kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Зачем человеку нужен язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тип урока: вводный урок

УМК: М.М.Разумовская

Тема

Зачем человеку нужен язык

Цель

Выяснение роли языка в жизни человека

Задачи

Познакомить учащихся с учебником, научить по нему работать;

Показать учащимся, что язык – универсальное средство общения; способствовать углублению и систематизации лингвистических знаний и совершенствованию речевых умений; раскрыть связь основных единиц языка и разделов лингвистики, изученных в начальной школе.

Сформировать умение читать и анализировать лингвистический текст.

Формируемые УУД

Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; осознание своей этнической принадлежности

Регулятивные: самостоятельно определять цель обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами; оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова; смысловое чтение

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Основные понятия

Языковые единицы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Зачем человеку нужен язык »


Предмет: русский язык

Класс: 5

Тип урока: вводный урок

УМК: М.М.Разумовская


Технологическая карта


Тема

Зачем человеку нужен язык

Цель

Выяснение роли языка в жизни человека

Задачи

Познакомить учащихся с учебником, научить по нему работать;

Показать учащимся, что язык – универсальное средство общения; способствовать углублению и систематизации лингвистических знаний и совершенствованию речевых умений; раскрыть связь основных единиц языка и разделов лингвистики, изученных в начальной школе.

Сформировать умение читать и анализировать лингвистический текст.

Формируемые УУД

Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; осознание своей этнической принадлежности

Регулятивные: самостоятельно определять цель обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами; оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова; смысловое чтение

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Основные понятия

Языковые единицы

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебная презентация







Организация пространства



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация(самоопределение к деятельности)

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.











Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, организует внимание учащихся.


Проводит вводную беседу «Что ты можешь рассказать о языке?»




Подписывают тетради.




- Добрый день! Садитесь девочки, садитесь мальчики.

Улыбнулась осень весело:

- Добрый день, ученики!

Я вас также всех приветствую.

А кто знает, на какой урок пришли?


Вы находитесь в самом «грамотном» кабинете нашей школы на уроке русского языка.

Для работы на уроках вам потребуются тетради, учебник.

Давайте подготовим наши тетради к работе.

Запишите дату в тетрадях.



Личностные:
- сформированность потребности в самовыражении а самореализации,
- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение передавать информацию интонацией,
- слушать,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации,
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: 
- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала. Формулирование темы урока.

Слово учителя.


Выполняют упражнение из учебника




























Работают в группах

Так что же значит слово язык?

(Презентация, Слайд 6)

Какое из перечисленных значений слова язык подразумевается в названии темы урока?

О каком языке пойдет речь?


П.1, Упр.№1


Английский писатель XVIII века Дж. Свифт в своём романе о путешествиях Гулливера («Путешествие в Лапуту…») рассказал о проекте одного учёного:

«…Проект требовал полного упразднения всех слов. Автор этого проекта ссылался, главным образом, на его пользу для здоровья и сбережения времени. Ведь совершенно очевидно, что произнесение слов утомляет горло и лёгкие и, следовательно, сокращает нашу жизнь. А так как слова суть только названия вещей, то гораздо удобнее носить при себе вещи, необходимые для выражения наших мыслей и желаний…

Единственным его неудобством является то обстоятельство, что собеседникам приходится таскать на плечах большие узлы с разными вещами, которые могут понадобиться в разговоре…

Зато великим преимуществом этого языка является его международный характер. У всех цивилизованных наций мебель и домашняя утварь более или менее одинаковы. Благодаря этому посланники при помощи вещей могут легко объясняться с иностранными королями или министрами, язык которых им совершенно неизвестен».

– Что вы думаете об этом проекте?





Выясняют лексическое значение многознач-ного слова «язык».

Личностные:
- сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение задавать вопросы, 
- формулирование собственного мнения,

Познавательные:
- поиск и выделение информации,
- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,
- синтез,
- выбор оснований и критериев для сравнения,
- классификация объектов,
- подведение под понятие,
- выдвижение гипотез; их обоснование,
- сравнение, сериация, классификация, синтез.

Регулятивные:
- планирование своих действий,
- различение способа и результата действий,
- внесение необходимых корректив в действие.

III. Выявление места и причины затруднения

Цель.

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Обсуждает с детьми результаты предыдущего этапа




























Обдумывают ответы на вопросы в группах.






















Личностные:
- развитие "Я-концепции" и самооценки личности,
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Коммуникативные:
- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы.

IV. Построение проекта выхода из затруднения Цель: выбор способа и средств реализации целей.



Комментируют слайды презентации.




































































Проводит физкультминутку




Выполняют упражнение






























































Презентация (Слайды 14-17)


Упр.№2


Презентация (Слайды 18 и до конца)



Составим схему «Единицы языка»




Прежде всего это книги, учебники.



Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством.

М.Горький


Любите книгу – источник знаний.

М.Горький






Известные лингвисты.

1.Беседа «По страницам учебника» (М., с.10-12)

2.Объяснительно-иллюстративная работа с учебником (М., с.12-14)


Я убеждена, что наше путешествие по учебнику оказалось очень плодотворным и полезным для вас. Уверена, что вы успешно справитесь с закрепительными заданиями.(М.,с.13-14)

1.Назовите условное обозначение.

2.Запишите в тетради через запятую принятые в учебнике сокращения под диктовку.

3.Запишите текст, определите, на какое он из изученных вами правил; найдите его в учебнике, укажите параграф, страницу; расскажите это правило.

На берегу растет сосна,

А рядом с нею – сосны.

Горит прекрасная звезда,

А рядом с нею звезды.


(п.8. Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков).



-Как надо относиться к учебнику?

1.Относиться бережно: в него вложен труд многих людей.

2.Обращаться с ним аккуратно.

3.Помнить, что свой учебник нужно передать чистым и опрятным будущему пятикласснику.







Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи, 
- структурирование знания.

V. Реализация построенного проекта Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять 


Упр.3




Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные:
- формулирование собственного мнения (позиции),
- использование речи для регуляции своего действия,
- построение монологического высказывания.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,
Установление причинно-следственных связей.

VI. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания.



Знакомит с лингвистом, задает вопросы

Упр.4


Личностные:
- формирование мотивов достижения целей,
Формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:
- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
- ориентировка на позицию партнёра,
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
- умение договариваться, приходить к общему решению,
- контроль действий партнёра,
- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,
- использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения,
- различение способа и результата действия.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- установление причинно-следственных связей,
- доказательство.

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний.


Комментирует выполнение практической работы


Проверочная работа №2, с.12-13 в тетради «Диагностика результатов образования».


Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование адекватной позитивной самооценки,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- планирование своих действий в соответствии с задачей,
- учёт правил в контроле способа решения,
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

IX. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Обобщает полученные на уроке сведения, оценивает работу учащихся

.


Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство.

X. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


Задает вопросы



– Все ситуации, которые мы с вами обсуждали, были серьёзными, и выводы у нас получились тоже серьёзные, научные. А сейчас послушайте шутливую историю – басню Лафонтена «Мельник, его сын и осёл», пересказанную М.В. Ломоносовым, и попробуйте сделать свой вывод о языке как средстве общения: может быть, серьёзный, может быть, нет.

 

  

Послушайте, прошу, что старому случилось,

Когда ему гулять за благо рассудилось.

Он ехал на осле, а следом парень шёл;

И только лишь они с горы спустились в дол,

Прохожий осудил тотчас его при встрече:

«Ах, как ты малому даёшь бресть столь далече?»

Старик сошёл с осла и сына посадил,

И только лишь за ним десяток раз ступил,

То люди начали указывать перстами:

«Такими вот весь свет наполнен дураками:

Не можно ль на осле им ехать обоим?»

Старик к ребёнку сел и едет вместе с ним.

Однако чуть минул местечка половину,

Весь рынок закричал: «Что мучить так скотину?»

Тогда старик осла домой поворотил

И, скуки не стерпя, себе проговорил:

«Как стану я смотреть на все людские речи,

То будет и осла взвалить себе на плечи».

(Эта басня Лафонтена была положена в основу известного стихотворения С. Маршака «Мельник, мальчик и осёл».)


Личностные:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
- формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- анализ,
- синтез,
- установление причинно-следственных связей.

XI. Д/з.



Проверочная работа №1 (по вариантам), с.7-12 в тетради «Диагностика результатов образования».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Зачем человеку нужен язык

Автор: Критская Анна Владимировна

Дата: 21.08.2015

Номер свидетельства: 226285

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Урок русского языка в 5 классе на тему "Зачем человеку нужен язык"."
    ["seo_title"] => string(69) "urok_russkogo_iazyka_v_5_klasse_na_temu_zachem_cheloveku_nuzhen_iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "555312"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1596453958"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "Органы чувств" "
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-zaniatiia-orghany-chuvstv"
    ["file_id"] => string(6) "104588"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402735488"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "разработка урока  Русский язык в диалоге культур "
    ["seo_title"] => string(50) "razrabotka-uroka-russkii-iazyk-v-dialoghie-kul-tur"
    ["file_id"] => string(6) "112621"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408786692"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "конспект урока- исследования по окружающему миру "Органы чувств" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-issliedovaniia-po-okruzhaiushchiemu-miru-orghany-chuvstv"
    ["file_id"] => string(6) "136012"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417016181"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ  ЯЗЫК?  или   ИСТОРИЯ  РАЗВИТИЯ  ЯЗЫКА."
    ["seo_title"] => string(49) "zachiemchieloviekuiazykiliistoriiarazvitiiaiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "279543"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453261417"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства