kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку повторения и обобщения знаний по теме "Причастие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-обобщение по теме "Причастие" (7-й класс)

 

Задачи:

  • Образовательная: закрепление навыков правильного написания причастий, расстановки знаков препинания при причастном обороте, общей орфографической и пунктуационной грамотности, закрепление умения отличать причастия от других частей речи, пополнение словарного запаса школьников.
  • Воспитательная: воспитание интереса к изучению родного языка, выработка личных качеств: организованности, самостоятельности, самоконтроля.
  • Развивающая: развитие устной речи, навыков самостоятельной работы.

Ход урока

1. Оргмомент.

Начнем урок с загадки. 
– О чем эта загадка? (О причастии.)

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

На протяжении многих уроков мы с вами говорили о причастии. Пришло время, когда мы должны обобщить пройденный нами материал.

Запишите число, тему урока: «Обобщение по теме: «Причастие». 

– Сформулируйте цель нашего урока.

Итак, цель нашего урока повторить теоретические сведения по изученной теме, орфограммы в причастиях, пунктуацию при причастном обороте.

 

2. Фронтальный опрос.

Продолжите фразу: 1. Причастие- самостоятельная часть речи, которая обозначает…
2. Причастия отвечают на вопросы…
3. Причастия бывают…
4. Причастия изменяются…
5. Действительные причастия обозначают…
6. Страдательные причастия обозначают…

4. Чем отличаются действительные причастия от страдательных?

5. Распределительный диктант.

Распределите причастия в 2 столбика, вставьте пропущенные буквы.(2 чел у доски-1 ст. дейст., 2 ст-страд.)

 

Се…щийся дождь; муч…мый сомнениями; стро…щиеся дома; уважа…мый всеми; едва вид…мые облака;
трепещ…щий на ветру; скач…щая лошадь; озаряемый луной

 

6. Работа с текстом.

На картине изображено поднимающееся над гневной пучиной солнце. Оно открывает алые ворота в грядущий день. Только теперь можно разглядеть всё, что недавно было скрыто ночным мраком. Высоко поднимаются яростно ревущие волны. Самая высокая из них устремилась к горсточке людей  спасающихся на обломках мачты. Это девятый вал.

Работа с текстом.

Тема – море на картине Айвазовского.

Основная мысль: море на картине – это грозная стихия.

  • К какому типу речи относится данный текст? (Описание)
  • Какие средства выразительности использованы в  художественном описании моря?

Эпитеты: гневная пучина, яростно ревущие волны.
Метафора: алые ворота в грядущий день.

Почему в тексте используется так много глаголов и причастий? (Море не бывает абсолютно спокойным, с ним всегда что-то происходит, эти изменения и помогают передать причастия).

-найдите в тексте причастия.

-найдите предложение с пунктационной ошибкой, составьте схему предложения.

-выполните морфологический разбор причастия: ревущие

 

7.Что такое причастный оборот? Когда причастный оборот выделяется запятыми?

Расставьте знаки препинания при причастном обороте, выделите причастные обороты.

По вариантам .

          1 вариант

  • На картине изображено море  освещённое лучами утреннего солнца.

2 вариант

  • Солнце закрыто тяжёлыми серыми тучами  нависшими над зеленоватыми волнами.

 

8. Н и НН в суффиксах причастий.

Орфографический диктант  (2 чел.у доски)

Собранный урожай, рассеянные семена, вареное яйцо, книга напечатана, выжженная степь, моченое яблоко, подрезанные деревья, некошеный луг, письмо отправлено, раненый боец, жаренное на углях мясо.

 

9. Подготовка к ОГЭ.

Из данных предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: « В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна н». ( к тексту про море)

 

 

10.  Слепая схема. НЕ с причастиями.

Какое правило зашифровано в схеме?

Слитно

  1. Без НЕ не употребляется
  2.  ……..?........

Раздельно

  1. Есть противопоставление с союзом А
  2. ……?......
  3. Всегда с краткими причастиями

Объясните устно написание причастий с не.

1.      Утром по степи, (не)успевшей остыть за ночь, тянет тёплый ветер.

2.      Поэма состоит из (не)завершённых глав.

3.      Нужная книга (не)прочитана.

4.  Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие холодов.

 

Орфографический диктант ( 1 чел у доски)

Нерешаемая задача; трава не скошена; неубранное поле; книга не прочитана; никогда не знавшие страха;

вещи не собраны; сочинение не написано; ненаписанное сочинение по литературе; тропинка не освещена; дорожки не расчищены; не взволнованное, а успокоившееся море; далеко не решенный вопрос; непрекращающийся ливень; задача не решенная, а только начатая.

 

11. Итог. Что мы сегодня делали на уроке?Выполнили ли  мы поставленную цель?

Вспомнили….

Обощили…

Закрепили…

12. Тест

13. Домашнее задание: выполнить упр . 187

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку повторения и обобщения знаний по теме "Причастие" »

ОТГАДАЙ Вот свойство моё обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю, Глагол по значению напоминаю.

ОТГАДАЙ

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

Двадцать шестое ноября  Классная работа  Обобщающий урок по теме «Причастие»

Двадцать шестое ноября Классная работа Обобщающий урок по теме «Причастие»

Цель урока:

Цель урока:

  • повторить теоретические сведения по изученной теме, орфограммы в причастиях, пунктуацию при причастном обороте.
Какой? Какая? Какое? Какие? Продолжите фразу: 1. Причастие- самостоятельная часть речи, которая обозначает…  2. Причастия отвечают на вопросы…  3. Причастия бывают…  4.Действительные причастия обозначают…  5. Страдательные причастия обозначают…

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

Продолжите фразу:

1. Причастие- самостоятельная часть речи, которая обозначает… 2. Причастия отвечают на вопросы… 3. Причастия бывают… 4.Действительные причастия обозначают… 5. Страдательные причастия обозначают…

Причастие *Действительное * Страдательное -ущ- (-ющ-) -ом- (-ем-) -ащ- (-ящ-) -им-   -вш- -нн-  -ш- -енн- (-ённ-)  -т-

Причастие

*Действительное * Страдательное

-ущ- (-ющ-) -ом- (-ем-)

-ащ- (-ящ-) -им-

-вш- -нн-

-ш- -енн- (-ённ-)

-т-

Распределите причастия в два столбика, вставьте пропущенные буквы. Действительные Страдательные

Распределите причастия в два столбика, вставьте пропущенные буквы.

Действительные Страдательные

Иван Константинович Айвазовский (1817—1900).  «Девятый вал»

Иван Константинович Айвазовский (1817—1900). 

«Девятый вал»

На картине изображено поднимающееся над гневной пучиной солнце. Оно открывает алые ворота в грядущий день. Только теперь можно разглядеть всё, что недавно было скрыто ночным мраком. Высоко поднимаются яростно рвущие волны. Самая высокая из них устремилась к горсточке людей спасающихся на обломках мачты. Это девятый вал.  1. Тема  текста  2. Основная мысль  3.К какому типу речи относится данный текст?   4. Какие средства выразительности использованы в художественном описании моря?  5.Почему в тексте используется так много глаголов и причастий?  - найдите в тексте причастия.  -найдите предложение с пунктационной ошибкой, составьте схему предложения.  -выполните морфологический разбор причастия: ревущие
  • На картине изображено поднимающееся над гневной пучиной солнце. Оно открывает алые ворота в грядущий день. Только теперь можно разглядеть всё, что недавно было скрыто ночным мраком. Высоко поднимаются яростно рвущие волны. Самая высокая из них устремилась к горсточке людей спасающихся на обломках мачты. Это девятый вал. 1. Тема  текста 2. Основная мысль 3.К какому типу речи относится данный текст?  4. Какие средства выразительности использованы в художественном описании моря? 5.Почему в тексте используется так много глаголов и причастий? - найдите в тексте причастия. -найдите предложение с пунктационной ошибкой, составьте схему предложения. -выполните морфологический разбор причастия: ревущие
Причастие с зависимыми словами Причастным оборотом называется Найдите предложения с причастным оборотом, который необходимо обособить запятыми:

Причастие с зависимыми словами

Причастным оборотом называется

Найдите предложения с причастным оборотом, который необходимо обособить запятыми:

  • Воздух похолодал, но над скошенным лугом ещё висит благоухание срезанных и увядающих трав.
  • Путникам надоела бесконечно тянувшаяся степь.
  • От рощи протянувшейся вдалеке узкой полосой веяло прохладой.
Исправьте ошибки в употреблении причастий и причастных оборотов.   1. На картине изображено освещённое море лучами утреннего солнца. 2. Спасающим на обломках мачты людям предстоит ещё одно испытание. 3. Солнце закрыто тяжёлыми серыми тучами, нависшие над зеленоватыми волнами. 4. В тихом зеркале водного пространства отражаются жемчужные облака, ползущих по светлому небу.

Исправьте ошибки в употреблении причастий и причастных оборотов.

1. На картине изображено освещённое море лучами утреннего солнца.

2. Спасающим на обломках мачты людям предстоит ещё одно испытание.

3. Солнце закрыто тяжёлыми серыми тучами, нависшие над зеленоватыми волнами.

4. В тихом зеркале водного пространства отражаются жемчужные облака, ползущих по светлому небу.

Подготовка к ОГЭ  Из данных предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: « В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна н».  На картине изображено поднимающееся над гневной пучиной солнце. Оно открывает алые ворота в грядущий день. Только теперь можно разглядеть всё, что недавно было скрыто ночным мраком.

Подготовка к ОГЭ Из данных предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: « В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна н».

На картине изображено поднимающееся над гневной пучиной солнце. Оно открывает алые ворота в грядущий день. Только теперь можно разглядеть всё, что недавно было скрыто ночным мраком.

Раздельно Есть противопоставление с союзом А …… ?...... Всегда с краткими причастиями   Слитно

Раздельно

  • Есть противопоставление с союзом А
  • …… ?......
  • Всегда с краткими причастиями

Слитно

  • Без НЕ не употребляется
  • …… ..?........
Объясните устно написание причастий с не-.

Объясните устно написание причастий с не-.

  • 1.      Утром по степи, (не)успевшей остыть за ночь, тянет тёплый ветер.
  • 2.      Поэма состоит из (не)завершённых глав.
  • 3.      Нужная книга (не)прочитана.
  • 4.  Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие холодов.
Тест

Тест

  • 2 вариант
  • 1-г
  • 2-б
  • 3-в
  • 4-б
  • 5-г
  • 6-а
  • 7-б
  • 8-б
  • 1 вариант
  • 1-б
  • 2-б,г
  • 3-а,в
  • 4-в
  • 5-б,г
  • 6-б,в,г
  • 7-б
  • 8-г
Подведем итоги урока

Подведем итоги урока

  • Вспомнили….
  • Обощили…
  • Закрепили…
Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • Контрольные вопросы и задания (с. 72)
  • Выполнить упр. 149
Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Презентация к уроку повторения и обобщения знаний по теме "Причастие"

Автор: Яшина Наталья Геннадьевна

Дата: 12.12.2014

Номер свидетельства: 142970

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Урок повторения и обобщения знаний по теме"
    ["seo_title"] => string(51) "urok-povtorieniia-i-obobshchieniia-znanii-po-tiemie"
    ["file_id"] => string(6) "300657"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456766603"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Урок  русского языка "
    ["seo_title"] => string(23) "urok-russkogho-iazyka-1"
    ["file_id"] => string(6) "130911"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416036161"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Тема: «Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие». "
    ["seo_title"] => string(71) "tiema-povtorieniie-i-obobshchieniie-izuchiennogho-po-tiemie-prichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "166002"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422894041"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Урок русского языка   в 6 «б» классе  Обобщение и повторение   по теме «Причастие» "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-russkogho-iazyka-v-6-b-klassie-obobshchieniie-i-povtorieniie-po-tiemie-prichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "128369"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415474897"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Урок русского языка в 7 классе по теме «Причастный оборот. Повторение и обобщение» "
    ["seo_title"] => string(92) "urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastnyi-oborot-povtorieniie-i-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "131910"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416246074"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства