Цели: - дать понятие об определении, его основных свойствах;
- развивать навык самостоятельной работы при обобщении
материала;
- продолжить работу над развитием речи учащихся, воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи.
Оборудование: учебники, тетради, опорный материал, карточки для работы в группах, карточки – подсказки разных уровней сложности, мультимедийные картинки в качестве наглядного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Второстепенный член предложения - дополнение. »
Предмет - русский язык
Класс – 3
Программа « Система общего развития Л.В.Занкова»
Учебник русского языка - автор Н.В. Нечаева
Тема урока – Дополнение – второстепенный член предложения.
Цели: - дать понятие об определении, его основных свойствах;
- развивать навык самостоятельной работы при обобщении
материала;
- продолжить работу над развитием речи учащихся, воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи.
Оборудование: учебники, тетради, опорный материал, карточки для работы в группах, карточки – подсказки разных уровней сложности, мультимедийные картинки в качестве наглядного материала.
Организационный момент.
.
Урок русского языка. Я думаю, что настроение у вас сегодня радостное, приподнятое и урок у нас сегодня необычный. Нам предстоит решить проблему, которая касается темы нашего урока.
А чтобы справиться с этой задачей, давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.
II. Проверка дом. задания
1. Начнем повторение с теории.
- Скажите, как называется второстепенный член предложения, который мы изучали на прошлом уроке? (Дополнение)
- Что обозначает дополнение? (Предмет)
- На какие вопросы отвечает дополнение? (Вопросы косвенных падежей)
- А какие падежи мы называем косвенными? (Все, кроме именительного)
- Какие слова в предложении поясняет дополнение? (Главные и второстепенные члены предложения)
- Какими частями речи оно может быть выражено? (Существительными)
Молодцы!
2. Проверим домашнее задание. Вы дома составили предложения к схемам. Прочитайте, пожалуйста, что получилось.
_ _ _ _ ====== _______ . (В гнезде появились бельчата)
А как определили в предложении, что данное слово – дополнение?
IIIПодготовка к новому материалу Посмотрите на доску и составьте предложение к этой схеме (она состоит из вопросов):
1. Какое?... 2. Что?... 3. Что делало?... 4. На чем?...
- Разберите предложение по членам предложения и частям речи (объяснение после выполнения)
- Назовите номера, под которыми стоят главные члены предложения (2,3).
- Как еще мы называем их? (Грамматическая основа предложения)
- Как одним словом назвать все остальные члены? (Второстепенные)
- Какой известный второстепенный член нам встретился? (Дополнение)
- А есть ли здесь ещё второстепенный член? Это дополнение?
- С каким второстепенным членом мы недостаточно знакомы? Кто знает как он называется?
- Сформулируйте тему урока? Запишите ее в тетрадь!
(Второстепенный член предложения - определение)
IV Новый материал – Работая на карточках, объясните, что такое определение. Для этого работать будем в группах. Группа получит предложение. Каждый из вас прямо в карточке поработает с ним, разберет синтаксически. Сделайте выводы. Затем обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки. Подайте сигнал, когда будете готовы.
1. Выбежала она в чистое поле. 2. Течет молочная река.
3.Поешь моего горячего киселька?
- С каким членом предложения согласуется определение в предложениях? (с подлежащим, дополнением)
А сейчас соберите все сведения об определении и попытайтесь сделать вывод о том, что же называется определением.
Мы сделали вывод об определении, давайте познакомимся с теорией в учебнике, почитаем правило и сравним, правы ли были мы.
- Что ещё нового вы для себя узнали о второстепенном члене предложения - определении?
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
«Чей?» и «Какой?» вопросы просты
Лишь не хватает волнистой черты.
- Скажите, пожалуйста, нужны ли нам определения в речи? Будет ли понятен смысл предложения без определений?
А как называется определение, создающее образное представление о предмете, рисующее картину? (Эпитет)
VТворческая работа
- Запишем под диктовку предложение
Наступила долгожданная многоголосая весна.
- Найдем определения. Чем они выражены? Какое слово поясняют? Есть ли среди них эпитет? Назовите.
А теперь вам предстоит поработать творчески. Напишите мини-сочинение, используя определения. Вам помогут иллюстрации известных художников.
VI Итог
- С каким второстепенным членом мы сегодня познакомились?
- Чем, кроме прилагательного, может быть выражено определение?
- Для чего нужны определения в речи?
- Как называются образные определения?
VII Дома: написать миниатюру о пробуждении весенней природы.