kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений. (Эффективная подготовка учащихся 9 классов к ОГЭ по русскому языку).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка урока является важным материалом, способствующим эффективной работе педагога с учащимися 9 классов при освоении, закреплении или обобщении материала по теме: "Синтаксис и пунктуация сложных предложений". Подбор тренинговых заданий в рамках уроках предполагает отработку навыка анализа сложного предложения, что крайне необходимо при выполнении сквозных заданий КИМов (8,11,12-14). Основываясь на личных наблюдениях и опыте работы, изучаемый на уроке материал построен таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно приходили к выводам относительно структуры и анализа сложного предложения. Знания учащихся о способах выражения подлежащего и сказуемого, умение выделять грамматическую основу - необходимый фундамент для качественной подготовки заданий, поэтому первая часть урока-отработка навыка определения главных членов предложения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений. (Эффективная подготовка учащихся 9 классов к ОГЭ по русскому языку). »



Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений. (Эффективная подготовка учащихся 9 классов к ОГЭ по русскому языку).


Учитель русского языка и литературы-Герасименко Е.В.

Цель: помочь учащимся, имеющим пробелы в знаниях по русскому языку, повысить качество выполнения сквозных заданий 8,11,12-14, предусмотренных в ОГЭ 2015-2016 уч.года.


Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений.

Ход проведения занятия.

1. Разминка. Правильное выделение грамматической основы предложения позволяет безошибочно выполнить ряд сквозных заданий экзаменационных вариантов. Это задания -8,11,12-14.

Что же необходимо помнить при выделении грамматической основы:

  1. Подлежащее всегда в И.п., оно выполняет действие (сопоставь со сказуемым);

  2. Сказуемые бывают составные глагольные (начал ходить, хотел сказать), составные именные (ошибка была налицо).

  3. Краткие формы- всегда сказуемые

  4. Если в ПП и подлежащее и сказуемое выражено одной частью речи (поможет " - "и вопрос: «это что такое?»)

  5. Не забываем об однородных членах (они выписываются все в бланк ответов)

  6. Помним об односоставных предложениях

  7. Никогда: подлежащее не стоит в другой падежной форме, кроме И.п. (мне, его, ему); обращения не являются членами предложения, поэтому они никогда не будут подлежащим.

Раздаточный материал: Определяем грамматическую основу в предложенных частях предложения.

Не рассчитывая на помощь,

1) меня начали покидать силы.

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна.

4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.


Анализируя поэму Пушкина «Полтава»,

1) критиками отмечалось обилие разговорных выражений.

2) ее «очевидным» недостатком считалось обилие разговорных выражений.

3) современники упрекали поэта в злоупотреблении «бурлацкими» выражениями.

4) она была принята критиками без восторга.


Начиная работу с текстом,

1) у нас завязался спор.

2) постарайтесь внимательно прочитать его.

3) мной был неверно определен размер.

4) учениками часто не учитывается деление на абзацы.


Выстроившись в колонны,

1) вожак подает сигнал, и муравьи отправляются в путь.

2) длина их может достигать 100-200 метров.

3) кочевые муравьи отправляются в двух-трехнедельный поход.

4) начинается двух-трехнедельный поход муравьев.


Приступая к написанию сочинения-рассуждения,

1) учитывается авторская позиция.

2) внимательно, вдумчиво прочитайте исходный текст.

3) часто проблема формулируется неточно, неправильно.

4) комментарий к сформулированной проблеме игнорируется.

А почему не все варианты подходят в качестве продолжения обособленным деепричастиям.


2. С последним вариантом (4) составим предложение так, чтобы вторая часть содержала условие, при котором действие будет выполнимо:

Комментарий к сформулированной проблеме игнорируется, если он не раскрывает анализируемую проблему.

- что изменилось в структуре предложения;

-выделим грамматическую основу; из скольких простых состоит сложное;

-какое из этих двух предложений главное, почему?

-как называют второе предложение, почему?

-с чего всегда начинаются придаточные части?

-какие виды придаточных вам известны? какой вид получился у нас? /обст., условия/

-схема

-как изменится вид придаточной части, если заменить имеющийся подчинительный союз на «потому что»? /обст.,причина/


3.Мы долго бродили по лесу, когда весь мир спал, и шептали на ухо сокровенные мысли.

- выделим грамматические основы;

- сколько их;

-указывает ли союз «И» на сочинительную связь между частями предложения, почему? Что он связывает?

-так это предложение ССП или СПП?

-какое из этих двух предложений главное, почему?

-укажите придаточное, определите вид, начертите схему;


!!!!!!Запомните, если задание требует выписать цифры обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью, то вы должны указать начало и конец придаточной части. Это чаще всего бывает, если придаточная внутри главной. Как в нашем примере.


4. Если же между частями в сложном предложении находятся сочинительные союзы, то это предложение ССП.

Троллейбус покачивало, и мальчик пошел к передней кассе, хватаясь за спинки сидений.


5. Если же между частями в сложном предложении нет союзов или союзных слов, то это предложение БСП. После выделения грамматических основ необходимо посмотреть на стыки частей предложения, при отсутствии союзов, там должны будут стоять «,- или :».

Моя мать давно мне говорила: нет такой войны, которую нельзя простить.


Тренинг.

6. Зная этот теоретический материал вы легко выполните задания:

8- выписать грамматическую основу

11- количество грамматических основ

12- поиск подчинительной, сочинительной или бессоюзной связи между частями сложного предложения

14- сочетание нескольких видов связи внутри сложного предложения (необходимо внимательно посмотреть на связь между частями предложения!!!)


7. В основе задания 13 лежат знания о соединении внутри сложного предложения нескольких придаточных.

1) Запишем простое предложение: мы долго не могли уснуть;

2) добавим придаточное времени: когда часовые ходили по городу;

3) добавим придаточное уступительное: хотя крепкого сна у нас давно не было.

4) составим предложение с несколькими придаточными:


А) Когда часовые ходили по городу, мы долго не могли уснуть, хотя крепкого сна у нас давно не было.

Итак, у нас две придаточные части.

-они по виду разные или одинаковые?

-отвечают на одинаковые вопросы?

-относятся к одному слову?

Вывод: если придаточные части отвечают на разные вопросы, относятся не к одному и тому же слову, являются разными по виду, то в этом предложении параллельная (неоднородная) подчинительная связь.

Начертим схему.


Б) По аналогии проанализируем предложение из стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву..»

Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.

- выделяем грамматическую основу (!!!!всегда);

-устанавливаем какое предложение главное, а какие придаточные;

-на какой вопрос отвечают придаточные, каков их вид, к какому слову относятся.

Вывод: если придаточные части отвечают на одинаковые вопросы, относятся к одному и тому же слову, являются одинаковыми по виду, то в этом предложении однородная подчинительная связь.

Начертим схему.

!!!!!!!!!! Если придаточные части однородны и связаны союзом «И», то они друг от друга запятой не отделяются, если же союза, как в нашем случае нет, то запятой они разделяются. Иногда во второй части может отсутствовать подчинительный союз:

Когда семь бед к тебе нагрянут и станет путь кренист и крут, глаза любимой не обманут, от всех невзгод остерегут.

Схема (пояснение)


В) Последний тип подчинения придаточных в сложном предложении самый простой – последовательное. Вспоминаем цепочку с последовательным соединением звеньев. Вопрос задаются от одного придаточного к другому.

Мама сообщила мне, что я скоро поеду в лагерь, который расположен на побережье Черного моря.


8. Тренинг. Алгоритм работы с любым предложением:

1 выделить грамматическую основу;

2 посчитать количество основ;

3 посмотреть как связаны части предложения (союзно=подчинит., сочинит., или бессоюзное);

4 установить, какое предложение является главным, а какое (-ие) придаточное;

5 поставить вопросы от главной части к придаточной, определить вид придаточной, её место по отношению к главной;

6 установить зависимость между частями (вид связи)

7 схема поможет.


Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе.


Человек, который привык притеснять других, не может защищать свою свободу.


Проснулась Елена Петровна и видит, что это был сон и что она у себя на постели, в светлеющее окно машут ветви.


У Ильи был дом, где все друг друга любили, но не уважали; шесть человек обитали внем.


Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади, присланные из Кистеневки, ожидали его уже четвертые сутки.


Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печет, летают и пляшут стрекозы, веселый ведут хоровод.


Итог занятия. Успешное выполнение тестовых заданий во многом зависит от качества анализа структуры предложения, поэтому, тренируя навык нахождения грамматической основы, вы предопределяете качество многих заданий, в основе которых лежат знания о синтаксисе сложного предложения.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Герасименко Елена Васильевна

Дата: 14.10.2015

Номер свидетельства: 239728

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации"
    ["seo_title"] => string(115) "effiektivnyie-mietody-i-priiomy-uchitielia-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-podghotovkie-k-itoghovoi-attiestatsii"
    ["file_id"] => string(6) "280934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453451509"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства