kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вводные слова. Смысловые группы вводных слов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработку могут использовать учителя русского языка при изложении нового материала по теме «Вводные слова» на уроках в 8-м классе. Чтобы в будущем не иметь проблем с постановкой знаков препинания при вводных словах, школьники должны уже на этом занятии хорошо понять значение этого понятия, усвоить его основные отличия и в дальнейшем не путать вводные слова со вставными конструкциями и обособленными членами предложения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вводные слова. Смысловые группы вводных слов. »

Урок русского языка в 8 классе

Тема: Вводные слова. Смысловые группы вводных слов.

Автор: Гриднева Анна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ Поливянской СОШ №29 им.В.С.Погорельцева



Цели:

  • Образовательные:

    • знать:

      • понятие вводных слов;

      • основные группы вводных слов по значению;

    • уметь:

      • опознавать вводные конструкции;

      • правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами;

      • определять принадлежность вводного слова  смысловой группе;

      • выразительно и правильно читать предложения, используя интонацию вводности.

  • Развивающие:

    • формирование мотивации к дальнейшему овладению правописанием;

    • развитие умения использовать  интерактивную доску в процессе обучения.

  • Воспитательные:

    • воспитание интереса к познанию нового;

    • воспитание самостоятельности и ответственности.













Если в мире есть вещи,

достойные названия «чуда»,

то слово, бесспорно,

первое и самое чудесное из них.

Л.Успенский



1. Работа с текстом (слайд).

- Прочитайте выразительно тексты, которые вы видите на доске.

- Чем отличны друг от друга они? (по объему, в 1 тексте автор использует вводные слова)

- Назовите их.

- Верно, вводные слова в этом тексте есть. Они-то и станут предметом изучения на сегодняшнем уроке. Поэтому тема урока так и будет звучать: Вводные слова (слайд)

- Для чего автор использует такие слова? (текст благодаря им становиться выразительным, эмоциональным, интересным, говорящий привлекает внимание слушателей, выражая свое отношение)

- Так что же помогает сделать первый текст интересным, эмоциональным? (таким помогает сделать его вводные слова)

- Значит, это слова – помощники?

- А что объединяет тексты? (в них говорится об одном и том же, несмотря на то, что в первом тексте есть вводные слова, а во втором их нет)

- Так влияют ли на смысл предложений вводные слова? (нет, не влияют) Тогда есть необходимость в использовании этих слов в речи? (нет, можно обойтись и без них)

- (слайд) Однажды знаменитый лингвист Александр Матвеевич Пешковский заметил, что вводные конструкции – это «инородные слова, внутренне чуждые приютившему их предложению». Так это или нет, нам предстоит сегодня выяснить на уроке?

- Что вы думаете по поводу этого высказывания? (дети говорят)

- Итак, мы услышали два противоположных мнения





Проблемный вопрос

(слайд) Вводные слова – помощники ИЛИ Вводные слова – чужаки

Именно это нам и предстоит выяснить на уроке. А что для этого нам нужно сделать? (ответы детей)

Целеполагание:

- Верно, узнать, что такое вводные слова, выяснить их роль в нашей речи, научиться видеть их в тексте.

- Почему слова, о которых мы ведем разговор, называются вводными. Какое значение имеет слово «вводный». Для этого нам необходимо заглянуть в словарь.

Работа со словарем

В словаре Ушакова слово “вводный” имеет два значения:
1. Служащий вводом во что-нибудь, свидетельствующий о вводе. Вводная лекция (первая- предшествующая последующим).

2. Введенный внутрь чего-то (слово, войска)

Значит, вводное слово – это слово введенное внутрь предложения.

Работа с учебником.

- А какое определение дается в учебнике «Теория». Откройте §199. Прочитайте его.

- В русском языке много вводных слов. Давайте познакомимся с их разнообразием. А для этого предлагаю поработать с интерактивным плакатом.

Комментарии. Работа в группах.

- Все вводные слова объединены в группы по значению. Сколько таких групп? Какие это группы?

- Чего не хватает в этом плакате для полноты понимания? (Примеров)

- Составьте предложения-примеры со словами разных групп, запишите, а затем выразительно прочитайте. Поработать предлагаю в группах.

1 группа – вводные слова группы меньшей и большей степени уверенности, различных чувств, порядок мыслей

2 группа - вводные слова группы источник сообщения, способ оформления мыслей

- сделайте вывод о роли вводных слов

Вывод: вводные слова необходимы для того, чтобы выразить свое отношение, к тому, о чем сообщается

- В какой части ваших предложений находятся вводные слова (в начале, в середине)

- О чем это говорит? (Вывод: вводные слова могут находиться в разных частях предложения) Схематично это выглядит так

СХЕМЫ [ ВВ,…] [ ….,ВВ,…]

- В устной речи вы интонационно выделяете вводные слова, а значит и на письме их нужно тоже выделить. Как?

Работа с предложениями

- А теперь, когда мы немало узнали о вводных словах, предлагаю работу с таблицей (слайд), колонки которой нужно заполнить, проанализировав предложения.

- Выпишите первое предложение из таблицы и сделайте синтаксический разбор.

- Какой вопрос вы задали к вводному слову? (его задать невозможно)

- Какую же синтаксическую роль выполняет вводное слово в предложении? (не является членом предложения)

- А что изменится, если вводное слово опустить? (ничего, смысл предложения не изменится)

Вывод: вводные слова не является членами предложения, смысл предложения без них не меняется, значит, в предложение вводное слово не вносит никакой дополнительной информации.

- Здравствуйте, пожалуйста, спасибо. Кто не знает этих слов? Вы каждый день употребляете их в речи, не подозревая, что это еще одна группа вводных слов. Это слова приветствия, прощания, благодарности, извинения, утешения, просьбы. Что они означают? (слайд)

Насколько часто вы употребляете их в повседневной речи, мы сейчас проверим.



Речевые ситуации.

Составьте в парах несколько предложений

- первая пара составляет предложение - просьбу со словосочетаниями «будьте добры», «будьте любезны», «сделайте одолжение»;

- вторая пара отвечает предложением - отказом, используя слова «знаете ли», « понимаете ли», «видите ли».

- Вот она, сила «волшебных» слов. Мы должны изо всех сил стремиться к тому, чтобы грязная ругань вызывала отвращение. Произносите чаще добрые приятные слова, они раскрывают необыкновенную красоту языка, несут радость людям – от этого и вы будете радостнее жить.

Разрешение проблемы.

- А теперь вернемся к проблеме, которая возникла у нас в начале урока. (слайд)

- Как считаете вы?

- Наши мысли дополнит стихотворение Александра Кушнера «Вводные слова» (слайд)

Возьмите вводные слова.
От них кружится голова.
Они мешают суть сберечь
И замедляют нашу речь.
И всё ж удобны потому,
Что выдают легко другим,
Как мы относимся к тому,
О чём, смущаясь, говорим.

- О какой роли вводных слов пишет поэт? Согласны вы с ним?

- И все-таки, без вводных слов речь была бы скучной, «серой», невыразительной. Они помогают автору передать свое отношение к высказыванию, логически верно выстроить мысль, а читателям - понять его.

Рефлексия (слайд)

- В чем заключалась основная задача нашего урока?

- Как вы считаете, удалось ли нам достичь поставленных целей


Домашнее задание. (слайд)

§199, знать группы вводных слов

Упр№417

или Сочинение – миниатюра «Зачем нужны вводные слова?»

Тезис и аргументы в его подтверждение с помощью вводных слов.

Подведение итогов урока. Оценка деятельности.

- В завершение урока хочется сказать: «Мне, бесспорно, понравилось с вами работать.

Вы, несомненно, замечательные ученики»







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Вводные слова. Смысловые группы вводных слов.

Автор: Гриднева Анна Александровна

Дата: 14.11.2014

Номер свидетельства: 130837

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Вводные и вставные конструкции, знаки препинания при них."
    ["seo_title"] => string(61) "vvodnyie_i_vstavnyie_konstruktsii_znaki_priepinaniia_pri_nikh"
    ["file_id"] => string(6) "375235"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483510930"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Осложненные предложения и знаки препинания при них"
    ["seo_title"] => string(55) "oslozhnennye_predlozheniia_i_znaki_prepinaniia_pri_nikh"
    ["file_id"] => string(6) "501259"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1551027611"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "конспект урока Средства массовой информации"
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekturokasriedstvamassovoiinformatsii"
    ["file_id"] => string(6) "293600"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455519661"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект интегрированного занятия в средней группе «Путешествие в весенний лес»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_intieghrirovannogho_zaniatiia_v_sriedniei_ghruppie_putieshiestviie_v_v"
    ["file_id"] => string(6) "409241"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1492172985"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Вводный урок "Литература - искусство слова" "
    ["seo_title"] => string(40) "vvodnyi-urok-litieratura-iskusstvo-slova"
    ["file_id"] => string(6) "220825"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434904803"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства