«Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа).
«Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа).
Тип урока Урок открытия новых знаний.
Цели урока (образовательные):
-выделять из группы существительных существительные, которые имеют форму только множественного числа;
- опознавать их в тексте и устной речи;
- определять принадлежность к тематическим группам;
- уметь употреблять в речи в соответствии с жизненной ситуацией;
- расширить словарный запас детей.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
-высказывать предположения на основе наблюдений;
-формулировать тему, проблему урока, искать пути её решения;
-соотносить цели и результаты своей деятельности;
-определять степень успешности работы.
Познавательные:
-выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий;
-искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения;
- группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные:
-планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
-уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Оборудование урока:
авторская мультимедийная презентация, раздаточный материал для групповой работы
Этап урока
Содержание учебного материала
ФОУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
I.Самоопределение к учебной деятельности.
Включение учащихся в деятельность.
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
1.Запись и разбор предложения
Масленица – праздник проводов зимы.
Предлагает выполнить синтаксический разбор предложения, определить у существительных род и склонение.
Записывают предложение, у существительных определяют склонение и род.
2. Словарная работа
Масленица –
Предлагает подобрать однокоренные слова
Подбирают однокоренные слова, определяют части речи, выделяют морфемы (масленичная
маслить
масло)
III. Введение в тему с формулировкой темы и проблемы урока.
Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения.
1. Подводящий диалог:
1.Как слова, которые мы записали в предложении, связаны с той большой темой, которую мы сейчас изучаем? (Существительные)
2. Что мы узнали нового или повторили на прошлом уроке, изучая тему «Имя существи- тельное? (склонения существительных, имеют форму единственного числа)
3. Какую особенность предложения заметили? Проводы – нельзя определить род, употребляется во мн.числе. Попробуем поставить в ед.число. Не получается.
4.Анализ материала для наблюдений и формулировки проблемного вопроса
Фронтальная, индивидуальная, парная
Создаёт условия для проблемной ситуации в технологии проблемного (подводящего) диалога. Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Организует наблюдение над материалом, способствующим выходу на тему и проблему урока.
Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, цели.
Группа «Экспертов» проводит работу по статье Д. Розенталя. Анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы.
Остальные учащиеся работают над дифференцированным заданием.
Работают индивидуально. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку, воспроизводят способ действий, выставляют отметки в соответствии с нормами.
Высказывать предположения на основе наблюдений.
Формулировать тему и проблему урока (Р)
IV. Поиск решения. Открытие новых знаний.
Построение плана достижения цели,
Фиксация нового знания в речи
1.Анализ материала для наблюдений и формулировки правила.
Коллективная, парная
I. Предлагает ученикам отгадать загадки, записать отгадки в тетрадь.
II.В технологии проблемного диалога организует наблюдение:
1.Прочитайте слова
2. Что их объединяет? (окончание мн. ч. и-ы)
3 Как же мы будем отличать существительные, имеющие форму только множественного числа, от существительных, которые стоят в форме мн. числа, но при этом имеют форму единственного числа?
III.Организует групповую работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения (Обсудите в группах, какие слова можно выписать для тематической группы. Дополните своими примерами).
1.Отгадывают загадки, записывают отгадки в тетрадь.
2.Проводят наблюдение над морфемами.
3.Выделяют тематические группы имён существительных, имеющих форму только множественного числа
После наблюдений в группах высказывают свои гипотезы
Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям. (П.Р).
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (К).
Работать в группе, участвовать в выработке решения (К).
V.Физкультминутка.
VI. Первичное закрепление учебного материала.
1.Найди четвертое лишнее
2.Музыкальный диктант
Работать в группе, участвовать в выработке решения (К).
VII. Создание проекта «Страничка «Портфеля читателя».
VIII.Рефлексия.
IX.Домашнее задание
Даёт задание.
п.93, №509 или
написать рассказ на одну из тем «В магазине», «Готовим блины на Масленицу», «В школьной мастерской», используя существительные, употребляемые только во мн.числе.
Записывают задание.
Приложение к уроку.
1. Отгадайте загадки.
2. Выпишите из списка слова одной тематической группы.
4. Создайте страничку «Портфеля читателя»
Задание: прочитайте текст, найдите существительное (существительные), употребляемые только во множественном числе, дайте толкование этому слову и сделайте иллюстрацию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа). »
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
учителя русского языка и литературы МОУ «ООШ №34»г. Сыктывкара
Хомской Ирины Витальевны
Тема урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа).
Тип урока Урок открытия новых знаний.
Цели урока (образовательные):
-выделять из группы существительных существительные, которые имеют форму только множественного числа;
- опознавать их в тексте и устной речи;
- определять принадлежность к тематическим группам;
- уметь употреблять в речи в соответствии с жизненной ситуацией;
- расширить словарный запас детей.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
-высказывать предположения на основе наблюдений;
-формулировать тему, проблему урока, искать пути её решения;
-соотносить цели и результаты своей деятельности;
-определять степень успешности работы.
Познавательные:
-выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий;
-искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения;
- группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные:
-планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
-уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Оборудование урока:
авторская мультимедийная презентация, раздаточный материал для групповой работы.
Этап урока
Содержание учебного материала
ФОУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
I.Самоопределение к учебной деятельности.
Включение учащихся в деятельность.
Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха.
Отвечают на приветствие учителя.
Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм
Уважение к учителю и сверстникам.
Самоопределение.
Самооценка готовности к уроку (Л)
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Актуализация знаний учащихся о синтаксическом разборе предложения, постановки тире между подлежащим и сказуемом, указанием склонения и рода у существительных с последующим выходом на проблемную ситуацию урока
1.Запись и разбор предложения
Масленица – праздник проводов зимы.
Фронтальная,
парная,
индивидуальная
Диктует предложение.
Предлагает выполнить синтаксический разбор предложения, определить у существительных род и склонение.
Записывают предложение, у существительных определяют склонение и род.
Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия (П).
Находить и исправлять ошибки, оценивать (Р), осуществлять самопроверку и взаимопроверку (К).
2. Словарная работа
Масленица –
Предлагает подобрать однокоренные слова
Подбирают однокоренные слова, определяют части речи, выделяют морфемы (масленичная
маслить
масло)
III. Введение в тему с формулировкой темы и проблемы урока.
Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения.
1. Подводящий диалог:
1.Как слова, которые мы записали в предложении, связаны с той большой темой, которую мы сейчас изучаем? (Существительные)
2. Что мы узнали нового или повторили на прошлом уроке, изучая тему «Имя существи- тельное? (склонения существительных, имеют форму единственного числа)
3. Какую особенность предложения заметили? Проводы – нельзя определить род , употребляется во мн.числе. Попробуем поставить в ед.число. Не получается.
4.Анализ материала для наблюдений и формулировки проблемного вопроса
Фронтальная, индивидуальная, парная
Создаёт условия для проблемной ситуации в технологии проблемного (подводящего) диалога. Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Организует наблюдение над материалом, способствующим выходу на тему и проблему урока.
Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, цели.
Группа «Экспертов» проводит работу по статье Д. Розенталя. Анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы.
Остальные учащиеся работают над дифференцированным заданием.
Работают индивидуально. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку, воспроизводят способ действий, выставляют отметки в соответствии с нормами.
Высказывать предположения на основе наблюдений.
Формулировать тему и проблему урока (Р)
IV. Поиск решения. Открытие новых знаний.
Построение плана достижения цели,
Фиксация нового знания в речи
1.Анализ материала для наблюдений и формулировки правила.
Коллективная, парная
I. Предлагает ученикам отгадать загадки, записать отгадки в тетрадь.
II.В технологии проблемного диалога организует наблюдение:
1.Прочитайте слова
2. Что их объединяет? (окончание мн. ч. и-ы)
3 Как же мы будем отличать существительные, имеющие форму только множественного числа, от существительных, которые стоят в форме мн. числа, но при этом имеют форму единственного числа?
III.Организует групповую работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения (Обсудите в группах, какие слова можно выписать для тематической группы. Дополните своими примерами).
1.Отгадывают загадки, записывают отгадки в тетрадь.
2.Проводят наблюдение над морфемами.
3.Выделяют тематические группы имён существительных, имеющих форму только множественного числа
После наблюдений в группах высказывают свои гипотезы
Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям. (П.Р).
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (К).
Работать в группе, участвовать в выработке решения (К).
V.Физкультминутка.
Предупреждение общего утомления учащихся, пере- ключение их с умственной деятельности на физическую.
Коллективная
Вместе с детьми выполняет упражнения
Вместе с учителем выполняют упражнения
VI. Первичное закрепление учебного материала.
Организация усвоения детьми способа действия при различении существительных, имеющих формы обоих чисел и только множест- венного числа.
Применение полученных знаний на практике.
1.Найди четвертое лишнее
1.джинсы, штаны, юбки, шорты
2. шашки, шахматы, викторины, прятки
2.Музыкальный диктант
1. Ах, вы сени, мои сени, сени новые мои.
2.Если я чешу в затылке – не беда! В голове моей опилки – да, да, да!
3.Музыка П.Чайковского, цикл «Времена года», «Январь.Святки».
3.Определить название мультфильма («Каникулы в Простоквашино»)
3.Работа по карточкам «Из мира простых вещей»
Индивидуальная
Групповая
Уточняет понимание задания.
Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Осуществляет индивидуальный контроль
Выполняют задания индивидуально. Записывают существительные, употребляемые только во мн.числе.
Выполняют работу в группе.
Строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям. (П.Р).
Работать в группе, участвовать в выработке решения (К).
VII. Создание проекта «Страничка «Портфеля читателя».
Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия
Группо- вая
Уточняет понимание задания, осуществляет контроль
Выполняют задание сначала в группах, затем индивидуально оформляют свою страничку.
Оценивание работы (самоконтроль и взаимоконтроль)
Строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям оценивать свою работу (П.Р).
VIII.Рефлексия.
Организовать оценивание учащимися собственной деятельности и деятельности одноклассников.
Индивидуальная
Организует рефлексию через подводящий диалог.
Отвечают на вопросы, подводят итог работы. Выставляют оценки.
Соотносить цели и результаты своей деятельности.
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы (Р)
IX.Домашнее задание
Даёт задание.
п.93, №509 или
написать рассказ на одну из тем «В магазине», «Готовим блины на Масленицу», «В школьной мастерской» , используя существительные, употребляемые только во мн.числе.
Записывают задание.
Приложение к уроку.
1. Отгадайте загадки:
Два конца, два кольца, посредине гвоздик. (Ножницы)
Без ног, а ходят, без рук, а указывают. (Часы)
Зубасты, а не кусаются. (Грабли)
С вечера заложу, всю ночь спокойно пролежу. (Ворота на запоре)
2.Выпишите из списка слова одной тематической группы.
3. Работа в группах по карточкам с текстами «Из мира простых вещей».
Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Выпишите слова с пропущенными орфограммами, объясните их. (Консультанты помогают сомневающимся в написании.)
Карточка 1
Эту ткань изготавливали в XVI веке в городе Генуя, который итальянцы называли Дженовой. Из этой проч_ной ткани шили брюки для м_ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п_стухов и зол_тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр_стов. Это… ___________ (джинсы).
Карточка 2
Кто и когда их изобрел – неизвес_но. В Древней Греции для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венеция – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали н_сить с XV века. Это... _______ (очки).
Карточка 3
На н_чном небе в созвездии Большого Пса есть зв_зда, которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т_жело из(за) жары и люди отдыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осе_ий отдых, и зимний, и весе_ий. Это _______ (каникулы).
Карточка 4
Одна из легенд гласит, что в XVI столетии владелец таверны, распол…женной недалеко от Неаполя, готовил для посетителей лапшу разных видов. Однажды его доч (ь) играла с тестом, сворачивая его в длинные тонкие трубочки и развешивая их на веревке для белья. Увидев «игрушки», находчивый хозяин св…рил трубочки, п…лил их специальным томатным соусом и дал новое блюдо гостям. Посетители таверны были в восторге. Это заведение стало излюбленным местом неаполитанцев, а ее хозяин, сколотив приличное состояние, вложил его в строительство первой в мире фабрики по производству необычной продукции. Звали этого удачного предпринимателя Марко Арони, а блюдо, конечно же, назвали _____________________ (макароны), сопоставив имя и фамилию «изобретателя».
Слово очки получило свое название от древнерусского слова. Какого? (Очи, т.е. глаза, в единственном числе – око.)
Знаете ли вы, что слово очи входит в народные названия некоторых растений, и вот в этих названиях слово очи употребляется только во множественном числе: например, воловьи очи (голубая ромашка), царевы очи (росянка), павлиньи очи (едкая трава).
4. Создайте страничку «Портфеля читателя»
Задание: прочитайте текст, найдите существительное (существительные), употребляемые только во множественном числе, дайте толкование этому слову и сделайте иллюстрацию.
Группа №1
Все исчезло из очей; На нее находит сон; Вместе с ней объемлет он Весь огромный царский дом; Все утихнуло кругом; Возвращаясь во дворец, На крыльце ее отец Пошатнулся, и зевнул, И с царицею заснул; Свита вся за ними спит; Стража царская стоит
Под ружьем в глубоком сне, И на спящем спит коне Перед ней хорунжий сам; Неподвижно по стенам Мухи сонные сидят; У ворот собаки спят; В стойлах, головы склонив, Пышны гривы опустив, Кони корму не едят, Кони сном глубоким спят; Повар спит перед огнем; И огонь, объятый сном, Не пылает, не горит, Сонным пламенем стоит; И не тронется над ним, Свившись клубом, сонный дым; И окрестность со дворцом Вся объята мертвым сном; И покрыл окрестность бор…(В.Жуковский «Спящая царевна»)
Группа №2
Докторам хорошо, а рабочим - лучше, я б в рабочие пошел, пусть меня научат. Вставай! Иди! Гудок зовет, и мы приходим на завод. Народа - уйма целая, тысяча двести. Чего один не сделает - сделаем вместе, Можем железо ножницами резать, краном висящим тяжести тащим; молот паровой гнет и рельсы травой. Олово плавим, машинами правим. Работа всякого нужна одинаково. (В. Маяковский «Кем быть?»)
Группа №3
Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетётся рысью как-нибудь;
Брозды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно…
***
Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл - и вот сама Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сровняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы.
***
Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лёд…(Пушкин А.С. Из романа «Евгений Онегин»)
Группа №4
Я шел зимою вдоль болота В галошах, В шляпе И в очках. Вдpyг по pеке пронесся кто-то Hа металлических Крючках.
Я побежал скорее к речке, А он бегом пустился в лес, К ногам приделал две дощечки, Присел, Подпpыгнyл И исчез. И долго я стоял y речки, И долго думал, сняв очки: «Какие странные Дощечки И непонятные Крючки!» (Даниил Хармс. Я шёл зимою вдоль болота…»)
Портфель читателя
ЗАДАНИЕ 6. «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ»
Задание по произведению:
Автор книги:
Срок выполнения:
Выпиши непонятные слова в ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ. Выясни и запиши их значение, если получится, попробуй нарисовать.
Слово и его значение
Иллюстрация к слову
группа Эксперты
Прочитайте отрывок из книги «Современный русский язык» под редакцией Д.Э.Розенталя. Проведите исследование текста. Ответьте на следующие вопросы:
Какие числа имело имя существительное в древнерусском языке?
Сколько слов входит в категорию существительных, употребляющихся только во множественном числе?
Какие группы относятся к этим существительным? (приведите 1-2 примера)
Какие признаки объединяют эти слова? (можно посмотреть ответ на этот вопрос в учебнике русского языка)
Обязательно отразите эти вопросы в своем выступлении.
Свое выступление можете начать со слов:
Мы, как эксперты, исследовали текст отрывка из истории о числе имен существительных и пришли к выводу, что в древнерусском языке было _______________ числа: ________________________. Потом _______________ число исчезло, а существительные из этого числа перешли в разряд _________________________________ . В русском языке их более ______________ . К ним относятся ______________________(приведите 1-2 примера устно) .
Таким образом, проведя это исследование, мы пришли к выводу, что выдвинутая гипотеза об истории имен существительных только во множественном числе _________________ (доказана/ опровергнута).
В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное. Потом двойственное число исчезло, а слова из этого числа перешли в разряд тех слов, которые имеют только форму множественного числа. В современном русском языке в эту категорию входят около 600 (шестисот) слов. Подавляющее большинство из них относятся к следующим категориям: существительные, обозначающие
явления природы (потёмки, сумерки)
праздники (именины, смотрины)
игры (жмурки, прятки)
отрезки времени (каникулы, сутки);
вещества (белила, дрожжи, дрова, духи, консервы, макароны, опилки, отруби, сливки, стружки, чернила и т. д.)
парные предметы (брюки, вилы, грабли, качели, ножницы, очки, перила, тиски, часы, шахматы, шашки, щипцы и т. д.);
географические и астрономические названия (Альпы, Балканы, Горки, Жигули, Карпаты, Пиренеи, Холмогоры, Черкассы, Близнецы)