kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Исконно русские и заимствованные слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: расширять представление об исконно русских и заим­ствованных словах; развивать навыки работы с толковыми слова­рями; прививать интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты: знание понятий исконно русские и заимствованные слова; умения пользоваться толковыми слова рями, объяснять языковые явления; развитие мотивации к ана­литической деятельности.

Ход урока 1

Организационный момент

Анализ сжатого изложения

III.      Проверка домашнего задания

(Упр. 120 - чтение и анализ сочинений-рассуждений.)

IV.      Самоопределение к деятельности

На прошлых уроках мы познакомились с несколькими лекси ческими группами русского языка. Вы знаете, что в русском языке много слов, заимствованных из других языков.

Какие заимствованные слова, т. е. слова, пришедшие к нам из других языков, вы можете назвать?

Как отличить заимствованные слова от исконно русских'1

—      Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Научить­ся различать исконно русские и заимствованные слова, загля­нуть в историю языка, узнать, из каких языков пришли к нам заимствованные слова.)

V. Работа по теме урока

1.      Работа по учебнику

(Чтение теоретического материала, диалога (с. 67), беседа Но прочитанному.)

—      Почему язык заимствует слова из других языков?

2.      Слово учителя

(На усмотрение учителя часть материалов этого раздела мож­но опустить.)

В словарном составе современного русского литературного и 1ыка исконно русских слов более 90%. Как же формировалась

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Исконно русские и заимствованные слова»»

Уроки 3 2, 3 3. Исконно русские и заимствованные слова

Цели: расширять представление об исконно русских и заим­ствованных словах; развивать навыки работы с толковыми слова­рями; прививать интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты: знание понятий исконно русские и заимствованные слова; умения пользоваться толковыми слова рями, объяснять языковые явления; развитие мотивации к ана­литической деятельности.

Ход урока 1

Организационный момент

Анализ сжатого изложения

III. Проверка домашнего задания

(Упр. 120 - чтение и анализ сочинений-рассуждений.)

IV. Самоопределение к деятельности

На прошлых уроках мы познакомились с несколькими лекси ческими группами русского языка. Вы знаете, что в русском языке много слов, заимствованных из других языков.

Какие заимствованные слова, т. е. слова, пришедшие к нам из других языков, вы можете назвать?

Как отличить заимствованные слова от исконно русских'1

— Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Научить­ся различать исконно русские и заимствованные слова, загля­нуть в историю языка, узнать, из каких языков пришли к нам заимствованные слова.)

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Чтение теоретического материала, диалога (с. 67), беседа Но прочитанному.)

— Почему язык заимствует слова из других языков?

2. Слово учителя

(На усмотрение учителя часть материалов этого раздела мож­но опустить.)

В словарном составе современного русского литературного и 1ыка исконно русских слов более 90%. Как же формировалась hi коино русская лексика?

Самые древние слова относятся к общему индоевропейскому фонду. Они перешли в праславянский язык, из него — в древне­го с кий, а из древнерусского — в современный русский язык. Это | Нова, обозначающие родство (мать, дочь, сестра, сын, брат), на-Ишния животных (корова, волк, коза), названия явлений природы (flf/wv, луна, вода, болото).

Вторые по времени формирования слова исконно русской и i гики (до VI в. н. э.) известны ныне многим славянским наро-IMM ' )то названия частей тела (голова, борода, лоб, желудок, палец, Шдонь), названия времени суток и времён года (день, ночь, вчера, Ынтра, лето, зима, месяц, час), названия растений и плодов (липа, Mh, орех, жёлудь).

К пому же пласту лексики относятся абстрактные слова: вера, надежда, грех, вина, рай, бог, свобода, сила.

I ретий пласт исконной лексики образуют древнерусские сло-III и шестые русским, украинцам и белорусам, но неизвестные •• НП.1М и западным славянам, например: совсем, снегирь,ледяной.

11,1 конец, к исконно русским относятся собственно русские ниш, известные у других славян лишь как русские заимство-Пннг 11екоторые из собственно русских слов могут содержать

и 1ычный корень, но образованы они по русским способам

Ииюобразования: шнурок, кокетничать, стартовать.

II пашей речи много заимствованных слов, которые так проч-
III пошли в русскую речь, что не воспринимаются как иноязыч-
niili канат, диван, пельмени, кукла и др. Некоторые из них мы
•"I|| Hi понимаем лучше тех, что родились на нашей земле, искон-
"| русских. Примеры мы наблюдали, изучая диалектизмы: для

3. Слово учителя

Неизбежно заимствование слов, связанных с развитием но вых технологий, с компьютерной техникой. Действительно, не возможно обойтись без слов компьютер, Интернет, мобильник сайт и др. Однако многих тревожит засилье иностранных слои в современном русском языке. Зачастую заимствования излишни Вместо саммит можно сказать встреча, вместо пролонгировать продлить, вместо супермаркет — магазин, универмаг. А есть еще слова спам (ненужная реклама, рекламный мусор), фрилансер (свободный профессионал), копирайтер (специалист по написа нию рекламных текстов) и др.

Иноязычные слова в речи использовать можно и нужно, но не стоит ими злоупотреблять, а главное, используя заимство ванное слово, нужно быть уверенным в том, что значение его по нятно.

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 124 - коллективное выполнение с комментированием

2. Упр. 125 — устное обсуждение вопросов, составление и за
пись предложений.

Комментарии

Латинский корень вет- в словах ветеран, ветеранский; вент-в словах вентилятор, вентиляция, вентилировать.

Основа латинского слова аква встречается в словах акваланг, акватория, акварель, аквамарин, аквариум, акведук и др.

3. Упр. 127 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.

4. Упр. 128 — выразительное чтение стихотворения, обсужде
ние вопросов.

2. Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 69, 70, подчеркните орфограммы.

Составьте предложения с этими словами.

V. Подведение итогов урока

За счёт чего пополняется словарный состав русского языка?

Из каких языков пришли слова в русский язык? Приведите примеры.

Какие словари помогают понять значение заимствованных слов и узнать об их происхождении?

Домашнее задание

Учебник: § 25, упр. 126 (подготовиться к диктанту).

Рабочая тетрадь: задание 19.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Исконно русские и заимствованные слова»

Автор: Муртазалова Лали Магомедовна

Дата: 20.08.2020

Номер свидетельства: 556157

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Методическая разработка урока русского языка  Тема: «Исконно русские и заимствованные слова» (6 класс) "
    ["seo_title"] => string(105) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-tiema-iskonno-russkiie-i-zaimstvovannyie-slova-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "241007"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445167827"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Исконно русские и заимствованные слова. Заимствования из других языков "
    ["seo_title"] => string(75) "iskonno-russkiie-i-zaimstvovannyie-slova-zaimstvovaniia-iz-drughikh-iazykov"
    ["file_id"] => string(6) "170654"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423578522"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Презентация по теме "Исконно русские и заимствованные слова""
    ["seo_title"] => string(66) "priezientatsiia-po-tiemie-iskonno-russkiie-i-zaimstvovannyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "199687"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428610499"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "урок русского языка в 5 классе по теме "Буквы И-Ы после Ц" "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-bukvy-i-y-poslie-ts"
    ["file_id"] => string(6) "117735"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412874207"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Исконно  русские и заимствованные слова "
    ["seo_title"] => string(40) "iskonno-russkiie-i-zaimstvovannyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "126579"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415198195"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства