kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 8 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка знакомит с понятием вводных слов, основными группами по значению. В результате изученного учащиеся научатся опознавать вводные конструкции, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами, определять принадлежность вводного слова  смысловой группе, выразительно и правильно читать предложения, используя интонацию вводности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе»

Урок русского языка в 8 классе

Тема: Вводные слова. Смысловые группы вводных слов.

Автор: Гриднева Анна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ Поливянской СОШ №29 им.В.С.Погорельцева



Цели:

  • Образовательные:

    • знать:

      • понятие вводных слов;

      • основные группы вводных слов по значению;

    • уметь:

      • опознавать вводные конструкции;

      • правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами;

      • определять принадлежность вводного слова  смысловой группе;

      • выразительно и правильно читать предложения, используя интонацию вводности.

  • Развивающие:

    • формирование мотивации к дальнейшему овладению правописанием;

    • развитие умения использовать  интерактивную доску в процессе обучения.

  • Воспитательные:

    • воспитание интереса к познанию нового;

    • воспитание самостоятельности и ответственности.













Если в мире есть вещи,

достойные названия «чуда»,

то слово, бесспорно,

первое и самое чудесное из них.

Л.Успенский



1. Работа с текстом (слайд).

- Прочитайте выразительно тексты, которые вы видите на доске.

- Чем отличны друг от друга они? (по объему, в 1 тексте автор использует вводные слова)

- Назовите их.

- Верно, вводные слова в этом тексте есть. Они-то и станут предметом изучения на сегодняшнем уроке. Поэтому тема урока так и будет звучать: Вводные слова (слайд)

- Для чего автор использует такие слова? (текст благодаря им становиться выразительным, эмоциональным, интересным, говорящий привлекает внимание слушателей, выражая свое отношение)

- Так что же помогает сделать первый текст интересным, эмоциональным? (таким помогает сделать его вводные слова)

- Значит, это слова – помощники?

- А что объединяет тексты? (в них говорится об одном и том же, несмотря на то, что в первом тексте есть вводные слова, а во втором их нет)

- Так влияют ли на смысл предложений вводные слова? (нет, не влияют) Тогда есть необходимость в использовании этих слов в речи? (нет, можно обойтись и без них)

- (слайд) Однажды знаменитый лингвист Александр Матвеевич Пешковский заметил, что вводные конструкции – это «инородные слова, внутренне чуждые приютившему их предложению».

- Что вы думаете по поводу этого высказывания? (дети говорят)

- Итак, мы услышали два противоположных мнения





Проблемный вопрос

(слайд) Вводные слова – помощники ИЛИ Вводные слова – чужаки

Именно это нам и предстоит выяснить на уроке. А что для этого нам нужно сделать? (ответы детей)

Целеполагание:

- Верно, узнать, что такое вводные слова, выяснить их роль в нашей речи, научиться видеть их в тексте.

- Почему слова, о которых мы ведем разговор, называются вводными. Какое значение имеет слово «вводный». Для этого нам необходимо заглянуть в словарь.

Работа со словарем

В словаре Ушакова слово “вводный” имеет два значения:
1. Служащий вводом во что-нибудь, свидетельствующий о вводе. Вводная лекция (первая- предшествующая последующим).

2. Введенный внутрь чего-то (слово, войска)

Значит, вводное слово – это слово введенное внутрь предложения.

Работа с учебником.

- А какое определение дается в учебнике «Теория». Откройте §199. Прочитайте его.

- В русском языке много вводных слов. Давайте познакомимся с их разнообразием. А для этого предлагаю поработать с интерактивным плакатом.

Комментарии. Работа в группах.

- Все вводные слова объединены в группы по значению. Сколько таких групп? Какие это группы?

- Чего не хватает в этом плакате для полноты понимания? (Примеров)

- Составьте предложения-примеры со словами разных групп, запишите, а затем выразительно прочитайте. Поработать предлагаю в группах.

1 группа – вводные слова группы меньшей и большей степени уверенности, различных чувств, порядок мыслей

2 группа - вводные слова группы источник сообщения, способ оформления мыслей

- сделайте вывод о роли вводных слов

Вывод: вводные слова необходимы для того, чтобы выразить свое отношение, к тому, о чем сообщается

- В какой части ваших предложений находятся вводные слова (в начале, в середине)

- О чем это говорит? (Вывод: вводные слова могут находиться в разных частях предложения) Схематично это выглядит так

СХЕМЫ [ ВВ,…] [ ….,ВВ,…]

- В устной речи вы интонационно выделяете вводные слова, а значит и на письме их нужно тоже выделить. Как?

Работа с предложениями

- А теперь, когда мы немало узнали о вводных словах, предлагаю работу с таблицей (слайд), колонки которой нужно заполнить, проанализировав предложения.

- Выпишите первое предложение из таблицы и сделайте синтаксический разбор.

- Какой вопрос вы задали к вводному слову? (его задать невозможно)

- Какую же синтаксическую роль выполняет вводное слово в предложении? (не является членом предложения)

- А что изменится, если вводное слово опустить? (ничего, смысл предложения не изменится)

Вывод: вводные слова не является членами предложения, смысл предложения без них не меняется, значит, в предложение вводное слово не вносит никакой дополнительной информации.

- Здравствуйте, пожалуйста, спасибо. Кто не знает этих слов? Вы каждый день употребляете их в речи, не подозревая, что это еще одна группа вводных слов. Это слова приветствия, прощания, благодарности, извинения, утешения, просьбы. Что они означают? (слайд)

Насколько часто вы употребляете их в повседневной речи, мы сейчас проверим.



Речевые ситуации.

Составьте в парах несколько предложений

- первая пара составляет предложение - просьбу со словосочетаниями «будьте добры», «будьте любезны», «сделайте одолжение»;

- вторая пара отвечает предложением - отказом, используя слова «знаете ли», « понимаете ли», «видите ли».

- Вот она, сила «волшебных» слов. Мы должны изо всех сил стремиться к тому, чтобы грязная ругань вызывала отвращение. Произносите чаще добрые приятные слова, они раскрывают необыкновенную красоту языка, несут радость людям – от этого и вы будете радостнее жить.

Разрешение проблемы.

- А теперь вернемся к проблеме, которая возникла у нас в начале урока. (слайд)

- Как считаете вы?

- Наши мысли дополнит стихотворение Александра Кушнера «Вводные слова» (слайд)

Возьмите вводные слова.
От них кружится голова.
Они мешают суть сберечь
И замедляют нашу речь.
И всё ж удобны потому,
Что выдают легко другим,
Как мы относимся к тому,
О чём, смущаясь, говорим.

- О какой роли вводных слов пишет поэт? Согласны вы с ним?

- И все-таки, без вводных слов речь была бы скучной, «серой», невыразительной. Они помогают автору передать свое отношение к высказыванию, логически верно выстроить мысль, а читателям - понять его.

Рефлексия (слайд)

- В чем заключалась основная задача нашего урока?

- Как вы считаете, удалось ли нам достичь поставленных целей


Домашнее задание. (слайд)

§199, знать группы вводных слов

Упр№417

или Сочинение – миниатюра «Зачем нужны вводные слова?»

Тезис и аргументы в его подтверждение с помощью вводных слов.

Подведение итогов урока. Оценка деятельности.

- В завершение урока хочется сказать: «Мне, бесспорно, понравилось с вами работать.

Вы, несомненно, замечательные ученики»









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок русского языка в 8 классе

Автор: Гриднева Анна Александровна

Дата: 17.12.2024

Номер свидетельства: 662032

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Методическая разработка урока  русского языка "Чему мы научились за год" "
    ["seo_title"] => string(78) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-chiemu-my-nauchilis-za-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "101715"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402428347"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Конспект урока русского языка, презентация для урока..." "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-2"
    ["file_id"] => string(6) "130575"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415943910"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка на тему: "Местоимения в тексте" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-miestoimieniia-v-tiekstie"
    ["file_id"] => string(6) "191762"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427366003"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Урок русского языка в 6 классе. Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива."
    ["seo_title"] => string(71) "urokrusskoghoiazykav6klassieinfinitivsuffiksyinfinitivaosnovainfinitiva"
    ["file_id"] => string(6) "262076"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449250352"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка по теме Сложное предложение. 9 класс "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-slozhnoie-priedlozhieniie-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "170850"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423589488"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства