kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Задание 2 ОГЭ по русскому языку Синтаксический анализ предложения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную презентацию целесообразно использовать на дополнительных занятиях с целью подготовки учащихся к ГИА по русскому языку. Она знакомит учеников с заданием 2 ОГЭ по русскому языку: о том, как его выполнять, что для этого нужно знать и на какие подвохи стоит обратить внимание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Задание 2 ОГЭ по русскому языку Синтаксический анализ предложения.»

Задание 2 ОГЭ  по русскому языку  Синтаксический анализ предложения.

Задание 2 ОГЭ по русскому языку Синтаксический анализ предложения.

задание 2 ОГЭ по русскому языку: о том, как его выполнять, что для этого нужно знать и на какие подвохи стоит обратить внимание.
  • задание 2 ОГЭ по русскому языку: о том, как его выполнять, что для этого нужно знать и на какие подвохи стоит обратить внимание.
Важно: слова  мне, ей, ему, тебе  (и другие, отвечающие на вопрос кому?) - дополнения, а не подлежащие. Они отвечают на вопрос косвенного падежа. А подлежащее может быть только в форме Именительного падежа (т.е. отвечать только на вопросы кто? что?). Практика. Найдите подлежащие в следующих предложениях. Чем выражены эти подлежащие? 1) Двое уехали в столицу. 2) Путешествие   — это тяжёлое испытание духа. 3) Домашние Настю к себе не требовали и не беспокоили. 4) Несколько стульев стояло у стены, окрашенной белой краской. Ответы: двое (числ.), путешествие (сущ.), домашние (прил в знач. сущ.), несколько стульев (словосоч.)

Важно: слова  мне, ей, ему, тебе  (и другие, отвечающие на вопрос кому?) - дополнения, а не подлежащие. Они отвечают на вопрос косвенного падежа. А подлежащее может быть только в форме Именительного падежа (т.е. отвечать только на вопросы кто? что?).

Практика.

  • Найдите подлежащие в следующих предложениях. Чем выражены эти подлежащие?

1) Двое уехали в столицу. 2) Путешествие   — это тяжёлое испытание духа. 3) Домашние Настю к себе не требовали и не беспокоили. 4) Несколько стульев стояло у стены, окрашенной белой краской.

Ответы: двое (числ.), путешествие (сущ.), домашние (прил в знач. сущ.), несколько стульев (словосоч.)

Сказуемое. Виды сказуемых Сказуемое - главный член предложения, обозначающий признак подлежащего (действие, состояние, свойство) и отвечающий на вопросы: что делает? предмет речи? что с ним делается? каков он? кто он такой? что он такое? От подлежащего всегда можно задать вопрос к сказуемому. Например, море (что делало?) блестело. Главная сложность задания в том, что нужно уметь правильно выделять сказуемое (всех трех видов).
  • Сказуемое. Виды сказуемых
  • Сказуемое - главный член предложения, обозначающий признак подлежащего (действие, состояние, свойство) и отвечающий на вопросы: что делает? предмет речи? что с ним делается? каков он? кто он такой? что он такое?
  • От подлежащего всегда можно задать вопрос к сказуемому. Например, море (что делало?) блестело.
  • Главная сложность задания в том, что нужно уметь правильно выделять сказуемое (всех трех видов).
Подчеркните основы. Определите вид сказуемых. 1) Старик вздохнул и побрел дальше. 2) Грузчики начали разгружать состав, загнанный по ветке в тупик. 3) Диктор закончил читать постановление. 4) Мать была огорчена звонком сына. 5) Мне не спится сегодня.  ВАЖНО: слово
  • Подчеркните основы. Определите вид сказуемых.
  • 1) Старик вздохнул и побрел дальше. 2) Грузчики начали разгружать состав, загнанный по ветке в тупик. 3) Диктор закончил читать постановление. 4) Мать была огорчена звонком сына. 5) Мне не спится сегодня.
  • ВАЖНО: слово "мне" не может быть подлежащим, так как отвечает на вопрос кому?. Это дополнение.

Ответы: старик вздохнул (сказ., ПГС) и побрел (сказ., ПГС); грузчики начали разгружать (сказ., СГС); диктор закончил читать (сказ., СГС); мать была огорчена (сказ., СИС); не спится (сказ., ПГС).

Подчеркиваем основы в каждом предложении. (1) Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека. Ищем подлежащее. Кто или что является главным действующим лицом? Положение! Что оно делает? Положение позволяет считать (сказуемое составное глагольное). Есть ли здесь еще основы? Есть, (что?) эмоции (что сделали?) сформировались.  Это предложение сложное (так как оно с двумя основами), вторая основа соответствует варианту ответа 1. Значит, цифра 1 нам подходит.
  • Подчеркиваем основы в каждом предложении.

(1) Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека.

  • Ищем подлежащее. Кто или что является главным действующим лицом? Положение! Что оно делает? Положение позволяет считать (сказуемое составное глагольное).
  • Есть ли здесь еще основы? Есть, (что?) эмоции (что сделали?) сформировались.

  • Это предложение сложное (так как оно с двумя основами), вторая основа соответствует варианту ответа 1. Значит, цифра 1 нам подходит.
(2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы (сказуемое составное именное) в работе «Выражение эмоций у человека и животных». Еще одно сложное предложение с двумя основами. Вторая основа соответствует варианту ответа 2. Значит, цифра 2 нам подходит.

(2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы (сказуемое составное именное) в работе «Выражение эмоций у человека и животных».

Еще одно сложное предложение с двумя основами. Вторая основа соответствует варианту ответа 2. Значит, цифра 2 нам подходит.

Формулировка задания 2 ОГЭ  Прочитайте текст.    (1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы – разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс – похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.    Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.    1) появление стало (предложение 1)   2) проблема возникновения жизни (предложение 2)   3) следы жизни обнаружены (предложение 3)   4) имелись атмосфера (и) гидросфера (предложение 4)   5) они безжизненны (предложение 5) 
  • Формулировка задания 2 ОГЭ 
  • Прочитайте текст.  (1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы – разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс – похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.  Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.  1) появление стало (предложение 1)  2) проблема возникновения жизни (предложение 2)  3) следы жизни обнаружены (предложение 3)  4) имелись атмосфера (и) гидросфера (предложение 4)  5) они безжизненны (предложение 5) 

Ответ: 45

Правила, которые необходимо знать для решения задания 2 ОГЭ по русскому языку.

Правила, которые необходимо знать для решения задания 2 ОГЭ по русскому языку.

  • ↑ Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
  • Грамматическая основа  – это главные члены предложения. Грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого (или только одного из главных членов предложения).   Подлежащее  – то, о чем говорится в предложении.  Сказуемое   – это что говорится о подлежащем в предложении.  Подлежащее и сказуемое могут быть выражены любой частью речи. 
Подлежащее Подлежащее должно стоять в  И.п .  Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ не могут быть подлежащим.  В придаточной части СПП в роли подлежащего могут выступать союзные слова  КОТОРЫЙ, ЧТО, КТО .  Подлежащее может быть выражено  одним словом  (любой частью речи) или  словосочетанием .  Подлежащее = словосочетание    1.     Сущ. в И.п. +  С  + сущ в Т.п. (кто с кем, что с чем)    Пример:  Брат с сестрой  шли по дороге. (сказуемое должно быть во мн.ч)  !!!  Брат  с сестрой шел по дороге!!!!! (в этом предложении подлежащее – брат)    2.     Числ (сущ.) + сущ. в Р.п. (количество деятелей)    Слова  много, мало, несколько, большинство  входят в подлежащее.    Примеры:  Пять тетрадей  лежало на столе.   Двое ребят  шли по дороге.   Часть группы  осталась в стороне.   Много ребят  пришло в аудиторию.

Подлежащее

  • Подлежащее должно стоять в  И.п
  • Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ не могут быть подлежащим. 
  • В придаточной части СПП в роли подлежащего могут выступать союзные слова  КОТОРЫЙ, ЧТО, КТО . 
  • Подлежащее может быть выражено  одним словом  (любой частью речи) или  словосочетанием
  • Подлежащее = словосочетание  1.     Сущ. в И.п. +  С  + сущ в Т.п. (кто с кем, что с чем)  Пример: Брат с сестрой  шли по дороге. (сказуемое должно быть во мн.ч) 

!!!  Брат  с сестрой шел по дороге!!!!! (в этом предложении подлежащее – брат)  2.     Числ (сущ.) + сущ. в Р.п. (количество деятелей)  Слова  много, мало, несколько, большинство  входят в подлежащее.  Примеры: Пять тетрадей  лежало на столе.  Двое ребят  шли по дороге.  Часть группы  осталась в стороне.  Много ребят  пришло в аудиторию.

3. Слово в И.п. + ИЗ +слово в Р.п. (кто-то из кого-то, что-то из чего-то; часть целого) Примеры: Двое из нас пришли. Трое из ребят остались. 4. Начало, середина, конец + сущ. (значение фазы) Пример: Наступило начало сентября. 5 . Фразеологизм (устойчивое неделимое словосочетание) или метафора. Примеры: Белые мухи летали в воздухе. (белые мухи=метафора снежинок) На небе расстилался млечный путь. 6 . Неопределенное местоимение от …кто …что +имя Пример:

3. Слово в И.п. + ИЗ +слово в Р.п. (кто-то из кого-то, что-то из чего-то; часть целого)

Примеры:

  • Двое из нас пришли.
  • Трое из ребят остались.

4. Начало, середина, конец + сущ. (значение фазы)

Пример:

  • Наступило начало сентября.

5 . Фразеологизм (устойчивое неделимое словосочетание) или метафора.

Примеры:

  • Белые мухи летали в воздухе. (белые мухи=метафора снежинок)
  • На небе расстилался млечный путь.

6 . Неопределенное местоимение от …кто …что +имя

Пример:

  • Что-то неприятное было в его облике.
Сказуемое  Сказуемое бывает:     1.    Простое глагольное сказуемое (ПГС)   2.    Составное   -именное сказуемое (СИС)   -глагольное сказуемое (СГС) 

Сказуемое

Сказуемое бывает:   1.    Простое глагольное сказуемое (ПГС)  2.    Составное  -именное сказуемое (СИС)  -глагольное сказуемое (СГС) 

ПГС может быть выражено 1 словом или несколькими словами. 1. Глаголом в любом наклонении (условном, изъявительном и повелительном) и времени (настоящем, прошедшем и будущем). Он пришел. Он идет. Он будет идти. Он пойдет. Пусть он идет. Они пришел бы. (Все частицы, образующие наклонения и время входят в состав ПГС.) 2 . Инфинитивом (начальной формой глагола). Курить – здоровью вредить. 3. Глагольным междометием (бац, хвать, толк, прыг). Она прыг да скок. 4. Фразеологизмом (неделимым словосочетанием). Фразеологизм можно заменить на одно слово. Он бил баклуши= ленился. 5. Глаголом + модальной частицей (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.) Частицы : либо образуют форму слова (повелительное наклонение глагола, сослагательное наклонение (бы, б), либо добавляют оттенок значения.

ПГС может быть выражено 1 словом или несколькими словами.

  • 1. Глаголом в любом наклонении (условном, изъявительном и повелительном) и времени (настоящем, прошедшем и будущем).
  • Он пришел. Он идет. Он будет идти. Он пойдет. Пусть он идет. Они пришел бы. (Все частицы, образующие наклонения и время входят в состав ПГС.)

2 . Инфинитивом (начальной формой глагола).

  • Курить – здоровью вредить.

3. Глагольным междометием (бац, хвать, толк, прыг).

  • Она прыг да скок.

4. Фразеологизмом (неделимым словосочетанием).

  • Фразеологизм можно заменить на одно слово. Он бил баклуши= ленился.

5. Глаголом + модальной частицей (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.)

Частицы : либо образуют форму слова (повелительное наклонение глагола, сослагательное наклонение (бы, б), либо добавляют оттенок значения.

СОСТАВНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ  (в состав входит глагол связка)    СГС (составное глагольное сказуемое) = глагол-связка + инфинитив    Способы выражения глагола-связки:    1) Глаголы со значением

СОСТАВНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ  (в состав входит глагол связка)  СГС (составное глагольное сказуемое) = глагол-связка + инфинитив  Способы выражения глагола-связки:  1) Глаголы со значением " начало ", " продолжение ", " конец действия ". Я начал читать. Я продолжил читать. Я закончил читать.  2)  Модальные глаголы  = отношение к действию (хочу, могу, желаю, люблю, ненавижу и др). Я люблю петь. Я хочу есть. Мне нравится гулять.  3) Словами  можно, нужно, надо  и т.д Можно выйти? Нужно верить. 

Примечание:

Примечание:

  • Инфинитив не всегда входит в состав сказуемого. Он может являться второстепенным членом предложения.
  • Ситуации, при которых инфинитив не входит в состав сказуемого:
  • 1. Инфинитив и вспомогательный глагол обозначают действия разных лиц.
  • Они просили ее спеть. (они просили, а действие «спеть» совершает другой деятель)
  • Доктора запретили курить.
  • 2. Инфинитив относится к глаголу движения.
  • Он пришел посмотреть фильм. (посмотреть – обстоятельство цели)
  • 3. К инфинитиву можно задать вопрос «КАКОЙ?» В таких случаях инфинитив относится к подлежащему, а не к сказуемому.
  • Желание гулять посетило его только сейчас.
СИС (составное именное сказуемое) = глагол связка+ имя (сущ, числ, прил...)    Способ выражения глагола-связки:    1.    Бытийные глаголы (быть, становиться, делаться, казаться, являться, бывать, называться и т.д.)   2.    Глагол движения в бытийном значении (можно заменить на был, казался)    Примечание:   1. Обратите внимание на то, что в настоящем времени связка может отсутствовать:   Он врач. (составное именное)    2. Различайте БЫТЬ в роли связки и БЫТЬ в роли глагола в значении «находиться, существовать».   !!!!!Он был здесь вчера. (=присутствовал)   Быть = связка, Он был умным.   Быть=существовать. Он был здесь. 

СИС (составное именное сказуемое) = глагол связка+ имя (сущ, числ, прил...)  Способ выражения глагола-связки:  1.    Бытийные глаголы (быть, становиться, делаться, казаться, являться, бывать, называться и т.д.)  2.    Глагол движения в бытийном значении (можно заменить на был, казался)  Примечание: 1. Обратите внимание на то, что в настоящем времени связка может отсутствовать:  Он врач. (составное именное)  2. Различайте БЫТЬ в роли связки и БЫТЬ в роли глагола в значении «находиться, существовать». !!!!!Он был здесь вчера. (=присутствовал)  Быть = связка, Он был умным.  Быть=существовать. Он был здесь. 

Второстепенные члены предложения  К второстепенным членам предложения относятся: Определения (отвечают на вопрос «какой?», обозначают признак) Дополнения (отвечают на вопросы косвенных падежей - всех падежей, кроме И.П. ) Обстоятельства (отвечают на вопросы: где, куда, откуда, как, почему, когда, с какой целью и т.д.) Второстепенные члены предложения могут быть:

Второстепенные члены предложения

К второстепенным членам предложения относятся:

  • Определения (отвечают на вопрос «какой?», обозначают признак)
  • Дополнения (отвечают на вопросы косвенных падежей - всех падежей, кроме И.П. )
  • Обстоятельства (отвечают на вопросы: где, куда, откуда, как, почему, когда, с какой целью и т.д.)

Второстепенные члены предложения могут быть:

  • обособленными*/неособленными
  • распространенными**/нераспространенными
  • *Обособленный – значит выделенный запятыми с двух сторон (или с одной, если стоит в конце или в начале предложения)
  • **Распространенный - имеющий зависимые слова.
  • Обособленным может быть любой второстепенный член предложения.
  • Обособленное определение (часто так называют причастный оборот, но не только его.)
  • Обособленным определением может быть и одиночное прилагательное.
  • Обособленное обстоятельство (так часто называют деепричастный оборот, однако может выражено и другими частями речи)
Двусоставные и односоставные предложения  Двусоставное предложение  – это предложение, в котором есть и подлежащее, и сказуемое.    Односоставные предложения  – это такие предложения, в которых есть только подлежащее или только сказуемое.    Односоставные предложения делятся на:    1.     Определенно-личные  (в таких предложениях нет подлежащего, но вместо него можно подставить Я,МЫ,ТЫ,ВЫ)   Хожу по городу, ничего не замечаю.    2.     Неопределенно-личные  (нет подлежащего, но вместо него можно подставить ОНИ)   Ходят тут, смотрят.    3.     Обобщенно-личные  (нет подлежащего. Как правило, это пословицы и поговорки)   Цыплят по осени считают. 

Двусоставные и односоставные предложения 

Двусоставное предложение  – это предложение, в котором есть и подлежащее, и сказуемое.  Односоставные предложения  – это такие предложения, в которых есть только подлежащее или только сказуемое.  Односоставные предложения делятся на:  1.     Определенно-личные  (в таких предложениях нет подлежащего, но вместо него можно подставить Я,МЫ,ТЫ,ВЫ)  Хожу по городу, ничего не замечаю.  2.     Неопределенно-личные  (нет подлежащего, но вместо него можно подставить ОНИ)  Ходят тут, смотрят.  3.     Обобщенно-личные  (нет подлежащего. Как правило, это пословицы и поговорки)  Цыплят по осени считают. 

4.      Безличные предложения     в них нет подлежащего, нельзя ничего подставить, действие совершается непонятно кем) явления природы. Вечереет. Смеркается.  состояние человека. Мне грустно. Мне тошно.  отсутствие чего-либо. НЕТ, НЕ БЫЛО, НЕ БУДЕТ, не осталось, не хватило На небе нет ни облачка. У него не было сил сражаться.  инфинитив. Нужно много заниматься. Всем молчать. Быть грозе.  краткое страдательное причастие . Об этом много сказано.  5.     Назывные предложения  (в них отсутствует сказуемое).  Ночь. Улица. Фонарь.    Односоставные предложения могут входить в состав сложного предложения .   [Ночь], и [всем стало так спокойно]. 

4.      Безличные предложения    в них нет подлежащего, нельзя ничего подставить, действие совершается непонятно кем) явления природы. Вечереет. Смеркается. 

  • состояние человека. Мне грустно. Мне тошно. 
  • отсутствие чего-либо. НЕТ, НЕ БЫЛО, НЕ БУДЕТ, не осталось, не хватило На небе нет ни облачка. У него не было сил сражаться. 
  • инфинитив. Нужно много заниматься. Всем молчать. Быть грозе. 
  • краткое страдательное причастие . Об этом много сказано. 

5.     Назывные предложения  (в них отсутствует сказуемое). Ночь. Улица. Фонарь.  Односоставные предложения могут входить в состав сложного предложения . [Ночь], и [всем стало так спокойно]. 

Полные и неполные предложения  Неполные предложения  – это такие предложения, в которых может быть пропущен любой член предложения. Его, как правило, можно восстановить из контекста.    Отличие между неполными и односоставными заключается в том, что односоставные не требуют восстановления.    Я люблю яблоки. Он - апельсины. (неполное) 

Полные и неполные предложения

Неполные предложения  – это такие предложения, в которых может быть пропущен любой член предложения. Его, как правило, можно восстановить из контекста.  Отличие между неполными и односоставными заключается в том, что односоставные не требуют восстановления.  Я люблю яблоки. Он - апельсины. (неполное) 

Простое осложненное предложение

Простое осложненное предложение

  • Простое предложение - предложение с 1 грамматической основой.   Осложненное простое предложение  - это предложение, в составе которого есть:  • однородные члены предложения.  • обособленные определения или приложения, дополнения, обстоятельства.  • вводные конструкции  • вставные конструкции  • слова-обращения  • уточнение  • сравнительный оборот 
Сложное предложение СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  – предложения с 2 или более грамматическими основами.  Сложне предложения делятся на:  Сложносочиненные предложения (ССП)  Сложноподчиненные предложения (СПП)  Сложные бессоюзные предложения (БСП)

Сложное предложение

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  – предложения с 2 или более грамматическими основами. Сложне предложения делятся на: Сложносочиненные предложения (ССП) Сложноподчиненные предложения (СПП) Сложные бессоюзные предложения (БСП)

ССП (сложносочиненное предложение)  - это такое предложение, в котором несколько грамматических основ связаны между собой сочинительными союзами. Части ССП равноправны, между ними можно поставить точку.   Сочинительные союзы:   • соединительные (И, ДА (= и), не только … но и, также, тоже, и … и, ни … ни, как … так и, сколько ... столько и)   • разделительные (ИЛИ, или … или, ЛИБО, либо … либо, то … то, то ли … то ли, не то … не то)   • противительные (А, ДА (= но), НО, ЗАТО, ОДНАКО, ЖЕ, однако же, все же)   • градационные (не только... но и, не столько... сколько, не то чтобы... а)   • присоединительные (тоже, также, да и, и, ПРИТОМ, ПРИЧЕМ)   • пояснительные (ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО) 

ССП (сложносочиненное предложение)  - это такое предложение, в котором несколько грамматических основ связаны между собой сочинительными союзами. Части ССП равноправны, между ними можно поставить точку. Сочинительные союзы:  • соединительные (И, ДА (= и), не только … но и, также, тоже, и … и, ни … ни, как … так и, сколько ... столько и)  • разделительные (ИЛИ, или … или, ЛИБО, либо … либо, то … то, то ли … то ли, не то … не то)  • противительные (А, ДА (= но), НО, ЗАТО, ОДНАКО, ЖЕ, однако же, все же)  • градационные (не только... но и, не столько... сколько, не то чтобы... а)  • присоединительные (тоже, также, да и, и, ПРИТОМ, ПРИЧЕМ)  • пояснительные (ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО) 

СПП (сложноподчиненное предложение)  - это предложение с несколькими грамматическими основами, соединенными подчинительными союзами. От одной главной части задается вопрос к придаточной (зависимой части).  Придаточное предложение может находиться до/после главного или может разрывать главное предложение. […], (что…)  (Когда…), […]  […,(что…),..]  Подчинительные союзы:  изъяснительные  (что, чтобы, как, …) (вопросы косвенных падежей) чаще - ЧТО  определительные  (который, которая, которого, ...) обстоятельственные:   • времени (когда, лишь, едва, …) КОГДА?  • места (где, куда, откуда, ...) ГДЕ  • образа действия, меры, степени (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой, ... ) В КАКОЙ мере КАК?  • сравнения (как, как будто, словно, будто, точно, как бы)  • причины (так как, потому что, …) (ПОЧЕМУ?  • условия (если, если бы, коли, ежели, если … то,…) ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ?  • уступки (несмотря на то, что, хотя, хоть, пускай, …) НЕСМОТРЯ НА ЧТО?  • цели (чтобы, дабы, с тем чтобы, …) С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?  • следствия (так что)  В СПП между частями бывают не только союзы, но и союзные слова (похожи на союз, но являются членами предложения)   На союзное слово падает интонационное ударение, к союзному слову чаще всего можно задать вопрос.  Сравните: Я увидел, что на улице светит солнце. (что – союз)  Я узнал,  кто  ворует мои конфеты. (кто – союзное слово, подлежащее) 

СПП с несколькими придаточными    1.     Однородное подчинение придаточных  (от одного слова в главной части задается одинаковый вопрос к придаточным)    [Я заметил], ЧТО? (что на улице светит солнце) и ЧТО? (поют птицы).    [Я заметил], ЧТО? (что на улице светит солнце), ЧТО? (поют птицы).    2.     Последовательное подчинение придаточных .    [Я увидел дом], КАКОЙ?(который стоял на месте), (КАКОМ?) (где раньше росли черемухи_.     3.     Параллельное подчинение придаточных  (неоднородное)    (Когда я был маленьким)КОГДА?,[ я верил], ВО ЧТО? (что дед Мороз существует). 

СПП с несколькими придаточными  1.     Однородное подчинение придаточных  (от одного слова в главной части задается одинаковый вопрос к придаточным)  [Я заметил], ЧТО? (что на улице светит солнце) и ЧТО? (поют птицы).  [Я заметил], ЧТО? (что на улице светит солнце), ЧТО? (поют птицы).  2.     Последовательное подчинение придаточных .  [Я увидел дом], КАКОЙ?(который стоял на месте), (КАКОМ?) (где раньше росли черемухи_.  3.     Параллельное подчинение придаточных  (неоднородное)  (Когда я был маленьким)КОГДА?,[ я верил], ВО ЧТО? (что дед Мороз существует). 

БСП (бессоюзное сложное предложение)  - это такое сложное предложение, между частями которого нет союзов, предложения связаны по смыслу.   Смысловые отношения между частями БСП:    ЗАПЯТАЯ:   Между частями БСП отношения одновременности, последовательности. (можно подставить И)    ДВОЕТОЧИЕ:   отношение причины (от первого предложения ко второму задается вопрос ПОЧЕМУ?)  отношение пояснения (ко второму предложения можно подставить А ИМЕННО)  отношения дополнения (ко второму предложения можно подставить ЧТО,и ВИЖУ ЧТО и т.д.)  ТИРЕ:    части БСП противопоставлены (можно подставить союзы А, НО)   первая часть имеет значение времени или условия (можно подставить союзы КОГДА, ЕСЛИ)   вторая часть имеет значени следствия (можно подставить союз ТАК ЧТО) 

БСП (бессоюзное сложное предложение)  - это такое сложное предложение, между частями которого нет союзов, предложения связаны по смыслу. Смысловые отношения между частями БСП:  ЗАПЯТАЯ:  Между частями БСП отношения одновременности, последовательности. (можно подставить И)  ДВОЕТОЧИЕ:   отношение причины (от первого предложения ко второму задается вопрос ПОЧЕМУ?) 

  • отношение пояснения (ко второму предложения можно подставить А ИМЕННО) 
  • отношения дополнения (ко второму предложения можно подставить ЧТО,и ВИЖУ ЧТО и т.д.) 

ТИРЕ:   части БСП противопоставлены (можно подставить союзы А, НО)  первая часть имеет значение времени или условия (можно подставить союзы КОГДА, ЕСЛИ)  вторая часть имеет значени следствия (можно подставить союз ТАК ЧТО) 

Способы передачи чужой речи

Способы передачи чужой речи

  • 1.    При помощи прямой речи  2.    При помощи косвенной речи  Прямая речь  – дословное воспроизведение чужого высказывания.  Прямая речь может стоять до, после или внутри слов автора, а также обрамлять слова автора с двух сторон. Косвенная речь  – пересказ чужой речи в форме придаточного предложения или второстепенных членов простого предложения без сохранения всех особенностей речи говорящего.  В косвенной речи все личные местоимения употребляются с точки зрения автора пересказа. (В косвенной речи не используется местоимения в 1 лице; обращения, междометия и др. опускаются.)
Прямая речь может иметь форму  диалога .     Диалог оформляется двумя способами:    Каждая реплика дается с новой строки, перед каждой репликой ставится тире   — Ты придешь?   — Не знаю.    Реплики следуют в строку:   «Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» — «Около двух лет». — «На ком?» — «На Лариной». — «Татьяне?» — «Ты им знаком?» — «Я им сосед» (А. С. Пушкин). 

Прямая речь может иметь форму  диалога .   Диалог оформляется двумя способами:  Каждая реплика дается с новой строки, перед каждой репликой ставится тире  — Ты придешь?  — Не знаю.  Реплики следуют в строку:  «Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» — «Около двух лет». — «На ком?» — «На Лариной». — «Татьяне?» — «Ты им знаком?» — «Я им сосед» (А. С. Пушкин). 

Цитата — это приведенное полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник. Цитаты оформляются как прямая речь или как продолжение предложения. 1. Цитируемое предложение или часть текста приведены полностью: Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен». 2. Цитата приводится не полностью (не с начала или не до конца предложения или с выбрасыванием части текста в середине); в этом случае пропуск обозначается многоточием, которое может быть заключено в угловые скобки (что принято при цитировании научной литературы):

Цитата — это приведенное полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник.

  • Цитаты оформляются как прямая речь или как продолжение предложения.
  • 1. Цитируемое предложение или часть текста приведены полностью:
  • Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен».

2. Цитата приводится не полностью (не с начала или не до конца предложения или с выбрасыванием части текста в середине); в этом случае пропуск обозначается многоточием, которое может быть заключено в угловые скобки (что принято при цитировании научной литературы):

  • Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное ... это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».

Цитата может быть приведена не с начала предложения :  Писарев писал: «...красота языка заключается в его ясности и выразительности».  «...Красота языка заключается в его ясности и выразительности», — писал Писарев.  3. Если автор или редактор подчеркивает в цитате отдельные слова, это оговаривается в скобках с указанием инициалов автора или слова Ред. — редактор: (подчеркнуто нами. — Е. Л.) или (курсив наш. — Ред.).  4. Если автор вставляет в цитату свой пояснительный текст, то он помещается в прямых скобках:  «Он [Пушкин], — писал Гоголь, — при самом начале своем уже был национален, потому что истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа».  Цитата как продолжение предложения  Цитата может быть оформлена не как прямая речь, а как продолжение предложения или изолированный компонент текста:  Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».  «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости» (Пушкин).  Стихотворная цитата может быть оформлена без кавычек, но с красной строки и соблюдением стихотворных строк:  Будь же ты вовек благословенно,  Что пришло процвесть и умереть.  Есенин


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Задание 2 ОГЭ по русскому языку Синтаксический анализ предложения.

Автор: Людмила Викторовна Тодошева

Дата: 13.10.2023

Номер свидетельства: 637960

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Подготовка к ОГЭ по русскому языку 2020. Задание №2. Синтаксический анализ. (на основе материала сайта ФИПИ)"
    ["seo_title"] => string(80) "podgotovka_k_oge_po_russkomu_iazyku_2020_zadanie_2_sintaksicheskii_analiz_na_osn"
    ["file_id"] => string(6) "550335"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1589871687"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса «Лингвостилистический анализ текста»"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_eliektivnogho_kursa_po_russkomu_iazyku_dlia_9_klassa_linghv"
    ["file_id"] => string(6) "430174"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1506670746"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации"
    ["seo_title"] => string(115) "effiektivnyie-mietody-i-priiomy-uchitielia-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-podghotovkie-k-itoghovoi-attiestatsii"
    ["file_id"] => string(6) "280934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453451509"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений. (Эффективная подготовка учащихся 9 классов к ОГЭ по русскому языку). "
    ["seo_title"] => string(142) "sintaksichieskii-i-punktuatsionnyi-analiz-slozhnykh-priedlozhienii-effiektivnaia-podghotovka-uchashchikhsia-9-klassov-k-oge-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "239728"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444843144"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока на тему: "Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sochinieniie-rassuzhdieniie-na-linghvistichieskuiu-tiemu"
    ["file_id"] => string(6) "213171"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431983811"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства