Просмотр содержимого документа
«Второстепенные члены предложения. Определение Дополнение Обстоятельство »
Урок 52
Тема: Второстепенные члены предложения. Определение Дополнение Обстоятельство
Цели:
1) повторить и углубить сведения о второстепенных членах предложения и способах их выражения;
2) закрепить знания учащихся о второстепенных членах предложения;
3) учить определять второстепенные члены предложения, составлять предложения по схемах, развивать связную речь, мышление.
4)развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме
5) воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.
Тип урока. Урок развития умений.
Цели как деятельность учеников.
М/п: преобразовывать информацию (составлять схему, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
6ЛР: находить второстепенный член предложения – дополнение в предложении и тексте на основе вопроса и значения, графически его обозначать.
3ЛР: подробно передавать содержание текста (пересказывать).
Оборудование: проектор, компьютер, бланк памятки для заполнения «Второстепенные члены предложения», индивидуальные карточки с заданиями.
Ход урока:
1. Самоопределение к деятельности
Итак, мы начинаем урок. Я надеюсь, что вы настроились на работу, всё приготовили к уроку, что вы будете внимательны, сосредоточены, и у нас с вами всё получится хорошо. Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
2. Актуализация изученного.
Познавательные УУД
1. Владеть разными видами аудирования (выборочным, детальным).
2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
Прочитайте их внимательно и подумайте, что в них общего и чем они отличаются?
1) Лес стоит. 2) Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И.А. Бунин «Листопад»
3. Введение в тему и формулирование проблемы урока.
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.
- Какое предложение помогает нам представить картину осеннего леса? (Второй.)
- Какие члены предложения дают возможность увидеть лес в богатом наряде осени? (Второстепенные.)
- Как вы думаете, нужны ли в предложении второстепенные члены? Какова же их роль? (Нужны, они позволяют четко и ярко представлять картины и события, делают речь содержательной, выразительной, без них предложение часто теряет смысл).
- Конечно, второстепенные члены играют важную роль в предложении, без них мы не могли бы выражать свои мысли. А с помощью определений человек выражает не только мысли, но и чувства, эмоции по отношению к изображаемым предметам. Одни прилагательные обозначают просто признак предмета, а другие помогают более ярко и выразительно описывать предмет. Это эпитеты – художественные образные определе-ния.
- Ребята, вы, конечно, уже много знаете о второстепенных членах, а я предлагаю вам по-другому на них взглянуть. Давайте познакомимся с веселыми стихами А.И. Косоговского, которые будут вашими помощниками. Прочитаем их хором. Первый стишок прочитает первый ряд и т.д.
- Назовите тему урока.
Ребята, посмотрите на тему урока и на опорные слова. Как вы думаете, что нам предстоит сделать на этом уроке?
Задачи:
Узнать подробнее, что такое дополнение, определение и обстоятельство.
Научиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении
Тренироваться употреблять дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.
- Я рада, что ваши цели совпали с моими.
4. Развитие учебноязыковых умений.
Познавательные УУД
1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм).
Коммуникативные УУД
1. Строить связное монологическое высказывание.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
- А чтобы вспомнить, как находить в предложении второстепенные члены, чем они различаются, как их правильно графически обозначать, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Мы побываем в гостях у каждого времени года. Помогут нам увидеть красоту и очарование каждого времени года замечательные стихи русских поэтов о природе и знаменитые картины русских художников. Многие путешественники вели дневник, а мы будем записывать свои мысли в таблицу-памятку «Второстепенные члены предложения». Приготовьте ее.
А. Определение
- Сейчас октябрь, и первой в своем великолепном дворце нас встречает красавица Осень в золотых нарядах. Посмотрите, какими яркими красками раскрасила Осень деревья на картине Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень» и чем восхищается поэт Федор Иванович Тютчев в стихотворении «Осенний вечер». Какой второстепенный член помогает передать настроение осеннего вечера? (Определение.) Что обозначает определение? (Признак предмета.) На какие вопросы отвечает? (Каких? Какая?) Чем оно выражено в предложении? (Прилагательным.) Как оно подчеркивается? (Волнистой линией.) Запишите ваши ответы в памятку и проверьте себя.
Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть!..
Ф.И.Тютчев «Осенний вечер»
Б. Дополнение
- А теперь мы в гостях у волшебницы Зимы. Как бережно укутала она белым покрывалом лес на картине Ивана Ивановича Шишкина «Зима» и как сурова она в стихотворении «Зима» Сергея Александровича Есенина! Найдите в предложении дополнение. (Пруды.) Что обозначает дополнение и на какие вопросы отвечает? (Предмет, вопросы косвенных падежей.) Чем оно выражено в предложении? (Существительным.) Как подчеркивается дополнение? (Пунктирной линией.) Запишите ответы в памятку и проверьте правильность записи.
Вот морозы затрещали И сковали все пруды.
С.А. Есенин «Зима»
В. Обстоятельство
- Царство Весны встречает нас звоном капели и птичьими трелями. Легкое дыхание весны чувствуется в картине «Грачи прилетели» Алексея Кондратьевича Саврасова и в отрывках из стихотворений Федора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза» и Сергея Александровича Есенина «Наступление весны». Найдите в предложениях обстоятельства. (С горы, в лесу, быстро.) Что обозначает обстоятельство? (Место и образ действия.) Что еще оно может обозначать? (Время действия, причину и цель.) На какие вопросы отвечает обстоятельство? (Где? Когда? Как? Куда? Откуда? Почему? Зачем?) Чем оно выражено в предложении? (Существительным с предлогом, наречием.) Как подчеркивается обстоятельство? (Точкой и тире.) Запишите ответы в памятку и проверьте себя.
С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам.
Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»
Весна наступает, Снег быстро тает.
С.А. Есенин «Наступление весны»
- Запах душистых трав, ласковое дуновение теплого ветерка – Лето так и манит нас в свои края. Картина Исаака Ильича Левитана «Лето» и строки стихотворения Александра Александровича Блока «Летний вечер» пронизаны солнечным светом. Давайте покажем, как хорошо мы знаем все второстепенные члены и назовем их в этом отрывке.
Последние лучи заката Лежат на полесжатойржи.
А.А. Блок «Летний вечер»
Запись таблицы.
3. Работа по вариантам.
- Наше путешествие подошло к концу, теперь мы сядем у теплой печки и будем вспоминать, что узнали в далеких краях. А если вы что-то забудете, вам поможет памятка. Вы будете выполнять разные задания в карточке «Записки внимательного путешественника». Напишите свою фамилию и имя на первой странице. И вот первое задание. Каждый вариант записывает по три отрывка из стихотворений. Подчеркните в этих предложениях дополнения. Какой частью речи они выражены? Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
I вариант
1. От лип душистым медом тянет… А.А. Фет
2. Люблю я пышное природы увяданье. А.С. Пушкин
3. Буря мглою небо кроет. А.С.Пушкин
II вариант
1. Тучи неба закрыли красу. А.А. Фет
2. Как весел грохот летних бурь. Ф.И.Тютчев
3. Люблю я цепи синих гор. М.Ю. Лермонтов
4. Физкультминутка.
- Мы, опытные путешественники, не можем долго сидеть на одном месте, поэтому давайте немного подвигаемся и поиграем в игру «Самый внимательный». Правила игры таковы. Я читаю предложение – отрывок из стихотворения, если в предложении есть обстоятельство – нужно поднять руки вверх и потянуться, есть определение – нужно подпрыгнуть, если есть дополнение – присесть. Начинаем!
Весна в окно стучится и гонит со двора. Ф.И.Тютчев
Шелестят зеленые сережки, и горят серебряные росы. С.А.Есенин
5. Творческая работа. Восстановление деформированного текста.
- Мы отдохнули, а сейчас я предлагаю вам выполнить творческое задание. В карточке (задание № 2) вы видите отрывок из известного вам стихотворения - «Береза» Сергея Александровича Есенина и «Зимнее утро». Используя слова для справок, восстановите стихотворный текст. Прочитайте получившийся текст. Какой второстепенный член вам понадобился? (Определения.) Подчеркните определения. Чем они выражены в предложении? (Прилагательными)
А. На _________ветках
___________ каймой
Распустились кисти
_________ бахромой.
И стоит береза
В __________ тишине,
И горят снежинки
В _________ огне. С.А. Есенин «Береза»
Слова для справок: сонный, пушистый, снежный, золотой, белый.
6. Работа в парах. Составить предложения по теме «Природа» по схемам.
- Надеюсь, вы почувствовали себя настоящими поэтами! А теперь самое трудное задание (№ 3). Работать вы будете в парах. Путешествуя, мы должны аккуратно и бережно относиться к природе, заботиться о сохранении ее красоты и разнообразия. Первый ряд составляет предложения об осени, второй ряд – о зиме, третий ряд – об осени.
А. обст. места .
Б. обст. времени .
В. . .
- О каком времени года мы еще не сказали?
*Чтобы составить предложение о лете, мне нужны помощники – 5 самых смелых ребят. Возьмите карточки, на которых указаны члены предложения. Нам их не показывайте. У вас есть 1 минута, чтобы придумать предложение о лете. Вы встанете в нужном порядке, чтобы получилось предложение, и назовете каждый только свое слово. А мы попробуем догадаться, какой вы член предложения. Теперь покажите ваши карточки.
* Другой вариант – все вместе составляем предложение о лете.
7. Подведение итогов урока. Тестовое задание по теме с взаимопроверкой.
- Вы хорошо справились с заданиями! А теперь мы проверим, внимательными ли вы были путешественниками и все ли вы знаете о второстепенных членах предложения. Выполните тестовое задание № 4, выбрав, по вашему мнению, верный вариант ответа.
8. Домашнее задание.
- Давайте еще раз прочитаем наши веселые стихи, они помогут вам выполнить домашнее задание. Напишите сочинение-миниатюру «Мое любимое время года», используя как можно больше второстепенных членов (объем – 5 предложений).
9. Рефлексия.
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
- Вы сегодня замечательно поработали и показали хорошие знания. Хотели бы вы еще раз отправиться в такое путешествие? А почему?
– Чему учились на уроке?
– Были ли трудности? Что было интересно на уроке?
– Оцените свою работу на уроке.
– По каким критериям будете оценивать себя?
- Сегодня вы прочитали отрывки из замечательных стихотворений великих русских поэтов, увидели картины знаменитых русских художников. Они воспевали красоту русской природы, которую мы с вами видим каждый день и часто не замечаем ее красоты. Надеюсь, что бережное и внимательное отношение к природе, ваша любознательность и обращение к творениям настоящих мастеров литературы и живописи помогут вам открыть новое и удивительное в каждом времени года. И когда вы будете идти по ковру из желтых листьев, или по скрипучему снегу, или по тропинке в цветущем саду, вспомните о нашем уроке.
- Спасибо вам за урок! Желаю вам успехов в учебе и в изучении русского языка! Берегите природу и наслаждайтесь красотой каждого времени года!