kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Главные и второстепенные члены предложения."

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Г.Кентау    Школа-Лицей № 16 им.Ю.А.Гагарина  

  Кл.руководитель   3 « В » кл.: Солонцова Ольга  Валерьевна

  Предмет: Русский язык

Тема открытого урока:  «Главные и второстепенные члены предложения» (слайд 1)

 Цель урока:  сформировать  представление о главных членах предложения — подлежащем и сказуемом  и  о наличии в предложениях второстепенных членов.

Задачи: 1) научиться находить главные и второстепенные члены предложения; 

             выделять грамматическую основу;

             различать распространенные и нераспространенные предложения

               2) развить умение подбирать вопросы к членам предложения;

               3) воспитать интерес к изучению русского языка (слайд 3)

  • Оборудование:
  • интерактивная доска, проектор, ноутбук;
  • карточки;
  • презентация к уроку;

Ход урока

1)  Организационный момент. Приветствие.
-Мы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться. 
Работаем старательно, 
Слушаем внимательно.    (слайд 2)

2) Игра «Найдите лишнее слово»    поможет нам  приблизиться к теме урока

Какое слово лишнее? Докажите, что именно это слово лишнее.

Прилагательное,  существительное,  глагол,  подлежащее,  местоимение.  (слайды 3, 4)

Лишнее слово – «подлежащее».

 Все слова кроме этого являются частями речи, а подлежащее – это главный член предложения. Вместе со сказуемым  составляют грамматическую основу предложения 

3)  Работа в тетради.              Число. Классная работа

     Чистописание.                 Ж     ж     Жж    жи      же

                                           жёлтый         ежи       предложение        (слайд 5) 

4) Словарный диктант « О школе »   (слайды 6-12)

- Я уроки посещаю и всегда веду дневник.

    Сам себя я называю школьник или.        (ученик)

- Будем весь урок писать, пригодится нам. (тетрадь)

- Острым клювиком, как птичка, водит ровно по страничке.

    И в твоей тетрадке  должны быть строчки гладки.           ( ручка)

- Я сама прямая. Рисовать вам помогаю.

    Что-нибудь ты без меня начертить сумей-ка

    Угадайте-ка, ребята, кто же я …         ( линейка)

     - Отметки, замечания учитель пишет в нем.

     Уроков расписание мы тоже в нем найдем.

     Хранит и бережет его примерный ученик.

   «Пятерок» в нем полным-полно, как документ. (дневник)

- Я с учителем дружу. На доске всё покажу.

    Следишь за мной ты без опаски. Знаешь, кто я? Я -  … ( Указка)

    - По черному белым  пишут то и дело.
         Потрут тряпицей – чиста страница.                ( Школьная доска )

4)    Тема урока:     Отгадайте загадки:

Я его в основе встречу,

Подчеркну одной чертой.

На вопрос «Кто?», «Что?» ответит

Этот главный член. Какой?          Ответ: Подлежащее

Этот главный член найду,

Две черты я проведу.

Он в основе есть, скажу я,

Называется.                              Ответ: Сказуемым

 Я главные члены ищу в предложении.

Подлежащего нет, где-то спряталось снова.

Оно со сказуемым в соединении

Составляет.                              Ответ: Грамматическую основу

Начало формы

А)   Вы знаете,  ребята, что в предложении есть слова, без которых оно не может существовать.

      Это главные члены предложения –  подлежащее и сказуемое.

Подлежащее обозначает, ~ о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопрос кто? или что? ~ Подчёркивается одной чертой.

Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросычто делает?  что делал?   что сделает?  что будет делать?     Сказуемое подчёркивается двумя чертами.

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.  

        А как называются другие члены предложения,  кроме подлежащего и сказуемого?

Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, являются   второстепенными членами предложения. Они дополняют и  поясняют сведения, которые передают главные члены предложения.

     К второстепенным членам предложения относятся:

-  определение –  обозначает признак предмета; отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? В предложении выражено прилагательным, подчёркивается волнистой линией

-  дополнение -  отвечает на вопросы  косвенных падежей.  В предложении выражено существительным или местоимением, подчёркивается  пунктирной линией

- обстоятельство - отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?

  В предложении выражено существительным, подчёркивается  пунктир – точка.     (слайд 13)

Б) Работа по учебнику:

    Упр.179  Списать. Найти главные и второстепенные члены предложения.

                                Какой частью речи являются подлежащее и сказуемое?

    В степи, на жайляу пасутся овечки.

    Там дедушка юрту поставил у речки.   (слайд 14)

В)   Предложения по составу могут быть распространённые и нераспространённые.

Предложения, которые состоят только из главных членов, – это нераспространённые предложения.

Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов, это распространённые предложения.

                                    Сравните предложения:

                Дети играют.                        Маленькие дети играют на улице.        (слайд 15)                      

Г) Распознавание распространённых  и нераспространённых  предложений

                                                Утро

Наступает утро. Промчался резвый ветерок. На аллее  зашумели деревья. Блеснули лучи солнца.  Город проснулся.

Задание: Выписать только распространённые предложения. Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения. Указать часть речи, которой они выражены в предложении. (слайд 16)

Д) Восстановление деформированного текста   Упр.180

     Какими членами предложения будут выделенные слова?   (слайд 17)

Кате, аквариум, дедушка, подарил.

В аквариуме, рыбка, жила, золотая.

Катя, каждое, утро, рыбку, кормила.

Дедушка подарил Кате аквариум.

В аквариуме жила золотая рыбка.

Катя кормила рыбку каждое утро.

Е) Воспитательная минутка:

    Монгольская пословица гласит:

« Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет источник»           (слайд 18)

Ж) Сравните две картинки:

     -    на 1-ой картинке виден слив грязных вод в водный источник

     -    на 2-ой картинке чистая водная среда с морскими обитателями.

     Провести анализ картинок           ( слайд 19)

5) Физминутка. (слайд 20)

6) Обратите внимание!    Подлежащее не всегда выражено именем существительным.

Слова - я, ты, он, она, оно, мы, вы, они -   личные местоимения. ( слайд 21 -22)

В речи они употребляются вместо имени существительного.  Могут быть в предложении подлежащими.

Послушайте строки из стихотворения Агнии Барто:

Приходите ровно в пять!

Мама будет выступать!

Мы готовились вдвоём

К этой передаче.

Она писала за столом.

Я решал задачи.

Запишите.   Найдите   главные члены предложения  и укажите,  какой частью речи они выражены.

7) Закрепление.      Игра: « Найди соответствие » Упр.182  ( слайд 23)

    Запиши предложения. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.

Кто  пишет стихи?

Кто водит поезда?

Кто летает в космос?

Кто продаёт билеты?

Кто лечит детей?

врач

машинист

кассир

космонавт

поэт

8) Рефлексия. Оценочный лист  (слайд 24-25)

Главные члены предложения это - …… 
Подлежащее отвечает на вопросы:……. 
Подлежащее подчеркивается…. 
Сказуемое отвечает на вопросы …. 
Сказуемое подчеркивается…. 
Второстепенные члены предложения это – 
Дополнение отвечает на вопросы – 
подчеркивается – 
Определение отвечает на вопросы – 
подчеркивается – 
Обстоятельство отвечает на вопросы – 
подчеркивается 

9) Домашнее заданиеУпр.183, выучить правила      ( слайд 26)

10)   Оценивание учащихся за урок.

         Подведение итогов урока.

       - Молодцы!  Спасибо за урок! ( слайд 27)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Главные и второстепенные члены предложения."»

Школа – лицей № 16 имени Ю.А.Гагарина

Разработка открытого урока по русскому языку

Тема:

« Главные и второстепенные члены предложения »





Классный руководитель 3 « В » класса:

Солонцова О. В.

Г.Кентау Школа-Лицей № 16 им.Ю.А.Гагарина

Кл.руководитель 3 « В » кл.: Солонцова Ольга Валерьевна

Предмет: Русский язык

Тема открытого урока: «Главные и второстепенные члены предложения» (слайд 1)

Цель урока: сформировать представление о главных членах предложения — подлежащем и сказуемом и о наличии в предложениях второстепенных членов.

Задачи: 1) научиться находить главные и второстепенные члены предложения; 

выделять грамматическую основу;

различать распространенные и нераспространенные предложения

2) развить умение подбирать вопросы к членам предложения;

3) воспитать интерес к изучению русского языка (слайд 3)

  • Оборудование:

  • интерактивная доска, проектор, ноутбук;

  • карточки;

  • презентация к уроку;

Ход урока

1) Организационный момент. Приветствие.
-Мы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться. 
Работаем старательно, 
Слушаем внимательно. (слайд 2)


2) Игра «Найдите лишнее слово»  поможет нам приблизиться к теме урока

Какое слово лишнее? Докажите, что именно это слово лишнее.

Прилагательное,  существительное,  глагол,  подлежащее,  местоимение. (слайды 3, 4)

Лишнее слово – «подлежащее».

 Все слова кроме этого являются частями речи, а подлежащее – это главный член предложения. Вместе со сказуемым составляют грамматическую основу предложения


3) Работа в тетради. Число. Классная работа

Чистописание. Ж ж Жж жи же

жёлтый ежи предложение (слайд 5)

4) Словарный диктант « О школе » (слайды 6-12)

-- Я уроки посещаю и всегда веду дневник.

Сам себя я называю школьник или... (ученик)



--- Будем весь урок писать, пригодится нам... (тетрадь)



--- Острым клювиком, как птичка, водит ровно по страничке.

И в твоей тетрадке должны быть строчки гладки. ( ручка)



--- Я сама прямая. Рисовать вам помогаю.

Что-нибудь ты без меня начертить сумей-ка

Угадайте-ка, ребята, кто же я … ( линейка)



--- Отметки, замечания учитель пишет в нем.

Уроков расписание мы тоже в нем найдем.

Хранит и бережет его примерный ученик.

«Пятерок» в нем полным-полно, как документ... (дневник)



--- Я с учителем дружу. На доске всё покажу.

Следишь за мной ты без опаски. Знаешь, кто я? Я - … ( Указка)

--- По черному белым пишут то и дело.
Потрут тряпицей – чиста страница. ( Школьная доска )



4) Тема урока: Отгадайте загадки:

Я его в основе встречу,

Подчеркну одной чертой.

На вопрос «Кто?», «Что?» ответит

Этот главный член. Какой? Ответ: Подлежащее


Этот главный член найду,

Две черты я проведу.

Он в основе есть, скажу я,

Называется...  Ответ: Сказуемым


 Я главные члены ищу в предложении.

Подлежащего нет, где-то спряталось снова.

Оно со сказуемым в соединении

Составляет...  Ответ: Грамматическую основу


Начало формы

А) Вы знаете, ребята, что в предложении есть слова, без которых оно не может существовать.

Это главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

Подлежащее обозначает, ~ о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопрос кто? или что? ~ Подчёркивается одной чертой.

Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросычто делает?  что делал?   что сделает?  что будет делать? Сказуемое подчёркивается двумя чертами.

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.


А как называются другие члены предложения,  кроме подлежащего и сказуемого?

Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, являются  второстепенными членами предложения. Они дополняют и  поясняют сведения, которые передают главные члены предложения.

К второстепенным членам предложения относятся:

- определение – обозначает признак предмета; отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? В предложении выражено прилагательным, подчёркивается волнистой линией

- дополнение - отвечает на вопросы косвенных падежей. В предложении выражено существительным или местоимением, подчёркивается пунктирной линией

- обстоятельство - отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?

В предложении выражено существительным, подчёркивается пунктир – точка. (слайд 13)


Б) Работа по учебнику:

Упр.179 Списать. Найти главные и второстепенные члены предложения.

Какой частью речи являются подлежащее и сказуемое?

В степи, на жайляу пасутся овечки.

Там дедушка юрту поставил у речки. (слайд 14)


В) Предложения по составу могут быть распространённые и нераспространённые.

Предложения, которые состоят только из главных членов, – это нераспространённые предложения.

Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов, это распространённые предложения.

Сравните предложения:

Дети играют. Маленькие дети играют на улице. (слайд 15)


Г) Распознавание распространённых и нераспространённых предложений

Утро

Наступает утро. Промчался резвый ветерок. На аллее зашумели деревья. Блеснули лучи солнца. Город проснулся.

Задание: Выписать только распространённые предложения. Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения. Указать часть речи, которой они выражены в предложении. (слайд 16)


Д) Восстановление деформированного текста Упр.180

Какими членами предложения будут выделенные слова? (слайд 17)


Кате, аквариум, дедушка, подарил.

В аквариуме, рыбка, жила, золотая.

Катя, каждое, утро, рыбку, кормила.

Дедушка подарил Кате аквариум.

В аквариуме жила золотая рыбка.

Катя кормила рыбку каждое утро.


Е) Воспитательная минутка:

Монгольская пословица гласит:

« Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет источник» (слайд 18)


Ж) Сравните две картинки:

- на 1-ой картинке виден слив грязных вод в водный источник

- на 2-ой картинке чистая водная среда с морскими обитателями.

Провести анализ картинок ( слайд 19)


5) Физминутка. (слайд 20)


6) Обратите внимание! Подлежащее не всегда выражено именем существительным.

Слова - я, ты, он, она, оно, мы, вы, они -  личные местоимения. ( слайд 21 -22)


В речи они употребляются вместо имени существительного. Могут быть в предложении подлежащими.

Послушайте строки из стихотворения Агнии Барто:

Приходите ровно в пять!

Мама будет выступать!

Мы готовились вдвоём

К этой передаче.

Она писала за столом.

Я решал задачи.

Запишите. Найдите главные члены предложения и укажите, какой частью речи они выражены.


7) Закрепление. Игра: « Найди соответствие » Упр.182 ( слайд 23)

Запиши предложения. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.


Кто пишет стихи?

Кто водит поезда?

Кто летает в космос?

Кто продаёт билеты?

Кто лечит детей?

врач

машинист

кассир

космонавт

поэт


8) Рефлексия. Оценочный лист (слайд 24-25)

Главные члены предложения это - …… 
Подлежащее отвечает на вопросы:…….. 
Подлежащее подчеркивается….. 
Сказуемое отвечает на вопросы ….. 
Сказуемое подчеркивается…. 
Второстепенные члены предложения это – 
Дополнение отвечает на вопросы – 
подчеркивается – 
Определение отвечает на вопросы – 
подчеркивается – 
Обстоятельство отвечает на вопросы – 
подчеркивается 


9) Домашнее задание. Упр.183, выучить правила ( слайд 26)

10) Оценивание учащихся за урок.

Подведение итогов урока.

- Молодцы! Спасибо за урок! ( слайд 27)








































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка "Главные и второстепенные члены предложения."

Автор: Солонцова Ольга Валерьевна

Дата: 08.04.2016

Номер свидетельства: 316622

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "План-конспект по русскому языку тема:Второстепенные члены предложения,Дополнение"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_po_russkomu_iazyku_tiema_vtorostiepiennyie_chlieny_priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "417768"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1495471466"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока "Второстепенные члены предложения""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt_uroka_vtorostiepiennyie_chlieny_priedlozhieniia_1"
    ["file_id"] => string(6) "378877"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484299833"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Урок русского языка в 5 классе по теме: Второстепенные члены предложения (с использованием современных технологий) в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(155) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-s-ispol-zovaniiem-sovriemiennykh-tiekhnologhii-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "179070"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424943199"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока по русскому языку на тему: Главные и второстепенные члены предложения"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_glavnyie_i_vtorostiepiennyie_chlieny"
    ["file_id"] => string(6) "436056"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509549678"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) ""Конспект урока" Русский язык Главные члены предложения, второстепенные члены предложения"
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uroka-russkii-iazyk-glavnyie-chlieny-priedlozhieniia-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "257760"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448381635"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства