kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Склонение имен прилагательных. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа.

Цель. Познакомить со склонением имен прилагательных единственного числа.

Планируемые результаты.

Предметные: учить распознавать падежи имен прилагательных мужского и среднего родов, расширять словарный запас.

Личностные: концентрировать внимание, волю для преодоле­ния интеллектуальных затруднений, воспитывать интерес к обучению, чувства коллективного сопереживания и сотрудничества, сплочённости, культуру общения и поведения.

Метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; формировать умение принимать участие в обсуждении поставленных вопросов, развивать мышление, внимание, память, наблюдательность, письменную и устную речь учащихся через построение собственных высказываний, устанавливать соответствие полученного результа­та поставленной задаче..

Ход урока

I. Мотивация.

 (Слайд 1) по клику мыши происходит анимация текста стихотворения

(Стихотворение читает учитель, дети следят)

Чародейкою зимою
Заколдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он околдован, –
Не мертвец и не живой, –
Сном волшебным очарован,
Легкой цепью пуховой…

Ф.И.Тютчев

– О чем стихотворение? (О зиме)

– Мы отправляемся на прогулку в зимний лес.

II. Формулирование темы урока.

– Какие слова в стихотворении помогли нам представить красоту зимнего леса? (Имена прилагательные)

– Дайте определение имени прилагательного. (Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Имена прилагательные изменяются по числам, в единственном числе по родам)

– От чего зависит род и число имени прилагательного? (От рода и числа имени существительного, с которым оно связано)

– О чем будем говорить на уроке?

– Правильно. Сегодня мы продолжим изучать эту часть речи и узнаем, как еще могут изменяться имена прилагательные.

III. Актуализация знаний.

– Откройте тетради, запишите дату, “Классная работа”.

– Отгадайте загадку.

(Слайд 2)

Замечательный художник
У окошка побывал.
Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал?

(Мороз)

По клику мыши на слайде появляется отгадка и образцы написания элементов букв, слоговза, зи, зу, слова “зима”

– Пропишите сочетания букв по образцу.

– Подберите к слову зима подходящие по смыслу имена прилагательные. Запишите словосочетания.

Вьюжная зима, снежная зима, теплая зима, лютая зима, долгая зима.

– Какого числа и рода употребили имена прилагательные. Как определяли? (По слову “зима”)

– Придумайте предложение с одним из словосочетаний.

(Дети составляют предложения, каждый высказывает свое).

– Запишите свое предложение или то, которое больше понравилось. Дайте характеристику предложению, разберите по членам предложения и частям речи.

(Самостоятельная работа в тетрадях.)

– Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.

IV. Открытие нового знания.

(Слайд 3)

– Просклоняйте по падежам словосочетания: снежная зима, снежный ком, снежное облако. Выделите окончания.

(Три ученика работают у доски, остальные в тетради).

– Что заметили? Как изменялось имя прилагательное, когда мы его склоняли по падежам? (Изменялось окончание) по щелчку мыши появляется таблица

– Сделайте вывод. (Имена прилагательные изменяются по падежам)

– От чего зависит падеж имени прилагательного? (От имени существительного, к которому оно относится)

– Верно. Падеж имени прилагательного так же, как и род, и число, зависит от имени существительного, с которым оно связано. Прочитайте правило в учебнике на стр.143.

– Составьте алгоритм определения падежа имени прилагательного. По щелчку мыши переход на 4 слайд

(Слайд 4 )

Пункты алгоритма и пример появляются при щелчке мыши

Алгоритм

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.
  2. Определить падеж существительного.
  3. По падежу существительного определить падеж прилагательного.

По управляющей кнопке возврат на 3 слайд

– Посмотрите внимательно на таблицу. Скажите, какого рода имена прилагательные склоняются одинаково? (Мужского и среднего, кроме И.п. и В.п.)

По щелчку мыши по прямоугольнику выделяются окончания, по управляющей кнопке переход на 5 слайд

(Слайд 5)

ЗОЛОТОГО

БОЛЬШОМУ

ЖИВЫМ

О РОДНОМ

СПЕЛОГО

СКАЗОЧНОМУ

ВОЛШЕБНЫМ

О СНЕЖНОМ

– Сравните, что заметили? (В первом столбике у прилагательных ударные окончания, а во втором – безударные.)

– В написании каких прилагательных не возникнет затруднение? (В написании прилагательных с ударными окончаниями)

– А как будем проверять правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода? Можно сказать, что безударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные? Сформулируйте правило.

ФИЗМИНУТКА

А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко

И отправились в дорожку.

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Раз, два, три, четыре, пять, топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять, хлопаем руками.
Раз, два, три, четыре, пять, будем нагибаться.
Раз, два, три, четыре, пять, сядем заниматься.

V. Первичное закрепление и самостоятельная работа по эталону.

– Самостоятельно просклоняйте словосочетания:1 ряд – зимний день, 2 ряд – зимнее утро.

– Проверьте. (Слайд 6)

– Как пишутся безударные падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода?(Безударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные.)

– Сделайте звукобуквенный разбор слов зимний, день.

(Два ученика у доски, остальные в тетради).

– Напишите по памяти стихотворение “Морозный день”, упр. 280. Определите падеж имен прилагательных.

(Дети работают самостоятельно, индивидуальная работа с учащимися, по окончании работы фронтальная проверка)

– Как определить падеж имени прилагательного?

VI. Включение в систему знаний.

(Следующее задание используется как резервное).

– Найдите в словаре в конце учебника слова, подходящие к теме “Зима”. Придумайте с ними словосочетания “прил. + сущ.”. Запишите, подчеркните непроверяемую букву.

(Дети выбирают) декабрь, мороз, пальто, погода, север. (Составляют словосочетания) Например, морозный декабрь, трескучий мороз, зимнее пальто, теплая погода, крайний север.

– Обозначьте род имен прилагательных.

– От чего зависит род, число и падеж имен прилагательных?

(Ученик говорит правило)

VII. Рефлексия.

(Слайд 7)

– Наша прогулка закончилась, мы пришли домой.

– Д/з. правило стр.143, упр. 281. Прочитайте задание. Кому не понятно как выполнять?

– Что нового узнали на уроке?

– Какое задание больше понравилось?

– Какое вызвало затруднение?

– Всем спасибо, вы хорошо потрудились.

(Оценивание работы учащихся на уроке, выставление отметок)

Использованы материалы:

  1. Рамзаева Т.Г. Русский язык 4 кл.: Книга для учащихся. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Рамзаева Т.Г., Щеголева Г.С. Русский язык. 4 кл.: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2001.
  3. Рисунки: Дед Мороз, сказочный домик О. Вороновой.
  4. http://forum.materinstvo.ru – рисунки зимнего леса.
  5. http://kidlib.ru/fizminutk – физминутка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа »

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа 4 класс Ослина Ирина Викторовна  учитель начальных классов  МОШИ «Ляминская средняя общеобразовательная школа-интернат» Сургутского района

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа

4 класс

Ослина Ирина Викторовна учитель начальных классов МОШИ «Ляминская средняя общеобразовательная школа-интернат» Сургутского района

Чародейкою зимою  Заколдован, лес стоит –  И под снежной бахромою,  Неподвижною, немою,  Чудной жизнью он блестит.   И стоит он околдован, –  Не мертвец и не живой, –  Сном волшебным очарован,  Легкой цепью пуховой…  Ф.И.Тютчев

Чародейкою зимою Заколдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он околдован, – Не мертвец и не живой, – Сном волшебным очарован, Легкой цепью пуховой… Ф.И.Тютчев

Минутка чистописания

Минутка чистописания

Склонение имен прилагательных.  Единственное число. Ср. р. Ж. р. Падеж М. р. И. п. - ая - ый - ое - ого Р. п. - ой - ого Снежное облако Снежный ком Снежная зима - ой - ому - ому Д. п. - ый - ое - ую В. п. - ым - ым - ой Т. п. - ом - ом П. п. - ой

Склонение имен прилагательных. Единственное число.

Ср. р.

Ж. р.

Падеж

М. р.

И. п.

- ая

- ый

- ое

- ого

Р. п.

- ой

- ого

Снежное облако

Снежный ком

Снежная зима

- ой

- ому

- ому

Д. п.

- ый

- ое

- ую

В. п.

- ым

- ым

- ой

Т. п.

- ом

- ом

П. п.

- ой

Алгоритм  Чтобы  определить падеж имени прилагательного, надо: Найти существительное, к которому относится прилагательное. Определить падеж существительного. По падежу существительного определить падеж прилагательного.

Алгоритм Чтобы определить падеж имени прилагательного, надо:

  • Найти существительное, к которому относится прилагательное.
  • Определить падеж существительного.
  • По падежу существительного определить падеж прилагательного.

Сравните Ударные окончания Безударные окончания ЗОЛОТОГО  БОЛЬШОМУ  ЖИВЫМ  О РОДНОМ СПЕЛОГО  СКАЗОЧНОМУ  ВОЛШЕБНЫМ  О СНЕЖНОМ

Сравните

Ударные окончания

Безударные окончания

ЗОЛОТОГО

БОЛЬШОМУ

ЖИВЫМ

О РОДНОМ

СПЕЛОГО

СКАЗОЧНОМУ

ВОЛШЕБНЫМ

О СНЕЖНОМ

Проверь. Падеж 1 ряд 2 ряд Зимн ее утро Зимн ий день И. п. Зимн его утра  Р. п. Зимн его дня  Зимн ему дню Д. п. Зимн ему утру Зимн ий день В. п. Зимн ее утро Зимн им утром Зимн им днем Т. п. П. п. О зимн ем дне О зимн ем утре

Проверь.

Падеж

1 ряд

2 ряд

Зимн ее утро

Зимн ий день

И. п.

Зимн его утра

Р. п.

Зимн его дня

Зимн ему дню

Д. п.

Зимн ему утру

Зимн ий день

В. п.

Зимн ее утро

Зимн им утром

Зимн им днем

Т. п.

П. п.

О зимн ем дне

О зимн ем утре

Домашнее задание Упр. 281, правило стр.143 Молодцы!

Домашнее задание

Упр. 281, правило стр.143

Молодцы!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ослина Ирина Викторовна

Дата: 10.10.2014

Номер свидетельства: 117866

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе"
    ["seo_title"] => string(115) "sklonieniieipravopisaniiepadiezhnykhokonchaniiimienprilaghatielnykhmuzhskoghoisriednieghorodaviedinstviennomchislie"
    ["file_id"] => string(6) "339520"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471337772"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Технологическая карта урока русского языка по теме «Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода  единственного числа» "
    ["seo_title"] => string(157) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-datiel-nyi-padiezh-imion-prilaghatiel-nykh-muzhskogho-i-sriedniegho-roda-iedinstviennogho-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "236330"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444037632"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Закрепляем и обобщаем знания об имени прилагательном."
    ["seo_title"] => string(56) "zakriepliaiemiobobshchaiemznaniiaobimieniprilaghatielnom"
    ["file_id"] => string(6) "302859"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457334035"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Мультимедийный урок русского языка "
    ["seo_title"] => string(37) "mul-timiediinyi-urok-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "242717"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445525062"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода"
    ["seo_title"] => string(80) "pravopisaniie_padiezhnykh_okonchanii_imien_prilaghatiel_nykh_muzhskogho_i_sriedn"
    ["file_id"] => string(6) "384175"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1485445733"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства