Русский язык в диалоге культур
Цели:
- познакомить с двумя основными функциями языка; раскрыть роль русского языка в РК и его значение в диалоге культур;
- развивать монологическую речь учащихся; расширять словарный запас;
- воспитывать уважительное отношение к русскому языку как составной части духовной культуры казахстанского общества.
Тип урока: вводный урок
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация
Синтаксическая пятиминутка. Запись и анализ предложений.
По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о культурном уровне, но и о его гражданской ценности2. Истинная любовь к своей стране немыслима2 без любви к своему1 языку. (К.Паустовский)
- Объясните правописание слов и постановку знаков препинания.
- Обозначьте грамматические основы и определите, чем они выражены.
- Как вы понимаете слова К.Паустовского?
III. Формирование новых понятий и способов действия
1. Беседа по вопросам
- Назовите известные средства общения людей.
- Почему язык называют важнейшим средством человеческого общения?
- Для чего еще, кроме общения, служит язык человеку в обществе?
2. Слово учителя
У языка две основные функции: он является орудием человеческого мышления и орудием общения людей друг с другом. И сам язык может существовать и развиваться только потому, что он одновременно выполняет обе эти функции.
Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества.
А зачем нужен язык? Для чего человеку членораздельная речь?
Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, т.е. он нужен как средство общения. Правда, кроме языка, для этой цели могут использоваться и другие средства. Вспомните, какие?
Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой знаменитый закон, то первое, что он при этом сделал, - сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам – его далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.
Наконец, в – третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И все это благодаря языку.
Без языка не было бы самого человека, потому что все то, что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке. (А.Леонтьев)
3. Чтение теоретического материала § 1. Запись последнего абзаца.
Русский язык широко используется во всех сферах общения в Казахстане, особую значимость ему придает использование в качестве средства общения, непосредственно включенного в диалог культур всех живущих в республике народов.
IV. Применение. Формирование умений и навыков
1. Словарная работа
Диалог
Эстетический
Билингв
По словарю иностранных слов учебника выяснить значения слов.
2. Упр. 3, устно разделить словосочетания на именные и глагольные, составить с ними предложения и охарактеризовать их.
3. Упр. 4
4. Упр. 8
- Почему для Республики Казахстан так важен диалог культур?
- Какова роль русского языка в диалоге культур?
- Что вы знаете о статусе казахского и русского языков в Казахстане?
V. Этап информации о домашнем задании
§ 1, упр. 9, 10
Подготовиться к словарному диктанту по упр. 11
VI. Подведение итогов
VII. Этап рефлексии