Предмет: Русский язык.
Тема: Правописание слов с безударными гласными в корне.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Технология: ИКТ, здоровьесберегающая,
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы: частично-поисковый, проблемный, словесный, наглядный.
Цели урока:
- формировать умение подбирать проверочные слова к слову с безударным гласным в корне.
Задачи:
1.Образовательные:
- закреплять знания о правописании слов с безударными гласными в корне;
- формировать у учащихся умения правильно писать корень слова с безударным гласным, подбирать проверочные слова;
- создавать условия, позволяющие каждому ученику быть активным, самостоятельным.
- осуществлять общение с учащимися на принципах содружества;
2. Развивающие:
- развитие навыков самопроверки и взаимопроверки;
- развитие орфографической зоркости, памяти, речи, внимания, аналитического мышления;
- развитие пространственного восприятия, мелкой моторики рук;
3.Воспитательные:
- формирование системы ценностей, направленной на максимальный вклад в коллективную деятельность в процессе урока.
- воспитание адекватной самооценки своих знаний.
- привитие чувства коллективизма и доброго отношения друг к другу;.
- воспитание интереса к родному языку
- создание условий для здоровьесбережения и здоровьесохранения обучающихся.
Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; карточки для индивидуальной работы с разноуровневыми заданиями; учебник для 3 класса.
Планируемые результаты:
Предметные:
• Умеют находить в словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки;
• Умеют находить проверочные слова с помощью подбора слов-родственников или изменения формы слова;
• Имеют представление о единообразном написании слова;
• Понимают значение верного написания слов для различения их по смыслу.
Метапредметные:
• Познавательные УУД: делают выводы о результате совместной работы группы;
• Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; работают по предложенному учителем плану;
• Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме, высказывают своё предположение (версию) на основе работы с материалом, данным учителем (карточки, презентационные слайды, учебник).
Личностные:
• Осознают роль языка в речи и жизни людей;
• Понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают;
• Обращают внимание на особенности устных и письменных высказываний своих одноклассников.
Структура урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний учащихся. Повторение пройденного материала.
- Работа над темой
- Физкультминутка
- Работа над темой (продолжение)
- Гимнастика для глаз
- Закрепление материала
- Итог урока и выставление оценок
- Домашнее задание
- Рефлексия
1. Оргмомент
1 мин
Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо?
Видеть Вас мы очень рады!
Приветствуют гостей. учителя
2. Актуализация знаний учащихся. Повторение пройденного материала.
Звучит музыкальная заставка « Гостях у сказки». На доске рисунок – дуб, кот ученый.
- Работа над стихотворением
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг.
- Это стихи великого русского поэта, писателя, сказочника А.С. Пушкина
- И сегодня необычный урок. Вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете учёными, которые делают открытия и познают новое. И урок наш будет по сказке, которую мы недавно с вами изучили.
- Откройте тетради, запишите число, месяц и «сказочная работа».
- Словарная работа.
- Но прежде, чем мы начнем свою работу, давайте проведем небольшую словарную работу по четверостишию.?
Научная группа подготовила разъяснения словам.
Гений – человек, обладающий высшей степенью одарённости, таланта;
Парадокс (от греч. «неожиданный, странный) – мнение, суждение, противоречащее здравому смыслу;
Просвещенье – распространение знаний, образование.
3) Минутка чистописания.
- Продолжим работу с минутки чистописания.
- Найдите в 1 строке четверостишия имя прилагательное.
- О каком звук идет речь? Этот звук всегда согласный, мягкий, глухой. Какой буквой мы его обозначим на письме? (че)
- Прописываем ЧчЧччЧччч (закономерность?) (1 строка)
Чудный (2 строка)
Работа в тетрадях.
- Разберите слово чудный по составу.
- Подберите синонимы к слову чудный. Что такое синонимы? (Сходные по значению слова.) (Прекрасный, красивый, великолепный.)
- Подберите антонимы к слову чудный. Что такое антонимы? (Противоположные по значению слова.) (Некрасивый, плохой, неинтересный.)
4)Словарная работа
- Продолжаем нашу «сказочную работу» и обратимся к изученной нами «Сказке о царе Салтане …»
- И мы даем слово нашей поисковой группе.
- Какое задание вы должны были подготовить? (Подобрать словарные слова из сказки А.С.Пушкина.)
- Наши искатели продиктуют слова, вы запишите и поставите ударение, подчеркнете букву, написание которой надо запомнить.
Сентябрь, язык, месяц, ветер, отец, дорога, орех.
(Взаимопроверка по записям на экране.)
- Ребята. С какой орфограммой работали? (непроверяемая безударная гласная в корне слова)
- А какие еще есть безударные гласные? (проверяемые ударением)
3. Сообщение темы и целей урока
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Поставь под ударение.
- Сформулируйте тему урока.
(Правописание слов с безударной гласной в корне).
-Что будем делать на уроке?
1. Уметь находить орфограмму - безударную гласную
2. Подбирать проверочные слова
4. Работа над темой
- Как проверить безударную гласную в корне слова. Назовите правило.
(Чтобы правильно написать слово с безударной гласной в корне, нужно слово изменить или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным).
- Запишем в тетрадях слово ГОРА, поставим ударение, выделим корень, подчеркнем безударный гласный, подберем проверочные слова.
Гора – горы, горный
ПОМНИТЕ: гласный должен стать ударным!
- У вас на партах лежит карточка
Алгоритм
(как проверить безударный гласный)
- Прочитай слово ( ).
- Поставь ударение ( / ).
- Выдели корень( )
- Подбери проверочное слово ( ____ ):
- измени слово так, чтобы этот гласный стал ударным,
- подбери однокоренное слово так, чтобы проверяемый гласный стал ударным.
- Запиши слово и подчеркни безударный гласный ().
- В проверочном слове поставь ударение, выдели корень и подчеркни этот гласный двумя чертами.
– Посмотрите на алгоритм. Объясните: по каким критериям будете оценивать правильность работы над орфограммой «Безударный гласный в корне слова»?
- Я правильно поставил ударение.
- Я правильно выделил корень.
- Я правильно подобрал проверочное слово.
- Я правильно записал данное слово.
- Я правильно выделил орфограммы в проверяемом и проверочном слове.
– Верно! Помните об этом при работе на уроке.
Творческая работа
- А сейчас я предлагаю поиграть. Творческая группа приготовила игру.
Игра «Путаница». Догадайтесь, какие слова «спрятались»?
Цытрисес, ехор, навол, усапар. (сестрицы, орех, волна, паруса)
- Что вы можете сказать про эти слова? Обратите внимание на орфограмму? (безударная гласная в корне)
- Какое слово лишнее? Почему? (орешки – слово с непроверяемой орфограммой).
- К остальным подберите проверочные слова.
(проверочные слова на слайд)
Физминутка
- Сейчас немного отдохнем. Встаньте, вытяните руки перед грудью. Внимательно слушайте слова. Если я называю слова с корнем –лес-, вы поднимаете руки вверх, если с корнем – вод-, садитесь, руки опускаете вниз, с корнем - лет-, разводите руки в стороны.
(лесник, летчик, вода, лесной, водяной, летный, лесоруб, подводник, лететь, лесничий, самолет).
5. Работа над темой (продолжение)
1) Работа с учебником. Самостоятельная работа по алгоритму.
- Открой те учебник на с.106, найдите упр.199
- Что будете делать сначала? (сначала записываем проверочное слово, а затем проверяемое).
(показать образец выполнения на доске)
Хвалит - хвалить
Работа выполняется по вариантам
1 в – 1-у 5 слов, 2 в.- 2-е 5 слов.
- Записываем и подбираем проверочные слова.
- Оцените работу по критериям.
Самопроверка
(на экране правильные слова, дети оценивают свою работу +)
6. Закрепление материала
- Сейчас поиграем в игру «Грамотей» и проверим ваши знания.
- Кто такой грамотей?
- Итак, как определить безударную гласную в корне слова? Как проверить ее?
Дифференцированная работа на карточках (по уровням).
Дан одинаковый текст. Задания по сложности разные.
1 уровень. Вставить пропущенные буквы. Устно подобрать проверочные слова.
Ель в л…су, под елью белка,
Белка песенки п…ет
И орешки всё грызет,
А орешки не пр…стые,
Всё скорлупки з.л…тые.
2 уровень. Исправь ошибки.
Ель в лису, под елью белка,
Белка песенки пает
И орешки всё грызет,
А орешки не прастые,
Всё скорлупки залатые.
7. Итог урока
- Наш урок подходит к концу. И мне хотелось бы завершить его словами «Сказка – ложь, да в ней намек-добрым молодцам урок».
- А какой урок вы сегодня получили? Что познали новое? Кто для себя сделал открытие?
- Сегодня мы закрепили одно из важных правил русского языка. Ученые подсчитали, что это правило чаще других применяется в жизни человека для грамотного написания слов.
- Давайте дружно хором ответим на вопросы по теме урока. Внимание на доску?
ЧТО ПРОВЕРЯЛИ? – Безударные гласные
ГДЕ ПРОВЕРЯЛИ? – В корне
КАК ПРОВЕРЯЛИ? – Ударением
- Давайте еще раз поработаем с алгоритмом, вспомним, как надо проверять безударную гласную.
- Я перепутала местами действия работы по алгоритму, назовите правильную последовательность.
( На слайде задание)
- Молодцы! Вы справились с этим заданием.
Домашнее задание с. 107 упр.201
- Над словами и текстами из какой сказке Пушкина сегодня работали?
- Чему учат нас сказки А.С.Пушкина?
Рефлексия
А сейчас я попрошу вас оценить ваше эмоциональное состояние к концу урока.
У меня приготовлены дубовые листочки и желуди.
Желудь – мне все понятно, могу самостоятельно работать с правилом, подбирать проверочные слова, объяснять другим.
Листочек дуба - мне все понятно, могу самостоятельно работать с правилом, подбирать проверочные слова.
Почка – в целом все понятно, но осталась неуверенность в своих знаниях.
Учащиеся определяют с помощью сигнальных карточек результат работы на уроке