2014-2015 учебный год
Тема урока: Второстепенные члены предложения. Дополнение
Цель урока: ознакомить учащихся с второсепенным членом предложения-дополнением.
Обучающая: систематизировать знания учащихся о дополнении.
Развивающая: развивать умение определять дополнение, развивать творческие способности детей.
Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любовь к Родине
Тип урока: комбинированный
Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная, приемы исследовательской работы: наблюдение с использованием технических средств обучения и формулированием соответствующих выводов.
Межпредметная связь: музыка, казахский язык, история
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки, рисунки
План урока
І. Организационный момент.
Приветствие учащихся.
ІІ. Проверка домашнего задания.
ІІІ. Вступительное слово учителя.
ІV. Поэтическая минута.
V. Объяснение нового материала с использованием электронного учебника.
VI. Выполнение упражнений.
VII. Физкультминутка.
VIII. Словарная работа.
IX. Работа с текстом.
X. Индивидуальная работа по карточкам.
XI. Закрепление новой темы Тестирование.
XII. Домашнее задание.
XIII. Подведение итогов урока. Отметить активных участников урока. Выставить и прокомментировать оценки за урок Ход урока
I. Организационный момент.
Проверить наличие и готовность учащихся к уроку
ІІІ. Вступительное слово учителя.
Ребята, в нашей школе проводится неделя русского языка, посвящённая к 70 летию Великой Победы. Наш урок посвящнён к этому празднику. Ребята, чтобы мы жили мирной жизнью наши отцы и деды мужественно и храбро сражались с фашистами в годы войны. Нелегко досталась нам эта Победа. Было много потерь. Давайте встанем и почтим память погибших минутой молчания.
Минута молчания ( видеофильм )
Поэтическая минута. Учащиеся читают стихи поют песни военных лет
ІІ. Проверка домашнего задания
а)Упражнение:423, стр:179
б)Ответы на вопросы:
Что такое подлежащее?
Что такое сказуемое?
ІІІ. Объяснение нового материала
Ребята,в предложении кроме главных членов:подлежащего и сказуемого есть и второстепенные члены предложения: дополнение, определение и обстоятельство
Дополнение - это второстепенный член предложения. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей:кого?чего? кому? чему? кого? что? кем?чем? о ком?о чём?
Дополнение обычно относится к сказуемому Спит (в чём?) в шлеме батыр.
VI. Выполнение упражнений.
Упражнение:428 стр 182 (устно)
Легенды рассказывают.
Легенды рассказывают (о ком?) о батырах.
Упражнение:429 стр 182 (письменно) Дети слушают сказку. Ребята слышали о легенде.Я прочитал басню.
Диас выучил стихотворение. Ахдар поёт песню.
Ансар вспомнил пословицу. Санжар отгадал загадку.
Пятиклассники учат скороговорку.
Местоимения с предлогами пишутся раздельно: к тебе, за тобой, от меня, для нас, без вас.
VII. Физкультминутка.
Упражнение:430 стр 183( устно) Кто? я мы ты вы
У кого? у меня у нас у тебя у вас К кому? ко мне к нам к тебе к вам
На кого? на меня на нас на тебя на вас
С кем? со мной с нами с тобой с вами
О ком? обо мне о нас о тебе о вас
Образец: Ко мне( к кому?) пришли одноклассники
VIII. Словарная работа
степь -дала
юрта- а?аш ?й
хлопочут – ?арбалас, ?уре-с?рсе?
котла- оша?
пенится – к?біктенеді
бурдюк мешок из цельной шкуры животного для
хранения кумыса сметаны и других жидкостей- ?алта
байга - конные скачки, б?йге
айтыс - состязание акынов
сокровищница-?азына
лень - жал?аулы?
зависть - к?реалмаушылы?
IX. Работа с текстом.
(Упражнение:431 стр 183)
Учащиеся читают текст по цепочке. Беседа с учащимися по содержанию текста
1) Какова степь во время казахского праздника?
2) Звуки какого музыкального инструмента слышится вокруг?
3) Чем открывается той?
4) Чего ждут все участники тоя?
5) Что такое айтыс?
6) О чём поют акыны?
X. Индивидуальная работа по карточкам
XI. Закрепление урока. Тестирование
1.Что такое главные члены предложения?
А) Подлежащее
Б) Дополнение
В) Подлежещее и сказуемое
2. Сколько падежей в русском языке?
А) 4
Б) 5
В) 6
3. «Брат подарил мне телефон» найдите дополнения?
А) Брат, мне
Б) мне,телефон
В) подарил, телефон
4. «К тебе пришёл друг.» В каком падеже стоит дополнение
« к тебе» ?
А) к кому? Дательный падеж
Б) о тебе? Предложный падеж
В) у тебя? Родительный падеж
«Инсерт»
Что изучили?
Что узнали?
Что усвоили?
XII. Домашне