Цель урока: 1) повторить и закрепить сведения, полученные в 8 -10 классе; 2) развивать умение выявлять в тексте вводные слова, предложения, вставные конструкции и обособлять их; 3) развивать умение употреблять в своей речи вводные слова различных смысловых групп; 4) совершенствовать знания и умения учащихся; 5) развивать общие ученические умения и навыки; Планируемые результаты: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложений с вводными словами, словосочетаниями и вставными конструкциями. |
5 мин. | II. Мотивация к изучению нового. Проводит терминологическую разминку. что такое вводные слова и как они используются в речи? какие слова называются вводными? 3) связаны ли они грамматически с членами предложения ? 4) являются ли они сами членами предложения? 5 для чего они служат в речи? 6) с какой интонацией они произносятся? 7) как выделяются на письме? 8) чем отличаются вводные слова от вводных словосочетаний? | Ученики отвечают на вопросы учителя. Заполняют таблицу | Терминологическая таблица |
25 мин. | III. Актуализация знаний. С помощью метода «Кластер» осуществляет усвоение нового материала. Практические задания для группы : 1 группа: найти в тексте вводные слова. Несколько лет тому назад, к своему большому удовольствию, я провел отпуск в Сочи. Вам, наверное, тоже приходилось бывать на море. Вы, вероятно, купались в нем, катались на катере, загорали на пляже. К сожалению, мне не удалось совершить прогулку по морю сразу же после приезда в Сочи. Я, разумеется, был огорчен этим. Но через несколько дней, к счастью, прогулка состоялась. 2 группа : пользуясь справочным материалом, вставить в текст вводные слова. Слова для справок: безусловно, во-первых, во-вторых, в-третьих, а значит, следовательно, разумеется, несомненно, конечно. Редко в жизни случается так, что уже с юношеских лет ясна предстоящая дорога. Чаще всего выбор профессии – результат влияния семьи, учителей, соседа, имеющего авторитет старшего друга. С их помощью молодой человек делает важнейший шаг в жизни. Почему важнейший? Понаблюдав за близкими, нетрудно убедиться, что наиболее счастливы те, кто любит свою работу, кто нашел место в жизни. Именно потому выбор профессии – огромная ответственность и того, кто вступает в самостоятельную жизнь, и тех, кто помогает ему в этом. 3 группа: вставить в текст подходящие по смыслу вводные слова. В дороге нас ожидали неприятности: мы попали в глубокие овраги, в бурелом, чуть было не провалились в какую-то яму. Но мы успели ухватиться за корни старых елей. Нам надо было искать другой путь. Взвесив все за и против, мы решили идти прямо. Да, путешествовать в горах без проводника трудно и опасно. 4 группа : некоторые слова в зависимости от контекста могут быть вводными, а могут быть членами предложения. Приведите примеры, в которых бы одни и те же слова выступали сначала в роли вводных, а затем в роли члена предложения. 1-ый ряд: напротив, верно, бывало; 2-ой ряд: видно, рассказывают, чай; 3-ий ряд: знать, к счастью, бесспорно. | Демонстрируют свои знания. Отвечают на вопросы учителя. 1 | Карточки Учебник Бумага А4 |
5 мин. | IV. Закрепление урока. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление урока. - Творческая работа. Каждый ученик получает карточку - иллюстрацию, к которой должны подобрать простые предложения, а затем должен составить текст, состоящий из сложных предложений, используя простые предложения. составить небольшой связный текст на одну из тем, включив в него вводные слова. Роль книги в нашей жизни. Театр – один из удивительных видов искусства. Актуальность экологии как науки в современном мире. | Демонстрируют свои знания. Отвечают на вопросы учителя | Разноуровневые карточки |