kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Заимствованные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрагмент урока по русскому языку на тему:Заимствованные слова(6 класс).

Все народы меняются словами и занимают их друг у друга.В.Белинский.

После урока учащиеся должны уметь пользоваться (этимологическим,толковым,словарём иностранных слов).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Заимствованные слова»

Фрагмент урока по русскому языку на тему:

Заимствованные слова (6 класс).

Цель урока:

1) дать понятие о заимствованных словах;

2 ) почему слова из одного языка проникают в другой? какими путями?

3 ) что происходит со словами-«иностранцами» в русском языке?

4 )каково отношение общества к заимствованиям?

5) вывести признаки заимствованных слов.

После урока учащиеся должны уметь пользоваться словарями (этимологическим, толковым, словарем иностранных слов.

Эпиграф к урока: Все народы меняются словами и

занимают их друг у друга.

В.Г.Белинский.







Оборудование: наглядность к уроку (презентация, Толковый словарь, этимологический словарь, словарь иностранных слов, учебник)



Ход урока:

Вступительное слово учителя.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым явлением в языке.

Для этого прослушайте 2 текста.

1.Дождь прошуршал по широкому лугу.

Даже цветы удивились друг другу.

В чашечках листьев, на каждой травинке

По огонёчку, по серебринке.



2. Дождь прошёл по авеню. Он играл свои гаммы, а люди забегали в вестибюля, в окна закрывали жалюзи, зажигали электричество. Вот раздался последний аккорд, и колорит земли стал постепенно меняться.

Учитель: Сравните оба текста. Что в них общего?

Дети: В этих текстах общая тема.

Учитель: Чем отличается 2-й текст от первого?

Дети: Во втором тексте используются иностранные слова.

Учитель записывает слова из предложения(2-го) на доске.

Авеню, гаммы, вестибюль, жалюзи, электричество, аккорд, колорит.

Учитель: Подберите синонимы к слову иностранные.

Дети: нерусские , иноязычные, заимствованные.

Учитель: Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Заимствованные слова». Откройте тетради и запишите число, классная работа, тему. Обозначим план урока и запишем его в тетрадь.

План урока:



1) Что такое заимствованные слова?

2) Почему заимствуются слова?

3) Откуда?

4) Признаки заимствования?

5) Судьба слов «иностранцев» в русском языке.

6) Отношение общества к заимствованиям.



Слово учителя: Начать нужно с рассказа об изменении словарного состава в языке.

Кроме исконно русских слов, в современном литературном языке имеются заимствования из других языков.

Заимствованные слова появляются в русском языке в результате общения с другими народами, в результате их экономических, политических, культурных связей. Учёные подсчитали количество заимствованных слов в русском языке. Они составляют 10% всего его словарного состава. В большинстве иноязычные слова взяты вместе с вещью, явлением, понятием (зонтик-из голландского языка, бульвар- из французского языка, марка-из немецкого).

Иноязычные слова проникают в русский язык в разные периоды развития.

Наиболее ранние слова пришли к нам из греческих, румынских, германских языков.

Тюркские слова, обозначающие предметы быта, проникли в русский язык в основном устным путём, при торговых отношениях и во время татаро- монгольского ига. В Петровскую эпоху

к нам в язык пришло очень много слов из немецкого языка. Заимствование греческих и латинских слов связаны с развитием науки и культуры, а также принятием Христианства, освоением письменности.

Обращение к наглядности: Ребята, к нам по морю пришло ещё очень много слов из других стран. Вот некоторые из них.

Вывод: Слова, пришедшие из других языков называются заимствованными.

Выведем признаки заимствованных слов. Для этого рассмотрим несколько групп слов и определим, что объединяет.

- Пюре, купюра , бюрократ, бюллетень, гравюра, кювет, блюминг, бюджет.

Дети: У них общее сочетание пю- бю- вю-кю.

-Кафе, графика, форма, кефир, рифма, кофта.

Дети: Наличие в слове буквы ф.

-аккуратный, абажур, арбуз, архив.

Дети: начальная буква «А».

Вывод: Уже по внешнему признаки можно узнать заимствованный характер слов. Русским

словам несвойственны такие сочетание как пю, бю, вю, кю наличие в слове буквы «ф», начальной буквы «а».

Заимствованные слова, поступая в распоряжение русской грамматики, подчиняются её правилам.

Нередко при переходе слов из одного языка в другой меняется род существительных. Поэтому слова пальто, кафе, трюмо во французском относятся к м. р., стали у нас существительные

ср. р. по типу слов окно, море, а слова сорт, визит, бывшие во французском. Из ж. р. в русском стили относятся к м. р.

Лексическое освоение заимствованного слова-это освоение его значения.

Например: Слово пальто заимствовано из французского языка, но сам предмет, названием которого служит это слово, так прочно вошёл в наш язык, что не осознается как французская одежда.

Не все иностранные слова, проникающие в язык, сохраняют своё значение.

Слово клоун пришло к нам из английского .Так называется шут в англ. комедии. Клоун

происходит от лат. колонус «сельский зритель». Горожане постоянно смеялись над неловкостью и наивностью «деревенщины». Слово костюм появилось у нас в 13 веке. В переводе с итал. означает привычка, обычай.



Не все проникающие в язык слова приживаются. Например: иноязычное слово пироскаф заменен русским пароход, виктория-победа, фортец- крепость.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Заимствованные слова

Автор: Лукманова Юлия Рауфовна

Дата: 18.10.2019

Номер свидетельства: 523144

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Методическая разработка урока русского языка  Тема: «Исконно русские и заимствованные слова» (6 класс) "
    ["seo_title"] => string(105) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-tiema-iskonno-russkiie-i-zaimstvovannyie-slova-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "241007"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445167827"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Исконно русские и заимствованные слова. Заимствования из других языков "
    ["seo_title"] => string(75) "iskonno-russkiie-i-zaimstvovannyie-slova-zaimstvovaniia-iz-drughikh-iazykov"
    ["file_id"] => string(6) "170654"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423578522"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "заимствованные слова 2 класс "
    ["seo_title"] => string(29) "zaimstvovannyie-slova-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "192494"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427464172"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "«Исконно русские и заимствованные слова»"
    ["seo_title"] => string(40) "iskonno_russkie_i_zaimstvovannye_slova_1"
    ["file_id"] => string(6) "556157"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1597952979"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока русского языка в 6 классе казахской школы "Заимствованные слова. Интернациональная лексика"."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_v_6_klassie_kazakhskoi_shkoly_zaimstvovannyie_s"
    ["file_id"] => string(6) "377485"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484052133"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства