формировать у каждого ребенка веру в свои силы, способности;
развивать внимание, память, мышление;
воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки, карточки-помощницы, карточки с дополнительным заданием.
Ход урока
1. Психологический настрой на урок.
Прозвенел звонок – начинается урок. Ребята, у меня сегодня хорошее настроение. Я вам улыбаюсь, и вы улыбнитесь мне и друг другу. Сегодня на уроке я вам желаю удачи. И вы повернитесь друг к другу и скажите: «Я желаю тебе удачи».
2.Организационный момент.
Сегодня у нас будет необычный урок. Мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну Русского языка. А мы не просто ученики, а путешественники.
- Кого называют путешественником?
(Человек, который путешествует, узнает для себя много нового, делает открытие)
- Нам будет помогать путешествовать по стране Русского языка мудрая сова. А девизом нашего урока будет пословица: Учение — путь к умению.
-Как вы ее понимаете? (если мы будем учиться, то многому научимся).
3. Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадку, и вы узнаете тему нашего урока:
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасила витрины. (Зима).
- Ребята, какое сегодня число? (1 декабря – первый день зимы по календарю)
-Какая орфограмма правописания встретилась в слове зима. (безударная гласная в корне слова)
-Итак, тема нашего урока «Правописание безударных гласных в корне слова проверяемых и не проверяемых ударением».
- На уроке мы будем совершенствовать навыки правописания безударных гласных в корне слова проверяемых и не проверяемых ударением.
- Путешествовать мы будем ориентируясь на карту.
- Мы дойдем до главного города этой страны “Грамотеевск”. Дорога нелёгкая, нам пригодятся наши знания, мы должны много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.
4. Работа по теме урока
-Начнем свой путь со станции ЧИСТОПИСАНИЯ.
Вспомним правописание некоторых букв, которые нам пригодятся.
- На доске вы видите буквы. Найдите лишнюю букву. (н)
- Почему? (Все гласные, а н – согласная)
- Почему именно эти буквы написаны на доске? ( Эти гласные буквы надо проверять). Открываем тетрадь:
Пишу на доске а о и е я, дети в тетради.
- В какой части слова мы изучаем правописание безударных гласных?
( В корне)
- Что такое корень? (Главная часть слова. В корне заключен смысл всех однокоренных слов).
-Какие слова называются однокоренными? (Слова, у которых одинаковый корень и они близки по значению).
- Как проверить безударную гласную в корне слова? (Надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы на эту гласную падало ударение).
- Давайте вспомним алгоритм «Как правильно писать безударную гласную букву в корне слова».
- Следующая станция СЛОВАРНЫХ СЛОВ
Вспомним, как пишутся словарные слова
Отгадайте загадку и узнаете 1 слово:
В теплый край я не летаю
Здесь под крышей обитаю.
Чик, чирик - не робей.
Я бывалый.. (воробей)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
И ставит подпись … (дятел)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней.
Кто же это? (соловей)
Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями (ученики с места объясняют), проверка
-Кто это? (птицы)
- Какая птица лишняя и почему? ( Соловей – перелетная, а остальные – зимующие.)
- Какое слово лишнее и почему? (дятел -2 слога).
Молодцы. Запомнили правописание словарных слов.
Следующая станцияОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ.
- Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо уметь подбирать однокоренные слова. Мудрая сова предлагает выполнить задание. Подберите как можно больше однокоренных слов …
1 вариант к слову СНЕГ
2 вариант к слову ЛЁД, выделите корень.
Проверка.
-Являются ли слова гора, горка, горный, горький однокоренными? Почему?
Гора - значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью.
Горка – маленькая гора.
Горный хребет.
Горький – своеобразный неприятный вкус.
Молодцы. Мы вспомнили, какие слова называются однокоренными.
Следующая станция называется СНЕЖИНКА
Поиграем в игру СНЕЖИНКА. На доске вы видите слова. На некоторые буквы упала снежинка. Вам надо правильно написать слово, подобрать проверочное, обозначить орфограмму.
1 вариант – вечереет, голодный
2 вариант – молодой, холодный (фронтальная проверка)
- Молодцы, вспомнили, как проверить безударные гласные в корне слова.
- Ребята, посмотрите, как красиво на улице, светит солнышко! Сейчас мы глазами нарисуем солнышко. Вы внимательно следите за его лучиками.
5. ФизминуткаСОЛНЫШКО
6. Закрепление изученного материала
Мы пришли на станциюЛЕСНАЯ.
(на парте у каждого листок с текстом)
- Посмотрите, как красив лес зимой. Но слова в предложении перепутались. Вам надо вспомнить правила и составить предложения. Орфограмму безударную гласную в корне слова подчеркните.
- Какие правила написания предложения вы вспомнили?
(1 слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка, вопросительный знак, восклицательный знак)
Проверка
- Проверяем 1 предложение. называем орфограммы.
- Проверяем 2 предложение. называем орфограммы.
- Проверяем 3 предложение. называем орфограммы.
- Молодцы. Вспомнили, как пишутся предложения и орфограмма правописание безударных гласных в корне слова.
- Вот мы и дошли до нашего городаГРАМОТЕЕВСК.
- Но здесь нас тоже ждет испытание. Прочитайте текст- 1 ученик вслух.
- Кто такой клест? (Клест – птица таежных лесов размером с воробья. Клюв у нее как щипцы. Клювом клест вытаскивает семена из шишек.)
- Какое задание надо выполнить? (исправить ошибки). У вас на столе лежит текст. В тексте исправьте ошибки. (помощь листок)
Проверка
- Молодцы. Умеете находить ошибки в тексте.
7. Подведение итогов урока.
- Итак, правописание какой орфограммы мы сегодня повторяли?
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
- Молодцы.
8. Рефлексия
- Ребята, вы знаете, что день зимой становится короче и на небе появилась первая ЗВЕЗДА. Есть ли орфограмма правописание безударных гласных в корне в этом слове?
-Ребята, нарисуйте в своей тетради путешественника звезду такого цвета, какое у вас настроение после нашего путешествия в страну Русского языка.
- Молодцы!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
формировать у каждого ребенка веру в свои силы, способности;
развивать внимание, память, мышление;
воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки, карточки-помощницы, карточки с дополнительным заданием.
Ход урока
1. Психологический настрой на урок.
Прозвенел звонок – начинается урок. Ребята, у меня сегодня хорошее настроение. Я вам улыбаюсь, и вы улыбнитесь мне и друг другу. Сегодня на уроке я вам желаю удачи. И вы повернитесь друг к другу и скажите: «Я желаю тебе удачи».
2.Организационный момент.
Сегодня у нас будет необычный урок. Мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну Русского языка. А мы не просто ученики, а путешественники. СЛАЙД 1
- Кого называют путешественником?
(Человек, который путешествует, узнает для себя много нового, делает открытие)
- Нам будет помогать путешествовать по стране Русского языка мудрая сова. А девизом нашего урока будет пословица: Учение — путь к умению.
СЛАЙД 2
- Как вы ее понимаете? (если мы будем учиться, то многому научимся).
3. Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадку, и вы узнаете тему нашего урока:
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасила витрины. (Зима).СЛАЙД 3
- Ребята, какое сегодня число? (1 декабря – первый день зимы по календарю)
-Какая орфограмма правописания встретилась в слове зима. (безударная гласная в корне слова)
-Итак, тема нашего урока «Правописание безударных гласных в корне слова проверяемых и не проверяемых ударением». ПО ЩЕЛЧКУ ТЕМА
- На уроке мы будем совершенствовать навыки правописания безударных гласных в корне слова проверяемых и не проверяемых ударением.
- Путешествовать мы будем ориентируясь на карту. СЛАЙД 4
- Мы дойдем до главного города этой страны “Грамотеевск”. Дорога нелёгкая, нам пригодятся наши знания, мы должны много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.
4. Работа по теме урока
-Начнем свой путь со станции ЧИСТОПИСАНИЯ. СЛАЙД 5
Вспомним правописание некоторых букв, которые нам пригодятся.
- На доске вы видите буквы. Найдите лишнюю букву. (н)
- Почему? (Все гласные, а н – согласная)
- Почему именно эти буквы написаны на доске? ( Эти гласные буквы надо проверять). Открываем тетрадь:
Пишу на доске а о и е я, дети в тетради.
- В какой части слова мы изучаем правописание безударных гласных?
( В корне)
- Что такое корень? (Главная часть слова. В корне заключен смысл всех однокоренных слов).
-Какие слова называются однокоренными? (Слова, у которых одинаковый корень и они близки по значению).
- Как проверить безударную гласную в корне слова? (Надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы на эту гласную падало ударение).
- Давайте вспомним алгоритм «Как правильно писать безударную гласную букву в корне слова». СЛАЙД 6
- Следующая станция СЛОВАРНЫХ СЛОВСЛАЙД 7
Вспомним, как пишутся словарные слова
Отгадайте загадку и узнаете 1 слово:
В теплый край я не летаю
Здесь под крышей обитаю.
Чик, чирик - не робей.
Я бывалый... (воробей) ПО ЩЕЛЧКУ
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)ПО ЩЕЛЧКУ
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
И ставит подпись … (дятел)ПО ЩЕЛЧКУ
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней.
Кто же это? (соловей) ПО ЩЕЛЧКУ
Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями (ученики с места объясняют), проверка СЛАЙД 8
-Кто это? (птицы)
- Какая птица лишняя и почему? ( Соловей – перелетная, а остальные – зимующие.)
- Какое слово лишнее и почему? (дятел -2 слога).
Молодцы. Запомнили правописание словарных слов.
Следующая станцияОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ. СЛАЙД 9
- Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо уметь подбирать однокоренные слова. Мудрая сова предлагает выполнить задание. Подберите как можно больше однокоренных слов …
1 вариант к слову СНЕГ
2 вариант к слову ЛЁД, выделите корень.
Проверка. ПО ЩЕЛЧКУ
-Являются ли слова гора, горка, горный, горький однокоренными? Почему?
Гора - значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью.
Горка – маленькая гора.
Горный хребет.
Горький – своеобразный неприятный вкус.
Молодцы. Мы вспомнили, какие слова называются однокоренными.
Следующая станция называется СНЕЖИНКА СЛАЙД 10
Поиграем в игру СНЕЖИНКА. На доске вы видите слова. На некоторые буквы упала снежинка. Вам надо правильно написать слово, подобрать проверочное, обозначить орфограмму.
1 вариант – вечереет, голодный
2 вариант – молодой, холодный (фронтальная проверка)
- Молодцы, вспомнили, как проверить безударные гласные в корне слова.
- Ребята, посмотрите, как красиво на улице, светит солнышко! Сейчас мы глазами нарисуем солнышко. Вы внимательно следите за его лучиками.
5. ФизминуткаСОЛНЫШКО СЛАЙД 11
6. Закрепление изученного материала
Мы пришли на станциюЛЕСНАЯ. СЛАЙД 12
(на парте у каждого листок с текстом)
- Посмотрите, как красив лес зимой. Но слова в предложении перепутались. Вам надо вспомнить правила и составить предложения. Орфограмму безударную гласную в корне слова подчеркните.
- Какие правила написания предложения вы вспомнили?
(1 слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка, вопросительный знак, восклицательный знак)
ПроверкаСЛАЙД 13
- Проверяем 1 предложение. ПО ЩЕЛЧКУ называем орфограммы.
- Проверяем 2 предложение. ПО ЩЕЛЧКУ называем орфограммы.
- Проверяем 3 предложение. ПО ЩЕЛЧКУ называем орфограммы.
- Молодцы. Вспомнили, как пишутся предложения и орфограмма правописание безударных гласных в корне слова.
- Вот мы и дошли до нашего городаГРАМОТЕЕВСК. СЛАЙД 14
- Но здесь нас тоже ждет испытание. Прочитайте текст- 1 ученик вслух.
- Кто такой клест? (Клест – птица таежных лесов размером с воробья. Клюв у нее как щипцы. Клювом клест вытаскивает семена из шишек.)
- Какое задание надо выполнить? (исправить ошибки). У вас на столе лежит текст. В тексте исправьте ошибки. (помощь листок)
ПроверкаСЛАЙД 15
- Молодцы. Умеете находить ошибки в тексте.
7. Подведение итогов урока.
- Итак, правописание какой орфограммы мы сегодня повторяли?
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
- Молодцы.
8. Рефлексия
- Ребята, вы знаете, что день зимой становится короче и на небе появилась первая ЗВЕЗДА. Есть ли орфограмма правописание безударных гласных в корне в этом слове? СЛАЙД 16
-Ребята, нарисуйте в своей тетради путешественника звезду такого цвета, какое у вас настроение после нашего путешествия в страну Русского языка.