kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Второстепенные члены предложения. 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический комментарий к уроку: данный урок является третьим  в системе уроков по теме "Второстепенные члены предложения"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Второстепенные члены предложения. 5 класс»

Урок русского языка "Второстепенные члены предложения" (5 «В» класс)

Автор: Коваленко Таиса Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ СШ №51

Методический комментарий к уроку: данный урок является третьим в системе уроков по теме «Члены предложения».

Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний. Необходимых для восприятия нового материала по данной теме; ввод алгоритма и образцов рассуждения, усвоение темы в процессе проблемного диалога, выполнение алгоритмизированных упражнений, ориентированных на формирование умений мотивировать и дифференцировать изучаемые явления на овладение способами решения познавательных задач.

УУД:

Личностные: формирование мотивации

Регулятивные: целеполагание, контроль( сопоставление результата действия с эталоном)

Познавательные: анализ и синтез, классификация, выведение следствий.

Коммуникативные: умение слушать и слышать друг друга, добывать с помощью вопросов недостающую информацию, проявлять эмпатию к партнерам по сотрудничеству.

В процессе урока обучающиеся должны:

- самостоятельно определять цели своего обучения

-уметь опознавать в тексте второстепенные члены предложения

-структурировать учебный материал темы

-находить причинно- следственные связи между языковыми явлениями

-логически мыслить, аргументировать свой ответ

-обозначать символом синтаксические конструкции

-конструировать предложения по заданным параметрам

-оценивать свою деятельность и степень участия в изучении новой темы

Ход урока

Учитель:

Доброе утро! Я Вам говорю!
Доброе утро я вам подарю.
И улыбаются добрые люди,
Видно, слова они добрые любят!

-Как я рада видеть улыбки на ваших лицах, мои дорогие ребята!

-Говорят, улыбка- это поцелуй души, улыбка нам дарит настроение! А с хорошим настроением у нас все ладится и получается! А судя по вашим улыбкам, у вас отличное настроение! Я права? Значит, мы с вами поработаем сегодня на уроке дружно и активно! Вы готовы? Молодцы!

-Откройте свои тетрадочки и запишите число – 14 ноября и классная работа.

-А тему мы с вами запишем чуть позже, когда вы сами ее сформулируете.

1. Определение темы

-Поможет вам в этом игра «Знайка» (СЛАЙД № 1)

-Итак, решите лингвистическую задачу:

  1. из предложения Я вышла на улицу возьмите подлежащее

  2. из предложения Котёнок осторожно подошёл ко мне возьмите обстоятельство

  3. из предложения Я шагнула вперёд возьмите сказуемое

  4. из предложения На лесную полянку вышел огромный лось возьмите определение

  5. из предложения Я увидела чуть заметную тропинку возьмите дополнение

- Ребята, мы можем её решить? Совершенно верно. Нет, так как мы ещё не изучали обстоятельство, определение и дополнение. А одним словом, как они называются? Правильно, второстепенные члены предложения. Значит, тема нашего урока как будет звучать? Правильно! Давайте её запишем.

( СЛАЙД № 2)







2. Актуализация темы

- Ребята, как вы думаете, так ли уж необходима эта тема?

(Да, необходима, так как второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать).

- Молодцы, эта тема очень важна. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой и невыразительной.

3. Задачи урока (формулируют сами учащиеся)

- Ребята, посмотрите на тему урока и на опорные слова. Как вы думаете, что нам предстоит узнать, чему научиться на этом уроке?

(Задачи:

  • узнать, что такое дополнение, определение и обстоятельство.

  • научиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении

  • тренироваться употреблять дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи)

- Я рада, что ваши цели совпали с моими. (СЛАЙД № 3)

4. Изучение нового материала

(Работа в группах)

- Чтобы реализовать 1 задачу (организация работы по группам) нам понадобятся 3 группы. (расставить таблички) Каждая группа будет заниматься изучением своего вопроса, а затем передаст знания всем. Хочу напомнить, что у каждой группы на столах находятся памятки работы в группе.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

  1. Внимательно прочитайте задания.

  2. Выполняя задания, чётко следуйте инструкции

  3. Работайте дружно.

  4. Уважайте мнение товарищей.

  5. Выберите выступающего.

-У каждой группы на столе есть карточка с планом работы и таблица. Найдите их, они белого цвета. Также на столах есть опорные листочки. Вы их должны вклеить в поля таблицы. На выполнение этой работы вам даётся 3 мин.

Карточка №1

  1. Прочитайте правило на странице 139.

  2. Ответьте на вопросы о дополнении по плану:
    - Что обозначает?
    - На какие вопросы отвечает?
    - Какой частью речи выражено?
    -Как подчёркивается?
    -Приведите свои примеры.

  3. Оформите теоретический материал о дополнении в таблицу (Наклейте нужные листочки в поля таблицы)

  4. Выберите выступающего для передачи материала классу.

Карточка №2

  1. Прочитайте правило на станице 138.

  2. Ответьте на вопросы об определении по плану:
    - Что обозначает?
    - На какие вопросы отвечает?
    - Какой частью речи выражено?
    -Как подчёркивается?
    -Приведите свои примеры.

  3. Оформите теоретический материал об определении в таблицу (Наклейте нужные листочки в поля таблицы)

  4. Выберите выступающего для передачи материала классу

Карточка №3

  1. Прочитайте правило на станице 139.

  2. Ответьте на вопросы об обстоятельстве по плану:
    - Что обозначает?
    - На какие вопросы отвечает?
    - Какой частью речи выражено?
    -Как подчёркивается?
    -Приведите свои примеры.

  3. Оформите теоретический материал об обстоятельстве в таблицу (Наклейте нужные листочки в поля таблицы)

  4. Выберите выступающего для передачи материала классу

Выступления групп

-А сейчас группы внимательно слушают выступления друг друга и продолжают заполнять таблицу. (Проверить) (СЛАЙД- ТАБЛИЦА № 4) Молодцы!

5. Закрепление материала

- А сейчас всё внимание на экран. (СЛАЙД № 5)

Чтобы выполнить 2 задачу, вам нужно

  • записать предложения, предназначенные для вашей группы,

  • 2 вставить пропущенные буквы,

  • выделить основу предложения,

  • укажите, каким второстепенным членом является выделенное слово,

  • сделать вывод, для чего нужны второстепенные члены в предложении.

(план вашей работы на экране вверху) На выполнение этой работу вам даётся 3 мин.

1 группа (сильная)

Дикие гуси г…товились к отлёту.

Деревья постепенно обл…тают.

В небе в…сят белые облака.

2 группа(средняя)

Свежий в…терок играет листьями.

Пошёл ре…кий дождь.

Облака плывут на восток.

3 группа (слабая)

(Откуда?) Из-за туч)выглянуло солнышко

Листочек оторвался ( от чего?) от дер…ва.

(На какой?) На высокой ели уселась стайка др…здов.

- Попробуйте сделать вывод.

(Вывод: Второстепенные члены предложения поясняют главные и другие второстепенные члены.)

-А теперь давайте вернёмся к нашей лингвистической задачке. (СЛАЙД № 6) Давайте её решим вместе. 3 группа работает со 2 заданием, 2 группа – с 4, а 1 группа – с 5заданием.

  1. из предложения Я вышла на улицу возьмите подлежащее

  2. из предложения Котёнок осторожно подошёл ко мне возьмите обстоятельство

  3. из предложения Я шагнула вперёд возьмите сказуемое

  4. из предложения На лесную полянку вышел огромный лось возьмите определение

  5. из предложения Я увидела чуть заметную тропинку возьмите дополнение

А. Смотрим, что получилось (СЛАЙД № 7)

Совершено верно. Молодцы! Хорошо справились с работой.

Я осторожно шагнула на лесную тропинку…

6. Творческая работа (Деловая игра «Юные корреспонденты»)

- Вы заметили, что в конце предложения у меня стоит многоточие? Это говорит о том, что мы ёщё не до конца решили задачу. А чтобы решить лингвистическую задачку до конца и реализовать 3 задачу урока, мы сейчас поиграем. (СЛАЙД- ДЕЛОВАЯ ИГРА № 8) Представьте, что мы находимся в редакции школьной газеты «Переменка». Я главный редактор, а вы корреспонденты. Нужно срочно подобрать материал к специальному выпуску газеты «Осенние зарисовки». Слушайте задания. Найдите на столе лист жёлтого цвета. Что, нет его на парте? Ах, да! Я ведь забыла, что, когда я раскладывала задания на парты , открылось окно и ветер унёс их. Давайте поищем вместе.

7. Физминутка.

Повернитесь назад и поищите на спинке стула. Нет?

Наклонитесь вправо и посмотрите по сторонам. Нет?

Наклонитесь влево и посмотрите по сторонам. Нет?

Тогда поищите ладошками под крышкой стула, поищите под партой. Нашли? Вот и хорошо.

- Мы все с вами отправляемся в осеннюю командировку. (СЛАЙД- Осенняя командировка № 9). Задания группам и инструкция для работы у вас на листах.

3 группа

- У вас на столе находится текст, написанный корреспондентом, который не знал ничего о второстепенных членах предложения. Ваша задача:

  1. Записать текст, распространив предложения второстепенными членами.

  2. Сделать вывод, для чего нужны второстепенные предложения в тексте.

Инструкция для работы на карточке.

Прошло (какое?) лето. Наступила (какая?) осень. В (каком?) лесу деревья (когда?) облетели. Только берёзки сохранили (какие?) листочки. (Какие?) лучи озаряют (какой?) лес. Природа готовится к ( какому?) отдыху.

Прошло тёплое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили последние листочки. Редкие лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к долгожданному отдыху.

2 группа

- Тут один нерадивый корреспондент перепутал времена года и вместо осени написал о весне. Ваша задача:

  1. Написать текст по аналогии, распространив его второстепенными членами.

  2. Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте.

Инструкция для работы на карточке. 

Наступление весны.

Солнце светит всё ярче. Степная дорога оттаяла. Снег заметно осел и почернел. Дует тёплый ветерок. На дорожках блестят лужи. На деревьях появляются первые листочки. Всё кругом оживает.

1 группа

У.:А ваше задание - самое сложное. Корреспондент написал лишь одно предложение. Вы должны написать мини-сочинение по данному началу (обратиться к доске), распространяя предложения второстепенными членами. Я осторожно шагнула на лесную тропинку… Определите, зачем нужны второстепенные члены. В работе вам поможет картина. Инструкция для работы на карточке.

- Я желаю вам творческих успехов. А чтобы лучше настроиться на осенний лад, вы будете работать под музыку П. И. Чайковского «Времена года» «Осень». (Щёлкнуть кнопку на слайде 9). Я думаю вам это поможет. На выполнение этой работы вам даётся 3-4 мин.



8. Выступления групп. (открыть название газеты «Осенние зарисовки»)

Выступает 3 группа.

Алгоритм ответа.

  1. Прочитайте задание.
    (Записать текст, распространив предложения второстепенными членами.)

  2. Прочитайте исходный текст.

  3. Прочитайте получившийся текст.

  4. Вывод: сравните исходный текст и получившийся. Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте.

Приблизительный вариант

Прошло тёплое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили последние листочки. Редкие лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к отдыху.

(Работу прикрепить магнитиком на доску)

Выступает 2 группа.

Алгоритм ответа.

  1. Прочитайте задание.
    (Написать текст по аналогии, распространив предложения второстепенными членами.)

  2. Прочитайте исходный текст .

  3. Прочитайте получившийся текст.

  4. Вывод: Определите, зачем нужны второстепенные члены предложения в тексте. (Работу повесить на доску)

Выступает 1 группа.



Алгоритм ответа.

  1. Прочитайте задание.
    (Написать мини-сочинение по данному началу (обратиться к доске), распространив предложения второстепенными членами.)

  2. Прочитайте получившийся текст.

  3. Вывод: Определите, зачем нужны второстепенные члены предложения в тексте
    (Работу повесить на доску)

- А хотите послушать, что получилось у меня?

Я шагнула на усыпанную листьями тропинку и замерла от восхищения. Меня обступали разноцветные деревья, словно раскрашенные волшебницей-осенью. Вот золотоволосая красавица берёзка, изящная, стройная в своём чёрно- белом сарафане. Над ней шелестит своими ветвями дуб, как будто защищая берёзку от ветра. Ярко-зелёная ель раскинула мягкие пушистые лапы – под ними так и хочется спрятаться. Осенний лес удивительно прекрасен.

9. Подведение итогов

- Молодцы, вы хорошо справились со своими заданиями. А теперь давайте сделаем вывод:

- С чем мы сегодня с вами познакомились?

- Чему научились?

- Где могут вам пригодиться знания, полученные на уроке?



Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, выразительной и богатой.

10. Рефлексия.

- На столах у вас лежат смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению на этом уроке. Поднимите ваши смайлики вверх! Молодцы! Хорошее настроение нас не покинуло, оно сопровождало весь урок!

11. Домашнее задание (СЛАЙД №11)

У.: А теперь откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание. Выберите то, которое вам больше понравилось и с которым вы справитесь. Задания расположены от простого к сложному.

- До свидания, ребята! Вы МОЛОДЦЫ!!!






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Второстепенные члены предложения. 5 класс

Автор: Коваленко Таиса Юрьевна

Дата: 21.03.2018

Номер свидетельства: 462801

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Определение как второстепенный член предложения"
    ["seo_title"] => string(59) "opriedielieniie-kak-vtorostiepiennyi-chlien-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "274995"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452505343"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Открытый урок в 5 классе Второстепенные члены предложения "
    ["seo_title"] => string(67) "otkrytyi-urok-v-5-klassie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "117594"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412852607"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Урок русского языка в 5 классе по теме: Второстепенные члены предложения (с использованием современных технологий) в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(155) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-s-ispol-zovaniiem-sovriemiennykh-tiekhnologhii-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "179070"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424943199"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) ""Второстепенные члены предложения"  тестовые задания для 8 класса с нерусским языком обучения "
    ["seo_title"] => string(108) "vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-tiestovyie-zadaniia-dlia-8-klassa-s-nierusskim-iazykom-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "110150"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1405596312"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "урок по русскому языку в 3 классе. Главные и второстепенные члены предложения. "
    ["seo_title"] => string(88) "urok-po-russkomu-iazyku-v-3-klassie-glavnyie-i-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "191383"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427299073"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства