kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока руссого языка "Правописание безударных гласных в корне слова" в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель урока: познакомить с гласными буквами, которые в безударной позиции требуют проверки.

Тип урока: закрепление изученного материала

Задачи:

1. Образовательная:

  • Повторить правило правописания безударных гласных в корне слова проверяемых и непроверяемых ударением;
  • Закрепить умение подбирать однокоренные проверочные слова к словам с безударной гласной в корне;
  • Развивать умение определять орфограмму безударную гласную в корне слова по слуху;
  • Развивать умение видеть в тексте в слова с проверяемой безударной  гласной в корне слова. 

2. Развивающая:

  • Развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность

3. Воспитательная:

  • Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, взаимовыручку.

Оборудование:

1. цветные карандаши (зелёный, жёлтый, красный)

2. орфографические словари 14  шт.

3. компьютер, интерактивная доска.

1. Актуализация.

- Ребята,  как вы думаете, что необходимо каждому ученику, чтобы быть успешным на уроке? Чтобы всё цели, которые мы поставим перед собой, были достигнуты?

-Всё, что вы назвали – очень важно. Но я думаю, что самое главное – быть внимательным. Не зря говорят: «Внимание -  путь к запоминанию».

Предлагаю начать наш урок с разминки на внимание.

Работа в группах

Возьмите маршрутный лист, найдите задание № 1.

Слайд №2

- Попробуйте предположить, в чём будет заключаться задание?

Я предлагаю вам найти и  обвести буквы, которые стоят между буквами парных по звонкости и глухости согласных.

  Работаем самостоятельно, кто будет готов -  сигнал.

 - Назовите буквы, которые вы обвели.    А    О    Е   И   Я

Экран.

 - У кого также?   Это самые внимательные дети в классе.

- Что это за буквы?

- А можно ли их классифицировать каким-то образом?

- Можно ли их разделить на группы?

3. Проблемная ситуация

А  попробуйте найти какой-нибудь общий признак для этих гласных.

- Что может объединять эти буквы?

К этому вопросу мы обязательно  вернёмся в конце нашего урока и дадим правильный ответ, и волшебные буквы нам в этом помогут. А буквы-то действительно волшебные…

Они  превратились золотые зёрнышки. Упали они в землю, солнышко согрело их своими лучами, дождик подарил живительную влагу, и выросло волшебное дерево.

- Что же здесь волшебного? Что необычного у этого дерева?

- А какие слова называются однокоренными?

Слайд № 2

-От какого же корня выросли наши слова?  Выделите корень во всех словах.

- А что ещё заметили?

- А почему нет буквы?

- Докажите. Поставьте ударение в словах.

- Почему мы задумываемся, как писать безударную гласную в корне слова?

- А как же узнать, какую безударную гласную написать в корне слова?

- А как? 

- Что вы сейчас мне рассказали? Правило.

- А как называется буква, которая пишется по правилам?

- Так какая орфограмма в слове садовник?

4. Формулировка темы и целей урока.

- Кто догадался, о чём мы сегодня говорим на уроке?

- Кто попробует сформулировать тему нашего урока?

    Правописание безударных гласных в корне слова.

- Знакома вам эта тема?

- Какие же цели мы поставим перед собой сегодня на уроке?

  • Вспомнить правило правописания безударной гласной в корне слова.
  • Потренироваться в написании слов с орфограммой безударная гласная в корне слова.
  • Будем учиться находить безударные гласные в корне слова

5. Регулятивная оценка

Слайд № 5

Возьмите маршрутный лист, найдите табличку.

Оцените свои знания и умения по данной теме.

В конце урока вы проверите: измениться ваша оценка или нет.

Слайд №6

-Вспомним  правило, как проверить, какую безударную гласную надо писать в корне слова? 

- А какой ещё секрет правописания БГ в корне подсказало нам наше волшебное дерево?

Поучимся применять это правило.

Слайд № 7

Прочитайте  слова

- Какое  будет задание?

Выбрать в скобках и подчеркнуть слово, которое будет являться проверочным и вставить правильно БГ.  Поработайте в парах,  обсудите  задачу с соседом. (на столах карточки со словами)

уд _ вительный  день    (диво, удивление, дева)

л _ пить  из глины          (липко, лепка, залепил)

л _ нивый   тюлень        (лениться, лень, линька)

м _ стерить  полку         (мост, мастер, мастерская)

подч _ щать дорожки    (честь, чисто, чистота)

скр _ пучий   пол            (скрепка, скрип, скрипит)

Проверим.

Прочитайте 1 строчку, назовите, какую БГ вы вставили.

- Все согласны?

- Почему не подходит слово удивление

- Почему не подходит слово дева?  Здесь гласная в корне ударная?

Сделаем вывод. 

- На что надо обращать внимание, чтобы правильно подобрать проверочное слово?

7. Физминутка

Слайд № 8.

 Пока мы с вами отдыхали, на соседней полянке выросло ещё одно дерево. 

- Что такое секрет? (тайна, то, что нельзя разглашать)

- Что значит засекретить?

- Можно сказать, что это тоже дерево однокоренных слов?

- От какого корня выросли слова? Выделите корень в словах.

- А почему мы опять задумываемся, какую букву писать в корне?

Поставьте ударение в словах.

- Можно ли здесь применить известное нам правило? 

Правильно.  Мы не сможем подобрать  такое однокоренное слово, чтобы гласная в корне была под ударением.

- Как же в этом случае проверить безударную гласную в корне слова?

9. Работа со словарём.

- Как расположены слова в словаре?

 Найдите, как пишется слово секрет.

 Вставьте пропущенную гласную в корнях слов нашего волшебного дерева.

- Итак, какой вывод можно сделать?   На какие  2 группы можно разделить  слова с безударной гласной в корне слова. 

10. Откройте тетради.

Поиграем.

 Я буду  читать загадки, а вы хором называть отгадки.

Записывать в тетрадь будем  только пропущенную букву.

 

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога.

аран)

 

Рыжий молокозавод

День жует и ночь жует:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко!

орова)

 

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

едведь)

 

Птичка-невиличка,

 Воробью сестричка:

 Спиною серовата,

 Животиком желтовата.

 (Синица)

 

Что за зверь лесной

Встал, как столбик,

Под сосной.

И стоит среди травы –

Уши больше головы?

(Заяц)

 

- Что объединяет все слова-отгадки?

- А есть ли в этих словах общая орфограмма?

- Какая?

Слайд № 9

Назовите БГ, которые вы записали.

11.  Молодцы, ребята!

Посмотрите на слайд (слайд № 10)                         

                                     

      Спит кот Тишка. Мышонок тут как тут. Воришка утащил кусок сыру. Юркнул мышонок в норку, выглянул из темноты. Пищит мышка: «Спи, спи, Тишка!»

 

- Можно ли назвать это текстом?  - Почему?

- Какое название вы бы придумали к тексту? Почему?

- Какое же можно выполнить задание?

- Как звучит тема нашего урока?

Верно, надо найти в тексте слова с безударными гласными в корне слова.

Самостоятельная работа.

Откройте тетрадочки. Выпишите из текста только слова с проверяемой безударной гласной и в скобках напишите проверочное слово. Обозначьте орфограмму. 

Проверьте, пожалуйста. 

-  Кто подобрал другие проверочные слова?

А теперь назовите ещё раз безударные гласные в словах, которые вы выписали.        о  а   я   е   и

              Слайд №11

- Какие непроверяемые БГ  нам  встретились в словарных словах?

- Вспомните, какой вопрос нас затруднил в начале урока?

- Что может быть общего у  этих гласных букв?

-  Подтвердилась наша гипотеза?

Вывод: эти буквы являются орфограммой, если находятся в безударном слоге  и  при написании требуют проверки.

12. Рефлексия

- Как звучала тема сегодняшнего урока?

- На какие группы делятся безударные гласные в корне слова?

- На что мы обращаем внимание при подборе проверочного слова?

- Какое задания показалось самым трудным?

Возьмите маршрутный лист, найдите таблицу «Знаю – умею – могу»

Оцените себя.  Надеюсь, что ваша оценка в конце урока стала выше.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока руссого языка "Правописание безударных гласных в корне слова" в 3 классе »

Беляева И.Н. Урок русского языка в 3 классе


Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».

Цель урока: познакомить с гласными буквами, которые в безударной позиции требуют проверки.

Тип урока: закрепление изученного материала

Задачи:

1. Образовательная:

  • Повторить правило правописания безударных гласных в корне слова проверяемых и непроверяемых ударением;

  • Закрепить умение подбирать однокоренные проверочные слова к словам с безударной гласной в корне;

  • Развивать умение определять орфограмму безударную гласную в корне слова по слуху;

  • Развивать умение видеть в тексте в слова с проверяемой безударной гласной в корне слова.

2. Развивающая:

  • Развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность

3. Воспитательная:

  • Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, взаимовыручку.

Оборудование:

1. цветные карандаши (зелёный, жёлтый, красный)

2. орфографические словари 14 шт.

3. индивидуальные маршрутные листы

4. компьютер, интерактивная доска.


Ход урока

предполагаемые ответы

1. Актуализация.

- Ребята, как вы думаете, что необходимо каждому ученику, чтобы быть успешным на уроке? Чтобы всё цели, которые мы поставим перед собой, были достигнуты?

-Всё, что вы назвали – очень важно. Но я думаю, что самое главное – быть внимательным. Не зря говорят: «Внимание - путь к запоминанию».


Предлагаю начать наш урок с разминки на внимание.

Работа в группах

Возьмите маршрутный лист, найдите задание № 1.

Слайд №2

- Попробуйте предположить, в чём будет заключаться задание?

Я предлагаю вам найти и обвести буквы, которые стоят между буквами парных по звонкости и глухости согласных.

Работаем самостоятельно, кто будет готов - сигнал.

- Назовите буквы, которые вы обвели. А О Е И Я

Экран.

- У кого также? Это самые внимательные дети в классе.

- Что это за буквы?


- А можно ли их классифицировать каким-то образом?

- Можно ли их разделить на группы?


3. Проблемная ситуация

А попробуйте найти какой-нибудь общий признак для этих гласных.

- Что может объединять эти буквы?


К этому вопросу мы обязательно вернёмся в конце нашего урока и дадим правильный ответ, и волшебные буквы нам в этом помогут. А буквы-то действительно волшебные…

Они превратились золотые зёрнышки. Упали они в землю, солнышко согрело их своими лучами, дождик подарил живительную влагу, и выросло волшебное дерево.

- Что же здесь волшебного? Что необычного у этого дерева?

- А какие слова называются однокоренными?


Слайд № 2

-От какого же корня выросли наши слова? Выделите корень во всех словах.

- А что ещё заметили?

- А почему нет буквы?

- Докажите. Поставьте ударение в словах.

- Почему мы задумываемся, как писать безударную гласную в корне слова?

- А как же узнать, какую безударную гласную написать в корне слова?

- А как?

- Что вы сейчас мне рассказали? Правило.

- А как называется буква, которая пишется по правилам?

- Так какая орфограмма в слове садовник?


4. Формулировка темы и целей урока.

- Кто догадался, о чём мы сегодня говорим на уроке?

- Кто попробует сформулировать тему нашего урока?

Правописание безударных гласных в корне слова.

- Знакома вам эта тема?

- Какие же цели мы поставим перед собой сегодня на уроке?

  • Вспомнить правило правописания безударной гласной в корне слова.

  • Потренироваться в написании слов с орфограммой безударная гласная в корне слова.

  • Будем учиться находить безударные гласные в корне слова


5. Регулятивная оценка

Слайд № 5

Возьмите маршрутный лист, найдите табличку.

Оцените свои знания и умения по данной теме.



В конце урока вы проверите: измениться ваша оценка или нет.


Слайд №6


-Вспомним правило, как проверить, какую безударную гласную надо писать в корне слова?

- А какой ещё секрет правописания БГ в корне подсказало нам наше волшебное дерево?


Поучимся применять это правило.

Слайд № 7

Прочитайте слова

- Какое будет задание?

Выбрать в скобках и подчеркнуть слово, которое будет являться проверочным и вставить правильно БГ. Поработайте в парах, обсудите задачу с соседом. (на столах карточки со словами)


уд _ вительный день (диво, удивление, дева)

л _ пить из глины (липко, лепка, залепил)

л _ нивый тюлень (лениться, лень, линька)

м _ стерить полку (мост, мастер, мастерская)

подч _ щать дорожки (честь, чисто, чистота)

скр _ пучий пол (скрепка, скрип, скрипит)



Проверим.

Прочитайте 1 строчку, назовите, какую БГ вы вставили.

- Все согласны?

- Почему не подходит слово удивление?

- Почему не подходит слово дева? Здесь гласная в корне ударная?


Сделаем вывод.

- На что надо обращать внимание, чтобы правильно подобрать проверочное слово?


7. Физминутка


Слайд № 8.

Пока мы с вами отдыхали, на соседней полянке выросло ещё одно дерево.

- Что такое секрет? (тайна, то, что нельзя разглашать)

- Что значит засекретить?

- Можно сказать, что это тоже дерево однокоренных слов?

- От какого корня выросли слова? Выделите корень в словах.


- А почему мы опять задумываемся, какую букву писать в корне?

Поставьте ударение в словах.

- Можно ли здесь применить известное нам правило?


Правильно. Мы не сможем подобрать такое однокоренное слово, чтобы гласная в корне была под ударением.

- Как же в этом случае проверить безударную гласную в корне слова?


9. Работа со словарём.

- Как расположены слова в словаре?

Найдите, как пишется слово секрет.

Вставьте пропущенную гласную в корнях слов нашего волшебного дерева.

- Итак, какой вывод можно сделать? На какие 2 группы можно разделить слова с безударной гласной в корне слова.


10. Откройте тетради.

Поиграем.

Я буду читать загадки, а вы хором называть отгадки.

Записывать в тетрадь будем только пропущенную букву.

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога.

аран)


Рыжий молокозавод

День жует и ночь жует:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко!

орова)


Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

едведь)


Птичка-невиличка,

Воробью сестричка:

Спиною серовата,

Животиком желтовата.

иница)


Что за зверь лесной

Встал, как столбик,

Под сосной.

И стоит среди травы –

Уши больше головы?

(Заяц)


- Что объединяет все слова-отгадки?

- А есть ли в этих словах общая орфограмма?

- Какая?

Слайд № 9

Назовите БГ, которые вы записали.


11. Молодцы, ребята!

Посмотрите на слайд (слайд № 10)

Спит кот Тишка. Мышонок тут как тут. Воришка утащил кусок сыру. Юркнул мышонок в норку, выглянул из темноты. Пищит мышка: «Спи, спи, Тишка!»


- Можно ли назвать это текстом? - Почему?

- Какое название вы бы придумали к тексту? Почему?


- Какое же можно выполнить задание?

- Как звучит тема нашего урока?

Верно, надо найти в тексте слова с безударными гласными в корне слова.


Самостоятельная работа.


Откройте тетрадочки. Выпишите из текста только слова с проверяемой безударной гласной и в скобках напишите проверочное слово. Обозначьте орфограмму.

Проверьте, пожалуйста.

- Кто подобрал другие проверочные слова?


А теперь назовите ещё раз безударные гласные в словах, которые вы выписали. о а я е и

Слайд №11

- Какие непроверяемые БГ нам встретились в словарных словах?


- Вспомните, какой вопрос нас затруднил в начале урока?

- Что может быть общего у этих гласных букв?

- Подтвердилась наша гипотеза?

Вывод: эти буквы являются орфограммой, если находятся в безударном слоге и при написании требуют проверки.

12. Рефлексия

- Как звучала тема сегодняшнего урока?

- На какие группы делятся безударные гласные в корне слова?

- На что мы обращаем внимание при подборе проверочного слова?

- Какое задания показалось самым трудным?


Возьмите маршрутный лист, найдите таблицу «Знаю – умею – могу»

Оцените себя. Надеюсь, что ваша оценка в конце урока стала выше.

Спасибо за урок.


Внимательно слушать учителя, отвечать на вопросы, стараться.













Они все гласные









Йотированные и нет.

Указывают на мягкость согласного и твёрдость.

Обсуждение.


- Кто думает иначе?

-Будут другие предположения?

Я предлагаю проверить данную гипотезу на нашем уроке, а волшебные буквы нам помогут. Буквы то действительно волшебные!


-сад-


В этом слове в корне безударная гласная


Мы слышим нечётко, буква в слабой позиции.


Проверить

Изменить слово, чтобы гласная в корне была под ударением.

Орфограмма.



Об орфограмме безударной гласной в корне слова.

Да, знакомились во 2 классе.



















Дети говорят правило.


Корень в однокоренных словах пишется одинаково.





Найти проверочное слово в скобках и вставить безударную гласную.












Вставили букву и, проверить диво.

Не под ударением.

Разные по смыслу.




При проверке БГ важно понимать от какого корня произошло слово, смысл слова







Да.

-секрет-


В корне слов безударная гласная.

Нет, это словарное слово



Обратиться к орфографическому словарю.








Проверяемые ударением и непроверяемые




































животные

словарные слова










































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока руссого языка "Правописание безударных гласных в корне слова" в 3 классе

Автор: Беляева Ирина Николаевна

Дата: 26.10.2014

Номер свидетельства: 122712

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства