Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации
Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации
Эффективные методы и приемы подготовки школьников к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – одно из направлений модернизации структуры и содержания российского образования. Однако не менее важным является то, что результаты ЕГЭ являются одним из основных критериев, по которым судят о школе в целом и о работе каждого педагога в отдельности.
Хорошая подготовка по программе предмета, к сожалению, не гарантирует успех на едином государственном экзамене. Ученику нужно получить не только практические навыки выполнения тестовых заданий, но и уметь проанализировать свои ошибки. Нужно знать структурные особенности тестов, познакомиться с возможными формулировками вопросов, научиться распределять время на выполнение заданий, понять, за что могут быть снижены баллы.
Таким образом, школьникам нужна специальная подготовка к ЕГЭ, которая позволит им:
эффективно и качественно подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ с минимальными затратами времени и сил;
избежать обидных технических ошибок;
узнать об особенностях ЕГЭ;
узнать, что нужно делать, чтобы получить максимум баллов.
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а его умением адаптироваться в обществе. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к ГИА и ЕГЭ, основной задачей которых является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования. ЕГЭ прочно вошел в нашу жизнь, и мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. После нескольких лет кропотливой работы я пришла к выводу: несмотря на огромное количество пособий и методических разработок, у каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.
В моей педагогической практике пять выпусков со сдачей экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Основная нагрузка при подготовке к экзамену приходится на 10-11 классы, но я считаю, что готовить детей нужно с 5 класса. Я преподаю русский язык у обучающихся 7-11 классов. Начиная с 7 класса каждый ученик заводит папку или тетрадь, в которую до 9 класса включительно собирает с помощью учителя весь теоретический материал, необходимый для сдачи ГИА и ЕГЭ в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. На этой стадии подготовки к экзамену я использую методику структурирования учебного материала. Она ориентирована на укрупнение дидактической единицы учебной информации, сведения ее к единым логическим и дидактическим основаниям. В результате логической обработки материала и установления последовательности его изучения создаются благоприятные условия для формирования у учащихся обобщенных знаний, позволяющих успешно готовиться к выполнению частей А и В в системе подготовки к ЕГЭ Разрешаю пользоваться папками (тетрадями) на всех уроках, кроме контрольных.
Опыт показывает, что к 9 классу программный материал по орфографии требует актуализации. Учащиеся нуждаются в повторении пройденного материала и в овладении более совершенными, по сравнению с 5-7 классами, навыками правописания в связи с расширением лексики и ростом языковой культуры. Почти на каждом уроке для повторения активно использую лингвистические разминки (орфоэпические, синтаксические, лексические, пунктуационные),содержащие задания ЕГЭ, которые разрабатываю сама, используя разные источники. Разминки помогают доводить до автоматизма некоторые разделы тем, которые включены в задания ЕГЭ по русскому языку. Для создания лингвистических разминок использую методические пособия Волковой О.В., Егораевой Г.Т, Цыбулько И.В., Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбаровой. Для повторения активно использую ИКТ: презентации, электронные тренинги и тестирование.
Одним из эффективных приемов при подготовке к ЕГЭ считаю работу с предложениями – упражнениями. Эта система работы помогает отрабатывать не только орфографические навыки, словообразовательные, лексические, морфологические, пунктуационные, но и помогает формированию навыка устанавливать грамматические связи между словами, а также развивает логическое мышление.
Наиболее сложной частью ЕГЭ по русскому языку является часть С – написание сочинения-рассуждения. С 7 класса начинаю формировать у обучающихся навык определения темы, проблематики, идеи текста. Такая работа проводится не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы.
Для успешного написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту мною был разработан авторский элективный курс «Подготовка к выполнению задания с развернутым ответом (часть С) ЕГЭ по русскому языку». (Приложение 4) Актуальность данного элективного курса заключается прежде всего в том, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ (части С) по русскому языку в 11 классе.
Этот курс я начинаю вести в 10 классе, и снова формируется новая папка. В нее мы собираем методический материал для написания сочинения-рассуждения. В ней, кроме плана сочинения и пояснений к каждому пункту плана, есть комментарии, методические рекомендации, речевые клише, примеры, банк аргументов. Процесс этот, конечно же, долгий и трудоемкий. Но результат того стоит: к концу года у каждого десятиклассника собирается методическое обеспечение в полном объеме: примерные тексты для анализа с проблемами и авторской позицией, электронные презентации по каждому пункту плана, образцы лучших сочинений.
В 11 классе продолжается работа по формированию навыка написания сочинения-рассуждения. При изучении произведений русской классики мы обязательно в каждом определяем проблематику и вносим в банк аргументов, в котором уже есть собственные примеры обучающихся и рекомендованные учителем. Проблематику определяем не только в прозаических произведениях, но и в лирических.
Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно использую информационные технологии.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активировать процесс обучения, повысить темп урока, способствует повышению познавательных потребностей учеников.
Использование ИКТ на уроках и дополнительных занятиях дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебному материала. Увеличивается объем материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, пожалуй, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.
Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но я уверена, что умелое использование ИКТ на уроках и при подготовке к экзаменам не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои занятия таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся. Методически оправданное использование ИКТ в сочетании с традиционными формами организации учебной деятельности позволяет развивать познавательные навыки исследовательской деятельности, творческие способности учащихся, сформировать у школьников умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности, создать благоприятный психологический климат на уроках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации»
Для публикациии . Алдохина Л.Н. ПС от 21.12.15
Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации
Эффективные методы и приемы подготовки школьников к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – одно из направлений модернизации структуры и содержания российского образования. Однако не менее важным является то, что результаты ЕГЭ являются одним из основных критериев, по которым судят о школе в целом и о работе каждого педагога в отдельности. Хорошая подготовка по программе предмета, к сожалению, не гарантирует успех на едином государственном экзамене. Ученику нужно получить не только практические навыки выполнения тестовых заданий, но и уметь проанализировать свои ошибки. Нужно знать структурные особенности тестов, познакомиться с возможными формулировками вопросов, научиться распределять время на выполнение заданий, понять, за что могут быть снижены баллы.
Таким образом, школьникам нужна специальная подготовка к ЕГЭ, которая позволит им:
эффективно и качественно подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ с минимальными затратами времени и сил;
избежать обидных технических ошибок;
узнать об особенностях ЕГЭ;
узнать, что нужно делать, чтобы получить максимум баллов.
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а его умением адаптироваться в обществе. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к ГИА и ЕГЭ, основной задачей которых является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования. ЕГЭ прочно вошел в нашу жизнь, и мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. После нескольких лет кропотливой работы я пришла к выводу: несмотря на огромное количество пособий и методических разработок, у каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.
В моей педагогической практике пять выпусков со сдачей экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Основная нагрузка при подготовке к экзамену приходится на 10-11 классы, но я считаю, что готовить детей нужно с 5 класса. Я преподаю русский язык у обучающихся 7-11 классов. Начиная с 7 класса каждый ученик заводит папку или тетрадь, в которую до 9 класса включительно собирает с помощью учителя весь теоретический материал, необходимый для сдачи ГИА и ЕГЭ в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. На этой стадии подготовки к экзамену я использую методику структурирования учебного материала. Она ориентирована на укрупнение дидактической единицы учебной информации, сведения ее к единым логическим и дидактическим основаниям. В результате логической обработки материала и установления последовательности его изучения создаются благоприятные условия для формирования у учащихся обобщенных знаний, позволяющих успешно готовиться к выполнению частей А и В в системе подготовки к ЕГЭ Разрешаю пользоваться папками (тетрадями) на всех уроках, кроме контрольных.
Опыт показывает, что к 9 классу программный материал по орфографии требует актуализации. Учащиеся нуждаются в повторении пройденного материала и в овладении более совершенными, по сравнению с 5-7 классами, навыками правописания в связи с расширением лексики и ростом языковой культуры. Почти на каждом уроке для повторения активно использую лингвистические разминки (орфоэпические, синтаксические, лексические, пунктуационные),содержащие задания ЕГЭ, которые разрабатываю сама, используя разные источники. Разминки помогают доводить до автоматизма некоторые разделы тем, которые включены в задания ЕГЭ по русскому языку. Для создания лингвистических разминок использую методические пособия Волковой О.В., Егораевой Г.Т, Цыбулько И.В., Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбаровой. Для повторения активно использую ИКТ: презентации, электронные тренинги и тестирование.
Одним из эффективных приемов при подготовке к ЕГЭ считаю работу с предложениями – упражнениями. Эта система работы помогает отрабатывать не только орфографические навыки, словообразовательные, лексические, морфологические, пунктуационные, но и помогает формированию навыка устанавливать грамматические связи между словами, а также развивает логическое мышление.
Наиболее сложной частью ЕГЭ по русскому языку является часть С – написание сочинения-рассуждения. С 7 класса начинаю формировать у обучающихся навык определения темы, проблематики, идеи текста. Такая работа проводится не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы.
Для успешного написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту мною был разработан авторский элективный курс «Подготовка к выполнению задания с развернутым ответом (часть С) ЕГЭ по русскому языку». (Приложение 4) Актуальность данного элективного курса заключается прежде всего в том, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ (части С) по русскому языку в 11 классе.
Этот курс я начинаю вести в 10 классе, и снова формируется новая папка. В нее мы собираем методический материал для написания сочинения-рассуждения. В ней, кроме плана сочинения и пояснений к каждому пункту плана, есть комментарии, методические рекомендации, речевые клише, примеры, банк аргументов. Процесс этот, конечно же, долгий и трудоемкий. Но результат того стоит: к концу года у каждого десятиклассника собирается методическое обеспечение в полном объеме: примерные тексты для анализа с проблемами и авторской позицией, электронные презентации по каждому пункту плана, образцы лучших сочинений. В 11 классе продолжается работа по формированию навыка написания сочинения-рассуждения. При изучении произведений русской классики мы обязательно в каждом определяем проблематику и вносим в банк аргументов, в котором уже есть собственные примеры обучающихся и рекомендованные учителем. Проблематику определяем не только в прозаических произведениях, но и в лирических.
Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно использую информационные технологии.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активировать процесс обучения, повысить темп урока, способствует повышению познавательных потребностей учеников.
Использование ИКТ на уроках и дополнительных занятиях дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебному материала. Увеличивается объем материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, пожалуй, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.
Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но я уверена, что умелое использование ИКТ на уроках и при подготовке к экзаменам не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои занятия таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся. Методически оправданное использование ИКТ в сочетании с традиционными формами организации учебной деятельности позволяет развивать познавательные навыки исследовательской деятельности, творческие способности учащихся, сформировать у школьников умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности, создать благоприятный психологический климат на уроках.
.
Подготовка учащихся к ЕГЭ требует от учителя систематической и кропотливой работы, внимания к вопросам формирования у учащихся важнейших общеучебных умений – анализировать сущность предложенного задания, переносить усвоенный алгоритм действий в новые ситуации, например на решение заданий повышенного уровня сложности; необходимо обучать учащихся приёмам работы с различными контролирующими заданиями; использовать компьютерные формы контроля знаний.
9. Оснащенность кабинета:
Подготовка к ЕГЭ начинается с кабинета, его оснащенности и оформления, методической лаборатории. Каждый год я оформляю информационный стенд сменного состава «Готовимся к ЕГЭ», который знакомит выпускников со структурой, типами заданий, образцами заполнения бланков ответов, Стенд «Пишем сочинение» помогает обучающимся при написании сочинения-рассуждения. В моей творческой лаборатории собран весь необходимый методический материал: памятки, схемы, алгоритмы выполнения заданий, справочная литература, пособия, методические рекомендации. Я обратила внимание, что школьники лучше запоминают правила, представленные в виде схем и таблиц. На уроках детям очень помогают пособия Е.П.Алексеевой «Русский язык в схемах и таблицах» и В.Н.Александрова, О.И.Александровой, Т.В.Соловьевой «ЕГЭ. Русский язык: Справочные материалы». Эти книги – объяснение всех тем по русскому языку. Правила распределены по блокам А, В,С. В каждом блоке рассматриваются задания экзамена, указаны наиболее распространенные ошибки, которые совершают учащиеся при ответах на вопросы, даются ключи-примеры для их решения. Мною составлен банк демонстрационных материалов включая КИМы прошлых лет), сформированы папки с тестами и заданиями по всем трем частям ЕГЭ (части А, В, С) по отдельным видам заданий, по темам, по разделам.
Реализация данной методической системы обучения учащихся привела к хорошим результатам.
Таким образом, используя систему работы по подготовке к Единому государственному экзамену, можно скорректировать уровень знаний, навыков и умений по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы. Предложенная система заданий и упражнений направлена на усовершенствование языковой чуткости, языковой интуиции, на развитие практических навыков использования правил и исключений из правил. Углубленная (комплексная) работа с текстом направлена на формирование восприятия содержания и проблем текста, помогает сформулировать мнение автора, писательский взгляд на историю и культуру, увидеть средства выразительности, используемые автором для создания реальной картины. Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.
Мною представлена только часть той работы, которая ведется по подготовке и успешной сдаче ЕГЭ и ОГЭ.. Но самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем, ведь недаром говорят: «Дорогу осилит идущий!»
языку.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – одно из направлений модернизации структуры и содержания российского образования. Однако не менее важным является то, что результаты ЕГЭ являются одним из основных критериев, по которым судят о школе в целом и о работе каждого педагога в отдельности. Хорошая подготовка по программе предмета, к сожалению, не гарантирует успех на едином государственном экзамене. Ученику нужно получить не только практические навыки выполнения тестовых заданий, но и уметь проанализировать свои ошибки. Нужно знать структурные особенности тестов, познакомиться с возможными формулировками вопросов, научиться распределять время на выполнение заданий, понять, за что могут быть снижены баллы.
Таким образом, школьникам нужна специальная подготовка к ЕГЭ, которая позволит им:
эффективно и качественно подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ с минимальными затратами времени и сил;
избежать обидных технических ошибок;
узнать об особенностях ЕГЭ;
узнать, что нужно делать, чтобы получить максимум баллов.
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а его умением адаптироваться в обществе. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к ГИА и ЕГЭ, основной задачей которых является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования. ЕГЭ прочно вошел в нашу жизнь, и мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. После нескольких лет кропотливой работы я пришла к выводу: несмотря на огромное количество пособий и методических разработок, у каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.
В моей педагогической практике пять выпусков со сдачей экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Основная нагрузка при подготовке к экзамену приходится на 10-11 классы, но я считаю, что готовить детей нужно с 5 класса. Я преподаю русский язык у обучающихся 7-11 классов. Начиная с 7 класса каждый ученик заводит папку или тетрадь, в которую до 9 класса включительно собирает с помощью учителя весь теоретический материал, необходимый для сдачи ГИА и ЕГЭ в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. На этой стадии подготовки к экзамену я использую методику структурирования учебного материала. Она ориентирована на укрупнение дидактической единицы учебной информации, сведения ее к единым логическим и дидактическим основаниям. В результате логической обработки материала и установления последовательности его изучения создаются благоприятные условия для формирования у учащихся обобщенных знаний, позволяющих успешно готовиться к выполнению частей А и В в системе подготовки к ЕГЭ Разрешаю пользоваться папками (тетрадями) на всех уроках, кроме контрольных.
Опыт показывает, что к 9 классу программный материал по орфографии требует актуализации. Учащиеся нуждаются в повторении пройденного материала и в овладении более совершенными, по сравнению с 5-7 классами, навыками правописания в связи с расширением лексики и ростом языковой культуры. Почти на каждом уроке для повторения активно использую лингвистические разминки (орфоэпические, синтаксические, лексические, пунктуационные),содержащие задания ЕГЭ, которые разрабатываю сама, используя разные источники. Разминки помогают доводить до автоматизма некоторые разделы тем, которые включены в задания ЕГЭ по русскому языку. Для создания лингвистических разминок использую методические пособия Волковой О.В., Егораевой Г.Т, Цыбулько И.В., Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбаровой. Для повторения активно использую ИКТ: презентации, электронные тренинги и тестирование.
Одним из эффективных приемов при подготовке к ЕГЭ считаю работу с предложениями – упражнениями. Эта система работы помогает отрабатывать не только орфографические навыки, словообразовательные, лексические, морфологические, пунктуационные, но и помогает формированию навыка устанавливать грамматические связи между словами, а также развивает логическое мышление.
Наиболее сложной частью ЕГЭ по русскому языку является часть С – написание сочинения-рассуждения. С 7 класса начинаю формировать у обучающихся навык определения темы, проблематики, идеи текста. Такая работа проводится не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы.
Для успешного написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту мною был разработан авторский элективный курс «Подготовка к выполнению задания с развернутым ответом (часть С) ЕГЭ по русскому языку». (Приложение 4) Актуальность данного элективного курса заключается прежде всего в том, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ (части С) по русскому языку в 11 классе.
Этот курс я начинаю вести в 10 классе, и снова формируется новая папка. В нее мы собираем методический материал для написания сочинения-рассуждения. В ней, кроме плана сочинения и пояснений к каждому пункту плана, есть комментарии, методические рекомендации, речевые клише, примеры, банк аргументов. Процесс этот, конечно же, долгий и трудоемкий. Но результат того стоит: к концу года у каждого десятиклассника собирается методическое обеспечение в полном объеме: примерные тексты для анализа с проблемами и авторской позицией, электронные презентации по каждому пункту плана, образцы лучших сочинений. В 11 классе продолжается работа по формированию навыка написания сочинения-рассуждения. При изучении произведений русской классики мы обязательно в каждом определяем проблематику и вносим в банк аргументов, в котором уже есть собственные примеры обучающихся и рекомендованные учителем. Проблематику определяем не только в прозаических произведениях, но и в лирических.
Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно использую информационные технологии.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активировать процесс обучения, повысить темп урока, способствует повышению познавательных потребностей учеников.
Использование ИКТ на уроках и дополнительных занятиях дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебному материала. Увеличивается объем материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, пожалуй, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.
Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но я уверена, что умелое использование ИКТ на уроках и при подготовке к экзаменам не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои занятия таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся. Методически оправданное использование ИКТ в сочетании с традиционными формами организации учебной деятельности позволяет развивать познавательные навыки исследовательской деятельности, творческие способности учащихся, сформировать у школьников умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности, создать благоприятный психологический климат на уроках.
.
Подготовка учащихся к ЕГЭ требует от учителя систематической и кропотливой работы, внимания к вопросам формирования у учащихся важнейших общеучебных умений – анализировать сущность предложенного задания, переносить усвоенный алгоритм действий в новые ситуации, например на решение заданий повышенного уровня сложности; необходимо обучать учащихся приёмам работы с различными контролирующими заданиями; использовать компьютерные формы контроля знаний.
9. Оснащенность кабинета:
Подготовка к ЕГЭ начинается с кабинета, его оснащенности и оформления, методической лаборатории. Каждый год я оформляю информационный стенд сменного состава «Готовимся к ЕГЭ», который знакомит выпускников со структурой, типами заданий, образцами заполнения бланков ответов, Стенд «Пишем сочинение» помогает обучающимся при написании сочинения-рассуждения. В моей творческой лаборатории собран весь необходимый методический материал: памятки, схемы, алгоритмы выполнения заданий, справочная литература, пособия, методические рекомендации. Я обратила внимание, что школьники лучше запоминают правила, представленные в виде схем и таблиц. На уроках детям очень помогают пособия Е.П.Алексеевой «Русский язык в схемах и таблицах» и В.Н.Александрова, О.И.Александровой, Т.В.Соловьевой «ЕГЭ. Русский язык: Справочные материалы». Эти книги – объяснение всех тем по русскому языку. Правила распределены по блокам А, В,С. В каждом блоке рассматриваются задания экзамена, указаны наиболее распространенные ошибки, которые совершают учащиеся при ответах на вопросы, даются ключи-примеры для их решения. Мною составлен банк демонстрационных материалов включая КИМы прошлых лет), сформированы папки с тестами и заданиями по всем трем частям ЕГЭ (части А, В, С) по отдельным видам заданий, по темам, по разделам.
Реализация данной методической системы обучения учащихся привела к хорошим результатам.
Таким образом, используя систему работы по подготовке к Единому государственному экзамену, можно скорректировать уровень знаний, навыков и умений по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы. Предложенная система заданий и упражнений направлена на усовершенствование языковой чуткости, языковой интуиции, на развитие практических навыков использования правил и исключений из правил. Углубленная (комплексная) работа с текстом направлена на формирование восприятия содержания и проблем текста, помогает сформулировать мнение автора, писательский взгляд на историю и культуру, увидеть средства выразительности, используемые автором для создания реальной картины. Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.
Мною представлена только часть той работы, которая ведется по подготовке и успешной сдаче ЕГЭ и ОГЭ.. Но самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем, ведь недаром говорят: «Дорогу осилит идущий!»
Музыкальный мини- спектакль «Народный календарь».
Алдохина Л.Н.
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе .
Тот, кто знает и поёт народные песни,
Поистине любит свою Родину.
Звучит песня «Родная страна»(Широка и привольна ты, родная страна…)
На сцене избушка, створки ставен распахнуты, в окошке видна женщина,укачивающая ребёнка и поющая колыбельную.
Б а б у ш к а. Уж я Ванюшку качала,
Уж я котику кричала:
-Приди, котик, ночевать,
Мово Ваню покачать.
Уж я серому коту
За работу заплачу.
Дам я мяса кусок,
Молока туесок.
Бай да побай,
А ты, Ваня, засыпай!
Укладывает ребёнка, выходит из избы, кричит:
- Ребятушки, домой!
На сцену с разных сторон выбегают пятеро детей, усаживаются за стол.
1-ы й м а л ь ч и к . Коровушка, бурёнушка, подай молочка, покорми пастушка.
1-а я д е в о ч к а. Я умница-разумница, про то знает вся улица, петух да кошка, поп Ермошка да я немножко.
2-о й м а л ь ч и к.(щёлкает 3-его мальчика по лбу, дразнит)
3-и й м а л ь ч и к. (плачет)
2-а я д е в о ч к а. Не плачь, дам калач. Не вой, дам другой. Не реви – дам три.
Б а б у ш к а. (Приносит кружки с молоком, утешает малыша)
Гуля, гуля-голубок, гуля сизонький, сизокрыленький, всем миленький.
Чем маленьких обижать, загадали б лучше загадки, позабавились.
(Отгадывать предложить зрителям.)
1-а я д е в о ч к а. Я,Я! Стучит, гремит, вертится, никого не боится, считает свой век, сам
не человек. (Часы)
1-ы й м а л ь ч и к. На широком дворе, на гладком поле стоят четыре попа под одною
шляпою. ( Стол)
2-о й м а л ь ч и к. Чёрен, да не ворон, рогат, да не бык, шесть ног без копыт, идёт –
земли не дерёт. (Жук)
2-а я д е в о ч к а. Не княженецкой породы, а ходит с короной, не ратный ездок, а с ремнём на ноге, не сторожем стоит, а всех рано будит. (Петух)
3-и й м а л ь ч и к. И летом весело, и осенью сытно, и зимой тепло. (Дерево)
Ещё, ещё! Стоит попок, сам низок, сто на нём ризок. А? (Кочан)
1-ы й м а л ь ч и к. Зимою греет, весною тлеет, летом умирает, осенью оживает. Что?
(Снег)
Б а б у ш к а. А ну-ка и я вам задам загадку: Стоит дуб, на нём двенадцать гнёзд, в каждом гнезде по четыре яйца, в каждом яйце по семи цыпленков.(Дуб – год, гнёзда – месяцы,
яйца – недели, цыплята-дни).
Д е т и. Бабушка, бабушка, расскажи про старину.
Б а б у ш к а. Ну что ж, слушайте. А расскажу я вам, как во времена моей молодости жилось, как тяжело трудились люди, а и умели веселить себя, устраивать праздники, песни петь за работой. (Раздаёт детям работу: старшей девочке – вязанье, средним двоим – перематывать пряжу, старший мальчик сапожничает, маленький просто слушает. Бабушка, рассказывая, протирает посуду) Вот подходит время уборки урожая, горячая пора, месяц август…
Выходит месяц А в г у с т на сцену (костюм украшен плодами, головной убор – колосками)
А в г у с т. Слово август – не русское, оно зашло к нашим предкам из Византии.
Об августе на Руси родились поговорки:
-Батюшка август крушит, да после и тешит.
-У мужика в августе три заботы: и косить, и пахать, и сеять.
-Овсы да льны в августе смотри.
-Кому работа, а нашим бабам и в августе праздник.
Выходят две певуньи с серпами, поют: Жали мы, жали
Жали, пожинали.
Жнём, молодые,
Серпы золотые.
первая Ой, и чьё это поле
Зажелтело, стоя?
вторая Иваново поле
Зажелтело стоя.
вместе Жницы молодые,
Серпы золотые.
первая Уж вы, жнеи, вы, жнеи,
Мои молодые,
Жнеи молодые,
Серпы золотые!
вторая Уж жните, жните
Жните, не ленитесь ,
А обжавши нивку,
Пойте, веселитесь.
Поют «Посадили мы ленок»
Танцевальная группа исполняет «Барыню»
А в г у с т. Есть поверь, что в Тульской губернии поселяне выходят ночью осматривать снопы и караулить их от потехи лешего. Леший может раскидать снопы, развязать их, равеять солому. Поселяне, сбираясь в ночную, надевают тулуп навыворот, голову обвязывают полотенцем, для обороны берут кочергу. Приходя на гумно, они кочергою обводят круг и садятся в него. С такими предосторожностями никакой леший не смеет подойти к полю и гумну.
Исполняется н а р о д н а я п е с н я.
Б а б у ш к а. Осень – хлопотная пора. В сёлах уже с сентября месяца зачинались бабьи работы: пеньку мять и трепать, лён мыть да стлать, а по вечерам садиться за пряслицы и веретёны. А и без веселья опять не обходилось: девушки наряжались да выходили в огород мух и тараканов хоронить на щепочке. Примета была такова: коль похоронить эту нечисть, так и пропадёт она в избе на всю зиму. А ещё ходили гуртом с песнями. В наших местах, бывало, охотники, сбираясь на охоту за зайцами, сходились пировать в одну избу.
А свадьбы чаще всего тоже по осени игрались. Вот уж было веселье!
(Частушки или песня).
Выходят месяцы Декабрь и Январь.
Б а б у ш к а. Братец Декабрь, какого ты роду-племени?
Д е к а б р ь. Слово декабрь, или декембрий, не русское, византийское. Славяне называли его студен, грудень, просинец. С первого декабря наши предки начинали учить своих детей грамоте. Всё семейство отправлялось в церковь отстоять обедню и испросить благословения на отрока. Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почётом и ласковым словом, сажали в передний угол с поклонами. Тут, держа сына за руку, отец передавал его учителю (часто приходскому дьячку) с просьбами научить уму-разуму и за леность угощать побоями.Мать, по обыкновению, стоя у двери, должна была плакать. Ученик, приблизившись к учителю, сотворял ему три земных поклона. Учитель развертывал азбуку и начиналось учение: аз, буки, веди…
Учителя после трудов угощали чем бог послал и дарили подарками: платьем, хлебом или полотенцем от своих трудов. Проводы продолжались до ворот. А на другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и подарком – домашней птицей.
Исполняется песня «Валенки».
Я н в а р ь. Январь, по-византийски генварь, в старину именовался прозимец, первник, новолетник, ледень. Знаменит новогодними празднествами, рождественскими колядками, крещенскими морозами, гаданьями, посиделками.
Девушки-певуньи: Пришла Коляда накануне Рождества,
Дайте коровку, масляну головку!
А дай бог тому, кто в этом дому,
Ему рожь густа, рожь ужиниста:
Ему с колоса осьмина, из зерна ему коврига,
Из полузерна пирог. Наделил бы вас господь
И житьём, и бытьём, и богатством.
И создай вам, господи, ещё лучше того.
Смеясь, убегают.
Вокальная группа исполняет шуточную песню.
М а р т. А я месяц март. Наши предки называли меня сухый, берёзозол, третник. В старой русской жизни март считался первым месяцем в году, и этот счёт изменился только в начале 15 века. Когда год начали считать с сентября, март был уже седьмым месяцем, а с 1700 года он третий. В марте провожают зиму, справляют масленницу, широкую, щедрую, добрую.
1-а я д е в о ч к а. Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам
Весну – красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздушку.
3-и й м а л ь ч и к. Жив жаворонок по полю летает,
Зёрнышки сбирает, весну закликает.
2-й м а л ь ч и к. Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С великою милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший.
Песня «Блины», перепляс.
Б а б у ш к а. Как весна взялась за силу, так хлопот полон рот; что ни день, то дел невпроворот: и пахать, и сеять, и сажать, и скот ублажать, а там огород уж пора прополоть да сбираться на сенокос. А во всех делах люди помогали себе доброй песней аль шуткой, особливо молодёжь. Да и праздники были, как же без них: Красная горка, Троица, Иван Купала, Петров день. На Троицу в лесу гуляли, берёзку красивую выбирали, лентами наряжали, вокруг угощенья раскладывали – пироги, яичницу, - а затем вокруг неё хоровод водили да приговаривали либо припевали.
Выбегают дети, окружают бабушку, кричат:
Завивайся, берёзынька,
Завивайся, кудрявая!
Мы пришли к тебе, приехали
С варецами, со яишницами,
С пирогами со пшеничными .
Завили веночки,
Завили зелёные
На годы добрые,
На жито густое,
На ячмень колосистый,
На овёс росистый,
На гречиху чёрную,
На капусту белую.
Выходит месяц июнь.
И ю н ь. Июнь, или луний, зашло к нашим отцам из Византии. Наши предки- славяне называли его червень, липань, розенцвет, кресник, шестник. Поселяне примечали, что на день святого Петра, 12 июня, солнце укорачивает свой ход, т. Е. поворачивает на зиму. Отсюда и поговорки: женское лето по Петров день; у мужика то и праздник, что Петров день; строй косы и серпы к Петрову дню.
Поселяне Тульской губернии выходят под Петров день караулить солнце, как оно будет играть на небе при восходе. Взрослые и дети собираются на пригорках, раскладывают огонь и в ожидании солнца проводят ночь в играх и песнях. Едва начинает всходить солнце, как все испускают радостные крики. В Туле к этому дню красят яйца в жёлтый цвет и продают их на гуляньях, старики умываются из родника для здоровья, молодёжь веселится: парни прогуливаются с закрытым лицом, а девицы с полуоткрытым и угадывают знакомых.
Песня «Ой, какой молодой в поле ветерочек».
Б а б у ш к а. А знаете ли, мои дорогие, что обычай караулить солнышко сохранился только в Тульской области, а ещё наши земляки приметили, что после Петрова дня перестают петь соловьи, не забудьте это проверить летом. А ещё никогда не забывайте, о чём я вам сегодня рассказывала. Это наша история, наша культура. Гордитесь ею, берегите её. И знайте, кто поёт народные песни, тот по-настоящему любит свою Родину.
Цель: развитие у подростков осознанного неприятия нарконических средств как способов воздействия на свою личность; воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства; способствование осознанию подростками наркомании как болезни, уничтожающей его как личность; развитие умения отстаивать свою точку зрения, видеть главное в рассуждениях оппонентов, воспитание культуры ведения дискуссии, развитие умений анализа и самоанализа, оценки и самооценки.
Р о л и:
Судья, ведёт судебное заседание.
Секретарь, записывает основные аргументы «за» и «против» в ходе обсуждения.
Обвиняемый, «наркомания»
Прокурор, обвинитель.
Адвокат, защитник.
Свидетели обвинения – врач, наркоман Н., мать Ольги, Станислав Песков, Юлия Самохина, Татьяна Фёдорова, искусствовед.
Свидетели защиты – двое подростков, Алина Голубева.
Присяжные заседатели (оставшиеся ученики класса)
Исполняется тревожная музыка.
С е к р е т а рь. Встать, суд идёт! (Входит судья)
С у д ь я. Слушается дело по обвинению Наркомании, вина которой против нравственности и человечности будет обосновываться в ходе судебного заседания. Предоставляю слово обвинению.
П р о к у р о р. Наркомания – это всегда трагедия для употребляющего наркотики, течение её стремительно, конец предрешен: смерть или преступление. Это всегда огромное горе, великая беда для родных и близких. Но это и страшное социальное зло, лишающее общество его гордости и богатства – молодого поколения, будущего страны. Лживости мифов о наркотиках, бытующих среди молодёжи, должна быть противопоставлена истинная информация о сути и исходах этого заболевания. Прошу пригласить специалиста, врача-нарколога.
С у д ь я. Пригласите врача- нарколога. (Выступает врач поликлиники)
В р а ч. Наркомания – болезнь, которая последовательно утяжеляется и окончательно не излечивается. Привыкание происходит в течение 1-3 месяцев. Спутники наркомании: заболевания кожи, лёгких, сердца, почек, эндокринной и половой системы. При приёме наркотических веществ первым изменяется сознание и влияет на поведение. Больной ведёт себя неадекватно: беспричинно улыбается, беспорядочно движется, неосознанно говорит. Нарушение физических функций выражается покраснением или побледнением лица, потливостью. Лицо имеет сальный налёт, язык обложен, кожа и слизистые оболочки сухие, иногда повышено слюноотделение, зрачки сужены или расширены, ориентация во времени и пространстве нарушена. Со всем этим наркоманы мирятся ради видений, «глюков», которые тоже являются следствием процессов в коре головного мозга. Чтобы раз за разом испытывать «кайф»,дозы приходится увеличивать и учащать приёмы. Вне действия наркотика больной постоянно ощущает психофизический дискомфорт. Но об этом может рассказать человек, неоднократно переживший ломку, кто-либо из моих пациентов.
С у д ь я. Свидетель обвинения Н (наркоман).
Н а р к о м а н. Хотите знать, как чувствует себя наркоман, когда действие наркотика закончилось? Поначалу испытываешь беспокойство, страх, впадаешь в депрессию, всех окружающих ненавидишь, злоба и гнев управляют тобой, пока не найдёшь дозу. Потом ко всему перечисленному прибавляется тяжесть в голове, боль в сердце , в мышцах, противный липкий пот, дрожание рук. Тогда жажда наркотика ещё сильнее, кажется, готов всё отдать, чтоб уколоться. Но и это ещё не всё. К врачу меня пригнали страшные ломки, которые не было сил терпеть и не было возможности ширнуться. Крупные суставы – локти, колени, плечи – грызёт, выворачивает, мышцы напрягаются от боли, тело сводит судорога, наступает потеря сознания, а может и смерть.
С у д ь я. Пригласите мать пострадавшей девочки.
М а т ь. Беда пришла в нашу семью незаметно. Моя старшая дочь Олечка была тихим домашним ребёнком, хорошо училась, любила музыку. Но потом девочку будто подменили, она стала странной, чужой, отдалилась от меня, перестала замечать маленького брата. Из дома стали пропадать деньги, вещи. Я мучилась подозрениями, стала следить за мужем, старалась быть в прихожей, когда приходили друзья сынишки, не верила, что это может делать моя дочь. А потом она стала исчезать на день-другой, на неделю. Я всё поняла. Стала умолять Олю лечиться, но она то смеялась, то молча отворачивалась от меня. Почти насильно я увезла дочь в клинику.
С у д ь я. У обвинения есть ещё свидетели?
С е к р е т а р ь. Приглашается Станислав Песков.
С т а н и с л а в. Я из Новомосковска, мне 25 лет, с отличием закончил медучилище, отслужил в армии, занимался спортом. Не верил, что могу пристраститься к наркотикам. В жизни всё шло прекрасно, наверное, поэтому захотелось большего. Знал, что с первого укола запросто можно стать наркоманом, решил проверить на себе. Кололся год, о последствиях не думал, о здоровье тоже. Хотелось лишь одного – наркотиков. Кроме них ничего в жизни больше меня не интересовало. Немалую цену заплатил за своё «путешествие в рай». Осознав всю глубину своего падения, потерю близких, пытался уйти из жизни. Спасла, конечно, мама. А как всё хорошо начиналось в моей жизни! Как я сейчас раскаиваюсь, что не сумел противостоять «друзьям». Такова плата за сомнительное удовольствие.
С у д ь я. Свидетель обвинения Юлия Самохина.
Ю л и я С а м о х и н а. Мне 21 год. Я москвичка и студентка престижного американского университета. А ещё я – наркоманка. Как начала колоться? По глупости и из-за упрямства. Решила доказать, что начну употреблять наркотики и ничего со мной не будет, никакой зависимости. С тех пор прошло два года. Увы, кайфуешь от наркотиков недолго – потом только маешься, живёшь одной мыслью: уколоться, уколоться, снать ломку, снять эту нескончаемую боль… Если нет, то начинаешь думать, где взять. Вся жизнь крутится вокруг этого. Я понимаю свою проблему, хочу порвать со всем этим, вылезти из этого болота. Собираюсь в Бишкек, в клинику доктора Назаралиева. Всем своим знакомым, которые стали рабами героина, хочу сказать: кайф этот мимолётный и неуловимый, словно призрак, а болезнь впереди длинная. Наркоман не знает жизни, не способен воспринимать прекрасное. Он живёт от укола до укола, разменивается на героин и дозы.
С у д ь я. Свидетель обвинения Татьяна Фёдорова.
Т а т ь я н а Ф. У меня всегда было много друзей. Когда мне предлагали попробовать, я со смехом отмахивалась. Но однажды, сильно поругавшись с родителями, решила успокоиться с помощью наркотика. Одного раза оказалось достаточно. Бросила учёбу, ушла из дома. Очень быстро мне потребовались уколы каждый час. Сутки перестали делиться на день и ночь, жила от одного приёма наркотика до другого. Никаких иных желаний у меня не было. О семье не вспоминала. Занята была только одним – поисками наркотиков. Иначе настигала дикая боль, ломающая все кости, рвущая каждую мышцу тела. Нормальным людям этого не понять, ведь никто из них никогда такого не испытывал. Ощущение, словно тебя разрывает на части буря. Одной оставаться страшно. Всё время чудились голоса, казалось, будто кто-то караулит меня за дверью, на улице мерещились преследователи-убийцы. Покой приходит лишь после укола. В больницу меня привезли полицейский и мать. Насильно. Теперь я им очень благодарна.
С у д ь я. У обвинения есть ещё свидетели?
П р о к у р о р. Да, Ваша честь, искусствовед.
С у д ь я. Пригласите.
И с к у с с т в о в е д. Вы видели сегодня прекрасных молодых людей, пострадавших от наркомании. Их очень жаль. Я хочу напомнить вам имена знаменитых, талантливых, ушедших из жизни из-за наркотиков.Они стали утратой для всего мира. Мерилин Монро. Актриса умерла от передозировки наркотиков. Курт Кобейн – лидер группы «Нирвана» - покончил жизнь самоубийством, приняв большую дозу наркотиков. Джим Моррисон – основатель и вокалист группы DOORS – умер в ванной гостинничного номера в Париже по той же причине. Джимми Хендрикс – супергитарист – скончался после принятия большой дозы наркотиков в Лондоне. Элвис Пресли. Причина смерти – пристрастие к наркотикам. Александр Башлачев – рок-бард – выбросился из окна; Анатолий Крупнов – основатель группы «Чёрный обелиск» - умер от остановки сердца после многолетнего употребления героина; Игорь Сорин – солист группы «Иванушки-интернешнл» - шагнул с седьмого этажа под воздействием наркотика. И это далеко не весь перечень злодеяний наркомании. Пусть о себе расскажет Егор Радин, писатель, сын известной поэтессы Риммы Казаковой.
С у д ь я. Приглашается Егор Радин.
Е г о р Р а д и н . Я учился в литературном институте, работал над первым романом. Энергичность, вдохновение искал в марихуане. Считал, что помогает… Сначала… Потом перепробовал много наркотиков… И только теперь осознал, как это опасно. Все, кто пробовал наркотики, заплатили за свои увлечения личной жизнью и психикой. Я тоже достаточно поплатился. В июле 1998 года моя жена Наташа выбросилась из окна. Мы употребляли наркотики вместе. Я попытался завязать, а она не выдержала. У нас была безумная любовь. Всё разрушила наркомания.
С у д ь я. Аргументы обвинения не исчерпаны, но суд считает, что их прозвучало достаточное количество. Предоставим слово защите. Адвокат.
А д в о к а т. Негуманно оставлять без защиты подсудимого. Поэтому я здесь. И у меня есть что возразить обвинению. Разве можно ставить в вину наркомании то, что она привлекательна? Она никому не навязывается силой, люди делают самостоятельный свободный выбор того, что им нравится. И если присутствующие винят наркоманию, то ошибаются, потому что виновато общество и государство, расплодившее беспризорников, бомжей, социально незрелых, инфальтильных людей. Почему не обвиняете неблагополучные и неполные семьи, в которых подростки чувствуют себя ненужными, а юношеский максимализм требует уважения и признания? Наконец, нельзя не обвинить самих подростков, ступивших на путь наркомании, с их эгоцентризмом, постоянным желанием выделиться, психологической незрелостью, глупым любопытсвом и желанием подражать, не ударить в грязь лицом перед более взрослыми подонками. Где же их твёрдость характера, забота о своём здоровье, о будущем? Или им надо поступать наперекор, вопреки, казаться самостоятельными? Кто же тогда действительно виноват? Послушайте моих свидетелей.
С у д ь я. Свидетели защиты.
Входят д в о е п о д р о с т к о в.
- Ты давай начинай.
- Почему я? Сам начинай.
- Ну, в общем, это… нас просили рассказать про маленькую, но страшно весёлую таблеточку, вот…
- Ага, экстези называется. Стоит недорого. Растительного происхождения.
- Безвредная, да. И дешёвая, правда. Чтобы напустить на себя понт, необязательно быть миллионером.
- На дискотеке можно свободно достать. Съел – и безумно счастлив, весел аж до утра. А если 2-3 колёсика примешь, будешь танцевать часов восемь без остановки. Круто!
- А чем нам ещё заняться? На молодёжь особо никто внимания не обращает, мы же никому не нужны.Вот и веселимся, как можем.
С у д ь я. У адвоката есть ещё свидетели?
А д в о к а т. Да, Ваша честь, Алина Голубева.
С у д ь я. Пригласите свидетеля защиты.
А л и н а Г о л у б е в а. Это правда, я собиралась выступить в защиту наркомании. Наркотики – выгодное дело. Мои родители занимались распространением наркотиков. Деньги рекой текли. Как мы жили – это же сказка! Но всё когда-нибудь кончается. Предки попались. Сейчас отбывают срок… по червонцу с конфискацией. А я оказалась в детдоме. Обидно скатиться из дворца в такую халупу. Потому согласилась с адвокатом, выступлю мол. А посидела тут – и глаза открылись. Нельзя на чужой беде наживаться! Добровольно они колются или насильно – какая разница. Это же смерть! Смерть. А эти двое пацанов тут прикалывались. Никому не нужны, не обращают внимания (передразнивает)… А вам охота скорей самостоятельными стать, чтобы взрослые вас зауважали? Но ведь мы не в детском садике, где учат, как держать вилочку. А взрослые – не няньки, а просто более опытные люди. И если они тебя не замечают, так соверши достойный, с их точки зрения, поступок, а не глупость какую-нибудь, не валяй дурака, показывая, какой ты «крутой»! Хочу сказать спасибо всем, кто мне помогает, кто заботился обо мне в детском доме – учителям, воспитателям, поварам – добрым и бескорыстным людям, никогда не попрекнувшим меня родителями. А Вы, уважаемый адвокат, простите великодушно, что подвела. Взрослеем помаленьку.
С у д ь я. У защиты, как я понимаю, больше нет свидетелей. Слово предоставляется подсудимой Наркомании.
Н а р к о м а н и я. (встаёт, красуется) Хотели меня растоптать? Смешать с грязью? Не выйдет! Я прекрасна! И мир, которым я владею, - чудесный мир грёз и фантастических видений. Всех, кто со мной, ждёт кайф, уход от проблем и страданий. А смерть? Что её бояться? Среди людей никто не бессмертен. Рано или поздно она придёт за каждым. Зато как красиво умереть молодым! Бессмертна только я. Неужели вы не понимаете, что меня нельзя запретить, я не боюсь ваших судов и законов. Вы давно со мной боретесь, а у меня всё больше и больше поклонников. Я процветаю. И те, кто работает на меня, - тоже. Они никогда не откажутся от денег, которые зарабатывают благодаря мне, и всегда найдут соблазнившихся на их товар глупцов, способных украсть, убить, отречься от любимых ради дозы. Так что вину свою не признаю, ни в чём не раскаиваюсь и о помиловании не прошу. Всё!
С у д ь я. Присяжных прошу вынести вердикт: виновна либо невиновна.
Присяжные совещаются, голосуют, записывают своё решение.
С е к р е т а р ь. Для оглашения приговора суд просит всех встать.
Вердикт присяжных – ВИНОВНА.
С у д ь я. Судом вынесен приговор: изолировать наркоманию от общества,а значит, бороться за здоровый образ жизни, сохранение генофонда нации, не поддаваться шантажу и обману наркоманов и наркодельцов, вести разъяснительную работу среди населения, особенно молодёжи. Мы выбираем жизнь без наркотиков! Увести подсудимую.
Звучит торжественная музыка.
Алдохина Л.Н., учитель русского языка и литературы МКОУ «Центр образования» №5 города Ефремова Тульской области
Поэзия периода Великой Отечественной войны.
Урок литературы в 11 классе (2часа).
_Форма урока – устный журнал.
_Цели урока: знакомство с лирикой поэтов времен Великой Отечественной войны; закрепление навыка анализа стихотворного произведения , выразительного чтения; совершенствование монологической речи учащихся, навыка самостоятельной подготовки индивидуального сообщения на заданную тему, навыка систематизировать материалы по теме, обобщать, выделять главное, формулировать выводы; развитие патриотических чувств, интереса к русской поэзии, к истории России и родного края, эстетических чувств и нравственных качеств.
_Оборудование: стихи поэтов периода Вов, их портреты, начальные страницы устного журнала с иллюстрациями, гр. Запись песен военных лет, выставка книг по теме урока, записи на школьной доске, ученические тетради.
За неделю до проведения урока ученики 11 класса получили задание коротко рассказать о поэте, указанном учителем, выучить наизусть и проанализировать одно из стихотворений этого поэта. На индивидуальных сообщениях уч-ся в основном построена структура урока, проводимого в форме устного журнала. Страницы журнала:
- Война. Родина. Солдаты.
- Женщина на войне.
- Песни военных лет.
- Никто не забыт, ничто не забыто…
Конспект урока.
Урок начинается с сообщения учителем темы, формы урока, целей работы уч-ся в ходе урока, оформления результатов работы в тетрадях.
На доске заранее записаны фамилии поэтов, стихи которых прозвучат на уроке:
Акулиничев Н.П.
Антокольский П.Г.
Алигер М. И.
Ахматова А.А.
Берггольц О.Ф.
Гудзенко С.П.
Дудин М.А.
Друнина Ю.В.
Винокуров Е.М.
Исаковский М.В.
Инбер В.М.
Кедрин Д.Б.
Лебедев-Кумач В.И.
Наровчатов С.С.
Недогонов А.И.
Прокофьев ,А.
Старшинов Н.К.
Симонов К.М.
Сурков А.А.
Твардовский А.Т.
Тихонов Н.С.
Уткин И.П.
Фатьянов А.И.
Вступительная часть к устному журналу.
Великая Отечественная война оказала огромное влияние как на дальнейший ход истории, так и на развитие мировой и русской культуры.
На великую народную беду наряду с воинами, рабочими, крестьянами, студентами сразу откликнулись представители творческой интеллигенции. Поэты, писатели, художники, артисты почувствовали себя призванными поддержать высокий патриотический подъём на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении тяжёлых испытаний. Поэтические жанры – самые оперативные. С первых дней войны лирика стала явлением уникальным. Её невозможно было разделить на гражданскую, интимную, философскую. Все мотивы в ней органически сочетались в передаче переживаний человека, вызванных общей народной бедой. Можно лишь выделить три основные группы жанров: лирические (элегия, ода, песня), сатирические (высмеивающие врага) и лиро-эпические (поэма, баллада). Стихотворные произведения звучали как поэтический призыв, лозунг, отражали переживания потерь и разлук, выражали надежду и веру.
Многие поэты были непосредственными участниками боевых сражений. Одни из них пришли в армию фронтовыми корреспондентами, другие служили рядовыми бойцами и офицерами, у третьих (поэтов старшего поколения) Великая Отечесвенная война вызвала творческий подъём в тылу, в эвакуации. Вот их имена (см. запись на доске).
Уже в первые часы войны В.Лебедев-Кумач (1898-1949 гг.) создал стихотворение «Священная война», положенное на музыку композитором А.Александровым. В песне отразился единый патриотический и героический порыв народа, ненависть к захватчикам. Под её торжественное звучание отправились на фронт бойцы с октябрьского парада на Красной Площади в 1941 году, шли на знаменитую битву под Москвой, действительно «на смертный бой».
Звучит гр. Запись песни «Священная война».
Первая страница устного журнала «Война. Родина. Солдаты».
Выступление ученика. А.А.Ахматова.
Лирика А.Ахматовой глубока и многогранна. В её творчество органично входит тема войны,стихи во всей глубине отражают трагизм происходящего, веру в победу, любовь к стране, к человеку. Поэтесса следует нравственным, гуманистическим идеалам. Её внимание сосредоточено на трагедии человека, попавшего в военные условия. Перед её взором проходит череда простых русских солдат: «Ваньки, Васьки, Алёшки, Гришки – внуки, братишки, сыновья!».
За годы Вов Анна Ахматова создаёт сборник «Ветер войны». Ст-ние «Клятва» завершается торжественным обещанием, обращенным как к будущему поколению, так и к памяти предков: «Мы детям клянёмся, клянёмся могилам, что нас покориться никто не заставит!». Знаменательно в этом ст-нии расширение границ времени и пространства. В ст-нии «Важно с девчонками простились…» возникают эпизоды частной жизни. Мотив прощания соседствует с мотивом вечного сна. Жизнь и смерть сливаются в этом ст-нии воедино. Следует отметить стихи «Мужество», «Победа», проанализировать одно из них.
2 .Выступление ученика. А.Сурков.
Трагедийно и сурово звучит книга стихов А.Суркова «Декабрь под Москвой»(1942г.) Против войны будто восстаёт сама природа:
Лес притаился, безмолвен и строг.
Звёзды погасли, и месяц не светит.
На перекрёстках разбитых дорог
Распяты взрывом малые дети…
На этом фоне поэт рисует выразительный портрет солдата-мстителя:
Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой.
Человеку было двадцать лет.
Над лесным ручьём он дал обет
Беспощадно, яростно казнить
Тех людей, что рвутся на Восток.
Кто его посмеет обвинить,
Если будет он в бою жесток? (1941 г.)
Лёгкий, ритмичный ямб не придаёт лёгкости звучаниюст-ния, входит в противоречие с его содержанием, но делает доходчивым, простым, понятным каждому патриоту. Риторический вопрос, завершающий ст-ние, звучит как призыв беспощадно громить ненавистного врага, приближая желанную победу.
3.О М. Исаковском.
Уверенность в победе звучит и ст-нии М. Исаковского «Перед боем» (1941 г.) Ученик читает, анализирует.
В ст-нии всего восемь строк, два четверостишья, но каков пафос! Многосоюзие, градация усиливают ощущение грядущей победы, той же цели служит развёрнутая метафора и использование устаревшего «поле брани» как ссылки на героическое прошлое, доблесть предков.
4.Сравнительный анализ двух ст-ний: С.Наровчатов «В те годы», А.Недогонов «Гнездо».
Стихотворения написаны с разницей в два года, но как похожи по содержанию: трагические события, страшные последствия военных действий. Авторы обращаются к образам птиц, к русской старине, «Слову о полку Игореве», к Богу, Ангелу-хранителю с мольбой о помощи одолеть врага, о благословении на суровое возмездие. Ряды однородных членов, анафора, сравнения, используемые и Наровчатовым, и Недогоновым, нагнетают ощущение ужасов войны, трагизма происходящего. Оба ст-ния написаны хореем с пиррихием. Алексей Недогонов прибегает к аллитерации, рисуя картину боя. Мирный пейзаж в первой части ст-ния, образ желторотого птенчика, оставшейся живой перепёлки вселяют надежду на победу в борьбе с врагом.
5.М.А.Дудин.
Михаил Александрович Дудин – автор сборников «Фляга» (1943г.), «Переправа»(1946г.). Его стихи созвучны прочитанным ранее, в них переживания, страдания, боль солдата переплетаются с уверенностью в победе, способностью преодолеть все трудности ради свободы и счастья родной земли и народа.
6.С.П.Гудзенко (1922-1953гг.), автор сб. «Однополчане»(1944г.)
Основной мотив творчества военных лет – мысли и чувства поколения, ушедшего на фронт со школьной скамьи.
Чтение ст-ния «Перед атакой»
Мрачные эпитеты, жутковатые метафоры (вмёрзшая в снега пехота, окоченевшая вражда, вражда, дырявящая шеи, смерть проходит мимо) создают реальную картину атаки. Анафора, многосоюзие, повторы заставляют ст-ние звучать тревожно, а читателя не просто волноваться, а испытывать ужас происходящего вместе с лирическим героем.
Стихотворение написано ямбом, и поразительно, что не является от этого светлым, лёгким, как мы привыкли думать.
7.Слово учителя.
Заканчивается первая страница устного журнала. Главное, что мы узнали из неё (уч-ся обобщают: суровые испытания народа, патриотизм, самопожертвование, жажда жизни, любви, вера в победу – всё отражено в тв-ве поэтов).
8.О поэме П.Антокольского «Сын» (1943г.).
Поэма начинается с сетования отца, что от сына нет писем ни ему, ни матери. Отец призывает сына подняться с сырой земли, но его молитвы тщетны: «Мой сын погиб». А далее – воспоминания о сыне от момента зачатия, детства до отрочества, первой влюблённости и «оборванной» в 18 лет юности.
Прощай, моё солнце. Прощай, моя совесть.
Прощай, моя молодость, милый сыночек.
П.Антокольский сумел придать своему сыну черты, характерные для молодёжи времен Вов. В яростной борьбе с врагом обнаруживается высокое идейное и моральное превосходство молодого поколения нашей страны над молодёжью, развращенной поджигателями войны. Сурово звучат слова поэта, обращенные к фашисту, взрастившему сына-убийцу: Как ни вывёртывайся, как ни плачь.
Мой сын был комсомольцем,
Твой – фашистом,
Мой мальчик – человек,
А твой – палач.
9.О.Берггольц.
Голосом осаждённого Ленинграда стала Ольга Берггольц. Её мужественная поэзия, звучавшая по радио, вдохновляла бойцов, защищавших город, и находящихся в блокаде жителей. Сама перенесшая ужасы блокадного Ленинграда, она не скрывает их в «Ленинградской поэме», т.к. убеждена, что именно внутренняя сила и стойкость помогли выстоять. Начинается поэма со странного и немыслимого эпизода: женщина не может похоронить дочь, умершую, по её словам, 10 дней назад. За то, чтоб сколотить гроб, с неё потребовали хлеб.
В поэме присутствуют зловещие символы луны, снега, холода, трескающегося льда, свистящего ветра. И среди этого мрака и пустоты на заледеневшем озере, ставшем Дорогой жизни, появляются тени машин, везущих хлеб. Символично ито, что не на гроб, а на жизнь, отдаёт героиня свой хлеб соседке.
В произведении мужество и внутренняя сила, которую поэтесса собирает в кулак для борьбы с врагом. И надежда побеждает. Гимном всему живому звучит финал поэмы.
Вторая страница устного журнала «Женщина на войне».
1.Ю.Друнина.
Лирика военных лет создала многогранный облик женщины-солдата, сестры милосердия, скорбящей матери, неутомимой труженицы, преданной возлюбленной, настоящего друга. На самой страшной войне 20 века женщине пришлось статьбойцом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из снайперской винтовки, бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, «брала языка». Женщина убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на её землю, её дом, её детей.
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привычный сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые
От «Прекрасной Дамы» в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем Россия
Не могла сыскать.
В годы Вов в различных родах войск на фронте служило 800 тысяч женщин. Никогда ещё на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.
Ю.В.Друнина родилась в Москве в 1924 году. В 1941г. явилась в военкомат с требованием отправить на фронт. Сразу после окончания школы, в первые дни войны, Юлия Друнина ушла добровольцем в действующую армию и до конца 1944г. служила санинструктором в стрелковом, а потом в артиллерийском полку. Награждена орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Вбоях была ранена и контужена. Демобилизована из армии по ранению.
Полна трагизма лирика военных лет Ю.Друниной. Поэтесса не принимает и осуждает парадный взгляд на войну как череду побед и успехов. Война – это прежде всего тонкая грань между жизнью и смертью, которую каждый солдат может переступить в любую минуту. Эта идея отразилась в кратком, но глубоко афористичном ст-нии:
Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Ю. Друнина – автор сборников «Тревога», «Окопная звезда».
Её ст-ние «Зинка» посвящено подруге-однополчанке Герою Советского Союза Зинаиде Самсоновой. В его структуре автор совмещает два пространственно-временных пласта: фронт и тыл. Именно этим обусловлена метафора в строфе о гибели подруги:
Её тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав,
Белорусские ветры пели
О рязанских сухих садах.
Основной неразрешенный трагический вопрос произведения, которым мучается героиня, - как сообщить матери о гибели её единственной дочери, как сказать ей, что теперь она обречена на одинокую старость:
У меня есть друзья, любимый,
Унеё ты была одна…
Я не знаю, как написать её,
Чтоб тебя она не ждала.
Так мы понимаем, насколько прочно были связаны незримой нитью те,кто воевал, с теми, кто ждал их дома.
2.Сообщение о К.М.Симонове (1925-1979гг). Чтение наизусть ст-ния «Жди меня».
Стихотворение написано в 1941 году. Оно пронизано глубоким лиризмом и обращено к конкретной женщине, актрисе Валентине Серовой. Лирический герой в нём – воплощение каждого рядового бойца, тоскующего, любящего, ревнующего. «Жди меня» получило величайшую признательность и широкую популярность, потому что стало исповедальным посланием всем любящих ко всем любимым. Оно стало заклинанием солдата для дорогой ему женщины, чтобы та ждала его, несмотря ни на какие трагические обстоятельства. Созданию заклинательного стиля способствует анафора. Основная идея этого стихотворения – любовь побеждает смерть и вселяет надежду на невозможное. Возлюбленная лирического героя оказывается морально выше тех, кто уже потерял веру. И её вера награждена: «ожиданием своим ты спасла меня».
3.Сообщение об И.П.Уткине (1903-1944гг).
Женщины спасали бойцов на фронте своим ожиданием, своей верой, верностью, своими молитвами, любовью, милосердием. Чтение ст-ния «Сестра».
Ст-ние, состоящее из трёх четверостиший, так глубоко по содержанию и проникновенной чувственности. Автор использует фольклорные мотивы, вспоминая о мёртвой и живой воде. Образ сестры милосердия, простой русской женщины, сливается в представлении лирического героя с образом великой России, образом Родины-матери.
4.Н.П.Акулиничев.
Н.П.Акулиничев родился в 1926 году на тульской земле в крестьянской семье, участник Вов. Свой солдатский путь закончил в Берлине, отмечен боевыми наградами. Н.Акулиничев – автор книг «Радуга над полем», «Сквозь годы», «Белостволица» и др.Главная тема его произведений – Родина, много стихов о войне, есть стихи о женщинах времён войны. В одном из них – о матери павшего солдата, который приходит к ней во сне, «мяту с мёдом подносит, подаёт, чтобы хвори слетели…». Сердце матери огромно, любовь её безгранична, и погибший сын будет жить в её душе до тех пор, пока жива она сама. Никогда он не приснится ей мёртвым.
Красивая.
Непобедимым был солдат,
Как говорят, богатырём.
Но вот судьба: из медсанбата
Вернулся он с поводырём.
Грустил и думал о невесте:
«Зачем ей нужен я слепой?»
И по селу ходили вести
Одна печальнее другой.
Но вдруг она сама с волненьем
Рванула запертую дверь,
Вошла к нему, вошла спасеньем:
«К тебе, Степан, пришла, поверь.
К тебе – женой, хозяйкой – дому».
Как гром ударили слова!
И в тот же миг в глаза слепому
Хлестнула неба синева
И вновь увидел он Россию,
Друзей, походные дымы,
И ту, что самою красивой
С тех пор в селе считаем мы.
Воистину, красив человек делами своими! И нет других комментариев.
5. Слово учителя. Обобщение сказанного.
Итак, перелистывая очередную страницу нашего устного журнала, подведем промежуточный итог. Какие темы волновали поэтов в грозные годы войны? (записываем в тетрадях).
-Тема любви к Родине, ненависти к врагу.
-Боль за родную землю и близких людей.
-Героизм народа на фронте и в тылу.
-Тема личных переживаний, ответственности, долга.
-Тема любви к матери, к женщине.
-Родительские тревоги.
-Уверенность в победе.
Следует подчеркнуть, что во многих произведениях эти темы органично сочетаются, переплетаются между собой.
Обобщим те средства выразительности речи, которые выделили выступающие при анализе ст-ний. Запишите их: эпитет, метафора, сравнение, анафора, антитеза, аллитерация, градация, повторы, многосоюзие, риторическое обращение, риторический вопрос, ряды однородных членов, синтаксический параллелизм.
Третья страница устного журнала «Песни военных лет».
1.Слово учителя. Наш народ во все времена жил с песней. Не зря одна из них гласит:»Нам песня строить и жить помогает». И годы войны не стали исключением. Тогда песни помогали выжить, победить. Сними отправлялись на фронт («Священная война» Лебедева-Кумача), они передавались в списках из рук в руки, переходили из уст в уста. Шла война, а страна сочиняла и пела новые песни. Они добавляли сил, вдохновляли на подвиги, вели к победе.Были среди них и маршевые, и патриотические, и лирические. Какие можете назвать? (совместно составляем список, записываем в тетради)
«Священная война» В. Лебедева-Кумача (1941г),
«Землянка» А.Суркова (1941г),
«Огонёк», «В прифронтовом лесу», «Враги сожгли родную хату», «Прощание», «Катюша», «Снова замерло всё до рассвета» М.Исаковского,
«Соловьи», «На солнечной поляночке» (1942г) А.Фатьянова,
«Москвичи» Е.Винокурова (написана после войны, посвящена матерям, потерявших на фронтах сыновей).
2.История создания «Землянки» А.Суркова.
Поэты-фронтовики в редкие минуты затишья перед боем спрашивали себя: нужна ли на войне интимная лирика? Совершенно неожиданно родилась у Суркова его самая знаменитая и всеми любимая песня «Землянка» и разрешила все сомнения. Поэт писал жене письмо в стихах. Было это в ноябре 1941 года в землянке, в районе наблюдательного пункта Западного фронта, на 20-ом км Минского шоссе. Слова стали известны его товарищам по перу и по боям. Когда в начале 1942 года в Москве проездом находился композитор Константин Листов, он написал на эти стихи мелодию. К Суркову его письмо вернулось уже песней, полюбившейся многим за светлую печаль, мотив надежды на скорейшее восстановление мира и воссоединение возлюбленных. В произведении присутствует целая череда деталей, напоминающих лирическому герою о любимом человеке. Это и огонь в тесной печурке, и капля смолы, как слеза, ипеснь гармони, и белые от снега поля.
Прослушивание гр\записи.
3.Песни М.Исаковского.
Необыкновенно лирично, музыкально звучала фронтовая песня на стихи М.Исаковского.В ней отражались чувства рядового бойца, уходящего на защиту Отечества. Она согревала его, приближала в душе к родным и любимым, оставшимся в тылу. Даже в период тяжёлых испытаний хранит солдата светлое чувство любви, которое живёт в его сердце и сердце его девушки. Таково незамысловатое по форме, но очень верное по чувству и сути ст-ние «Огонёк». Снадеждой звучат строки:
Всё, что было загадано,
В свой исполнится срок,-
Не погаснет без времени
Золотой огонёк.
Именно любовь помогает молодому бойцу выстоять в тяжёлых боях. Об этом не раз мы говорили сегодня. Именно она вселяет отвагу и мужество.
О том, как человек выходит из трагедии войны, Исаковский напишет позже, после Победы, в своём великом, ставшем народной песней ст-нии «Враги сожгли родную хату», герой которого, вернувшись домой, нашёл лишь пепелище.
(Чтение или прослушивание).
Четвёртая страница устного журнала «Никто не забыт, ничто не забыто».
1.Учитель: на протяжении всей послевоенной истории и поэты-фронтовики, и поэты нового поколения продолжали и продолжают обращаться в своём творчестве к событиям Великой Отечественной войны. Не можем оставаться в стороне и мы с вами. Одна из учениц сочинила, на мой взгляд, очень трогательное и проникновенное ст-ние «У вечного огня». Послушайте.
Смотрю на пламя Вечного огня
И на звезду, что у его подножья,
Простые чувства грудь мою теснят,
И диалог вдруг кажется возможным:
-Кем были вы, бойцы? О чём мечтали?
-Я жил в деревне, а работал в МТС,
Так уставал, что ноги не держали,
Но по утрам с узлом наперевес,
Где ржаный хлеб, солёный огурец,
Две дочки неизменно провожали
Меня на пахоту, в чём я был удалец,
На что родители меня благословляли.
-А я работал на дороге,
Жениться так и не успел.
Мечтал поездить в паровозе,
Чтоб он гудел, а я бы пел…
Но, знаешь, тоже не успел.
-Мне было восемнадцать лет,
Я только что закончил школу
И девушку мечтал иметь
Такую, как у друга Коли.
Теперь её не встретить боле.
-Мне повезло: я не мечтал,
Любил, берёг, был очень счастлив!
Я за неё бы всё отдал!
И отдал ведь, и в этом счастье.
-Мне хотелось в небо,
Мечталось полетать,
Далёкие выси смело покорять,
Кабы неона, не война…
-Хочешь меня послушать?
Наверно, ровесницы мы,
Только доля твоя получше
Моей, фронтовой сестры.
Я тоже мечтала учиться,
Чтоб агрономом стать,
В хорошего парня влюбиться,
Детей ему нарожать.
Да только невышло, видишь,
Злодейка-война не дала.
Но ты ведь меня не обидишь?
Доделаешь все дела?
Таким был последний голос,
Который услышала я,
И поняла ещё раз:
Погибли они за меня.
Чем расплатиться с ними
Можем сегодня мы?
С теми, что не дожили, не долюбили,
Счастливыми стать не смогли?
Я знаю ответ на этот вопрос,
Не мудрён он, а очень прост:
Расти, цвести, любить Отчизну,
Учиться, пользу приносить
И вечно помнить и ценить
Всех тех, над чьей могилой
Вечный огонь горит!
Прочитана последняя страница устного журнала. Благодарю всех своих учеников за хорошую подготовку, проникновенное чтение стихов, личное творчество. Спасибо. Этим уроком хотела донести до вас эмоциональный накал поэзии Великой Отечественной войны, богатство чувств и переживаний защитников Отечества и их близких, пробудить лучшие патриотические чувства: гордость за нашу великую Родину, её героический народ, за нашу литературу; пробудить боль и сострадание к павшим героям и оставшимся в живых ветеранам, зажечь ваши сердца тем огнём, который не вспыхнет на уроках истории. Надеюсь, получилось.
Потому домашнее задание – сочинить стихотворение о Великой Отечественной войне.
Объявление оценок, сдача тетрадей.
Из поэтического творчества детей (домашнее задание):