Учитель: Богдан Е.А
Предмет: русский язык
Класс: 4
Дата:_____________
Тема: Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и во множественном числе.
Цель: Познакомить учащихся с особенностями склонения имен прилагательных в единственном и во множественном числе.
Задачи:
- Организовать деятельность учащихся по знакомству и отработке навыков правописания падежных окончаний имен прилагательных в единственном и во множественном числе.
- Развивать творческие способности учащихся, способствовать развитию логического мышления.
- Воспитывать интерес к обучению, любовь и уважение к русскому языку; чувства сотрудничества и сплоченности, культуры общения и поведения.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, карточки со словами, карточки – задания
Ход урока
- Орг. момент
Вступительное слово учителя.
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи.
Ватага ребят спешит в школу,
Садится за парты свои.
Весёлые, умные лица…
Встречали мы все их не раз,
Заглянем сегодня немного
В обычный четвертый наш класс.
2. Оформление тетрадей.
Минута чистописания.(какая орфограмма спряталась?)
3.Формирование новых знаний.
Работа над эпиграфом к уроку:
Я – часть речи интересная,
Миру широко известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
-Какая часть речи может так себя охарактеризовать? (конечно, имя прилагательное)
4. Актуализация опорных знаний.
-Вспомним, что мы знаем об имени прилагательном.
- Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает?
- С какой частью речи связано? Как изменяется?
- Как называется изменение имен прилагательных по числам и родам?(склонение)
- Как определить род, число, падеж прилагательного? (Падеж прил. определяется по падежу имени сущ., к которому оно относится.)
- Какую роль играют прилагательные в нашей речи? (имена прилагательные обозначают признаки предметов, а необходимы для того, чтобы сделать нашу речь интереснее, красочнее, выразительнее).
– Если я скажу, что имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопрос (кто?) или (что?), права ли я буду? (Нет).
- Кто сможет дать правильное определение имени прилагательного.
- Назовите основные признаки прилаг.-(цвет; форму; вкус; материал; черты характера; внешность, качество и т.д.)
На доске запись:
Ед. ч. Мн. ч.
сладкий полезный сок соки (какие?) сладкие полезные
узкая зимняя дорога дороги (какие?) узкие зимние
глубокое синее озеро озёра (какие?) глубокие синие
Ребята посмотрите внимательно на словосочетание, чем они отличаются?
Итак, сформулируйте тему нашего урока.
– Как вы думаете, какая перед вами стоит задача на уроке? (Научиться склонять прилагательные в ед. и во мн.ч)
Сообщение целей: - Сегодня на уроке мы поговорим об имени прилагательном и правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и во множественном числе.
- Как определить число имени прилагательного? (по существительному)
5. Работа по учебнику.
С.73 правило, с.81 правило. Упр.251 с. 83
№1. Определить число имен прилагательных( по цепочки): глубокое озеро, высокий дуб, спелая земляника, кремлевские куранты, белое облако, простые карандаши, глупый вопрос, красивое платье, умные девочки, шумный класс.
Вывод:
– Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе? (-ые, -ие)
– На какой вопрос отвечают прилагательные во множественном числе? (какие?)
– Какие окончания имеют имена прилагательные в единственном числе? (Ж.р – ая - яя.;М.р. –ый – ий: С.р.-ое - ее)
– Что вы знаете о роде имен прилагательных в ед. числе? (род зависит от имени сущ.)
– Что вы знаете о роде имен прилагательных во мн.числе?(род определить нельзя, только в единственном числе)
6. Физминутка
А теперь всем детям встать, руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать, руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко и отправились в дорожку.
Мы шагаем по дорогам, поднимай повыше ногу!
1 – 5 – топаем ногами,
1 – 5 – хлопаем руками,
1 – 5 – будем нагибаться.
А теперь все дружно сядем заниматься!
Игра «Четвертый лишний».
Розовый, красивый, фиолетовый, оранжевый;
Стеклянный, железный, золотой, интересный;
Высокая, умная, полная, темноволосая;
Добрые, вежливые, прилежные, снежные;
Соленое, кислое, волшебное, сладкое;
Круглый, овальный, большой, прямоугольный.
Смелый, трусливый, храбрый, отважный;
Стеклянный, хрупкий, деревянный
Пасмурный, ненастный, ясный, дождливый
Добрый, умный, ласковый, нежный
Хороший, замечательный, прекрасный, молодой
Смелый, отважный, высокий, решительный
Игра «Антонимы»
Горячий, белый, холодное, сладкая, солнечная, квадратный, добрая, умный, низкое, молодое.
7. Работа по каточкам.
Задание. Согласуйте данные в скобках прилагательные с существительными, выделите окончания.
Наступила зима с ( трескучий) морозами, с ( глубокий) сугробами. Обрядила волшебница сосны и ели в ( тяжелый, снеговой) шубы. До самых бровей нахлобучила им ( белоснежный) шапки. ( Пуховый) варежки на ветки надела.
Самопроверка.
Работа со слабоуспевающими. – Нелли у доски
Спиши текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите падеж прилагательных множественного числа.
Пришла зима с трескуч… морозами, шумн… вьюгами, глубок… сугробами. В зимн… лесу на снегу видны узоры зверин… следов. Трещат лют… морозы.
8. Закрепление.
Работа в парах. Подберите пару “имя прилагательное + имя существительное” и вставьте недостающие окончания имен прилагательных.
холодн.
характер
золот.
запах
гостеприимн.
котенок
скверн.
жара
спел.
небо
голуб.
погода
терпк.
хозяйка
палящ.
хозяйка
ласков.
кольцо
Ответ: холодная погода, золотое кольцо, скверный характер, гостеприимная хозяйка, голубое небо, ласковый котенок, спелое яблоко, палящая жара, терпкий запах
9. Итог урока.
Урок приблизился к концу,
А я у вас спросить хочу: Вспомните тему нашего урока.
- Что нового и важного узнали сегодня на уроке?
- Чему научились?
- Как правильно написать окончание имен прилагательных в ед. и во множественном числе?
- Какую роль играют прилагательные в речи?
– Как определить грамматические признаки прилагательного? (по существительному)
– Как определить безударное окончание прилагательного? (по окончанию вопроса – “что в вопросе, то в ответе”)
- Какая была цель нашего урока?
- Как вы считает мы достигли цели урока?
Рефлексия.
- Если вы поняли тему урока, приклейте стикер на солнышко.
- Если вам что-то не понятно, приклейте стикер на солнышко, которое прячется за тучку.
- Если вы не поняли тему урока, приклейте стикер на тучку.
Деффиренцированное дом.зад по карточкам.
Оценивание с комментированием.