Урок русского языка в 5 классе
Тема: Второстепенные члены предложения. Дополнение.
Цель: Углубить знания учащихся о второстепенных членах предложения.
закрепить знания учащихся о предложении, о главных и второстепенных членах предложения;
развивать орфографическую зоркость, развивать речь учащихся через работу над составлением текста;
воспитывать любовь к родному городу, воспитывать интерес к урокам русского языка.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: иллюстративно-объяснительный
Оборудование: учебник, таблица «Второстепенные члены предложения», раздаточный материал для учащихся.
Ход урока: 1.Организационный момент
Целевая установка (деление на группы)
Психологический тренинг «Знакомство»
Занимательная минутка
Вот слово ДОНАРИ. В нем перепутались буквы.
Задание: переставь буквы, получи слово РОДИНА
Как переводится это слово на казахский язык? ОТАН, ТУ?АН ЖЕР.
Как переводится на английский язык? MOTHER LAND.
Фронтальный опрос
Что такое Родина? Что называют малой Родиной? Где находится ваша малая Родина? Составление «Синквейн» Родина
Я предлагаю вам совершить вам путешествие по нашему городу, мы с вами совершим заочную автобусную экскурсию.
Но прежде вам необходимо приобрести билеты, билеты вы получите, ответив на вопросы.
- Что такое предложение? Группа слов, объединенных по смыслу и грамматически.
- Какие группы членов предложения вы знаете? Главные и второстепенные.
- Какими бывают предложения по цели высказывания? Повествовательные, вопросительные, побудительные.
- Какими бывают предложения по интонации? Восклицательные и невосклицательные.
- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
Объяснение новой темы. (Дополнение)
А теперь отправляемся в путешествие. Первая остановка. «Тематическая».
Задание: Учащимся нужно из «рассыпанных» слов составить предложение
Затем определяют порядок предложений.
Можно ли сказать, что это текст?
Кокшетау находится на севере Казахстана.
Кокшетау является областным центром Акмолинской области.
В Кокшетау живут добрые и отзывчивые люди.
Жители любят свой маленький и уютный город.
Все люди заботятся о своем замечательном городе.
Учащиеся выполняют синтаксический разбор предложений.
Дополнением называется второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. Дополнения обычно выражаются существительными или местоимениями. Они относятся к членам предложения, выраженным глаголами. Реже дополнения относятся к членам предложения, выраженным словами других частей речи, например: Все дополнения делятся на две группы: дополнения прямые и косвенные
2. остановка «Историческая».
Работа с картинами- иллюстрации памятников Абылай- хану, Биржан- салу, Акану-сере,
Задание: опишите, что видите на иллюстрации.
Прочитайте текст.
Какую роль играют второстепенные члены предложения?
3. остановка. «Объяснительная»
Ученикам раздаются листы с предложениями.
Задание: надо найти главные члены (подлежащее и сказуемое) и дополнение.
Дети слушают сказку. Ребята слышали о легенде. Я прочитал басню.
Диас выучил стихотворение. Ахдар поёт песню. Ансар вспомнил пословицу.
Санжар отгадал загадку. Пятиклассники учат скороговорку.
4. остановка «Орфографическая»
Ребятам предлагаются пословицы. Прочитайте. Допишите окончания существительных. Каким членом предложения они являются? Опишите ситуации, в которых можно использовать эти пословицы и поговорки.
- Искру туши до пожар…., беду отводи до удар….
- Ложь человек…. Не красит.
- Откладывай безделье, да не откладывай дел…
- На чужой земл… и весна не красна.
- Недаром говорится, что дело мастер… боится.
У каждого человека есть день рождения. А когда день рождения нашего города?
Наш город отмечает свой день рождения в сентябре. Он основан в 1824 году. Ему исполнилось 189 лет.
Я предлагаю вам поздравить его.
Чтение написанных поздравлений на открытках.
Подведение итогов урока.
Вот и закончилась наша экскурсия по родному городу. Любите его, берегите, цените, ведь для многих из вас он является малой Родиной.
Комментирование оценок для каждой группы.
- Домашнее задание. Напишите мини-сочинение «Там, где я люблю бывать….», используя как больше второстепенных членов предложения. Сделать синтаксический разбор одного предложения.
1. Понятие второстепенных членов предложения
2. Определить второстепенные члены предложения в составленном предложении
(Осенней листвой и плодами благоухает сад.)
3. Дополнение, определение, обстоятельство (работа с таблицей на доске)
4.Дополните начатые предложения. Выделите грамматические основы, укажите падеж.
Ребята посадили (что?)____.
Ученики писали (что?)___(о чем?)____.
Земля в саду усыпана(чем?)___.
Автобус привез (кого?)___.
5.Заполнение таблицы «Второстепенные члены предложения»
Вывод:
3. Закрепление
1.Выполнение упражнения 178, (176)
. Итог урока
q