Тема | Зачем человеку нужен язык |
Цель | Выяснение роли языка в жизни человека |
Задачи | Познакомить учащихся с учебником, научить по нему работать; Показать учащимся, что язык – универсальное средство общения; способствовать углублению и систематизации лингвистических знаний и совершенствованию речевых умений; раскрыть связь основных единиц языка и разделов лингвистики, изученных в начальной школе. Сформировать умение читать и анализировать лингвистический текст. |
Формируемые УУД | Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; осознание своей этнической принадлежности Регулятивные: самостоятельно определять цель обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами; оценивать правильность выполнения учебной задачи. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова; смысловое чтение Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Основные понятия | Языковые единицы |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебная презентация |
Организация пространства | |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Мотивация(самоопределение к деятельности) Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, организует внимание учащихся. Проводит вводную беседу «Что ты можешь рассказать о языке?» | Подписывают тетради. | - Добрый день! Садитесь девочки, садитесь мальчики. Улыбнулась осень весело: - Добрый день, ученики! Я вас также всех приветствую. А кто знает, на какой урок пришли? Вы находитесь в самом «грамотном» кабинете нашей школы на уроке русского языка. Для работы на уроках вам потребуются тетради, учебник. Давайте подготовим наши тетради к работе. Запишите дату в тетрадях. | | Личностные: - сформированность потребности в самовыражении а самореализации, - сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: - умение передавать информацию интонацией, - слушать, - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: - умение строить речевое высказывание, - анализ объектов с целью выделения признаков, Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала. Формулирование темы урока. | Слово учителя. | Выполняют упражнение из учебника Работают в группах | Так что же значит слово язык? (Презентация, Слайд 6) Какое из перечисленных значений слова язык подразумевается в названии темы урока? О каком языке пойдет речь? П.1, Упр.№1 Английский писатель XVIII века Дж. Свифт в своём романе о путешествиях Гулливера («Путешествие в Лапуту…») рассказал о проекте одного учёного: «…Проект требовал полного упразднения всех слов. Автор этого проекта ссылался, главным образом, на его пользу для здоровья и сбережения времени. Ведь совершенно очевидно, что произнесение слов утомляет горло и лёгкие и, следовательно, сокращает нашу жизнь. А так как слова суть только названия вещей, то гораздо удобнее носить при себе вещи, необходимые для выражения наших мыслей и желаний… Единственным его неудобством является то обстоятельство, что собеседникам приходится таскать на плечах большие узлы с разными вещами, которые могут понадобиться в разговоре… Зато великим преимуществом этого языка является его международный характер. У всех цивилизованных наций мебель и домашняя утварь более или менее одинаковы. Благодаря этому посланники при помощи вещей могут легко объясняться с иностранными королями или министрами, язык которых им совершенно неизвестен». – Что вы думаете об этом проекте? | Выясняют лексическое значение многознач-ного слова «язык». | Личностные: - сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: - умение задавать вопросы, - формулирование собственного мнения, Познавательные: - поиск и выделение информации, - умение строить речевое высказывание, - анализ объектов с целью выделения признаков, - синтез, - выбор оснований и критериев для сравнения, - классификация объектов, - подведение под понятие, - выдвижение гипотез; их обоснование, - сравнение, сериация, классификация, синтез. Регулятивные: - планирование своих действий, - различение способа и результата действий, - внесение необходимых корректив в действие. |
III. Выявление места и причины затруднения Цель. Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Обсуждает с детьми результаты предыдущего этапа | Обдумывают ответы на вопросы в группах. | | | Личностные: - развитие "Я-концепции" и самооценки личности, - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Коммуникативные: - построение понятных для партнёров высказываний, - использование речи для регуляции своих действий. Познавательные: - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, - поиск разнообразных способов решения задач, - структурирование знаний, - установление причинно-следственных связей, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, - формулирование проблемы, - создание способов решения проблемы. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения Цель: выбор способа и средств реализации целей. | Комментируют слайды презентации. Проводит физкультминутку | Выполняют упражнение
| Презентация (Слайды 14-17) Упр.№2 Презентация (Слайды 18 и до конца) Составим схему «Единицы языка» Прежде всего это книги, учебники. Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством. М.Горький Любите книгу – источник знаний. М.Горький Известные лингвисты. 1.Беседа «По страницам учебника» (М., с.10-12) 2.Объяснительно-иллюстративная работа с учебником (М., с.12-14) Я убеждена, что наше путешествие по учебнику оказалось очень плодотворным и полезным для вас. Уверена, что вы успешно справитесь с закрепительными заданиями.(М.,с.13-14) 1.Назовите условное обозначение. 2.Запишите в тетради через запятую принятые в учебнике сокращения под диктовку. 3.Запишите текст, определите, на какое он из изученных вами правил; найдите его в учебнике, укажите параграф, страницу; расскажите это правило. На берегу растет сосна, А рядом с нею – сосны. Горит прекрасная звезда, А рядом с нею звезды. (п.8. Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков).
-Как надо относиться к учебнику? 1.Относиться бережно: в него вложен труд многих людей. 2.Обращаться с ним аккуратно. 3.Помнить, что свой учебник нужно передать чистым и опрятным будущему пятикласснику.
| | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания". Коммуникативные: -учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, Познавательные: - выделение существенной информации, - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы, - поиск разнообразных способов решения задачи, - структурирование знания. |
V. Реализация построенного проекта Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять | | | Упр.3
| | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания». Коммуникативные: - формулирование собственного мнения (позиции), - использование речи для регуляции своего действия, - построение монологического высказывания. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия. Познавательные: - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, - поиск разнообразных способов решения задач, Установление причинно-следственных связей. |
VI. Первичное закрепление Цель. Закрепить знания. | Знакомит с лингвистом, задает вопросы | | Упр.4 | | Личностные: - формирование мотивов достижения целей, Формирование границ «знания» и «незнания». Коммуникативные: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, - ориентировка на позицию партнёра, - стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, - умение договариваться, приходить к общему решению, - контроль действий партнёра, - построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет, - использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, - различение способа и результата действия. Познавательные: - структурирование знаний, - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - установление причинно-следственных связей, - доказательство. |
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель. Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний. | Комментирует выполнение практической работы | | Проверочная работа №2, с.12-13 в тетради «Диагностика результатов образования». | | Личностные: - развитие самооценки личности, - формирование адекватной позитивной самооценки, - формирование границ собственного «знания» и «незнания». Регулятивные: - планирование своих действий в соответствии с задачей, - учёт правил в контроле способа решения, - осуществление итогового и пошагового контроля по результату. - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, - внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок. |
IX. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового знания в систему изученного материала. | Обобщает полученные на уроке сведения, оценивает работу учащихся | | . | | Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - различение способа и результата действия, - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, - выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме. Познавательные: - структурирование знаний, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, - доказательство. |
X. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Задает вопросы | | – Все ситуации, которые мы с вами обсуждали, были серьёзными, и выводы у нас получились тоже серьёзные, научные. А сейчас послушайте шутливую историю – басню Лафонтена «Мельник, его сын и осёл», пересказанную М.В. Ломоносовым, и попробуйте сделать свой вывод о языке как средстве общения: может быть, серьёзный, может быть, нет. Послушайте, прошу, что старому случилось, Когда ему гулять за благо рассудилось. Он ехал на осле, а следом парень шёл; И только лишь они с горы спустились в дол, Прохожий осудил тотчас его при встрече: «Ах, как ты малому даёшь бресть столь далече?» Старик сошёл с осла и сына посадил, И только лишь за ним десяток раз ступил, То люди начали указывать перстами: «Такими вот весь свет наполнен дураками: Не можно ль на осле им ехать обоим?» Старик к ребёнку сел и едет вместе с ним. Однако чуть минул местечка половину, Весь рынок закричал: «Что мучить так скотину?» Тогда старик осла домой поворотил И, скуки не стерпя, себе проговорил: «Как стану я смотреть на все людские речи, То будет и осла взвалить себе на плечи». (Эта басня Лафонтена была положена в основу известного стихотворения С. Маршака «Мельник, мальчик и осёл».) | | Личностные: - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, - формирование границ собственного «знания « и «незнания». Регулятивные: - восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка. Познавательные: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - анализ, - синтез, - установление причинно-следственных связей. |
XI. Д/з. | | | Проверочная работа №1 (по вариантам), с.7-12 в тетради «Диагностика результатов образования». | | |