~~Русский язык
3 класс
Тема: «Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа»
Цель: выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.
Задачи: - обеспечить в ходе урока закрепление знаний и навыков определения имен существительных, имеющих форму только множественного числа;
- развивать речь, навыки правильного письма;
- воспитывать усидчивость, внимание на уроке, чувства
ответственности и взаимопомощи.
Вид урока: урок-путешествие.
Методы: наглядный, словесный.
Формы: объяснительно-иллюстрационный.
Оборудование: рисунки, карточки с заданиями.
Ход урока:
1. Психологический настрой.
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок
Все за парты дружно сели
Отдохнуть мы все успели
Будем мы сейчас учиться
Не годится нам лениться
Все хотим оценку «5»
На уроке получать
2. Повторение.
- Какой раздел языка мы с вами изучаем?
- Какие бывают части речи?
- Назовите их, чем они отличаются друг от друга?
А теперь отгадайте загадку:
Стоят в поле сестрички
Желтый глазок белые реснички? (ромашки)
А теперь посмотрите на ромашку (рисунок), и скажите какую часть речи мы изучаем?
- Имя существительное
А как на казахском языке – Зат есiм.
3. Введение в тему.
Сегодня у нас урок-путешествие по теме: «Имя существительное». С собой мы возьмем весь багаж знаний. А путешествовать мы будем по остановкам.
Первая остановка – «Модель».
Ребята, у вас на партах лежат альбомные листочки к теме. Вам надо построить модель имени существительного.
- Проверка.
Вторая ромашка (взгляните).
- О чем мы говорили на прошлом уроке?(Существительные изменяются по числам)
Вторая остановка – «Повторяйка».
Задания на этой остановке приготовила героиня из доброй сказки Шарля Перро, которую вы очень любите.
- Вначале послушайте загадку, и скажите как ее зовут?
Такое лишь в сказке волшебной случается,
Карета из тыквы большой получается
В прекрасном наряде, легка, словно перышко
С сказочным принцем знакомится. (Золушка)
(Рисунок золушки)
- Правильно, это Золушка и мы сегодня станем волшебниками, потому что волшебники творят чудеса, и мы должны обязательно помочь Золушке выполнить задание мачехи.
Первое задание – «Перебрать крупы».
У нас вместо крупы – буквы, нужно их собрать в слова.
Название животных – простые слова. В них спрятались слоги: один, три или два. Но буквы рассыпались. Их соберешь. Кого как зовут ты тотчас найдешь.
У вас на партах карточки. Работаем.
Проверка.
- Что вы можете сказать об этих словах? (имя существительное, одушевленное, нарицательное, в единственном числе).
- Поставьте эти слова во множественное число.
Вывод: эти слова изменяются по числам.
Молодцы! Справились! Золушка вас благодарит.
3. Новая тема
Третья остановка «Отгадай-ка»
Загадки:
1) Только сядешь и – держись!
Полетели, понеслись…
(сани)
2) У портнихи в большой они чести,
Талии тоньше не найти
Как их звать. На что годятся?
Детям надо догадаться…
(ножницы)
3) На носу у старичка –
Два стекла и два крючка
Эти стекла и крючки
Называются …
(очки)
4) Тик – так, тик – так
За шагом шаг, за шагом шаг
Когда в кровать, когда вставать
По ним сумеем отгадать
У них стрелки как усы
Называются …
(часы)
Молодцы! А сейчас взгляните на доску, что здесь нарисовано.
Проблемная ситуация
Определите число этих существительных (что вас затруднило?) можно их изменить? Поставить в единственное число.
Вывод: эти существительные стоят только во множественном числе и их нельзя употреблять в единственном числе.
Как вы думаете ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, о каких существительных.
О существительных, имеющих форму только множественного числа.
Правильно, это и будет темой нашего урока
4. Закрепление
1) Работа в тетрадях.
2) Сообщение цели и задачи урока
Физминутка.
- а теперь перепишите эти слова в тетрадь /устно переводят на казахский язык
Четвертая остановка «Сотрудничество».
- Что такое сотрудничество?
- сейчас мы тоже будем сотрудничать.
Работа по карточкам
1 группа – вписать орудия труда,
2 группа – название веществ,
3 группа – название игр.
Пятая остановка – «Проверяй – ка».
В каждой группе остается по одному человеку, а двое идут в разные группы. Каждый обьясняет свое задание, как оно выполнено, а другие – проверяют.
Все по местам проверяем вместе со мной.
6. Обобщение.
- О каких существительных мы говорили на уроке?
- Могут ли эти существительные употребляются в единственном числе.
Проблемный вопрос (на опережение).
- А как вы думаете, есть ли существительные, которые имеют форму только единственного числа?
7. Оценивание.
На доске – мишень.
- Если вам ясно все, то ставите точку на красном поле.
- Если что то не ясно, то на синем
- Если ничего не ясно, то на белом.
Урок окончен. Всем спасибо