Просмотр содержимого документа
«Второстепенные члены предложения. 5 класс»
Урок русского языка "Второстепенные члены предложения" (5 «В» класс)
Автор: Коваленко Таиса Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ СШ №51
Методический комментарий к уроку: данный урок является третьим в системе уроков по теме «Члены предложения».
Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний. Необходимых для восприятия нового материала по данной теме; ввод алгоритма и образцов рассуждения, усвоение темы в процессе проблемного диалога, выполнение алгоритмизированных упражнений, ориентированных на формирование умений мотивировать и дифференцировать изучаемые явления на овладение способами решения познавательных задач.
УУД:
Личностные: формирование мотивации
Регулятивные: целеполагание, контроль( сопоставление результата действия с эталоном)
Познавательные: анализ и синтез, классификация, выведение следствий.
Коммуникативные: умение слушать и слышать друг друга, добывать с помощью вопросов недостающую информацию, проявлять эмпатию к партнерам по сотрудничеству.
В процессе урока обучающиеся должны:
- самостоятельно определять цели своего обучения
-уметь опознавать в тексте второстепенные члены предложения
-структурировать учебный материал темы
-находить причинно- следственные связи между языковыми явлениями
-логически мыслить, аргументировать свой ответ
-обозначать символом синтаксические конструкции
-конструировать предложения по заданным параметрам
-оценивать свою деятельность и степень участия в изучении новой темы
Ход урока
Учитель:
Доброе утро! Я Вам говорю! Доброе утро я вам подарю. И улыбаются добрые люди, Видно, слова они добрые любят!
-Как я рада видеть улыбки на ваших лицах, мои дорогие ребята!
-Говорят, улыбка- это поцелуй души, улыбка нам дарит настроение! А с хорошим настроением у нас все ладится и получается! А судя по вашим улыбкам, у вас отличное настроение! Я права? Значит, мы с вами поработаем сегодня на уроке дружно и активно! Вы готовы? Молодцы!
-Откройте свои тетрадочки и запишите число – 14 ноября и классная работа.
-А тему мы с вами запишем чуть позже, когда вы сами ее сформулируете.
1. Определение темы
-Поможет вам в этом игра «Знайка» (СЛАЙД № 1)
-Итак, решите лингвистическую задачу:
из предложения Я вышла на улицу возьмите подлежащее
из предложения Котёнок осторожно подошёл ко мне возьмите обстоятельство
из предложения Я шагнула вперёд возьмите сказуемое
из предложения На лесную полянку вышел огромный лось возьмите определение
из предложения Я увидела чуть заметную тропинку возьмите дополнение
- Ребята, мы можем её решить? Совершенно верно. Нет, так как мы ещё не изучали обстоятельство, определение и дополнение. А одним словом, как они называются? Правильно, второстепенные члены предложения. Значит, тема нашего урока как будет звучать? Правильно! Давайте её запишем.
( СЛАЙД № 2)
2. Актуализация темы
- Ребята, как вы думаете, так ли уж необходима эта тема?
(Да, необходима, так как второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать).
- Молодцы, эта тема очень важна. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой и невыразительной.
3. Задачи урока (формулируют сами учащиеся)
- Ребята, посмотрите на тему урока и на опорные слова. Как вы думаете, что нам предстоит узнать, чему научиться на этом уроке?
(Задачи:
узнать, что такое дополнение, определение и обстоятельство.
научиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении
тренироваться употреблять дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи)
- Я рада, что ваши цели совпали с моими. (СЛАЙД № 3)
4. Изучение нового материала
(Работа в группах)
- Чтобы реализовать 1 задачу (организация работы по группам) нам понадобятся 3 группы. (расставить таблички) Каждая группа будет заниматься изучением своего вопроса, а затем передаст знания всем. Хочу напомнить, что у каждой группы на столах находятся памятки работы в группе.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ
Внимательно прочитайте задания.
Выполняя задания, чётко следуйте инструкции
Работайте дружно.
Уважайте мнение товарищей.
Выберите выступающего.
-У каждой группы на столе есть карточка с планом работы и таблица. Найдите их, они белого цвета. Также на столах есть опорные листочки. Вы их должны вклеить в поля таблицы. На выполнение этой работы вам даётся 3 мин.
Карточка №1
Прочитайте правило на странице 139.
Ответьте на вопросы о дополнении по плану: - Что обозначает? - На какие вопросы отвечает? - Какой частью речи выражено? -Как подчёркивается? -Приведите свои примеры.
Оформите теоретический материал о дополнении в таблицу (Наклейте нужные листочки в поля таблицы)
Выберите выступающего для передачи материала классу.
Карточка №2
Прочитайте правило на станице 138.
Ответьте на вопросы об определении по плану: - Что обозначает? - На какие вопросы отвечает? - Какой частью речи выражено? -Как подчёркивается? -Приведите свои примеры.
Оформите теоретический материал об определении в таблицу (Наклейте нужные листочки в поля таблицы)
Выберите выступающего для передачи материала классу
Карточка №3
Прочитайте правило на станице 139.
Ответьте на вопросы об обстоятельстве по плану: - Что обозначает? - На какие вопросы отвечает? - Какой частью речи выражено? -Как подчёркивается? -Приведите свои примеры.
Оформите теоретический материал об обстоятельстве в таблицу (Наклейте нужные листочки в поля таблицы)
Выберите выступающего для передачи материала классу
Выступления групп
-А сейчас группы внимательно слушают выступления друг друга и продолжают заполнять таблицу. (Проверить) (СЛАЙД- ТАБЛИЦА № 4) Молодцы!
5. Закрепление материала
- А сейчас всё внимание на экран. (СЛАЙД № 5)
Чтобы выполнить 2 задачу, вам нужно
записать предложения, предназначенные для вашей группы,
2 вставить пропущенные буквы,
выделить основу предложения,
укажите, каким второстепенным членом является выделенное слово,
сделать вывод, для чего нужны второстепенные члены в предложении.
(план вашей работы на экране вверху) На выполнение этой работу вам даётся 3 мин.
1 группа (сильная)
Дикие гуси г…товились к отлёту.
Деревья постепенно обл…тают.
В небе в…сят белые облака.
2 группа(средняя)
Свежий в…терок играет листьями.
Пошёл ре…кий дождь.
Облака плывут на восток.
3 группа (слабая)
(Откуда?) Из-за туч)выглянуло солнышко
Листочек оторвался ( от чего?)от дер…ва.
(На какой?) На высокой ели уселась стайка др…здов.
- Попробуйте сделать вывод.
(Вывод: Второстепенные члены предложения поясняют главные и другие второстепенные члены.)
-А теперь давайте вернёмся к нашей лингвистической задачке. (СЛАЙД № 6) Давайте её решим вместе. 3 группа работает со 2 заданием, 2 группа – с 4, а 1 группа – с 5заданием.
из предложения Я вышла на улицу возьмите подлежащее
из предложения Котёнок осторожно подошёл ко мне возьмите обстоятельство
из предложения Я шагнула вперёд возьмите сказуемое
из предложения На лесную полянку вышел огромный лось возьмите определение
из предложения Я увидела чуть заметную тропинку возьмите дополнение
А. Смотрим, что получилось (СЛАЙД № 7)
Совершено верно. Молодцы! Хорошо справились с работой.
Я осторожно шагнула на лесную тропинку…
6. Творческая работа (Деловая игра «Юные корреспонденты»)
- Вы заметили, что в конце предложения у меня стоит многоточие? Это говорит о том, что мы ёщё не до конца решили задачу. А чтобы решить лингвистическую задачку до конца и реализовать 3 задачу урока, мы сейчас поиграем. (СЛАЙД- ДЕЛОВАЯ ИГРА № 8) Представьте, что мы находимся в редакции школьной газеты «Переменка». Я главный редактор, а вы корреспонденты. Нужно срочно подобрать материал к специальному выпуску газеты «Осенние зарисовки». Слушайте задания. Найдите на столе лист жёлтого цвета. Что, нет его на парте? Ах, да! Я ведь забыла, что, когда я раскладывала задания на парты , открылось окно и ветер унёс их. Давайте поищем вместе.
7. Физминутка.
Повернитесь назад и поищите на спинке стула. Нет?
Наклонитесь вправо и посмотрите по сторонам. Нет?
Наклонитесь влево и посмотрите по сторонам. Нет?
Тогда поищите ладошками под крышкой стула, поищите под партой. Нашли? Вот и хорошо.
- Мы все с вами отправляемся в осеннюю командировку. (СЛАЙД- Осенняя командировка № 9). Задания группам и инструкция для работы у вас на листах.
3 группа
- У вас на столе находится текст, написанный корреспондентом, который не знал ничего о второстепенных членах предложения. Ваша задача:
Записать текст, распространив предложения второстепенными членами.
Сделать вывод, для чего нужны второстепенные предложения в тексте.
Инструкция для работы на карточке.
Прошло (какое?) лето. Наступила (какая?) осень. В (каком?) лесу деревья (когда?) облетели. Только берёзки сохранили (какие?) листочки. (Какие?) лучи озаряют (какой?) лес. Природа готовится к ( какому?) отдыху.
Прошло тёплое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили последние листочки. Редкие лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к долгожданному отдыху.
2 группа
- Тут один нерадивый корреспондент перепутал времена года и вместо осени написал о весне. Ваша задача:
Написать текст по аналогии, распространив его второстепенными членами.
Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте.
Инструкция для работы на карточке.
Наступление весны.
Солнце светит всё ярче. Степная дорога оттаяла. Снег заметно осел и почернел. Дует тёплый ветерок. На дорожках блестят лужи. На деревьях появляются первые листочки. Всё кругом оживает.
1 группа
У.:А ваше задание - самое сложное. Корреспондент написал лишь одно предложение. Вы должны написать мини-сочинение по данному началу (обратиться к доске), распространяя предложения второстепенными членами. Я осторожно шагнула на лесную тропинку… Определите, зачем нужны второстепенные члены. В работе вам поможет картина. Инструкция для работы на карточке.
- Я желаю вам творческих успехов. А чтобы лучше настроиться на осенний лад, вы будете работать под музыку П. И. Чайковского «Времена года» «Осень». (Щёлкнуть кнопку на слайде 9). Я думаю вам это поможет. На выполнение этой работы вам даётся 3-4 мин.
8. Выступления групп. (открыть название газеты «Осенние зарисовки»)
Выступает 3 группа.
Алгоритм ответа.
Прочитайте задание. (Записать текст, распространив предложения второстепенными членами.)
Прочитайте исходный текст.
Прочитайте получившийся текст.
Вывод: сравните исходный текст и получившийся. Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте.
Приблизительный вариант
Прошло тёплое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили последние листочки. Редкие лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к отдыху.
(Работу прикрепить магнитиком на доску)
Выступает 2 группа.
Алгоритм ответа.
Прочитайте задание. (Написать текст по аналогии, распространив предложения второстепенными членами.)
Прочитайте исходный текст .
Прочитайте получившийся текст.
Вывод: Определите, зачем нужны второстепенные члены предложения в тексте. (Работу повесить на доску)
Выступает 1 группа.
Алгоритм ответа.
Прочитайте задание. (Написать мини-сочинение по данному началу (обратиться к доске), распространив предложения второстепенными членами.)
Прочитайте получившийся текст.
Вывод: Определите, зачем нужны второстепенные члены предложения в тексте (Работу повесить на доску)
- А хотите послушать, что получилось у меня?
Я шагнула на усыпанную листьями тропинку и замерла от восхищения. Меня обступали разноцветные деревья, словно раскрашенные волшебницей-осенью. Вот золотоволосая красавица берёзка, изящная, стройная в своём чёрно- белом сарафане. Над ней шелестит своими ветвями дуб, как будто защищая берёзку от ветра. Ярко-зелёная ель раскинула мягкие пушистые лапы – под ними так и хочется спрятаться. Осенний лес удивительно прекрасен.
9. Подведение итогов
- Молодцы, вы хорошо справились со своими заданиями. А теперь давайте сделаем вывод:
- С чем мы сегодня с вами познакомились?
- Чему научились?
- Где могут вам пригодиться знания, полученные на уроке?
Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, выразительной и богатой.
10. Рефлексия.
- На столах у вас лежат смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению на этом уроке. Поднимите ваши смайлики вверх! Молодцы! Хорошее настроение нас не покинуло, оно сопровождало весь урок!
11. Домашнее задание (СЛАЙД №11)
У.: А теперь откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание. Выберите то, которое вам больше понравилось и с которым вы справитесь. Задания расположены от простого к сложному.
object(ArrayObject)#871 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "Урок русского языка в 5 классе по теме: Второстепенные члены предложения (с использованием современных технологий) в соответствии с ФГОС "
["seo_title"] => string(155) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-s-ispol-zovaniiem-sovriemiennykh-tiekhnologhii-v-sootvietstvii-s-fgos"
["file_id"] => string(6) "179070"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1424943199"
}
}