kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Закрепление правописания гласных и согласных в корне слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится после повторения правописания гласных и согласных в корне слова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Закрепление правописания гласных и согласных в корне слова»

Урок русского языка в 5 классе

Тема :" Закрепление правописания гласных и согласных в корне слова "

Цели: 

1. Углубить знания учащихся об орфограмме, закрепить понятие о слабой и сильной     позиции звука в корне слова, умение применять изученные правила на практике.

2. Формировать основные  компетенции: коммуникативные, языковые, лингвистические.

3. Развивать орфографическую зоркость, культуру речи.

Цели урока направлены на достижение учащимися

личностных результатов:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат;

метапредметных результатов:

- умение делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

производить логические операции;

- формирование собственного мнения и позиции;

- осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимой помощи учащимся;

- слушание и понимание речи других;

- умение формулировать, принимать и сохранять учебную задачу;

- определение цели деятельности на уроке с помощью учителя;

- оценивание правильности выполнения действия;

предметных результатов:

- умение подбирать проверочные слова и формы слова с целью проверки изученной орфограммы, анализировать устную речь;

-освоение способа проверки парных согласных , безударных гласных, непроизносимых согласных в корне слова.


Основные понятия: гласные и согласные звуки, безударные гласные в корне слова – проверяемые и непроверяемые, парные согласные, непроизносимые согласные, слабая и сильная позиция звука.


Оборудование: проектор, компьютер, презентация, карточки.


Тип урока: повторительно-обобщающий.







Ход урока

1. Организация начала урока. Необычный день у нас.

Гости к нам пожаловали в класс.

- Что гостям сказать нам надо?

(-Видеть Вас мы очень рады!)

Добрый день, уважаемые гости и ребята. Мысленно подарите добрые слова друг другу, поддержка товарищей принесет вам уверенность в себе и в своих знаниях. Хотелось бы, чтобы вы все были активными на уроке, корректными в общении друг с другом. И в конце урока дали оценку своей работе. Улыбнитесь. Мы начинаем урок русского языка. "Закрепление правописания гласных и согласных в корне слова"(слайд №1).

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Сегодня мы будем тренироваться решать орфографические задачи: находить орфограммы в корне слова и обозначать их. Наш урок пройдет под девизом: «Чтобы зоркими  нам стать, орфограммы будем знать!» (девиз проецируется  на экран) (слайд №2)

2. Актуализация знаний.

Итак, сегодня мы будем учиться зоркости. А что обозначает это слово? (Учащиеся  с помощью синонимов дают толкование слова)

А теперь проверим ваши толкования  со словарем.

а) Работа со словарями ( Толковый и словарь синонимов)

Зоркий – 1.Хорошо видящий дальние и мелкие предметы., с острым зрением

( толковый словарь) 2. Перен. Пристальный, проницательный.

Зоркий - остроглазый, глазастый ( словарь синонимов)

б) Выявление значения зоркости - Вспомните, кому нужна зоркость?

- Моряку, чтобы избежать столкновения с другими судами, со скалами.

- Охотнику, чтобы издали увидеть добычу.

- Снайперу, чтобы точно попасть в цель.

Правильно. Чтобы зорко видеть, люди изобрели  много «инструментов»: очки, бинокли, подзорные трубы, микроскопы и телескопы. А вам нужна зоркость?

- Да, чтобы хорошо видеть написанное, суметь разглядеть что-то вдали.

Конечно, ребята, хорошее зрение необходимо. Но сегодня мы поговорим не просто о зрении, а об орфографической зоркости. Что это такое? Что оно означает?

  Это умение видеть в слове трудное для написания место, умение замечать свои ошибки и исправлять их. Наша задача – узнать, в каких условиях это место может встретиться в слове, т.е. мы будем развивать орфографическую зоркость.

- Составьте предложение со словосочетанием орфографическая зоркость

Найдите орфограммы в словах записанного предложения.


3. Работа с орфограммами в корне слова.

Мы вступаем во владения известной уже вам повелительницы правильного написания – Орфографии и вечной ее спутницы – орфограммы.

а) Орфография

Это целая наука, исследующая правильность написания слов.

Начало свое русская орфография ведет со времен  М.В.Ломоносова, который считал, что писать нужно с помощью определенных правил.( на экране портрет М.В.Ломоносова)( слайд №3)

- Можно ли нам обходиться без орфографии, писать так, как слышим?

- Без орфографии люди бы не поняли друг друга, трудно было бы общаться, читать и писать.

Запишем наш вывод: «Грамотное письмо – одно из величайших достижений человеческой мысли»

С наукой орфографией мы разобрались.

б) Орфограмма.- С каким термином непосредственно связана орфография?

Он вам, конечно, знаком. Вспомните определение(Орфограммой называется  буква, написание которой нужно проверить с помощью определенного правила) (слайд №4)

- При каких условиях может появляться орфограмма в слове?

Сделаем вывод: безударное положение – слабая позиция для гласного, под ударением – сильная позиция. Орфограмма возникает только в слабой позиции.

Слабая позиция для согласного – в конце слова и перед другим согласным.

В жизни трудящихся звуков

Разное может случиться.

Могут они оказаться

В сильной и слабой позиции.

Гласные, да и согласные

Бывают такие опасные.

Звук будто ясно нам слышится,

А буква другая пишется.

- А какие орфограммы в корне слова вам известны?

в) Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

- Всегда ли можно проверить, какую букву нужно писать?

Существуют слова, в которых написание проверить нельзя,  их нужно запомнить, обратиться к словарю (слайд №5).

Чтоб не обиделась корова,

И не прокисло молоко,

Мы оба этих дружных слова

Напишем в корне с буквой "о" .

Пальто, платье и платок

С буквой "а" пиши. Дружок

Не забудь про сапоги

А и О им не враги.

- Какие словарные слова встретились в стихотворении?


- Давайте вспомним словарные слова, связанные с русским языком

( один ученик записывает у доски, остальные по цепочке диктуют по одному слову на тему "Русский язык" и записывают в тетради) Проверка.


г) Проверяемые гласные в корне слов.

Есть гласные ударные,
Но есть и безударные
Их нужно проверять,
В корне правильно писать.
Подбираем быстро слово,
И проверочка готова.
Удареньем проверяем –
Ничего не забываем.

- О какой орфограмме идёт речь? Как звучит правило? (слайд №6)

1. Слово прибл..жение . Подберите проверочные слова. Кто больше?

2. Вставьте пропущенные буквы в слова

Пос..дел Сл..зать Зап..вать Пол..скать Отв..рить (слайд №7)

- От чего зависит правописание безударной гласной? (От лексического значения слова) Составьте словосочетания со словами запишите в тетради. Обозначьте безударную гласную в корне слова.

3. Какие слова можно проверить словом горы? ( Гора, гористый, горочка, пригорок) Какие слова можно проверить словом горе? ( Горевать, пригорюниться, горючий)

- Какой можно сделать вывод? ( При подборе проверочных слов следует учитывать лексическое значение слова)


д) Парные согласные в корне слова.

Парные согласные нужно проверять,
Чтоб слова в тетради грамотно писать.
Родственное слово быстро подбери,
Парную согласную с гласной подружи.

- Про какую орфограмму это стихотворение? Расскажите правило.(слайд №8)

1.Подбери верную букву. ( устно) (слайд №9)

Я и круглый, я и гла..кий, На ушах его сере..ки,

И на вкус приятно сла..кий. А на но..ках есть сапо..ки.

Знает каждый карапу.., На голо..ке гребешок.

Что зовут меня арбу… Вот какой наш петушок!

2.Запишите слова, вставьте пропущенные буквы.

Бро..ь, гри.., яго..ка, ры..ки, фла..ки, берё..ка, сне..,ре..ка, пиро..ки, лё.. .

3. - Что нужно знать, чтобы правильно писать слова с парными согласными в корне слова?


е) Непроизносимые согласные в корне слова.
Такие все несчастные.
В словах мы их не слышим,
А вот в тетради пишем.
Чтоб они из слов не убежали,
Мы их долго проверяли.
Ищем мы такое слово,
 Чтоб услышать её снова.

- С какой орфограммой знакомит нас это стихотворение? Правило.(слайд №10)

Есть исключения из этого правила.

Задание :Вставить буквы : чес..ный ответ, интерес..ная книга, бесхитрос..ные слова, лес..ный отзыв, перекрес..ный огонь, вирус..ная инфекция, парус..ный спорт, кризис..ная ситуация, предчу..ствовать, гиган..ский рост, ненас..ная погода, предвес..ник бури, ярос..ные волны, уча..ствовать в работе, опас..ный поворот.

Проверка.

ж) Составление текста на тему "Зимушка-зима". (Под музыку Чайковского

" Времена года"( "Январь") (слайд №11)

Записать текст( 6-8 предложений) подчеркнуть орфограммы в корне.

Чтение текстов.


4.Рефлексия. Подведение итогов

- Какие орфограммы мы сегодня повторяли? Что вы узнали нового в 5 классе об этих орфограммах?

- Где пригодятся нам эти знания?

- За что вы можете себя похвалить?

Выберите одно из предложений и закончите его. (слайд №12)

- Сегодня я узнал…

- Было интересно..

- Было трудно…

- Я выполнял задания…

- Я понял, что…

- Я приобрёл…

-У меня получилось…

- Теперь я могу…

- Я научился …


5. Домашнее задание: Записать 10 пословиц, подчеркнуть в словах орфограммы в корне слова (слайд №13).


6.Выставление оценок.

























Чес..ный ответ, интерес..ная книга, бесхитрос..ные слова, лес..ный отзыв, перекрес..ный огонь, вирус..ная инфекция, парус..ный спорт, кризис..ная ситуация, предчу..ствовать, гиган..ский рост, ненас..ная погода, предвес..ник бури, ярос..ные волны, уча..ствовать в работе, опас..ный поворот.




Чес..ный ответ, интерес..ная книга, бесхитрос..ные слова, лес..ный отзыв, перекрес..ный огонь, вирус..ная инфекция, парус..ный спорт, кризис..ная ситуация, предчу..ствовать, гиган..ский рост, ненас..ная погода, предвес..ник бури, ярос..ные волны, уча..ствовать в работе, опас..ный поворот.




Чес..ный ответ, интерес..ная книга, бесхитрос..ные слова, лес..ный отзыв, перекрес..ный огонь, вирус..ная инфекция, парус..ный спорт, кризис..ная ситуация, предчу..ствовать, гиган..ский рост, ненас..ная погода, предвес..ник бури, ярос..ные волны, уча..ствовать в работе, опас..ный поворот.




Чес..ный ответ, интерес..ная книга, бесхитрос..ные слова, лес..ный отзыв, перекрес..ный огонь, вирус..ная инфекция, парус..ный спорт, кризис..ная ситуация, предчу..ствовать, гиган..ский рост, ненас..ная погода, предвес..ник бури, ярос..ные волны, уча..ствовать в работе, опас..ный поворот.



Чес..ный ответ, интерес..ная книга, бесхитрос..ные слова, лес..ный отзыв, перекрес..ный огонь, вирус..ная инфекция, парус..ный спорт, кризис..ная ситуация, предчу..ствовать, гиган..ский рост, ненас..ная погода, предвес..ник бури, ярос..ные волны, уча..ствовать в работе, опас..ный поворот.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Закрепление правописания гласных и согласных в корне слова

Автор: Молодцова Наталия Федоровна

Дата: 17.10.2021

Номер свидетельства: 588754

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Безударные чередующиеся гласные в корне слова "
    ["seo_title"] => string(59) "biezudarnyie-chierieduiushchiiesia-ghlasnyie-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "221469"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1435315129"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока по русскому языку: "Правописание безударных гласных в корне слова" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-pravopisaniie-biezudarnykh-ghlasnykh-v-kornie-slova-1"
    ["file_id"] => string(6) "244131"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445878953"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока руссого языка "Правописание безударных гласных в корне слова" в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-russogho-iazyka-pravopisaniie-biezudarnykh-ghlasnykh-v-kornie-slova-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "122712"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414330686"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по теме "Правописание безударных гласных в корне слова""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekturokapotiemiepravopisaniiebiezudarnykhghlasnykhvkornieslova"
    ["file_id"] => string(6) "255998"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448031566"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Открытый урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова""
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_russkogho_iazyka_pravopisaniie_biezudarnykh_ghlasnykh_v_kornie_slo"
    ["file_id"] => string(6) "353935"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477934135"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства