Цель: сформировать знания об органах чувств человека как источниках информации об окружающем мире, о механизме их работы.
Задачи:
- обеспечить условия для формирования представлений об органах чувств;
- уточнить и расширить представления детей об органах чувств, их значении и гигиене;
- развивать интеллектуальные и практические умения детей;
- развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;
- прививать любовь и заботу о собственном здоровье
Оборудование: компьютер, слайды, карточки с новыми понятиями, мандарин,
Ход урока
I.Организационный момент.
Пусть в этот свежий яркий день Слайд 1
Всем нам сопутствует удача и везение!
Отбросим скуку, позабудем лень,
Начнем урок в хорошем настроении!
II. Проверка домашнего задания
- Какие органы человека вы знаете? (Сердце, желудок, легкие…)
- Что изучает анатомия? (Строение тела человека)
- Что изучает физиология? ( Работу органов)
- Какие органы человека вы знаете? (Сердце, желудок, легкие…)
- Ни один физиолог мира не был так знаменит, как русский академик, создатель учения о высшей нервной деятельности животных и человека Иван Петрович Павлов. (Портрет на доске)
-Что вы можете рассказать о нем?
III. Мотивационное начало урока.
Учитель (У.): Прочитайте надпись. (“Познай самого себя”). (Слайд 2) Подумайте, что значит “Познать самого себя”?
Дети (Д.):
У: А я думаю, процесс познания самого себя длится всю жизнь, потому что мы же меняемся. С каждым днем что-то в нас добавляется, что-то уходит. Познавать себя - значит совершать маленькие открытия. Пусть не каждый день, но все, же совершать.
У.: - Итак, уши это орган слуха. Но, оказывается, у наших ушей есть ещё одна задача. Какая? Сейчас узнаем.
Д.: Старались держать равновесие.
У.: Правильно! Равновесие вам помогали сохранять ваши уши, а точнее особое приспособление– вестибулярный аппарат. Слайд 11
Допишите в “Листе”: “ Орган слуха и равновесия - ухо”.
- Ухо- очень тонкий и сложный орган, который нужно беречь. Давайте подумаем, как нам сберечь свой слух?
- Громкие звуки, особенно если их долго слушать, могут ослабить слух.
- Никогда не кричи никому в ухо.
- Отрегулируй нормальную громкость телевизора, радио.
- Никогда не ковыряй в ушах, ты можешь повредить барабанную перепонку
- Мой уши каждый день.
- Нельзя долго слушать плеер. “Все хорошо в меру”
Исследование 2. “ Орган осязания – кожа”
У.: - О каком органе пойдет сейчас речь? роведем следующий опыт. Возьмите наждачную бумагу и потрогайте ее на ощупь.
- Что вы можете о ней сказать? (Она шершавая)
- Что помогло вам сделать такой вывод? (Осязание – пальцы) Слайд 12
- Найдите в толковом словаре объяснение слову осязание. (на доске)
Слайд 13
У.: Этот орган чувств исследовала ________________________________ Слайд 14
Опыт. Цель: проверить, можно ли на ощупь определить предметы.
Ход опыта: ученик закрывает глаза и на ощупь берет предметы – мяч, кубик, ручка, губка. (Предметы заранее не показывают).
Вывод: Да, благодаря коже мы можем определить предмет даже с закрытыми глазами.
У.: - Рассмотрите рисунок и скажите, какие ощущения воспринимает кожа. Слайд 15
Д.: - Кожа чувствует боль, тепло, холод, прикосновения.
У: Что запишем в лист исследования? “ Орган осязания – кожа.
- Как вы думаете надо ли ухаживать за своей кожей и как?
Исследование 3 . “Орган зрения – глаза”
Опишите данный предмет ( лимон) Слайд 16
- Мы его описали с помощью зрения. А что является органом зрения? (глаз) Слайд 17
Этот орган изучала исследователь ___________________________Слайд 18
Практическая работа
Цель: изучить строение глаза.
У.: Возьмите зеркало и рассмотрите свой глаз. Как природа позаботилась о его защите?
Д.: Брови останавливают пот, текущий со лба; ресницы защищают глаза от пыли и повреждений.
У.:- Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза! Какие слова вы бы использовали, чтоб передать их красоту?
-Каким бывает цвет глаз? Слайд 19
Опыт. Постарайтесь, не моргая, сосчитать до 20. Что вы почувствовали?
У.: Этот вопрос изучал исследователь _______________________ Слайд 20
- Копилка интересных фактов Слайд 21
“Ежедневно человек моргает примерно 11500 раз. На каждом веке у нас насчитывается по 80 ресниц, каждая ресница “живет” – 100дней. Затем она выпадает, а на ее месте вырастает новая”.
- Давайте подумаем, как нам сберечь свои глаза?Ребята, оздоровительная минутка “Гимнастика для глаз” Слайд 22,23
Исследование 4. “Орган обоняния – нос”
У.: Закройте, пожалуйста, глаза. ( учитель проносит между рядами кофе)
-Что вы почувствовали?
- Какое чувство помогло вам? (Обоняние)
-А что является органом обоняния? (Нос) Слайд 24
- Найдите в толковом словаре объяснение слову обоняние. (на доске)
У.: Способность чувствовать запахи называется обонянием. Слайд 25
-Допишите в “Листах исследования”: “Способность чувствовать запахи это – обоняние”.
У.:- Потрогайте нос на своем лице, а теперь представьте, что он исчез. Лицо стало выглядеть не совсем обычно и не привычно. Зачем человеку нужен нос? (Чтобы дышать)
-Проведем небольшой опыт. Зажмите нос пальцами и сделайте глотательные движения.
