I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. – Добрый день! – тебе сказали. – Добрый день! – ответил ты. Как две ниточки связали – Теплоты и доброты. – Здравствуйте! – Ты скажешь человеку. – Здравствуйте, – улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку, И здоровым будет много лет. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Личностные: формирование эмоционального настроя на урок. Коммуникативные: взаимодействие с учителем. Регулятивные : прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала. |
II.Актуализация знаний. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. | Интрига - Вы немного удивлены такому необычному началу нашего урока? -Может быть, кто-то догадался, с чем это связано? -Что передают нам стихи? -Одинаковыми словами это выражено? -Какими средствами языка передали они нам информацию? -Что важнее в языке: что сообщить или как сообщить? - Давайте вместе попытаемся определить тему урока. Вводная беседа «Что ты можешь рассказать о языке?». Вопросы к беседе: – Что, по вашему мнению, называется языком? – Какие языки вы знаете? – Для чего человеку нужен язык? – Можно ли обойтись без языка в жизни? – Из чего состоит язык? – Что объединяет разные языки, например русский и тот иностранный, который вы изучаете? - А теперь давайте попытаемся определить цель нашего урока. | Дети дают ответы. Дети определяют цель урока: речь на уроке пойдет о роли языка в жизни человека и общества. Учащиеся вспоминают все, что они узнали о языке за годы его изучения в начальной школе Дают ответы. Определяют цель урока. | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. Регулятивные : выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения, саморегуляци в ситуации затруднения.. Познавательные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно |
III.Проблемное объяснение нового знания. Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися | 1.-С давних пор люди задумывались над загадкой языка, тайной его происхождения. Сколько увлекательных лингвистических легенд, удивительных сказаний, смелых научных предположений знает история человечества! Одни доказывают, что язык — бесценный дар Бога; другие уверяют, что способность к речи пришла к человеку сама по себе; третьи утверждают, что язык появился в результате длительного, многовекового превращения животных (обезьян) в человека. Четвёртые думают, что человеческий язык — это подарок какой-то неведомой космической цивилизации. Кто знает, может, вам удастся в будущем приблизиться к разгадке тайны человеческого языка. А пока загадка остаётся загадкой, и только в одном единодушны современные учёные: если бы вдруг исчез язык, люди перестали бы быть людьми. Язык делает человека человеком. Мы постоянно разговариваем с кем-нибудь, сообщая что-то и слушая других, читаем, пишем, поём, думаем, мечтаем... И во всех этих случаях используем родной язык. Без языка общество людей не могло бы существовать. -Язык представляет собой систему средств (это и слова, и звуки, и знаки препинания, и интонация, и ударение, и др.), которые помогают человеку мысленно оформить и передать другим (устно или письменно) какую-либо информацию, желание, отношение к окружающему. -Итак, сделаем небольшой вывод. 2. Анализ таблицы «Единицы языка и разделы лингвистики». Мы знаем: чтобы сообщить нечто и быть понятым, надо действовать в системе данного языка, по законам его структуры, правильно пользуясь тем, что относится к области лексики, фонетики, морфологии и синтаксиса. Во избежание трудностей давайте закрепим лингвистические термины, чтобы увереннее быть в своих знаниях при выполнении тренировочных упражнений. Единицы языка и разделы лингвистики Единицы языка | Разделы лингвистики, которые | описывают единицу | рассказывают о правилах употребления в устной и письменной речи | фонема (звук) | фонетика | орфоэпия (правила произношения звуков); графика (правила обозначения звуков на письме) | морфема | морфемика (состав слова); словообразование | орфография (правила написания морфем) | слово | лексика; морфология | стилистика (употребление слова в разных стилях речи); орфоэпия (правила постановки ударения в словах); орфография (различение собственных и нарицательных имен на письме); различение слова и СС (малопонятный и мало понятный) | слово- сочетание | синтаксис; фразеология | стилистика (употребление СС в разных стилях речи) | предло- жение | синтаксис | стилистика (употребление предложения в разных стилях речи); пунктуация (правила расстановки знаков в предложении); интонация (особенности мелодической и ритмической организации предложения) | -Докажите, что любая морфема в языке имеет определенное значение. – Что может сказать о слове ? – Почему окончание может многое рассказать о слове? – Что вы можете рассказать о словах, имеющих такой морфемный состав: ? Физкультминутка. | Делают вывод: с помощью языка происходит обмен мыслями между людьми, выражаются чувства и разнообразные душевные состояния человека. Ученики знакомятся с таблицей: рассматривают, читают ее, комментируют основные положения, подбирают примеры, иллюстрирующие наиболее важные её графы. Одновременно под контролем учителя уточняют содержание основных лингвистических терминов Учащиеся должны воспользоваться разделом «Справочный материал» учебника на с. 276–282. Отвечают на вопросы и делают вывод о том, какое значение имеет суффикс и окончание в этих словах. | Личностные : установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Регулятивные: способность к определению мотива учения. Знаково-символические: выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний. |
IV.Первичное закрепление. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию. | Работа с учебником. Анализ лингвистических текстов учебника. 1.Выполнение упражнений 2, 3 на с. 3–4. 2. Работа с таблицами. З | – | ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА (ПРОИСХОЖДЕНИЕ) | | | | С | – | МОРФЕМНОЕ СТРОЕНИЕ (СТРУКТУРА) | | | | П | – | ПРАВОПИСАНИЕ | | Затем вниманию учащихся предъявляется таблица «Слово», так как именно слово лежит в основе работы с рубрикой ЗСП. СЛОВО лексическое значение | строение (структура) | как часть речи | | | | главный смысл | | грамматическое значение | Примечание. Таблица постоянно находится на учебном стенде, к ней обращаются регулярно, поскольку словарная работа – неотъемлемая часть каждого урока. - А. П. Сумароков утверждал: «Нельзя, чтоб тот себя прославил, кто грамматических не знает свойств и правил». С этими словами невозможно не согласиться. Слово имеет лексическое значение – его главный смысл заключен в корне. Зная лексическое значение, мы сможем правильно написать слово. Строение слова покажет, в какой морфеме содержится орфограмма. Слово, кроме лексического, обладает и грамматическим значением, на которое указывает окончание изменяемых частей речи. Зная часть речи, мы сможем правильно применить правило. Для того чтобы знать значение, происхождение слова, правильно членить его на морфемы, необходимо обращаться к справочной литературе. Учитель знакомит учащихся со словарями русского языка, представленными на выставке. Выполнение упражнений ЗСП-1 и ЗСП-2 – письменно (с. 4–5). Упражнения ЗСП учащиеся выполняют по инструкции: џ Проанализируйте слово. џ Перепишите слово без ошибок, воспроизводя, где это указано, обозначение морфем и ударений. џ Запишите обозначенное проверочное слово, которое «вывело» на верное написание. џ Прочитайте слова, сопоставляя значение, структуру и правописание. џ Запомните правописание каждого слова. Упражнения ЗСП («Значение, структура, правописание слов»). Примечание. Следует подчеркнуть, что при списывании дети нередко не обращают внимания на пометы ударения и не воспроизводят их на письме. Если учитель не отмечает этого, то данный недочет становится ошибкой, особенно во время изучения фонетики и орфоэпии. | Учащиеся тренируют умение осмысленно, правильно и выразительно читать в нормальном темпе, учатся читать и пересказывать лингвистические тексты. Читать и пересказывать лингвистический текст надо специально учить: – дается несколько минут на предварительный просмотр текста; – затем предлагается его поабзацное чтение вслух с соблюдением логических ударений, пауз, в неторопливом темпе; – объясняются термины, неупотребительные в речи детей слова, выполняются задания к упражнению. Дети читают, рассуждают, пишут, учатся замечать непонятные слова и выявлять их смысл – словом, включаются в речевую деятельность. Подобным образом проводится работа со всеми лингвистическими текстами в течение года; поэтому над первым текстом важно поработать особенно тщательно, не жалея времени на объяснения. Ученики должны осознать, что умение читать и осмысливать читаемое – путь к образованию. Учащиеся расшифровывают каждую букву аббревиатуры на подвижной таблице. Под руководством учителя учащиеся осмысливают эту таблицу. Учащиеся учатся правильно подбирать проверочное слово. Учащиеся должны переписать их без ошибок, воспроизводя, где это указано, обозначение морфем и ударений; – прочитать слова, сопоставляя значение, структуру и правописание слова. | Личностные : действие смыслообразования; оценивание усвояемого содержания Познавательные : применение методов информационного поиска. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные : оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | -Наш сегодняшний урок показал, что вам известны основные сведения о языке: его роль и место в обществе и в жизни каждого человека, средства и единицы языка. Но вы также должны помнить, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое». Мы научились работать по таблице, которая и дальше будет вашим помощником, мы поупражнялись в практическом применении языка как в устной, так и письменной речи. Но вы глубоко заблуждаетесь, если считаете, что все знания о языке вами исчерпаны. Язык нужно изучать постоянно, ибо язык – средство социализации человека, а этот процесс не стоит на месте, развивается, эволюционизирует вместе с языком. Мне хочется закончить наш урок словами ученого-лингвиста И. И. Срезневского: «Без всякой другой науки человеку еще можно обойтись; без знания родного языка… обойтись нельзя: это знание – свидетельство на его право быть сочленом в народном обществе, свидетельство его человечности» Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. -Исследование какой темы вели на уроке? - Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса - Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? | Дают ответы на вопросы Не забывать о значимости языка, выучить эпиграф. Анализируют работу на уроке через самооценку | Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели; процесса и результатов деятельности. рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. Личностные : действие смыслообразования; самооценка; адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям |