Изучение нового материала Учитель: Эта тема вам уже знакома. Вы и сами можете все объяснить. Не верите? Тогда убедитесь сами. Прием «Лингвистический рюкзак» ( собираются и записываются все известные сведения об определении.) Учитель: Молодцы, вы многое сами объяснили, а теперь откроем учебники и прочитаем правило. Внимательно читаем и карандашиком делаем пометки: «+» - это я уже знаю. » - это новая для меня информация.-« «?» - это мне не понятно. Работа в группах Учитель: Прочитав текст статьи учебника, вы многое узнали об определении, отметили новые сведения. Чтобы правило запомнилось надолго, предлагаю вам составить кластер «Определение» Представление продукта работы ( учащиеся представляют графические рисунки) Учащиеся оценивают проекты (5баллов – полно отражена информация; 4- есть дополнения; 3- могу еще многое сказать Обсуждение: - Чьи кластеры оказались наиболее содержательными? - Наиболее логично построенными? - Чье представление кластера стало самым ярким в речевом оформлении? Учитель: Предлагаю теперь, если необходимо, внести коррективы в свои кластеры. Подведем предварительный итог нашей работы: На какие вопросы отвечает определение? К каким частям речи относится? Какой частью речи может быть выражено? Какие виды определений существуют? Закрепление изученного материала Тренировочные упражнения Расставить знаки препинания в тексте, объяснить правописание не с причастиями. Подчеркнуть определения и указать их вид. Воздух, еще не ставший знойным, приятно освежает грудь. Солнце, не вошедшее в силу, греет ласково. Нескошенные луга душисты. Разобрать по составу слово нескошенные Заменить согласованные определения несогласованными, указать вид связи. Составьте предложение с словосочетанием так, чтобы в одном зависимое слово было несогласованным определением, в другом- дополнением или обстоятельством. Стеклянная колба- колба из стекла. Субботний отдых- отдых в субботу. Проездные документы- документы для проезда Горные вершины – вершины гор, Черноглазая девушка – девушка с черными глазами. Учитель: Какие возникли трудности при выполнении задания? Оцените свою работу. Что нужно сделать для преодоления затруднений? Письменная работа, вырабатывающая умение употреблять определения в тексте( задания дифференцированные). 1 уровень. Вставить пропущенные определения, указать их вид. Сегодня на …. поляне, Среди …..двора, ……….. паутины ткани Блестят, как ……. Сегодня ….. день играет В дворе п……. мотылек И, точно ……лепесток, На паутине замирает.(Куприн) Слова для справки: воздушной, широкого, из серебра, пустой, последний, белый, целый. 2 уровень. Написать сочинение-миниатюру, используя согласованные и несогласованные определения. - Учитель: Какую роль играют определения в художественном тексте? (В художественном стиле определения чаще всего выполняют функцию изобразительно-выразительного средства. Чаще всего используются оценочные определения – эпитеты. Они создают более полный образ и делают речь более выразительной) |