kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к ОГЭ по русскому языку 2020. Задание №2. Синтаксический анализ. (на основе материала сайта ФИПИ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание 2 ФИПИ Синтаксический анализ.

1. Прочитайте текст.

(1)Перед человечеством стоят глобальные проблемы: рост населения мира, ликвидация социального неравенства, проблемы использования Мирового океана и космического пространства, природных ресурсов и защиты окружающей среды. (2)В связи с этим сотрудничество учёных различных стран призвано сыграть свою роль в решении этих проблем. (3)Говоря о значении научных открытий и изобретений, следует помнить и о возросшей ответственности учёных за будущее человечества. (4)К сожалению, в мире всё больше растёт непонимание места и роли науки, а мистические представления вытесняют целостное научное мировоззрение. (5)Поэтому вопрос о месте науки в общественном сознании, в выработке новых ценностей современного мира становится основным вопросом научного сообщества, системы образования, а также средств массовой информации.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 осложнено однородными членами предложения с обобщающим словом.
  2. Предложение 2 односоставное безличное.
  3. Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.
  4. Предложение 4 осложнено вводным словом.
  5. Предложение 5 сложносочинённое.

Ответ: 14

2.  Прочитайте текст.

 (1)Натуралистов всегда поражала особенность охоты сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и вылавливают их немало – десятки за ночь. (2)Может быть, совы разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства? (3)Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы. (4)Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи. (5)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. натуралистов поражала (предложение 1)
  2. может быть (предложение 2)
  3. считают (предложение 3)
  4. возможно (предложение 4)
  5. установлено (предложение 5)

Ответ:45

3. Прочитайте текст.

(1)Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен. (2)Он заключён в энергии морских волн, в суточных приливно-отливных движениях. (3)Суммарная мощность последних на нашей планете оценивается учёными от одного до шести миллиардов киловатт, причём первая из этих цифр намного превышает показатели энергетического потенциала всех рек земного шара. (4)Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25–30 местах. (5)Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США.

           Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 простое нераспространённое.
  2. В предложении 2 составное именное сказуемое.
  3. Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.
  4. Предложение 4 простое, осложнено вводным словом.
  5. Предложение 5 осложнено однородными подлежащими.

Ответ: 235

4. Прочитайте текст.

            (1)В истории человечества есть две формы коммуникации: устная и письменная. (2)Сегодня с появлением Интернета, новой сферы общения, можно утверждать, что появился некий промежуточный тип коммуникации, который в каком-то смысле является письменным (визуальным), а в каком-то – устным. (3)По способу восприятия это, без сомнения, визуальная речь, то есть воспринимаемая глазами. (4)К тому же мы можем делать длительные паузы в процессе интернет-разговора, что недопустимо во время устной беседы, так как «живой» диалог предполагает мгновенные реплики. (5)Итак, технически это письменная речь, а вот с точки зрения структуры используемого в Интернете языка, безусловно, устная.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. Предложение 1 простое двусоставное.
  2. В первой части предложения 2 грамматическая основа – можно утверждать.
  3. Предложение 3 односоставное назывное.
  4. Предложение 4 сложное.
  5. В предложении 5 содержится 3 (три) грамматические основы.

Ответ: 124

  1. Прочитайте текст.

(1)Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, но в таком противопоставлении полюсы неравноправны. (2)Диалог – живая форма общения, он может длиться долго; напротив, монолог – искусственная форма речи, и обычно он длится недолго. (3)Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни. (4)Это объясняется тем, что, во-первых, сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых, сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог. (5)И всё же известная условность монолога сохраняется и на сцене, чем объясняется его постепенное вытеснение с подмостков: в пьесах нашего времени монолог занимает гораздо более скромное место, чем раньше.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Первая часть предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение.
  2. Предложение 2 содержит 4 (четыре) грамматические основы.
  3. В предложении 3 первая грамматическая основа – правда.
  4. Две части предложения 4 осложнены вводными словами.
  5. Предложение 5 сложносочинённое.

Ответ: 124

  1. Прочитайте текст.

            (1)Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека. (2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (3)Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих. (4)Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (5)Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах, – результат эволюционного процесса.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. эмоции сформировались (предложение 1)
  2. исследования были систематизированы (предложение 2)
  3. учёным был приведён (предложение 3)
  4. реакции рассматривал (предложение 4)
  5. исследования  результат (предложение 5)

Ответ: 12

  1. Прочитайте текст.

(1)Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях! (2)Путешественник – первооткрыватель, это своеобразный «сталкер» (если пользоваться терминологией Стругацких). (3)Популяризируя новые маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим соотечественникам. (4)Это внешняя сторона. (5)Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо: путешествие – это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 содержит 3 (три) грамматические основы.
  2. В предложении 2 грамматическая основа – первооткрыватель.
  3. Предложение 3 осложнено однородными обособленными обстоятельствами.
  4. Предложение 4 простое.
  5. Предложение 5 сложное бессоюзное.

Ответ: 34

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку 2020. Задание №2. Синтаксический анализ. (на основе материала сайта ФИПИ)»

Задание 2 ФИПИ Синтаксический анализ.

1. Прочитайте текст.

(1)Перед человечеством стоят глобальные проблемы: рост населения мира, ликвидация социального неравенства, проблемы использования Мирового океана и космического пространства, природных ресурсов и защиты окружающей среды. (2)В связи с этим сотрудничество учёных различных стран призвано сыграть свою роль в решении этих проблем. (3)Говоря о значении научных открытий и изобретений, следует помнить и о возросшей ответственности учёных за будущее человечества. (4)К сожалению, в мире всё больше растёт непонимание места и роли науки, а мистические представления вытесняют целостное научное мировоззрение. (5)Поэтому вопрос о месте науки в общественном сознании, в выработке новых ценностей современного мира становится основным вопросом научного сообщества, системы образования, а также средств массовой информации.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 осложнено однородными членами предложения с обобщающим словом.

  2. Предложение 2 односоставное безличное.

  3. Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.

  4. Предложение 4 осложнено вводным словом.

  5. Предложение 5 сложносочинённое.


Ответ: 14


2. Прочитайте текст.

 (1)Натуралистов всегда поражала особенность охоты сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и вылавливают их немало – десятки за ночь. (2)Может быть, совы разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства? (3)Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы. (4)Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи. (5)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. натуралистов поражала (предложение 1)

  2. может быть (предложение 2)

  3. считают (предложение 3)

  4. возможно (предложение 4)

  5. установлено (предложение 5)


Ответ:45


3. Прочитайте текст.

(1)Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен. (2)Он заключён в энергии морских волн, в суточных приливно-отливных движениях. (3)Суммарная мощность последних на нашей планете оценивается учёными от одного до шести миллиардов киловатт, причём первая из этих цифр намного превышает показатели энергетического потенциала всех рек земного шара. (4)Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25–30 местах. (5)Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 простое нераспространённое.

  2. В предложении 2 составное именное сказуемое.

  3. Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.

  4. Предложение 4 простое, осложнено вводным словом.

  5. Предложение 5 осложнено однородными подлежащими.


Ответ: 235


4. Прочитайте текст.

  (1)В истории человечества есть две формы коммуникации: устная и письменная. (2)Сегодня с появлением Интернета, новой сферы общения, можно утверждать, что появился некий промежуточный тип коммуникации, который в каком-то смысле является письменным (визуальным), а в каком-то – устным. (3)По способу восприятия это, без сомнения, визуальная речь, то есть воспринимаемая глазами. (4)К тому же мы можем делать длительные паузы в процессе интернет-разговора, что недопустимо во время устной беседы, так как «живой» диалог предполагает мгновенные реплики. (5)Итак, технически это письменная речь, а вот с точки зрения структуры используемого в Интернете языка, безусловно, устная.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. Предложение 1 простое двусоставное.

  2. В первой части предложения 2 грамматическая основа – можно утверждать.

  3. Предложение 3 односоставное назывное.

  4. Предложение 4 сложное.

  5. В предложении 5 содержится 3 (три) грамматические основы.


Ответ: 124


  1. Прочитайте текст.

(1)Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, но в таком противопоставлении полюсы неравноправны. (2)Диалог – живая форма общения, он может длиться долго; напротив, монолог – искусственная форма речи, и обычно он длится недолго. (3)Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни. (4)Это объясняется тем, что, во-первых, сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых, сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог. (5)И всё же известная условность монолога сохраняется и на сцене, чем объясняется его постепенное вытеснение с подмостков: в пьесах нашего времени монолог занимает гораздо более скромное место, чем раньше.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Первая часть предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение.

  2. Предложение 2 содержит 4 (четыре) грамматические основы.

  3. В предложении 3 первая грамматическая основа – правда.

  4. Две части предложения 4 осложнены вводными словами.

  5. Предложение 5 сложносочинённое.


Ответ: 124


  1. Прочитайте текст.

  (1)Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека. (2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (3)Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих. (4)Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (5)Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах, – результат эволюционного процесса.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. эмоции сформировались (предложение 1)

  2. исследования были систематизированы (предложение 2)

  3. учёным был приведён (предложение 3)

  4. реакции рассматривал (предложение 4)

  5. исследования  результат (предложение 5)


Ответ: 12


  1. Прочитайте текст.

(1)Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях! (2)Путешественник – первооткрыватель, это своеобразный «сталкер» (если пользоваться терминологией Стругацких). (3)Популяризируя новые маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим соотечественникам. (4)Это внешняя сторона. (5)Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо: путешествие – это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 содержит 3 (три) грамматические основы.

  2. В предложении 2 грамматическая основа – первооткрыватель.

  3. Предложение 3 осложнено однородными обособленными обстоятельствами.

  4. Предложение 4 простое.

  5. Предложение 5 сложное бессоюзное.


Ответ: 34


  1. Прочитайте текст.

(1)Культура человека выражается не только в умении говорить, но и в умении слушать. (2)Если даже захочешь возразить собеседнику, терпеливо выслушай его до конца, не перебивай его, возражение может и не понадобиться. (3)Некрасиво выглядит человек, который не умеет владеть собой, грубо перебивает собеседника, пытается подавить его криком, грубым словом, повелительной интонацией. (4)Этим он унижает не только собеседника, но и себя. (5)Убеждай силой логики, фактами, не торопись навязывать своё мнение, уважай мнение собеседника, во время разговора следи за выражением своего лица так же, как и за речью.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 сложносочинённое.

  2. Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

  3. Предложение 3 простое с однородными сказуемыми.

  4. Предложение 4 простое нераспространённое.

  5. В сложном предложении 5 все части – односоставные определённо-личные.


Ответ: 25


  1. Прочитайте текст.

(1)Сегодня грозной опасности подвергается не только биология человека, болезненную остроту приобретают и психологические проблемы. (2)С глубокой древности разрабатывались методы управления человеческим поведением. (3)В ХХ в. возникло убеждение, что возможности манипулирования человеком едва ли не безграничны: с помощью психотропных средств, массовой пропаганды можно запрограммировать человеческое поведение. (4)Вместе с тем рождается предположение, что проникнуть в ядро человеческой психики крайне трудно, а порою и просто невозможно. (5)Даже в состоянии гипноза индивид не переступает пределов ценностных предпочтений, и в глубинах своего сознания он остаётся неизменным, не поддаётся внешнему воздействию.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 сложное бессоюзное.

  2. Предложение 2 односоставное неопределённо-личное.

  3. В первой части предложения 3 грамматическая основа – возникло убеждение.

  4. Предложение 4 сложносочинённое.

  5. Вторая часть предложения 5 осложнена однородными членами предложения.


Ответ: 135


  1. Прочитайте текст.

 (1)Самое большое скопление воды на поверхности Земли – это Мировой океан. (2)Материки и острова разделяют его на отдельные океаны, проливы, заливы. (3)Постоянные морские течения связывают его в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности. (4)В Мировом океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. (5)На некоторых картах отмечен ещё один океан – Южный, который омывает Антарктиду, однако многие учёные отказываются признавать его отдельное существование и обосновывают это целой системой научных доказательств.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. это Мировой океан (предложение 1)

  2. разделяют (предложение 2)

  3. части есть (предложение 3)

  4. выделяют (предложение 4)

  5. учёные отказываются признавать (и) обосновывают (предложение 5)


Ответ: 45


  1. Прочитайте текст.

(1)Географическая карта не раз служила подсказкой при выборе имени для вновь открытых химических элементов. (2)Но могло быть и по-другому. (3)В XVI веке испанский капитан Себастьян Кабот, плывя вверх по течению реки в Южной Америке, был поражён количеством серебра, которое было у местных индейцев, живших по берегам реки, и решил назвать её Ла-Платой, то есть серебряной (по-испански «плата» – серебро). (4)Отсюда впоследствии произошло и название всей страны. (5)Однако в начале XIX века владычество Испании кончилось, и, чтобы не вспоминать об этом печальном периоде, жители страны латинизировали её название; так на географических картах появилось слово «Аргентина».

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 простое.

  2. Предложение 2 односоставное безличное.

  3. Одна из частей предложения 3 содержит однородные сказуемые.

  4. Грамматическая основа предложения 4 – произошло.

  5. Предложение 5 содержит 5 (пять) грамматических основ.


Ответ: 13


  1. Прочитайте текст.

(1)Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется. (2)Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. (3)Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. (4)Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. (5)Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы его погубить.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. среда постоянно меняется (предложение 1)

  2. нарушения вызывают (предложение 2)

  3. они способны адаптироваться (предложение 3)

  4. понимается приспособление (предложение 4)

  5. изменение могло бы погубить (предложение 5)


Ответ: 35


  1. Прочитайте текст.

(1)Известно, что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку. (2)В одних ей отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм; в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. (3)Как же современная школа относится к данной проблеме? (4)Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности языка: язык – речь – коммуникация. (5)Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их
в речи.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

  2. Предложение 2 сложное.

  3. Предложение 3 односоставное безличное.

  4. В предложении 4 одна из грамматических основ – позиции подходят.

  5. Предложение 5 осложнено однородными членами.


Ответ: 125


  1. Прочитайте текст.

(1)Давно уже было замечено, что некоторые слова своими звуками как бы изображают то, что называют. (2)Все эти звуки можно разделить на высокие и низкие. (3)Исследования в области звукового символизма показали, что высокие звуки у большинства говорящих вызывают ощущение светлого, а низкие – тёмного; например, такие слова, как свет, жизнь, день, солнце, состоят преимущественно из высоких, а слова омут, боль, шум, кровь, мрак, оковы – из низких звуков. (4)Этим свойством звука – вызывать у большинства людей одинаковые ощущения и образные представления – издавна интуитивно пользовались поэты. (5)В то время как в обычной, нейтральной русской речи низкие и высокие, мягкие и твёрдые звуки встречаются примерно с одинаковой частотой, в поэтических текстах это равновесие нередко сознательно нарушается.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 сложноподчинённое.

  2. В предложении 2 грамматическая основа – звуки можно разделить.

  3. Предложение 3 содержит неполные предложения.

  4. В предложении 4 содержится составное именное сказуемое

  5. Первая часть предложения 5 осложнена однородными членами.


Ответ: 135


  1. Прочитайте текст.

(1)Свечение, возникающее вследствие освещения вещества и быстро затухающее, называют флюоресценцией. (2)Способностью к этому обладают очень многие органические вещества из классов циклических соединений: бензоловые смолы, ароматические вещества и сравнительно небольшая часть неорганических веществ. (3)Так, например, в лучах ультрафиолетовой лампы флюоресцируют органические красители в защитных метках, надписях, волосках на денежных купюрах. (4)Голубое свечение дают бумага и белые ткани, содержащие отбеливатели; красное свечение даёт хлорофилл в листьях растений. (5)Горные породы часто содержат рассеянные органические примеси, дающие голубовато-белёсый фон; именно флюоресцентные «метки» помогают в поиске нефти.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. Предложение 1 осложнено однородными обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

  2. В предложении 2 составное глагольное сказуемое.

  3. Предложение 3 односоставное.

  4. В предложении 4 есть однородные подлежащие: бумага, ткани, хлорофилл.

  5. Первая часть предложения 5 осложнена обособленным определением.


Ответ: 15


  1. Прочитайте текст.

(1)В научной деятельности перед человеком стоят две основные задачи: добыть новое знание о мире и сделать это знание достоянием общества. (2)Соответственно, выделяются и два этапа в научной деятельности человека: этап совершения открытия и этап оформления открытия, когда возникает необходимость в речевом оформлении нового знания. (3)Поэтому закономерно, что исконной формой существования научной речи стала письменная форма. (4)Во-первых, письменная форма долговременно фиксирует информацию; во-вторых, она более удобна для обнаружения неточностей и логических нарушений; наконец, она не только даёт адресату возможность устанавливать свой личный темп восприятия, но и позволяет многократно обращаться к информации, что также очень важно в научной работе. (5)Устная форма всё-таки часто используется в научном общении, но она вторична: научное произведение сначала пишут, а потом воспроизводят в устной речи.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. В предложении 1 подлежащее – задачи.

  2. Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

  3. В первой части предложения 3 грамматическая основа – закономерно.

  4. В предложении 4 содержится 3 (три) грамматические основы.

  5. Предложение 5 сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью.


Ответ: 235


  1. Прочитайте текст.

(1)Искусство читать – это искусство чувствовать и мыслить. (2)А научат этому только те книги, в которых настоящая жизнь, благородные чувства, страстные идеи и художественные достоинства. (3)«Вкус развивается не на посредственном, а на самом совершенном материале», – говорил великий немецкий писатель И. Гёте. (4)Выходит, что прежде всего надо воспитать в себе культуру чтения, приучаться к целенаправленности, к системе в выборе книг. (5)Нельзя, чтобы мимо современного человека прошли великие произведения Бунина и Диккенса, Стендаля и Бальзака, Хемингуэя и Распутина, Достоевского и Шекспира.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 сложное.

  2. Первая часть предложения 2 – односоставное неопределённо-личное предложение.

  3. Предложение 3 содержит прямую речь.

  4. Предложение 4 сложное бессоюзное.

  5. Первая часть предложения 5 – односоставное безличное предложение.


Ответ: 35


  1. Прочитайте текст.

(1)Янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потёртый о шерсть, приобретает способность притягивать различные тела. (2)Установлено, что этим свойством обладают и другие предметы: стеклянная палочка, потёртая о шёлк; палочка из органического стекла, потёртая о бумагу; эбонит (каучук с большой примесью серы), потёртый о сукно или мех. (3)Так, если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем поднести её к мелко нарезанным листочкам бумаги, то они начнут притягиваться к ней; тонкие струйки воды также будут притягиваться к стеклянной палочке. (4)Наблюдаемые явления в начале XVII в. были названы электрическими (от греческого слова «электрон» – янтарь). (5)Поэтому стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщён электрический заряд.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

  2. Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

  3. Предложение 3 сложноподчинённое.

  4. Предложение 4 простое.

  5. Предложение 5 содержит 3(три) грамматические основы.


Ответ: 145


  1. Прочитайте текст.

(1)Герои Ф.М. Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. (2)Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно. (3)Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте. (4)Все человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчёт, легкомыслие и тяжкая ответственность долга – всё достигает высшего предела. (5)Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. В предложении 1 содержится 2 (две) грамматические основы.

  2. Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

  3. Вторая часть предложения 3 осложнена обособленным нераспространённым приложением.

  4. В первой части предложения 4 простое глагольное сказуемое.

  5. Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.


Ответ: 35


  1. Прочитайте текст.

(1)Проводя научные исследования, Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике. (2)Он экспериментально определил коэффициенты трения и пришёл к идее шарикового подшипника. (3)В его эскизах представлены весьма сложные и разнообразные варианты зубчатых передач, которые до сих пор применяются в недорогих устройствах, например в механических будильниках. (4)Кроме того, Леонардо начертил эскизы устройств для преобразования вращательного движения в поступательное и придумал роликовую цепь, которая и сегодня применяется в велосипедах, мотоциклах и множестве других механизмов. (5)Конструирование сложных машин и их элементов привело Леонардо к созданию основ теории передаточных механизмов: пространственных и плоских зубчатых сцеплений, передач с гибкими звеньями и с переменными скоростями вращения.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством.

  2. Предложение 2 сложносочинённое.

  3. В предложении 3 одна из грамматических основ – которые применяются.

  4. Предложение 4 содержит 2 (две) грамматические основы.

  5. Предложение 5 сложное бессоюзное.


Ответ: 134


  1. Прочитайте текст.

(1)Кинематограф возник в конце XIX века. (2)Он постепенно овладевал звуком, цветом, широкоформатным экраном, а также вырабатывал систему выразительных и изобразительных средств, что помогло ему перерасти в разветвлённую и вполне самостоятельную отрасль культуры. (3)Но кино пользуется выразительно-изобразительными средствами и других видов искусства, что свидетельствует о его синтетичности. (4)Наиболее прочными и многообразными являются его связи с литературой, и это находит своё прямое подтверждение в возросшем значении сценария, который лежит в основе картины. (5)А сценарий есть прежде всего явление литературное, в нём достигается естественный сплав драматического действия с элементами эпического повествования.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. кинематограф возник (предложение 1)

  2. он вырабатывал (предложение 2)

  3. свидетельствует (предложение 3)

  4. это находит подтверждение (предложение 4)

  5. сценарий есть (предложение 5)


Ответ: 14


  1. Прочитайте текст.

(1)Цвет пламени зависит от того, какие элементы в нём «сгорают». (2)Высокая температура пламени даёт возможность атомам перескакивать на некоторое время в более высокие энергетические состояния, а потом, возвращаясь в исходное состояние, излучать свет определённой частоты, которая соответствует структуре электронных оболочек данного элемента. (3)Газовая горелка горит голубым пламенем из-за наличия угарного газа. (4)Жёлто-оранжевое пламя спички объясняют наличием солей натрия в древесине. (5)А если вы захотите сделать пламя газовой горелки жёлтым, посыпьте его обычной солью.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

  2. В одной из частей предложения 2 грамматическая основа – которая соответствует.

  3. Предложение 3 неполное.

  4. Предложение 4 односоставное.

  5. Обе части сложного предложения 5 – односоставные определённо-личные предложения.


Ответ: 124


  1. Прочитайте текст.

(1)Искусное владение несметными сокровищами родного языка мы встречаем у великих русских писателей и поэтов. (2)Они умели чутко вглядываться в слова, находить в них затаённую красоту и силу, дорожить словами и собирать их всю свою жизнь, как самую дорогую коллекцию. (3)Десятки тысяч слов, употреблённых А.С. Пушкиным в его произведениях, безусловно, указывают на огромный круг его представлений и знаний и на его умение мастерски пользоваться безграничными возможностями русского языка. (4)Словесное богатство языка Пушкина заключается в исключительном разнообразии применяемых им слов для выражения своих мыслей и чувств. (5)Однако словарный запас великого поэта не исчерпывался этим количеством: в его произведениях нет многих слов, хотя они во времена Пушкина существовали и, конечно, были ему известны...

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. мы встречаем (предложение 1)

  2. умели вглядываться (предложение 2)

  3. пользоваться возможностями (предложение 3)

  4. словесное богатство в разнообразии (предложение 4)

  5. они существовали (и) были известны (предложение 5)


Ответ: 15


  1. Прочитайте текст.

(1)Волны, наблюдаемые в природе, могут переносить огромную энергию
и нередко являются причиной разрушений. (2)Так, большой мощностью обладают морские волны: они бывают причиной гибели кораблей в море, размывания берегов, разрушения причалов. (3)Особенно страшные разрушения производят гигантские морские волны – цунами. (4)Энергию морских волн можно использовать и на благо человека, если создать устройство, позволяющее преобразовывать её в электрическую энергию. (5)Такие устройства позволили бы более экономно использовать невозобновляемые источники энергии: нефть, газ, каменный уголь.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными сказуемыми.

  2. Предложение 2 содержит 3 (три) грамматические основы.

  3. Предложение 3 осложнено обособленным приложением.

  4. Предложение 4 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью.

  5. Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.


Ответ: 135


  1. Прочитайте текст.

(1)Планета Земля неповторима, несмотря на то что существует множество других планет. (2)Уникальность Земли заключается прежде всего в том, что на ней живём мы, разумные люди, появление которых является вершиной эволюции. (3)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (4)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет; но около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот близкие наши «родственники», другие планеты земной группы – Меркурий, Венера и
Марс, –  хотя и похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, безжизненны.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством.

  2. Вторая часть предложения 2 осложнена обособленным приложением.

  3. В предложении 3 грамматическая основа – проблема не решена.

  4. Предложение 4 содержит 4 (четыре) грамматические основы.

  5. Предложение 5 сложносочинённое.


Ответ: 234


  1. Прочитайте текст.

(1)Ртуть – уникальный химический элемент. (2)Это единственный жидкий металл. (3)До сих пор это утверждение неизменно воспроизводится не только в школьных учебниках, но и в справочниках по химии и металлургии. (4)Однако уникальность ртути исчезла в тот самый день, когда Маргарита Перé, ученица Марии Склодóвской-Кюри́ открыла новый элемент и назвала его в честь своей родины францием. (5)Плавясь при температуре 8 оС, франций устранил монополию ртути на право считаться единственным жидким металлом.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. В предложении 1 содержится составное именное сказуемое.

  2. Предложение 2 нераспространённое.

  3. Предложение 3 сложносочинённое.

  4. Вторая часть предложения 4 осложнена обособленным приложением.

  5. Предложение 5 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.


Ответ: 14


  1. Прочитайте текст.

(1)Какой неожиданной порой бывает история лингвистических терминов! (2)Такие термины, как «подлежащее» и «сказуемое», были введены
М.В. Ломоносовым. (3)Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения», а сказуемое называют так потому, что оно содержит в себе различную информацию о подлежащем. (4)Иначе говоря, оно то, что «сказано о подлежащем». (5)И важно помнить: сказуемое обозначает не только действие подлежащего, но и его признак, отвечает не только на вопрос «что делает?», но и на вопросы «каков?», «что говорится о подлежащем?», и поэтому сказуемое может быть выражено разными частями речи.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 простое двусоставное.

  2. Предложение 2 сложноподчинённое.

  3. Вторая часть сложного предложения 3 – односоставное неопределённо-личное предложение.

  4. Первая часть предложения 4 осложнена вводной конструкцией.

  5. В последней части предложения 5 грамматическая основа – сказуемое выражено.


Ответ: 14


  1. Прочитайте текст.

1)Земля – третья планета Солнечной системы, это единственная пока известная нам планета, на которой есть жизнь. (2)Она совершает полный оборот вокруг Солнца, как известно, за 365 дней; два раза в году, 21 марта и 23 сентября, Солнце восходит точно на востоке и заходит точно на западе, а день равен ночи. (3)21 марта называют днём весеннего равноденствия: это начало астрономической весны, а 23 сентября – день осеннего равноденствия: это начало астрономической осени. (4)А когда же начинаются астрономические зима и лето? (5)Астрономическая зима начинается 22 декабря – самый короткий день зимнего солнцестояния, а астрономическое лето начинается 22 июня – самый длинный день летнего солнцестояния: в эти дни Солнце появляется летом на северо-востоке, а зимой – на юго-востоке, заходит летом на северо-западе, а зимой – на юго-западе.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. Предложение 1 сложное с придаточным определительным.

  2. Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью.

  3. Первая часть предложения 3 – односоставное неопределённо-личное предложение.

  4. Предложение 4 вопросительное.

  5. Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами с обобщающим словом.


Ответ: 134


  1. Прочитайте текст.

(1)Знаете ли вы, что удивительная идея создания искусственной сверхпланеты принадлежит К.Э. Циолковскому? (2)Однако в 1960 году американский учёный-физик развил эту смелую мысль русского учёного, представив её как полноправную научную гипотезу, которая подлежит самому тщательному обсуждению учёными и инженерами. (3)Он, вероятно, не знал ничего о книгах Циолковского. (4)И тем не менее произошла, образно говоря, своеобразная эстафета мысли. (5)По существу, американский профессор выдвинул проект сооружения вокруг Солнца сплошной гигантской сферы радиусом около 150 миллионов километров, то есть примерно на уровне орбиты Земли.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Первая часть предложения 1 – односоставное определённо-личное предложение.

  2. Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным определительным.

  3. Предложение 3 осложнено вводным словом.

  4. Предложение 4 двусоставное.

  5. Предложение 5 содержит 2 (две) грамматические основы.


Ответ: 234


  1. Прочитайте текст.

(1)Сложное строение волосков «меха» морской мыши, конечно, не было создано природой случайно, однако зоологи пока не могут установить его точное предназначение. (2)До сих пор даже неясно, обладает ли морская мышь цветовым зрением. (3)Если нет, то напрашивается предположение, что радужное свечение её меха либо отпугивает врагов, либо приманивает добычу. (4)Если морская мышь всё же способна воспринимать цвет, то радужные блики скорее всего как-то связаны с продолжением рода. (5)Но для нас гораздо важнее то обстоятельство, что двумерное фотонное строение ворсинок мышиного меха, формировавшееся в процессе эволюции на протяжении миллионов лет, начинает применяться в волоконно-оптических кабелях нового поколения.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Вторая часть предложения 1 осложнена вводным словом – однако.

  2. Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

  3. Предложение 3 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

  4. В предложении 4 грамматическая основа – способна воспринимать цвет.

  5. Предложение 5 содержит 3 (три) грамматические основы.


Ответ: 23


  1. Прочитайте текст.

(1)Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература
ХIХ века – явление исключительное. (2)Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звёздами небе, если бы некоторые из писателей, составивших её славу, не походили в нашем читательском восприятии скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные». (3)Одно только имя Льва Толстого или Фёдора Достоевского сразу же вызывает представление об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании всё новых и новых поколений читателей. (4)Впечатление, которое производит этот золотой век русской литературы на читателя, прекрасно выразил Томас Манн, говоря о её «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплочённости её рядов, непрерывности её традиций». (5)Каждая из великих книг – это не только часть души и зачастую целые годы жизни самого автора, но и страницы народной истории.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 двусоставное.

  2. В первой части предложения 2 грамматическая основа – можно было бы сказать.

  3. Предложение 3 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

  4. Предложение 4 содержит цитирование.

  5. Предложение 5 сложносочинённое.


Ответ: 124


  1. Прочитайте текст.

(1)Каждый день уровень океанских вод поднимается и снижается, причём в устьях некоторых рек и в отдельных заливах – на несколько метров. (2)Эти явления носят названия «приливы» и «отливы». (3)Дважды в сутки вода приливает на берег и дважды в сутки отступает: там, где берег полóг, вода подходит, а при отливе отходит на несколько километров от берега. (4)Приливы и отливы относятся к числу возобновляемых экологически чистых источников энергии. (5)В 1967 г. во Франции была пущена первая приливная электростанция, а затем подобную опытную электростанцию создали и в России, вблизи Мурманска.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Вторая часть предложения 1 – неполное предложение.

  2. В предложении 2 грамматическая основа – названия носят.

  3. В предложении 3 первая часть содержит однородные сказуемые.

  4. Предложение 4 простое, осложнённое однородными подлежащими.

  5. Вторая часть предложения 5 – односоставное безличное предложение.


Ответ: 134


  1. Прочитайте текст.

(1)Хотя идея построить судно, которое будет погружаться под воду
и всплывать по желанию экипажа, достаточно стара, первые действующие подводные лодки появились только в XIX веке. (2)Тогда же, во время гражданской войны в США, состоялась и первая удачная атака подводной лодкой надводного корабля. (3)А в начале XX века появились технологии, позволившие таким лодкам выходить в открытое море, погружаться на несколько часов под воду и из глубины наносить торпедные удары по кораблям, находящимся на поверхности. (4)Уже в начале Первой мировой войны новый вид морского вооружения заставил весь мир обратить на себя внимание: германская подлодка в течение получаса пустила ко дну сразу три английских крейсера. (5)Это казалось невероятным: маленький кораблик
с немногочисленным экипажем потопил три огромных военных судна, которые обслуживали сотни людей!

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

  2. Предложение 2 осложнено уточняющим обстоятельством.

  3. Предложение 3 осложнено обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

  4. Предложение 4 сложносочинённое.

  5. Одна из грамматических основ предложения 5  кораблик потопил.


Ответ: 235


34. Прочитайте текст.

(1)Рельеф Земли – это сочетание разнообразных неровностей поверхности, как больших, так и маленьких, возникших в результате деятельности внешних и внутренних сил. (2)Важную роль в его образовании играют тектонические движения, сила тяжести, плотность и состав горных пород, деятельность вулканов и текучих вод. (3)Грозные силы природы, приводя в движение прочнейшие скальные массивы, как разрушают их до основания, так и создают новые горы, впадины, ущелья и долины. (4)А на дне океанов возникают огромные равнины, которые со временем покрываются илом и крупными обломками. (5)Происходит это довольно медленно, и всей человеческой жизни не хватит, чтобы заметить изменения поверхности; она как будто дышит, то поднимаясь, то опускаясь, по ней пробегают волны, она лопается от возникших напряжений.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. Предложение 1 сложноподчинённое.

  2. В предложении 2 грамматическая основа – роль играют.

  3. Предложение 3 осложнено обособленным обстоятельством, однородными сказуемыми и однородными дополнениями.

  4. Предложение 4 сложноподчинённое.

  5. В предложении 5 содержится 6 (шесть) грамматических основ.


Ответ: 345


35. Прочитайте текст.

(1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. (2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам. (3)Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с парками, системами прудов. (4)Но в первую очередь – небольшие деревеньки и сёла с их вётлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, лошадками на пахоте... (5)Радикально изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли с лица Земли или изменили свой вид.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 содержит сравнительный оборот.

  2. Первая часть предложения 2 осложнена обособленным определением.

  3. Предложение 3 осложнено однородными членами.

  4. Предложение 4 содержит 1 (одну) грамматическую основу.

  5. Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени.


Ответ: 345


36. Прочитайте текст.

(1)Звуки – это то, что слышит ухо. (2)Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса в ветреную погоду, плеск морских волн, гром во время грозы. (3)Звучат работающие машины, движущийся транспорт. (4)Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называется «акустика» (слово «акустика» образовано от греческого слова akustikos – «звуковой»). (5)При изучении звуковых явлений в качестве источника звука применяют специальные приборы, например камертон.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Сложное предложение 1 содержит 2 (две) грамматические основы

  2. Предложение 2 содержит однородные члены предложения.

  3. Предложение 3 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

  4. Предложение 4 содержит вставную конструкцию.

  5. В предложении 5 грамматическая основа – применяют приборы.


Ответ: 124


37. Прочитайте текст.

(1)Коррозия – это разрушение металлов, вызываемое химическими или электрическими процессами. (2)Чтобы защитить металл от разрушения, рекомендуют использование материалов, не подвергающихся коррозии. (3)Например, добавление к стали титана, хрома, никеля значительно увеличивает её антикоррозийные свойства. (4)А для защиты металлов от атмосферной коррозии часто применяют такой способ изоляции: поверхность металлов покрывают лаками, красками, а иногда и слоем другого металла (олова, цинка, никеля, хрома). (5)Однако такой способ защиты металла оказывается довольно дорогим, потому что покрытие надо периодически обновлять.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 осложнено обособленным определением.

  2. Вторая часть предложения 2 – односоставное неопределённо-личное предложение.

  3. В предложении 3 грамматическая основа – добавление значительно.

  4. Предложение 4 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом

  5. Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным причины.


Ответ: 125


38. Прочитайте текст.

(1)Язык – это продукт общественной деятельности, отличительная особенность общества. (2)А зачем нужен язык? (3)Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями во всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения; во-вторых, язык необходим для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения человеческой практики. (4)Язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции.
(5)Без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. В предложении 1 грамматическая основа – язык  особенность.

  2. Предложение 2 односоставное.

  3. Первая часть предложения 3 осложнена вводным словом.

  4. Во второй части предложении 4 грамматическая основа – человек мог.

  5. Предложение 5 сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.


Ответ: 235


39. Прочитайте текст.

(1)Великие физические открытия XX века стали возможны благодаря применению научного метода познания природы. (2)Увидеть, описать, найти закономерность, понять, применить – такими глаголами можно выразить основные составляющие этого метода. (3)Каждый из этапов научной деятельности имеет свои особенности, и не каждый учёный может одинаково успешно освоить все премудрости научного метода. (4)Одним больше нравится наблюдать природные явления, находя в них гармонию, красоту и скрытую целесообразность; другим – экспериментировать в целях выявления неизвестных закономерностей; третьи создают теории мироздания, объясняющие устройство мира; четвёртые изобретают новые приборы, с помощью которых можно изменить окружающий мир. (5)Так усилиями множества людей разных стран постепенно строится величественное здание науки, которое служит одновременно всем людям на Земле.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 осложнено обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом

  2. Предложение 2 нераспространённое

  3. Предложение 3 сложносочинённое

  4. Предложение 4 содержит 5 (пять) грамматических основ

  5. В предложении 5 грамматическая основа – строится здание, служит.


Ответ: 34


40. Прочитайте текст.

(1)Шапка Мономаха – одна из древнейших русских корон. (2)Её в 1116 году подарил киевскому князю Владимиру Мономаху в знак дружбы и уважения константинопольский император. (3)Шапка Мономаха стала короной не сразу. (4)Сначала её передавали из рода в род как память о мудром князе Владимире, и выглядела она иначе, чем теперь. (5)Когда же решили венчать Мономаховой шапкой на царство, её превратили в корону.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. В предложении 1 грамматическая основа – шапка Мономаха.

  2. Предложение 2 простое двусоставное.

  3. В предложении 3 содержится простое глагольное сказуемое.

  4. Предложение 4 сложное.

  5. Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени.


Ответ: 245


41. Прочитайте текст.

(1)Японские исследователи разработали генетически модифицированный сорт риса, в который внедрён ген человека. (2)Этот ген отвечает за продукцию одного из ферментов печени, помогающих обезвреживать опасные для человека химические соединения. (3)Дело в том, что, по мнению учёных, в этом случае рис станет устойчивым к пестицидам и промышленным загрязнениям, попадающим в почву. (4)Ведь человеческий фермент универсален и позволяет противостоять тринадцати различным химикатам. (5)Обычно такого количества достаточно, чтобы подавить рост всех возможных сорняков на поле, однако эксперты предостерегают, что внедрённый ген может передаться диким сортам риса.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным определительным

  2. Предложение 2 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

  3. Предложение 3 содержит 3 (три) грамматические основы

  4. Предложение 4 осложнено однородными сказуемыми.

  5. Предложение 5 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных


Ответ: 124





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Формагина Оксана Николаевна

Дата: 19.05.2020

Номер свидетельства: 550335


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства