Открытый урок по русскому языку
Зеленина Н.А., учитель русского языка и литературы КГУ «ОСШ № 4 г. Балхаш»
Класс: 6
Тема: Правописание безударных гласных в корне слова.
Цель: уточнить знания учащихся об особенностях проверочного и проверяемого слов, повторить изученное о правописании чередующихся гласных в корнях слов, развивать умения подбирать проверочные слова.
Задачи:
- Образовательная: учить видеть орфограммы, развивать умения проверять слова с безударными гласными в корне слова.
- Развивающая:
• развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность учащихся.
- совершенствовать навыки самопроверки и взаимопроверки, умение работать в команде.
- Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, чувство взаимопомощи, аккуратность, стимулировать учащихся вести здоровый образ жизни.
Ход урока:
- Орг. момент.
Сегодня наш урок будет связан с темой, которая волновала и волнует не одно поколение людей.
Нам необходимо найти спрятанное слово. Для этого нужно «взять» из каждого слова указанный слог, а затем соединить слоги.
1-й слог – костер
2-й слог – самосвал
Косм…с
Этимологический словарь: Греческое слово «космос» имело несколько значений: «украшение», «наряд» (отсюда наша «косметика» - то, что должно украшать лицо человека), затем «порядок» (в противоположность «хаосу» - «беспорядку») и, наконец, «вселенная». Мы придаем этому слову значение – Вселенная.
Фильм «Космос»
- Проверка домашнего задания.
Сочинение-миниатюра «Люди и космос»
- Орфографическая пятиминутка.
Задание: вставить пропущенные орфограммы, определить тип связи в словосочетании.
Д.лекая г.лактика, н.бесное тело, атм.сфера З.мли, к.смический а(п, пп)арат, тайны Вс.ленной, звез.ный г.р.док, экскурсия в пл.нетарий, спустит.ся сверху, предл.жить пом.щь.
- Синтаксическая пятиминутка.
Работа в группах.
Задание: придумать простое предложение с любым из данных словосочетаний.
На уроке мы писали изложение о тайнах далекой галактики.
Галактика – гигантская звездная система.
Атмосфера – газообразная оболочка, окружающая Землю.
Вселенная – все мироздание, весь мир.
Планетарий – 1. устройство, показывающее движение планет на полусферическом экране-куполе
2.зрелищное учреждение, где показывается с помощью такого устройства искусственное звездное небо.
- Повторение пройденного материала.
- Какие орфограммы в словах с безударной гласной встретились вам в орфографической пятиминутке?
- Как называется гласный под ударением?
- Чем отличается ударный гласный от безударного?
- Какой гласный называется сильным? А какой – слабым?
- Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?
- Всегда ли можно проверить безударную гласную в корне слова?
- Какие корни с чередованием гласных а-о вам известны?
Правописание гласных в корне в зависимости от последующей буквы.
Корни слов
Пишется а
Пишется о
-лаг-лож-
В корне –лаг- перед г:
Предлагать
В корне –лож- перед ж:
Предложить
-раст-рос-ращ-
В корнях слов перед согласными ст, щ:
Растение, наращивать
В корнях слов перед согласной с:
Вырос, заросли
Исключения: росток, отрасль
С о пишутся слова: Ростов, Ростислав, ростовщик
- Закрепление.
1.- Какие планеты находятся в нашей Солнечной системе?
Фонетическая пятиминутка.
Задание: написать фонетическую транскрипцию тех слов, в которых написание расходится с произношением.
Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
2. –Кто первым из летчиков – испытателей Казахстана побывал в космосе?
Аубакиров Токтар Онгарбаевич – лётчик испытатель ОКБ имени А.И. Микояна; лётчик-космонавт СССР № 72 - последний космонавт Советского Союза и первый космонавт Казахстана.
В 1991 году в соответствии с договоренностью между Правительствами республик СССР: РСФСР и Казахской ССР отважный лётчик-испытатель приступил к тренировкам в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина, где прошёл ускоренный курс подготовки к полету на космическом корабле (КК) "Союз ТМ" и орбитальном комплексе "Мир".
2 октября 1991 года Тохтар Аубакиров стартовал в космос вместе с А.А. Волковым и австрийским космонавтом Францем Фибеком в качестве космонавта-исследователя КК "Союз ТМ-13". В течение недели он в составе экипажа посещения работал на борту орбитального комплекса "Мир", а 10 октября 1991 года возвратился на Землю вместе с А.П. Арцебарским и австрийским космонавтом Ф. Фибеком на борту космического корабля "Союз Т-12", пробыв в космосе 7 дней 22 часа 13 минут.
-Как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы полететь в космос? (волевые качества, сила духа, мужество, героизм, физическое здоровье)
- А что нужно делать нам с вами, чтобы физически здоровыми? (заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, закаляться)
3. Работа в группах.
Задание: вставьте пропущенные буквы, найдите “четвертое лишнее”.
1 гр. Располагать, прилагательное, возлагать, изложить.
2 гр. Растение, прорасти, росток, возраст.
3 гр. Звезда, характер, ракета, экипаж.
4гр. Издалека, командир, оценить, Земля.
5гр. Планета, скафандр, галактика, вырастить.
4.- Какое название имеет космодром, находящийся в Казахстане?
БАЙКОНУР, космодром, расположен в Казахстане, Кзыл-Ординская обл. Основан в 1955. Имеет несколько стартовых комплексов, технических позиций и измерительных пунктов. С Байконура запущен первый в истории искусственный спутник Земли (1957) и первый космический корабль с человеком на борту (космонавт Ю. А. Гагарин, 1961). С Байконура стартовали космические корабли «Восток», «Восход», «Союз» и орбитальные станции «Салют», «Мир», ракетно-космическая система «Энергия» — «Буран», многие искусственные спутники Земли и межпланетные космические аппараты.
Задание по группам.
Проведите наблюдение за имеющимися данными в таблице. Объясните, почему в корнях пишется а или о. Постарайтесь восстановить таблицу.
Корни слов
Пишется а
Пишется о
Пример
Исключения
-лаг-лож-
В корне слова после. пишется.
В корне слова после. пишется.
Предл.гать
.
?
-раст-ращ-рос-
В корне слова после. пишется.
В корне слова после. пишется.
Прора.стать
.
.
.
Восстановите таблицу.
Правило
Пример
Проверочное слово
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно.
Н.бесный
.блака
Т.желый
Ц.пляется
Если безударная гласная в корне не. , то.
Ц.вилизация
К.лендарь
?
5. Итоговый контроль знаний.
Тест.
1. Выберите строку с буквой о в корне.
А. Отр…сль, сл…гаемое.
Б. Изл…гать прил…жение.
В. Р…сток, водор…сли.
Г. Изл…жение, р…стение.
2. Укажите слова с буквой а в корне.
А. Предл…жить, р…стительная.
Б. Разр…стись, распол…гаться.
В. Р…стов, предпол…жение.
Г. Подр.сти, р…сток.
3. Выберите строку с буквой а в корне.
А. Отр…сль, изл…гать.
Б. Дол…жить, подл…жить.
В. Изл…жение, предл.гать.
Г. Выр…щивать, р.сток.
4. Укажите слова с буквой о в корне.
А. Прил…гательное, пор…сль.
Б. Противопол…жный, р…стовщик.
В. Подр…сли, изл…гать.
Г. Нар…стить, предл…гать
5. Во всех словах строчки в корне пишется буква а.
А. Предл.гать, р.стет, ук.ризна, насл.ждение;
Б. Пол.гать, оч.ровательный, р.скошный, вопл.щение;
В. Сокр.щать, ср.стание, нас.ждать, об.ятельный;
Г. Погл.щать, сн.ряжать, заст.влять, отв.рить дверь.
Укажите ряд слов, в которых на месте пропусков пишется буква а.
А. Косм.навт, обр.щение, ф.нетика, ар.мат.
Б. Б.тарея,.така, ст.дион, уд.рение
- Итог урока. Рефлексия.
- Домашнее задание. П.7, упр. 76