомимся с другими характеристиками частей речи. Что бы вы могли добавить к характеристике существительного?
Нарицательное и собственное.
Одушевленное и неодушевленное.
Вывод:
Без существительного невозможно высказать свою мысль, прилагательные украшают нашу речь, глаголы обозначают действие, которое происходит. Правильное применение частей речи ведет к грамотному письму.
Оценивание.
Наш урок подошел к концу. Подведем итог урока Каждую команду прошу подсчитать количество кружочков и сделать вывод, насколько вы активно и плодотворно работали в команде. (Анализ)
Молодцы, ребята. Вы очень хорошо потрудились.
Домашнее задание
Прошу вас сочинить свое четверостишие, употребив в нем части речи. Найдите и подчеркните в нем части речи: