Тема:« Второстепенные члены предложения. Определение».
Цели урока: 1) находить второстепенный член предложения – определение в предложении и тексте на основе вопроса и значения, графически его обозначать; выявлять роль определений в тексте; учиться анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;
2) развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности учащихся, устную и письменную речь;
3)воспитывать интерес к родному языку, любовь к родной природе.
Оборудование: компьютер,
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I.Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II.Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
(Звучит музыка В.А. Моцарта «Эльфийская ночь». Слайд №1).
Осень листья свои разбросала
По дорогам и по тропинкам,
Будто золото с солнцем смешала
И оставила все на картинках.
- Действительно, осень не только нарядила нашу природу, она заглянула к нам в класс и оставила свои следы. Осень посмотрела и в домашнюю работу. Что же она там отметила?
- Актуализация изученного с элементами проверки домашней работы (проверка домашней работы через документ-камеру).
Допишите начатые предложения. Подчеркните дополнения. Укажите падеж имён существительных.
1)Свежий ветерок играет (чем?). 2) Листочек оторвался (от чего?). 3)Тонкая паутинка зацепилась (за что?). 4)Орёл охотился (за кем?). 5)Дикие гуси готовились (к чему?). 6) Лесник предупредил охотника (о чём?).
- Осень – непредсказуемое время года. Сегодня солнечно, тепло и празднично от ярких красок. Но осенью всегда много работы. Вот и нам она предлагает потрудиться, пока стоит хорошая погода.
- Синтаксический разбор предложения.
Дорожка вывела нас из липовой аллеи. (Работа у доски)
3. Орфографический тренинг.
Назовите орфограммы на месте пропусков. Спишите слова с пропущенными буквами. (Работа с классом)
Кр.сивая осень, сколь.кий гриб, на син.м небе, спелая рож., важный грач., свет.т солнце, б.гровый лист.
4.Проверка синтаксического разбора предложения.
Познавательные УУД.
1.Владеть разными видами аудирования (выборочным, детальным).
2.Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
III.Введение в тему и формулирование проблемы урока.
- С какой трудностью мы столкнулись? (См. презентацию, слайд №2)
- Поставьте вопрос к слову липовой.
- Какой частью речи выражено это слово?
- Что обозначает прилагательное?
- Это главный или второстепенный член предложения?
- Сформулируйте цель урока.
- Какие есть гипотезы? Как называется этот второстепенный член предложения и как подчеркивается?
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположения на основе наблюдений.
2.Формулировать вопрос (проблему) урока и ее цель.
IV. Открытие новых знаний.
- Проверим свои гипотезы.
Работа с П.65, стр. 120-121, теоретический материал.
- Что нового вы узнали?
- Сформулируйте тему урока. ( Слайд № 3 )
Запись темы на доске: Второстепенные члены предложения. Определение. ( Слайд № 4 - 5 )
Регулятивные УУД
3.Искать пути решения проблемы.
4.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
V.Развитие учебно-языковых умений.
Осень – сказка! Осень – чудо!
Осень – просто волшебство!
Ты пришла, скажи, откуда?
Может ветром принесло?
Упр. 1. (См. лист-задание) Прочитайте текст. Спишите и подчеркните главные члены предложения и определения. Графически обозначьте смысловые и грамматические связи определения и слова, с которым оно связано (см. образец правила).
Лесная сказка.
Это и вправду было как в сказке. Кленовые листья повисали на нитках осенней паутины. Лес прощался с солнцем. Светлые зайчики играли на опавших листьях. Я выбрал зайчика покрупнее и накрыл плащом. Получилась мягкая постель. Присесть на такую постель после долгой ходьбы – одно удовольствие!
- Но осенью сказка быстро заканчивается. Вдруг набегут серые тучи, небо покроется облаками, и заморосит мелкий дождик.
Упр. 2. Прочитайте предложения. Распространите их с помощью определений. Напишите предложения, графически обозначая определения. (Работа в парах)
Ст.ит (какая?) погода. Третий день дует (какой?) ветер. По небу б.гут (какие?) тучи. Птиц уже не слышно. Они ул.тели в (какие?) края.
- Об осени говорили разные писатели и поэты, художники создавали картины, композиторы писали музыку.
Упр. 3. Составьте по картине небольшой рассказ, употребляя определения. (Сочинение – миниатюра). Подчеркните определения. ( Слайд № 7)
Наступила золотая осень…
- Какие слова делают наше высказывание более ярким, красочным, эмоциональным?
( Вывод: имена прилагательные в тексте употребляются для более яркой, красочной, выразительной речи.)
Познавательные УУД
1.Владеть приемами отбора и систематизации материала.
2.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД
1.Строить связное монологическое высказывание.
2.Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
VI.Рефлексия.
Тест. (См. презентацию к уроку, слайд №8).
Назовите ключевые слова темы.
- Чему учились на уроке? Что было интересного?
- Оцените свою работу на уроке.
Регулятивные УУД
5.Соотносить цели и результаты своей деятельности.
6.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
VII.Домашнее задание.
П. 65, упр. 508.(См. презентацию к уроку, слайд №9).
Улыбнулась осень на прощанье,
Помахала ласково листочком,
Так она сказала: «До свидания»,
Чтоб поставить после лета точку.