Просмотр содержимого документа
«Закрепление правописания гласных и согласных в корне слова»
Урок русского языка в 5 классе
Тема :" Закрепление правописания гласных и согласных в корне слова "
Цели:
1. Углубить знания учащихся об орфограмме, закрепить понятие о слабой и сильной позиции звука в корне слова, умение применять изученные правила на практике.
2. Формировать основные компетенции: коммуникативные, языковые, лингвистические.
3. Развивать орфографическую зоркость, культуру речи.
Цели урока направлены на достижение учащимися
личностных результатов:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат;
метапредметных результатов:
- умение делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
производить логические операции;
- формирование собственного мнения и позиции;
- осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимой помощи учащимся;
- слушание и понимание речи других;
- умение формулировать, принимать и сохранять учебную задачу;
- определение цели деятельности на уроке с помощью учителя;
- оценивание правильности выполнения действия;
предметных результатов:
- умение подбирать проверочные слова и формы слова с целью проверки изученной орфограммы, анализировать устную речь;
Основные понятия: гласные и согласные звуки, безударные гласные в корне слова – проверяемые и непроверяемые, парные согласные, непроизносимые согласные, слабая и сильная позиция звука.
1. Организация начала урока. Необычный день у нас.
Гости к нам пожаловали в класс.
- Что гостям сказать нам надо?
(-Видеть Вас мы очень рады!)
Добрый день, уважаемые гости и ребята. Мысленно подарите добрые слова друг другу, поддержка товарищей принесет вам уверенность в себе и в своих знаниях. Хотелось бы, чтобы вы все были активными на уроке, корректными в общении друг с другом. И в конце урока дали оценку своей работе. Улыбнитесь. Мы начинаем урок русского языка. "Закрепление правописания гласных и согласных в корне слова"(слайд №1).
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Сегодня мы будем тренироваться решать орфографические задачи: находить орфограммы в корне слова и обозначать их. Наш урок пройдет под девизом: «Чтобы зоркими нам стать, орфограммы будем знать!» (девиз проецируется на экран) (слайд №2)
2. Актуализация знаний.
Итак, сегодня мы будем учиться зоркости. А что обозначает это слово? (Учащиеся с помощью синонимов дают толкование слова)
А теперь проверим ваши толкования со словарем.
а) Работа со словарями ( Толковый и словарь синонимов)
Зоркий – 1.Хорошо видящий дальние и мелкие предметы., с острым зрением
б) Выявление значения зоркости - Вспомните, кому нужна зоркость?
- Моряку, чтобы избежать столкновения с другими судами, со скалами.
- Охотнику, чтобы издали увидеть добычу.
- Снайперу, чтобы точно попасть в цель.
Правильно. Чтобы зорко видеть, люди изобрели много «инструментов»: очки, бинокли, подзорные трубы, микроскопы и телескопы. А вам нужна зоркость?
- Да, чтобы хорошо видеть написанное, суметь разглядеть что-то вдали.
Конечно, ребята, хорошее зрение необходимо. Но сегодня мы поговорим не просто о зрении, а об орфографической зоркости. Что это такое? Что оно означает?
Это умение видеть в слове трудное для написания место, умение замечать свои ошибки и исправлять их. Наша задача – узнать, в каких условиях это место может встретиться в слове, т.е. мы будем развивать орфографическую зоркость.
- Составьте предложение со словосочетанием орфографическая зоркость
Найдите орфограммы в словах записанного предложения.
3. Работа с орфограммами в корне слова.
Мы вступаем во владения известной уже вам повелительницы правильного написания – Орфографии и вечной ее спутницы – орфограммы.
а) Орфография
Это целая наука, исследующая правильность написания слов.
Начало свое русская орфография ведет со времен М.В.Ломоносова, который считал, что писать нужно с помощью определенных правил.( на экране портрет М.В.Ломоносова)( слайд №3)
- Можно ли нам обходиться без орфографии, писать так, как слышим?
- Без орфографии люди бы не поняли друг друга, трудно было бы общаться, читать и писать.
Запишем наш вывод: «Грамотное письмо – одно из величайших достижений человеческой мысли»
С наукой орфографией мы разобрались.
б) Орфограмма.- С каким термином непосредственно связана орфография?
Он вам, конечно, знаком. Вспомните определение(Орфограммой называется буква, написание которой нужно проверить с помощью определенного правила) (слайд №4)
- При каких условиях может появляться орфограмма в слове?
Сделаем вывод: безударное положение – слабая позиция для гласного, под ударением – сильная позиция. Орфограмма возникает только в слабой позиции.
Слабая позиция для согласного – в конце слова и перед другим согласным.
В жизни трудящихся звуков
Разное может случиться.
Могут они оказаться
В сильной и слабой позиции.
Гласные, да и согласные
Бывают такие опасные.
Звук будто ясно нам слышится,
А буква другая пишется.
- А какие орфограммы в корне слова вам известны?
в)Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
- Всегда ли можно проверить, какую букву нужно писать?
Существуют слова, в которых написание проверить нельзя, их нужно запомнить, обратиться к словарю (слайд №5).
Чтоб не обиделась корова,
И не прокисло молоко,
Мы оба этих дружных слова
Напишем в корне с буквой "о" .
Пальто, платье и платок
С буквой "а" пиши. Дружок
Не забудь про сапоги
А и О им не враги.
- Какие словарные слова встретились в стихотворении?
- Давайте вспомним словарные слова, связанные с русским языком
( один ученик записывает у доски, остальные по цепочке диктуют по одному слову на тему "Русский язык" и записывают в тетради) Проверка.
г) Проверяемые гласные в корне слов.
Есть гласные ударные, Но есть и безударные Их нужно проверять, В корне правильно писать. Подбираем быстро слово, И проверочка готова. Удареньем проверяем – Ничего не забываем.
- О какой орфограмме идёт речь? Как звучит правило? (слайд №6)
1. Слово прибл..жение . Подберите проверочные слова. Кто больше?
- От чего зависит правописание безударной гласной? (От лексического значения слова) Составьте словосочетания со словами запишите в тетради. Обозначьте безударную гласную в корне слова.
3. Какие слова можно проверить словом горы? ( Гора, гористый, горочка, пригорок) Какие слова можно проверить словом горе? ( Горевать, пригорюниться, горючий)
- Какой можно сделать вывод? ( При подборе проверочных слов следует учитывать лексическое значение слова)
д) Парные согласные в корне слова.
Парные согласные нужно проверять, Чтоб слова в тетради грамотно писать. Родственное слово быстро подбери, Парную согласную с гласной подружи.
- Про какую орфограмму это стихотворение? Расскажите правило.(слайд №8)
1.Подбери верную букву. ( устно) (слайд №9)
Я и круглый, я и гла..кий, На ушах его сере..ки,
И на вкус приятно сла..кий. А на но..ках есть сапо..ки.
3. - Что нужно знать, чтобы правильно писать слова с парными согласными в корне слова?
е) Непроизносимые согласные в корне слова. Такие все несчастные. В словах мы их не слышим, А вот в тетради пишем. Чтоб они из слов не убежали, Мы их долго проверяли. Ищем мы такое слово, Чтоб услышать её снова.
- С какой орфограммой знакомит нас это стихотворение? Правило.(слайд №10)