-Что вы почувствовали? (Заложило уши)
- А теперь снова глотните. Что произошло теперь? (Слух снова улучшился)
- Какой можно сделать вывод? (Нос и уши соединены между собой)
С этим органом нас познакомит исследователь _______________ Слайд 26.
Практическая работа
Цель: выяснить, когда возникает чувство запаха; какие вещества вызывают неприятные ощущения.
Ход работы
1) Перед вами 3 флакона. Можем ли мы на глаз определить, что в них находится? Что мы должны сделать?
( Вода, духи, корвалол)
2) Задержи дыхание, чувствуешь ли запах?
3) Определите вещество.
-Ззапишите в “Лист исследований»”
У.: Когда вы ощущали запах?
Д.: Когда делали вдох.
У.: Верно, чувство запаха возникает только тогда, когда мы делаем вдох. Какие запахи вам было приятно ощущать?
Д.:
У.: -Неприятные запахи предупреждают об опасности. Запах чего может предупреждать об опасности?
Д.: Запах газа, пропавшей пищи, запах дыма.
У.: Нужно ли беречь обоняние? Как сохранить хорошее обоняние?
Д.: Беречься от простуды, не курить, не толкать в нос посторонние предметы.
У.: - Давайте сделаем вывод, стоит ли заботиться об органе обоняния?Исследование 5. “Орган вкуса – язык”
У.: - А теперь давайте поиграем.
Закройте глазки и откройте ротик ( учитель кладет в рот детям сухарик)
-Что это?
- Что помогло вам определить это? (вкус)
-Значит, органом вкуса является язык. Слайд 27
- Вес языка - 50 г. 17 мышц передвигают пищу. Слайд 28
- Проведем опыт.
-Ребята, перед вами на тарелочке лежат два маленьких кусочка сахара. Возьмите чайной ложечкой сахар , положите его на язык и подержите некоторое время во рту.
- Если разница в ощущениях в начале и в конце опыта? (Да)
- Вытрите салфеткой свой язык, а теперь положите опять сахар, что вы почувствовали?
- Появился ли вкус? (Вкуса нет)
- Как вы думаете почему?
- Следовательно, различать вкус помогает слюна. Сухой язык вкуса не ощущает.
Опыт. Цель: выяснить, что и как чувствует язык.
Ход опыта: У вас на парте пакетики с веществом. Можем ли мы на глаз определить, что в них находиться? Что нужно сделать? (пробуем ложечкой)
У.: Какой вкус почувствовали?
Д.: Сладкий (соленый вкус) вкус.
У.: Что за вещества? (соль, сахар)
-Запишем в «Лист исследований»
У.: Исследователь ___________________изучал, что и как чувствует язык Слайд 29
У: Что запишем в «Лист исследования»? Язык – это орган вкуса.
- Давайте подумаем, как нам сберечь свою полость рта?
- Не употреблять слишком горячую пищу
- Не бери в рот не знакомые растения
- Мой руки перед едой
VI. Работа с учебником.
-Откройте ученик на с.135, прочитайте вывод.
-Что относится к органам чувств?
(на доске, дети вывешивают иллюстрации)
У.: (проблема) Учёные говорят: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, а …мозг!” Как же это понять? Слайд 30
Д.:
У.:- Вы правы. Сигналы от органов чувств поступают в мозг. Он их обрабатывает, и мы понимаем, что видим, слышим, чувствуем. Причём это происходит так быстро, что вы даже не успеете сказать “раз”. ? Слайд 31
У.:- Иногда наш мозг видит только то, что хочет или ожидает увидеть сам. Выполните такое задание.
-Прочитайте. Слайд 32
-Заметили ли вы что-нибудь необычное? Слайд 33
-Здесь был лишний предлог «в». Большинство людей с первого раза его не замечают: их мозг решает, что он здесь не нужен, и не обращает на него внимания. Слайд 34
VII. Закрепление изученного материала
У.: - Давайте проверим, что вы сегодня узнали.
1.-Я предлагаю вам выполнить тест, который находится у вас на столе:
Тест «Органы чувств» Слайд 35
2. Проверка теста. Слайд 36
3. Работа с интерактивной доской.(Дети работают у доски) ? Слайд 37
У.: -На слайде расположены органы чувств. Ваша задача: отгадать, что относится к органам чувств, ответив на простые вопросы.
- Что относится к органам зрения? Слайд 38
- Что относится к органам обоняния? Слайд 39
- Что относится к органам слуха? Слайд 40
- Что относится к органам осязания? Слайд 41
- Что относится к органам вкуса? Слайд42
4.Групповая работа
- Я предлагаю разделиться на группы и каждой группе вместе со специалистами выработать предложения по охране органов чувств.
5.Защита своих правил
Памятка “Запомните правила гигиены органов чувств”
VIII. Подведение итогов
- Полезен ли был сегодняшний урок?
- Что нового и интересного вы узнали?
- Кто оценивает свою работу на «5» поднимите руки, а кто думает, что он работал не в полную силу и заслужил «4»?
IX. Домашнее задание
Учебник, стр. 132-135, вопросы и задания. Слайд 48
X. Рефлексия.
- Посмотрите на мандарин. Какой орган включается? Орган зрения.
Слайд 49
- Потрогайте на ощупь. Орган осязания. Слайд 50
- Почистим мандарин. Орган обоняния. Слайд 51
- Съедим. Орган вкуса. Слайд 52
-На этом наш урок окончен!
“Спасибо за урок, дети!”Слайд 53