«Закрепление знаний о правописании безударных падежных окончаниях имен прилагательных»
«Закрепление знаний о правописании безударных падежных окончаниях имен прилагательных»
закрепление знаний о правописании падежных окончаний имен прилагательнх.Повторить и закрепить знания об именах прилагательных.Формировать орографическую зоркость у учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Закрепление знаний о правописании безударных падежных окончаниях имен прилагательных»»
Цели урока:
Закрепить знания о парных согласных звуках [ж], [ш];
Закрепить умение различать их на слух и обозначать буквами Ж, Ш;
Нахождение «опасного» места для парных согласных в корне слова;
Продолжить наблюдение над написанием слогов ЖИ – ШИ;
Выделение родственных слов с одинаковым корнем;
Обогащение словарного запаса учащихся;
Знакомство с толковым словарем;
Умение пользоваться им.
План урока
Орг. момент
Сообщение темы урока.
Повторение изученного.
Составление схемы слова, работа со звуками.
Работа над материалом
Игра «ЖИ или ШИ»
Работа с учебником
Физминутка
Правописание ЖИ – ШИ
Выделение родственных слов в цепочке слов с одинаковым корнем
Работа с учебником.
Итог урока.
Ход урока
I. Opг. момент.
II. Сообщение темы урока.
– Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.
-Мы умные, мы дружные
Мы-внимательные, мы- старательные
Мы в первом классе учимся
Всё у нас получится.
-Успеха и удачи вам!
III. Повторение изученного. Проверка домашнего задания.
На этом необычном уроке мы отправляемся в путешествие в Страну Грамматику. А помогу нам в этом волшебные санки.
-Почему сани? ( А потому что сейчас время года зима, декабрь месяц).
Повторяйте за мной.
- Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег
Мчимся мы быстрее всех!
1 станция « Повторяйка»
Д.З. с 38-39 Проверка домашнего чтения.(чтение детьми)
Ребята, скажите,
- На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные).
- Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? (Ударные и безударные).
- Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие).
2. Станция «Учебная»
1. Ребята, как жужжит жук? [ж-ж-ж] Наберите воздух и покажите, как жужжит жук.
2. Назовите одинаковый звук в словах ужи, стрижи, ежи, снежинка, жук, лыжи.(На слайде)
3. - Отгадайте букву - хозяйку урока. Она спряталась в начале слова - отгадки.
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно отвечайте.
Он высокий, он огромный!
Он похож на кран подъемный!
Только этот кран живой,
С настоящей головой.
Тот из вас, конечно, прав,
Кто узнал, что он ...
- Жираф!
- Назовите букву - хозяйку урока.
- Буква ж.
- Найдите среди этих букв нашу хозяйку.
Ж П
З
Т Б Д Г
С Ш
Ф В
К
- Иди, покажи ... А вы напечатайте букву Ж на листочках(которые лежат на столах) 2-3 раза.
- Посмотрите, какую букву напечатал .. Поднимите руку, кто напечатал такую же.
- У меня тоже есть буква Ж (показать слайд). Назовите слова, в которых живет буква Ж.
- Живот, жаба, жаворонок, жеребенок
- А есть ли у буквы Ж подружка?
- Да, буква Ш.
- Почему они подружки?
- Потому, что они парныe согласные.
- Какие еще парные согласные вы знаете? Составим
табличку.
Ж Ш
Б П
З С
Г К
В Ф
Д Т
- Прочитайте хором парные согласные.
- Ж-Ш, Б-П, З-С, Г-К, В-Ф, Д-Т.
-Назовите буквы, которые обозначают в рус.яз. всегда твёрдые звуки (Ж-Ш и Ц, которую мы не учили)
Дайте характеристику данным звукам (На письме этот звук обозначается буквой Ж, парная согласная, звонкая, обозначает твёрдый звук, шипящая, на письме звук ш обозначается буквой Ш, парная согласная, глухая, всегда твердая, ) (Сделать на слайде)
Итак, кто из вас сможет сказать чем мы будем сегодня заниматься на уроке , какова цель нашего урока? Продолжать знакомиться с буквами Жж и Шш и звуками [ж],(ш) читать и составлять слога, слова и предложения, в которых есть данные буквы.
Грамматическа сказка
«Как поссорились шипящие с некоторыми буквами»
Жили-были на свете шипящие Ж,Ш,, а неподалеку жили гласные У,Ю,И,Ы,А,Я. Жили они дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, а остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут. Когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы,Ю,Я. Искали-искали, с ног сбились, - до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы,Ю,Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят. Чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ-ШИ, а позже мы с вами познакомимся с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ!
- Какое правило мы должны помнить о их правописании (Жи-Ши- пиши с И)
Перед вами слова. Прочитайте их. Жили и шили.
Составим схему этих слов. Я у доски, а вы на листочках.
Сколько звуков в слове жили?(4).Рисуем 4 квадратика.
Какой первый звук?(ж-согласный ,парный,звонкий.твердый).Что мы ему нарисуем в квадратике?
3 Станция «Загадочная»( загадки для детей с отгадками на букву ж и ш)
Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Если в воздухе кружусь, Тут уж вдоволь нажужжусь.(жук)
Какой звук Ж?
Длинноногий, длинношеий, Длинноклювый, телом серый, А затылок голый, красный, Бродит по болотам грязным, Ловит в них лягушек, Бестолковых попрыгушек. (журавль)
Лестница стальная
На земле лежит,
А по ней железный
Чудо-конь бежит. (Железная дорога)
Сижу верхом, Не знаю на ком, Знакомца встречу — Соскочу, привечу.(шапка)
Пушистый сугроб,
В него залез —
И в нём тепло,
Тело облепил,
От мороза укрыл.(шуба)
6. Лёгкий и воздушный,
Ветерку послушный.
В облаках летает,
А куда — не знает. (Шар)
7. Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда. А лишь тогда,
Когда бывают холода. (Шарф)
4 Станция «Слоговая» Работа на наборном полотне.
-А сейчас мы будем делить слова на слоги ( на слайде слова) .
Жук, сне-жин-ка,жи-раф, жи-лет, жу-рав-ли
-Какие слова относятся к односложным словам? (1 слог)
-Какие слова относятся к двусложным словам? (2 слога)
-Какие слова относятся к трёхсложным словам? (3 слога)
3.Работа над новым материалом.
Работа с учебником.
-Дифференцированная работа. Работа по учебнику.
Откройте учебник на ст.52
Какие предметы нарисованы?(жук, шмель,шаль)
Какое слово спрятано в первой схеме? В слове шмель сколько букв и сколько звуков? Какой первый звук? Второй?(и т.д.) Какое слово спрятано во второй схеме? О чем нам говорит ? знак(слово жук спрятано во второй схеме или шаль)
Чтение коротких слов на странице 52.Чтение слов цепочкой.
Что вы можете сказать о словах Женя и Жанна?.
Далее что написано посередине.
Чтение слов по столбикам.
На стр.52 учитель читает рассказ.
О чем говорит большая черточка в рассказе?(нужно рассказу дать название)
Какое вы дадите название?(Жмурки) Почему? Вам понравился этот рассказ? А кому хочется еще раз прочитать этот рассказ?
(чтение цепочкой по предложениям.) Прочитаем его еще раз по предложениям.
Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
- Вы знаете, что хорошая хозяйка гостеприимна. Вот и наша буква Ж тоже пригласила гостя. Кто это?
Он такой со всех сторон колючий, Что на нем иголки просто кучей. Он похож на маленькую горку. Ищет он грибы и тащит в норку. Носик у него курносый черный, А характер тихий, но упорный. По траве он бродит без дорожек. Ты его не бойся. Это …
- Ёжик.(показ на слайде)
Физминутка «Еж»
Игра «Определи звук»
Учитель произносит слова. Если в слове слышится звук (Ж) дети приседают, в случае его отсутствия – встают и поднимают руки вверх.
Выделение родственных слов в цепочке слов с одинаковым корнем.
- Каждый человек приходит в гости не с пустыми руками, обязательно приносит и подарок. Вот и наш ёж тоже принес подарок - слова. Прочитаем хором.
ЁЖ ЕЖИХА
ЕЖОНОК
ЕЖЕВИКА
ЕЖОВЫЙ
- Что интересного вы заметили?
- Это слова - родственники.
- А все ли родственники? Какое слово исключим?
- Исключим слово «ежевика».
- Почему?
- Потому что оно обозначает растение, ягоду.
- Прочитаем оставшиеся слова.
- Ёж, ежиха, ежонок, ежовый.
- Что их объединяет?
- Общая часть ЕЖ и смысл, они относятся к животному.
- Придумайте предложение, используя данные слова.
- Ежонок свернулся клубочком.
- Мать- ежиха кормит ежонка.
- Ёжик несет на иголках яблочко
5 Станция «Игровая» на слайде
Правописание ЖИ - ШИ.
- Вы все так весело танцевали, что даже некоторые буквы не удержались иупали.
Ж.РАФ
МАШ. НА
ХОРОШ.Й
Ш.ШКА
Ш.ПЫ
Ж.ЗНЬ
- Давайте буквы вернем на место.
- Жираф - И
- Машина - И
- Хороший - И
-Шишка - И
-Шипы - И
- Жизнь - И
- Какое опасное место встретили в словах?
- Сочетание ЖИ - ШИ.
- О чем надо помнить при написании таких слов?
- Знаем твердо ЖИ и ШИ
Пишем только с буквой И.
7 Станция «Угадай-ка»
-Найдите на слайде 4 слова с буквой Жж и с буквой Ш на картинке (морж, варежки, мороженое, медвежонок, снежинки и другие картинки на другие буквы)
На слайде слоги напечатаны.
гру лы мы чи лу пы
ши ши ши жи жи жи
Груши, лыжи, мыши, чижи, лужи, шипы.
Учитель. Какая орфограмма есть во всех получившихся словах? (Правописание сочетаний Жи и Ши.)
Проявим своё творчество. Мы будем учиться составлять рассказ по картинкам.
-Посмотрим мультфильм (отрывок) «Уроки тетушки Совы про букву Ж и Ш»
VII. Итог урока.
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.
-Чем сегодня занимались на уроке? (продолжали изучать букву Жж, находили эту букву в словах, составляли звуковой анализ слов, учились составлять рассказ по картинке)
-Дополнить предложение: « Я теперь знаю, что буква Жж… Я теперь знаю, что букваШш…..»
(Всегда в русском языке твёрдая, шипящая, звонкая)
-Как пишутся сочетание жи ши?(с буквой И)
- Вот и подошел наш урок к концу. Хозяйка урока буква Ж приготовила для ежа угощение - яблочки, ведь он очень их любит.
Яблочки лежат у вас на партах. Возьмите их. Если вам понравилось на уроке, нарисуйте веселый ротик. Если на уроке вам было скучно - грустный. Положите яблочки ёжику в корзину.( под музыку)
- Как много веселых яблок. Нет ни одного грустного.
Конспект урока чтения в 1 «Б» классе по теме: «Звуки и буквы Ж и Ш, чтение слов и предложений с этими звуками.»