Разработку могут использовать учителя русского языка при изложении нового материала по теме «Вводные слова» на уроках в 8-м классе. Чтобы в будущем не иметь проблем с постановкой знаков препинания при вводных словах, школьники должны уже на этом занятии хорошо понять значение этого понятия, усвоить его основные отличия и в дальнейшем не путать вводные слова со вставными конструкциями и обособленными членами предложения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Вводные слова. Смысловые группы вводных слов. »
Урок русского языка в 8 классе
Тема: Вводные слова. Смысловые группы вводных слов.
Автор: Гриднева Анна Александровна,учитель русского языка и литературы МБОУ Поливянской СОШ №29 им.В.С.Погорельцева
Цели:
Образовательные:
знать:
понятие вводных слов;
основные группы вводных слов по значению;
уметь:
опознавать вводные конструкции;
правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами;
определять принадлежность вводного слова смысловой группе;
выразительно и правильно читать предложения, используя интонацию вводности.
Развивающие:
формирование мотивации к дальнейшему овладению правописанием;
развитие умения использовать интерактивную доску в процессе обучения.
Воспитательные:
воспитание интереса к познанию нового;
воспитание самостоятельности и ответственности.
Если в мире есть вещи,
достойные названия «чуда»,
то слово, бесспорно,
первое и самое чудесное из них.
Л.Успенский
1. Работа с текстом (слайд).
- Прочитайте выразительно тексты, которые вы видите на доске.
- Чем отличны друг от друга они? (по объему, в 1 тексте автор использует вводные слова)
- Назовите их.
- Верно, вводные слова в этом тексте есть. Они-то и станут предметом изучения на сегодняшнем уроке. Поэтому тема урока так и будет звучать: Вводные слова (слайд)
- Для чего автор использует такие слова? (текст благодаря им становиться выразительным, эмоциональным, интересным, говорящий привлекает внимание слушателей, выражая свое отношение)
- Так что же помогает сделать первый текст интересным, эмоциональным? (таким помогает сделать его вводные слова)
- Значит, это слова – помощники?
- А что объединяет тексты? (в них говорится об одном и том же, несмотря на то, что в первом тексте есть вводные слова, а во втором их нет)
- Так влияют ли на смысл предложений вводные слова? (нет, не влияют) Тогда есть необходимость в использовании этих слов в речи? (нет, можно обойтись и без них)
- (слайд) Однажды знаменитый лингвист Александр Матвеевич Пешковский заметил, что вводные конструкции – это «инородные слова, внутренне чуждые приютившему их предложению». Так это или нет, нам предстоит сегодня выяснить на уроке?
- Что вы думаете по поводу этого высказывания? (дети говорят)
- Итак, мы услышали два противоположных мнения
Проблемный вопрос
(слайд)Вводные слова – помощники ИЛИ Вводные слова – чужаки
Именно это нам и предстоит выяснить на уроке. А что для этого нам нужно сделать? (ответы детей)
Целеполагание:
- Верно, узнать, что такое вводные слова, выяснить их роль в нашей речи, научиться видеть их в тексте.
- Почему слова, о которых мы ведем разговор, называются вводными. Какое значение имеет слово «вводный». Для этого нам необходимо заглянуть в словарь.
Работа со словарем
В словаре Ушакова слово “вводный” имеет два значения: 1. Служащий вводом во что-нибудь, свидетельствующий о вводе. Вводная лекция (первая- предшествующая последующим).
2. Введенный внутрь чего-то (слово, войска)
Значит, вводное слово – это слово введенное внутрь предложения.
Работа с учебником.
- А какое определение дается в учебнике «Теория». Откройте §199. Прочитайте его.
- В русском языке много вводных слов. Давайте познакомимся с их разнообразием. А для этого предлагаю поработать с интерактивным плакатом.
Комментарии. Работа в группах.
- Все вводные слова объединены в группы по значению. Сколько таких групп? Какие это группы?
- Чего не хватает в этом плакате для полноты понимания? (Примеров)
- Составьте предложения-примеры со словами разных групп, запишите, а затем выразительно прочитайте. Поработать предлагаю в группах.
1 группа – вводные слова группы меньшей и большей степени уверенности, различных чувств, порядок мыслей
2 группа - вводные слова группы источник сообщения, способ оформления мыслей
- сделайте вывод о роли вводных слов
Вывод: вводные слова необходимы для того, чтобы выразить свое отношение, к тому, о чем сообщается
- В какой части ваших предложений находятся вводные слова (в начале, в середине)
- О чем это говорит? (Вывод: вводные слова могут находиться в разных частях предложения) Схематично это выглядит так
СХЕМЫ [ ВВ,…] [ ….,ВВ,…]
- В устной речи вы интонационно выделяете вводные слова, а значит и на письме их нужно тоже выделить. Как?
Работа с предложениями
- А теперь, когда мы немало узнали о вводных словах, предлагаю работу с таблицей (слайд), колонки которой нужно заполнить, проанализировав предложения.
- Выпишите первое предложение из таблицы и сделайте синтаксический разбор.
- Какой вопрос вы задали к вводному слову? (его задать невозможно)
- Какую же синтаксическую роль выполняет вводное слово в предложении? (не является членом предложения)
- А что изменится, если вводное слово опустить? (ничего, смысл предложения не изменится)
Вывод: вводные слова не является членами предложения, смысл предложения без них не меняется, значит, в предложение вводное слово не вносит никакой дополнительной информации.
- Здравствуйте, пожалуйста, спасибо. Кто не знает этих слов? Вы каждый день употребляете их в речи, не подозревая, что это еще одна группа вводных слов. Это слова приветствия, прощания, благодарности, извинения, утешения, просьбы. Что они означают? (слайд)
Насколько часто вы употребляете их в повседневной речи, мы сейчас проверим.
Речевые ситуации.
Составьте в парах несколько предложений
- первая пара составляет предложение - просьбу со словосочетаниями «будьте добры», «будьте любезны», «сделайте одолжение»;
- вторая пара отвечает предложением - отказом, используя слова «знаете ли», « понимаете ли», «видите ли».
- Вот она, сила «волшебных» слов. Мы должны изо всех сил стремиться к тому, чтобы грязная ругань вызывала отвращение. Произносите чаще добрые приятные слова, они раскрывают необыкновенную красоту языка, несут радость людям – от этого и вы будете радостнее жить.
Разрешение проблемы.
- А теперь вернемся к проблеме, которая возникла у нас в начале урока. (слайд)
- Как считаете вы?
- Наши мысли дополнит стихотворение Александра Кушнера «Вводные слова» (слайд)
Возьмите вводные слова. От них кружится голова. Они мешают суть сберечь И замедляют нашу речь. И всё ж удобны потому, Что выдают легко другим, Как мы относимсяк тому, О чём, смущаясь, говорим.
- О какой роли вводных слов пишет поэт? Согласны вы с ним?
- И все-таки, без вводных слов речь была бы скучной, «серой», невыразительной. Они помогают автору передать свое отношение к высказыванию, логически верно выстроить мысль, а читателям - понять его.
Рефлексия (слайд)
- В чем заключалась основная задача нашего урока?
- Как вы считаете, удалось ли нам достичь поставленных целей
Домашнее задание. (слайд)
§199, знать группы вводных слов
Упр№417
или Сочинение – миниатюра «Зачем нужны вводные слова?»
Тезис и аргументы в его подтверждение с помощью вводных слов.
Подведение итогов урока. Оценка деятельности.
- В завершение урока хочется сказать: «Мне, бесспорно, понравилось с вами работать.