Цель урока: познакомить с гласными буквами, которые в безударной позиции требуют проверки.
Тип урока: закрепление изученного материала
Задачи:
1. Образовательная:
- Повторить правило правописания безударных гласных в корне слова проверяемых и непроверяемых ударением;
- Закрепить умение подбирать однокоренные проверочные слова к словам с безударной гласной в корне;
- Развивать умение определять орфограмму безударную гласную в корне слова по слуху;
- Развивать умение видеть в тексте в слова с проверяемой безударной гласной в корне слова.
2. Развивающая:
- Развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность
3. Воспитательная:
- Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, взаимовыручку.
Оборудование:
1. цветные карандаши (зелёный, жёлтый, красный)
2. орфографические словари 14 шт.
3. компьютер, интерактивная доска.
1. Актуализация. - Ребята, как вы думаете, что необходимо каждому ученику, чтобы быть успешным на уроке? Чтобы всё цели, которые мы поставим перед собой, были достигнуты? -Всё, что вы назвали – очень важно. Но я думаю, что самое главное – быть внимательным. Не зря говорят: «Внимание - путь к запоминанию». Предлагаю начать наш урок с разминки на внимание. Работа в группах Возьмите маршрутный лист, найдите задание № 1. Слайд №2 - Попробуйте предположить, в чём будет заключаться задание? Я предлагаю вам найти и обвести буквы, которые стоят между буквами парных по звонкости и глухости согласных. Работаем самостоятельно, кто будет готов - сигнал. - Назовите буквы, которые вы обвели. А О Е И Я Экран. - У кого также? Это самые внимательные дети в классе. - Что это за буквы? - А можно ли их классифицировать каким-то образом? - Можно ли их разделить на группы? 3. Проблемная ситуация А попробуйте найти какой-нибудь общий признак для этих гласных. - Что может объединять эти буквы? К этому вопросу мы обязательно вернёмся в конце нашего урока и дадим правильный ответ, и волшебные буквы нам в этом помогут. А буквы-то действительно волшебные… Они превратились золотые зёрнышки. Упали они в землю, солнышко согрело их своими лучами, дождик подарил живительную влагу, и выросло волшебное дерево. - Что же здесь волшебного? Что необычного у этого дерева? - А какие слова называются однокоренными? Слайд № 2 -От какого же корня выросли наши слова? Выделите корень во всех словах. - А что ещё заметили? - А почему нет буквы? - Докажите. Поставьте ударение в словах. - Почему мы задумываемся, как писать безударную гласную в корне слова? - А как же узнать, какую безударную гласную написать в корне слова? - А как? - Что вы сейчас мне рассказали? Правило. - А как называется буква, которая пишется по правилам? - Так какая орфограмма в слове садовник? 4. Формулировка темы и целей урока. - Кто догадался, о чём мы сегодня говорим на уроке? - Кто попробует сформулировать тему нашего урока? Правописание безударных гласных в корне слова. - Знакома вам эта тема? - Какие же цели мы поставим перед собой сегодня на уроке?
5. Регулятивная оценка Слайд № 5 Возьмите маршрутный лист, найдите табличку. Оцените свои знания и умения по данной теме. В конце урока вы проверите: измениться ваша оценка или нет. Слайд №6 -Вспомним правило, как проверить, какую безударную гласную надо писать в корне слова? - А какой ещё секрет правописания БГ в корне подсказало нам наше волшебное дерево? Поучимся применять это правило. Слайд № 7 Прочитайте слова - Какое будет задание? Выбрать в скобках и подчеркнуть слово, которое будет являться проверочным и вставить правильно БГ. Поработайте в парах, обсудите задачу с соседом. (на столах карточки со словами) уд _ вительный день (диво, удивление, дева) л _ пить из глины (липко, лепка, залепил) л _ нивый тюлень (лениться, лень, линька) м _ стерить полку (мост, мастер, мастерская) подч _ щать дорожки (честь, чисто, чистота) скр _ пучий пол (скрепка, скрип, скрипит) Проверим. Прочитайте 1 строчку, назовите, какую БГ вы вставили. - Все согласны? - Почему не подходит слово удивление? - Почему не подходит слово дева? Здесь гласная в корне ударная? Сделаем вывод. - На что надо обращать внимание, чтобы правильно подобрать проверочное слово? 7. Физминутка Слайд № 8. Пока мы с вами отдыхали, на соседней полянке выросло ещё одно дерево. - Что такое секрет? (тайна, то, что нельзя разглашать) - Что значит засекретить? - Можно сказать, что это тоже дерево однокоренных слов? - От какого корня выросли слова? Выделите корень в словах. - А почему мы опять задумываемся, какую букву писать в корне? Поставьте ударение в словах. - Можно ли здесь применить известное нам правило? Правильно. Мы не сможем подобрать такое однокоренное слово, чтобы гласная в корне была под ударением. - Как же в этом случае проверить безударную гласную в корне слова? 9. Работа со словарём. - Как расположены слова в словаре? Найдите, как пишется слово секрет. Вставьте пропущенную гласную в корнях слов нашего волшебного дерева. - Итак, какой вывод можно сделать? На какие 2 группы можно разделить слова с безударной гласной в корне слова. 10. Откройте тетради. Поиграем. Я буду читать загадки, а вы хором называть отгадки. Записывать в тетрадь будем только пропущенную букву. |
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
(Баран)
Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко!
(Корова)
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Птичка-невиличка,
Воробью сестричка:
Спиною серовата,
Животиком желтовата.
(Синица)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик,
Под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы?
(Заяц)
- Что объединяет все слова-отгадки? - А есть ли в этих словах общая орфограмма? - Какая? Слайд № 9 Назовите БГ, которые вы записали. 11. Молодцы, ребята! Посмотрите на слайд (слайд № 10)
Спит кот Тишка. Мышонок тут как тут. Воришка утащил кусок сыру. Юркнул мышонок в норку, выглянул из темноты. Пищит мышка: «Спи, спи, Тишка!»
- Можно ли назвать это текстом? - Почему? - Какое название вы бы придумали к тексту? Почему? - Какое же можно выполнить задание? - Как звучит тема нашего урока? Верно, надо найти в тексте слова с безударными гласными в корне слова. Самостоятельная работа. Откройте тетрадочки. Выпишите из текста только слова с проверяемой безударной гласной и в скобках напишите проверочное слово. Обозначьте орфограмму. Проверьте, пожалуйста. - Кто подобрал другие проверочные слова? А теперь назовите ещё раз безударные гласные в словах, которые вы выписали. о а я е и Слайд №11 - Какие непроверяемые БГ нам встретились в словарных словах? - Вспомните, какой вопрос нас затруднил в начале урока? - Что может быть общего у этих гласных букв? - Подтвердилась наша гипотеза? Вывод: эти буквы являются орфограммой, если находятся в безударном слоге и при написании требуют проверки. 12. Рефлексия - Как звучала тема сегодняшнего урока? - На какие группы делятся безударные гласные в корне слова? - На что мы обращаем внимание при подборе проверочного слова? - Какое задания показалось самым трудным? Возьмите маршрутный лист, найдите таблицу «Знаю – умею – могу» Оцените себя. Надеюсь, что ваша оценка в конце урока стала выше. |