kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Второстепенные члены предложения. Определение Дополнение Обстоятельство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Второстепенные члены предложения.  Определение Дополнение Обстоятельство

Цели:

1) повторить и углубить сведения о второстепенных членах предложения и способах их выражения;

2) закрепить знания учащихся о второстепенных членах предложения;

3) учить определять второстепенные члены предложения, составлять предложения по схемах, развивать связную речь, мышление.

4)развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме

5) воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

Тип урока. Урок развития умений.

Цели как деятельность учеников.

М/п: преобразовывать информацию (составлять схему, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

6ЛР: находить второстепенный член предложения – дополнение в предложении и тексте на основе вопроса и значения, графически его обозначать.

3ЛР: подробно передавать содержание текста (пересказывать).

Оборудование: проектор, компьютер, бланк памятки для заполнения «Второстепенные члены предложения», индивидуальные карточки с заданиями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Второстепенные члены предложения. Определение Дополнение Обстоятельство »

Урок 52

Тема: Второстепенные члены предложения. Определение Дополнение Обстоятельство

Цели:

1) повторить и углубить сведения о второстепенных членах предложения и способах их выражения;

2) закрепить знания учащихся о второстепенных членах предложения;

3) учить определять второстепенные члены предложения, составлять предложения по схемах, развивать связную речь, мышление.

4)развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме

5) воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

Тип урока. Урок развития умений.

Цели как деятельность учеников.

М/п: преобразовывать информацию (составлять схему, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

6ЛР: находить второстепенный член предложения – дополнение в предложении и тексте на основе вопроса и значения, графически его обозначать.

3ЛР: подробно передавать содержание текста (пересказывать).

Оборудование: проектор, компьютер, бланк памятки для заполнения «Второстепенные члены предложения», индивидуальные карточки с заданиями.


Ход урока:

1. Самоопределение к деятельности

Итак, мы начинаем урок. Я надеюсь, что вы настроились на работу, всё приготовили к уроку, что вы будете внимательны, сосредоточены, и у нас с вами всё получится хорошо. Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

2. Актуализация изученного.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (выборочным, детальным).

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Прочитайте их внимательно и подумайте, что в них общего и чем они отличаются?

1) Лес стоит. 2) Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

И.А. Бунин «Листопад»

3. Введение в тему и формулирование проблемы урока.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

- Какое предложение помогает нам представить картину осеннего леса? (Второй.)

- Какие члены предложения дают возможность увидеть лес в богатом наряде осени? (Второстепенные.)

- Как вы думаете, нужны ли в предложении второстепенные члены? Какова же их роль? (Нужны, они позволяют четко и ярко представлять картины и события, делают речь содержательной, выразительной, без них предложение часто теряет смысл).

- Конечно, второстепенные члены играют важную роль в предложении, без них мы не могли бы выражать свои мысли. А с помощью определений человек выражает не только мысли, но и чувства, эмоции по отношению к изображаемым предметам. Одни прилагательные обозначают просто признак предмета, а другие помогают более ярко и выразительно описывать предмет. Это эпитеты – художественные образные определе-ния.

- Ребята, вы, конечно, уже много знаете о второстепенных членах, а я предлагаю вам по-другому на них взглянуть. Давайте познакомимся с веселыми стихами А.И. Косоговского, которые будут вашими помощниками. Прочитаем их хором. Первый стишок прочитает первый ряд и т.д.

- Назовите тему урока.

Ребята, посмотрите на тему урока и на опорные слова. Как вы думаете, что нам предстоит сделать на этом уроке?

Задачи:

  • Узнать подробнее, что такое дополнение, определение и обстоятельство.

  • Научиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении

  • Тренироваться употреблять дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.

- Я рада, что ваши цели совпали с моими.

4. Развитие учебно­языковых умений.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм).


Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

- А чтобы вспомнить, как находить в предложении второстепенные члены, чем они различаются, как их правильно графически обозначать, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Мы побываем в гостях у каждого времени года. Помогут нам увидеть красоту и очарование каждого времени года замечательные стихи русских поэтов о природе и знаменитые картины русских художников. Многие путешественники вели дневник, а мы будем записывать свои мысли в таблицу-памятку «Второстепенные члены предложения». Приготовьте ее.

А. Определение

- Сейчас октябрь, и первой в своем великолепном дворце нас встречает красавица Осень в золотых нарядах. Посмотрите, какими яркими красками раскрасила Осень деревья на картине Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень» и чем восхищается поэт Федор Иванович Тютчев в стихотворении «Осенний вечер». Какой второстепенный член помогает передать настроение осеннего вечера? (Определение.) Что обозначает определение? (Признак предмета.) На какие вопросы отвечает? (Каких? Какая?) Чем оно выражено в предложении? (Прилагательным.) Как оно подчеркивается? (Волнистой линией.) Запишите ваши ответы в памятку и проверьте себя.

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..

Ф.И.Тютчев «Осенний вечер»

Б. Дополнение

- А теперь мы в гостях у волшебницы Зимы. Как бережно укутала она белым покрывалом лес на картине Ивана Ивановича Шишкина «Зима» и как сурова она в стихотворении «Зима» Сергея Александровича Есенина! Найдите в предложении дополнение. (Пруды.) Что обозначает дополнение и на какие вопросы отвечает? (Предмет, вопросы косвенных падежей.) Чем оно выражено в предложении? (Существительным.) Как подчеркивается дополнение? (Пунктирной линией.) Запишите ответы в памятку и проверьте правильность записи.

Вот морозы затрещали
И сковали все
пруды.

С.А. Есенин «Зима»

В. Обстоятельство

- Царство Весны встречает нас звоном капели и птичьими трелями. Легкое дыхание весны чувствуется в картине «Грачи прилетели» Алексея Кондратьевича Саврасова и в отрывках из стихотворений Федора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза» и Сергея Александровича Есенина «Наступление весны». Найдите в предложениях обстоятельства. (С горы, в лесу, быстро.) Что обозначает обстоятельство? (Место и образ действия.) Что еще оно может обозначать? (Время действия, причину и цель.) На какие вопросы отвечает обстоятельство? (Где? Когда? Как? Куда? Откуда? Почему? Зачем?) Чем оно выражено в предложении? (Существительным с предлогом, наречием.) Как подчеркивается обстоятельство? (Точкой и тире.) Запишите ответы в памятку и проверьте себя.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам.

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»

Весна наступает,
Снег
быстро тает.

С.А. Есенин «Наступление весны»

- Запах душистых трав, ласковое дуновение теплого ветерка – Лето так и манит нас в свои края. Картина Исаака Ильича Левитана «Лето» и строки стихотворения Александра Александровича Блока «Летний вечер» пронизаны солнечным светом. Давайте покажем, как хорошо мы знаем все второстепенные члены и назовем их в этом отрывке.

Последние лучи заката
Лежат
на поле сжатой ржи.

А.А. Блок «Летний вечер»

Запись таблицы.

3. Работа по вариантам.


- Наше путешествие подошло к концу, теперь мы сядем у теплой печки и будем вспоминать, что узнали в далеких краях. А если вы что-то забудете, вам поможет памятка. Вы будете выполнять разные задания в карточке «Записки внимательного путешественника». Напишите свою фамилию и имя на первой странице. И вот первое задание. Каждый вариант записывает по три отрывка из стихотворений. Подчеркните в этих предложениях дополнения. Какой частью речи они выражены? Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.


I вариант

1. От лип душистым медом тянет… А.А. Фет

2. Люблю я пышное природы увяданье. А.С. Пушкин

3. Буря мглою небо кроет. А.С.Пушкин



II вариант

1. Тучи неба закрыли красу. А.А. Фет

2. Как весел грохот летних бурь. Ф.И.Тютчев

3. Люблю я цепи синих гор. М.Ю. Лермонтов

4. Физкультминутка.


- Мы, опытные путешественники, не можем долго сидеть на одном месте, поэтому давайте немного подвигаемся и поиграем в игру «Самый внимательный». Правила игры таковы. Я читаю предложение – отрывок из стихотворения, если в предложении есть обстоятельство – нужно поднять руки вверх и потянуться, есть определение – нужно подпрыгнуть, если есть дополнение – присесть. Начинаем!

  • Весна в окно стучится и гонит со двора. Ф.И.Тютчев

  • Шелестят зеленые сережки, и горят серебряные росы. С.А.Есенин

  • Лес оживился щебетанием , воздух наполнился благоуханием. С.А. Есенин

  • Ночью ветер злится да стучит в окно. А.А. Фет

  • Летний вечер тих и ясен. А.А. Фет

  • Листья в поле пожелтели. М.Ю. Лермонтов

  • Не верит солнышку земля. А.А. Фет

  • Бушует снежная весна. А.А. Блок

5. Творческая работа. Восстановление деформированного текста.


- Мы отдохнули, а сейчас я предлагаю вам выполнить творческое задание. В карточке (задание № 2) вы видите отрывок из известного вам стихотворения - «Береза» Сергея Александровича Есенина и «Зимнее утро». Используя слова для справок, восстановите стихотворный текст. Прочитайте получившийся текст. Какой второстепенный член вам понадобился? (Определения.) Подчеркните определения. Чем они выражены в предложении? (Прилагательными)

А. На _________ветках

___________ каймой

Распустились кисти

_________ бахромой.

И стоит береза

В __________ тишине,

И горят снежинки

В _________ огне. С.А. Есенин «Береза»


Слова для справок: сонный, пушистый, снежный, золотой, белый.

6. Работа в парах. Составить предложения по теме «Природа» по схемам.


- Надеюсь, вы почувствовали себя настоящими поэтами! А теперь самое трудное задание (№ 3). Работать вы будете в парах. Путешествуя, мы должны аккуратно и бережно относиться к природе, заботиться о сохранении ее красоты и разнообразия. Первый ряд составляет предложения об осени, второй ряд – о зиме, третий ряд – об осени.

А. обст. места .

Б. обст. времени .


В. . .

- О каком времени года мы еще не сказали?


*Чтобы составить предложение о лете, мне нужны помощники – 5 самых смелых ребят. Возьмите карточки, на которых указаны члены предложения. Нам их не показывайте. У вас есть 1 минута, чтобы придумать предложение о лете. Вы встанете в нужном порядке, чтобы получилось предложение, и назовете каждый только свое слово. А мы попробуем догадаться, какой вы член предложения. Теперь покажите ваши карточки.

* Другой вариант – все вместе составляем предложение о лете.


7. Подведение итогов урока. Тестовое задание по теме с взаимопроверкой.


- Вы хорошо справились с заданиями! А теперь мы проверим, внимательными ли вы были путешественниками и все ли вы знаете о второстепенных членах предложения. Выполните тестовое задание № 4, выбрав, по вашему мнению, верный вариант ответа.


8. Домашнее задание.

- Давайте еще раз прочитаем наши веселые стихи, они помогут вам выполнить домашнее задание. Напишите сочинение-миниатюру «Мое любимое время года», используя как можно больше второстепенных членов (объем – 5 предложений).


9. Рефлексия.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

- Вы сегодня замечательно поработали и показали хорошие знания. Хотели бы вы еще раз отправиться в такое путешествие? А почему?

– Чему учились на уроке?

– Были ли трудности? Что было интересно на уроке?

– Оцените свою работу на уроке.

– По каким критериям будете оценивать себя?

- Сегодня вы прочитали отрывки из замечательных стихотворений великих русских поэтов, увидели картины знаменитых русских художников. Они воспевали красоту русской природы, которую мы с вами видим каждый день и часто не замечаем ее красоты. Надеюсь, что бережное и внимательное отношение к природе, ваша любознательность и обращение к творениям настоящих мастеров литературы и живописи помогут вам открыть новое и удивительное в каждом времени года. И когда вы будете идти по ковру из желтых листьев, или по скрипучему снегу, или по тропинке в цветущем саду, вспомните о нашем уроке.

- Спасибо вам за урок! Желаю вам успехов в учебе и в изучении русского языка! Берегите природу и наслаждайтесь красотой каждого времени года!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Второстепенные члены предложения. Определение Дополнение Обстоятельство

Автор: Брехнева Любовь Владимировна

Дата: 17.11.2014

Номер свидетельства: 131698

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "КСП "Второстепенные члены предложения: определение, дополнение и обстоятельство." "
    ["seo_title"] => string(93) "ksp-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-opriedielieniie-dopolnieniie-i-obstoiatiel-stvo"
    ["file_id"] => string(6) "199788"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428650574"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "КСП Нахождение главных и второстепенных членов  предложения по вопросам , их графическое  выделение в предложении "
    ["seo_title"] => string(135) "ksp-nakhozhdieniie-ghlavnykh-i-vtorostiepiennykh-chlienov-priedlozhieniia-po-voprosam-ikh-ghrafichieskoie-vydielieniie-v-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "199347"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428570302"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок русского языка "Главные и второстепенные члены предложения.""
    ["seo_title"] => string(67) "urokrusskoghoiazykaglavnyieivtorostiepiennyiechlienypriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "316622"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460123516"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) ""Второстепенные члены предложения"  тестовые задания для 8 класса с нерусским языком обучения "
    ["seo_title"] => string(108) "vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-tiestovyie-zadaniia-dlia-8-klassa-s-nierusskim-iazykom-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "110150"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1405596312"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока русского языка в 5 классепо теме "Второстепенные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassiepo-tiemie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "134520"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416757192"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства