Просмотр содержимого документа
«"второстепенные члены предложения. определение"»
Урок русского языка в 5 классе
Учитель русского языка и литературы МАОУ "СОШ п.Красный Текстильщик Саратовской области" Комарова Л.А.
"ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ"
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:
Деятельностная цель: формировать у учащихся умения реализации новых способов действия.
Содержательная цель:
- расширять у обучающихся понятийную базу за счет включения в нее новых элементов.
- развивать коммуникативные компетенции, освоение разных форм учебной кооперации;
- воспитывать ценностное отношение к русскому языку.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: сосредоточить внимание учащихся на определении как второстепенном члене
предложения (на алгоритме его нахождения; на синонимии определений, выраженных разными способами);на роли определений для точности и выразительности высказывания; на разграничении определений и сказуемых, выраженных именами прилагательными); развивать творческие способности; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
Метапредметные:
- привить способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Личностные: воспитывать
- интерес к предмету через разные виды работы;
- умение ставить и решать проблемы, умение работать с информацией;
- стремление к речевому самосовершенствованию.
Межпредметные связи: литература.
Ресурсы урока: учебно-методические:УМК Разумовская М.Т., С.И.Львова…., Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2015; Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя.- СПб.: Свет, 1996.
1.Этап мотивацииУчитель приветствует ребят. Давайте посмотрим в окно и скажем, какая сегодня у нас погода? (1)Зимнее январское утро. 2)Холодная зимняя пора.) И покажите, пожалуйста, смайлик, какое у вас настроение ( веселое , грустное)
Сегодня у нас необычный урок русского языка. Я приглашаю вас в лабораторию. А вы согласны быть учеными-исследователями? (Да) Сегодня вы еще сделаете одно открытие. А что же мы будем изучать?
2.Раскрытие темы урока (формулируют обучающиеся)
- Раскрыть тему урока нам поможет загадка. Послушайте.
Загадка:
Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок.
- Что за «зверёк»? О чём идёт речь? (о пиле)
- Найдите грамматическую основу предложения.
- А теперь отгадайте, о каком члене предложения идёт речь? Найдите его в предложении: зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?, выражен именем прилагательным (определение зубастый).
- Итак, какова же тема нашего урока? Какой это член предложения? (запись в тетрадь темы урока «Определение – второстепенный член предложения»)
3 Этап «Сотворчество»
- Задумывались ли вы, почему так назвали этот второстепенный член предложения?
Ваши предложения.
- Подтверждает или опровергает то, что вы сейчас предположили, диалог двух
деревьев. Послушайте его. Определите, какие деревья ведут спор?
Осенние наряды.
Расхвасталось дерево своим нарядом:
- Красивее моей одежды не придумаешь: тут и красный цвет, изеленый, и розовый, и оранжевый, и желтый. У иного листа, что ниуголок, то другой цвет.
- А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дереванеприличен. Самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Яэтому цвету никогда не изменю. Так и останутся мои иголкизелеными. И уголки-то у тебя на листьях лишнее. Гораздо лучшевыгляжу я.
- Какие деревья ведут спор? ( ^ Клен и сосна ).
- Какой член предложения помог вам узнать их? Так почему этот член предложения назвали определением?
( Работа по учебнику (стр.164 ) Ученики самостоятельно читают информацию и дают ответ на вопросы)
Определение дает характеристику предмета, определяет его, обозначает признак предмета .
3.Целеполагание.
- Задайте вопросы к теме урока. Систематизируйте их. Сформулируйте цели урока.
Знать: -что обозначает определение;- на какие вопросы отвечает; - какой частью речи может быть выражено.
Уметь: -находить определения в предложениях; - употреблять их в своей речи.
4.Алгоритм нахождения определения в предложении. Прием «Лови ошибку».
На улице выпал первый снег.
- Ребята, на доске записано предложение. Оно разобрано по членам. Согласны ли вы с таким разбором? Свою точку зрения обоснуйте.
- Обратим внимание , какой частью речи выражено определение.
- Исследуйте. Какими еще частями речи может быть выражено определение?
5.Работа в группах «Одень матрёшку»: распространите текст определениями, выраженными прилагательными и местоимениями (текст распечатан):
Рябину называют (какой?) кр..савицей. (Чьи?) гроздья восхитительны на фоне (какого?) неба. Рябина – (какая?) ягода. Она об..гащает почву (чьими?) плодами, привл..кает (каких?) птиц.
- Объясните орфограммы в словах на месте пропусков.
- Выделите гармматические основы предложений и определения.
- Обобщим сказанное в опорном конспекте – «рыбке».(Голова - определение, центральная часть -второстепенный член, рыбьи косточки- прилагательное, местоимение,
- По опорному конспекту составьте устный связный рассказ об определении, дополним его своими примерами.
7.Разграничение определений и сказуемых, выраженных именами прилагательными.
- Ребята, мы сказали, что определение чаще всего бывает выражено именем прилагательным. А какой ещё член предложения может быть выражен именем прилагательным? Приведите примеры.
- Запишите предложение.
Осенью листья клёна жёлтые, красные, зелёные.
- Являются ли прилагательные определениями? Почему?
- Дайте полную характеристику предложения.
8. Роль определений в речи.
-Ребята, в текстах художественных произведений, особенно в стихах, часто встречаются определения, яркие, точные, помогающие создать художественный образ. Такие слова называются эпитетами. Эпитеты – это находка писателя или поэта.
Работа по учебнику .Выполнение упр.457 .
1.Учащиеся выразительно читают текст С.Т.Аксакова. Отвечают на вопросы.
Какова же роль эпитетов в тексте?
2.Списывают текст, подбирая к словам с пропущенными буквами проверочные.
9.Физкультминутка ( по видео ролику с пандой)
10.Работа в парах: Выпишите из этого текста эпитеты вместе с теми словами (существительными), к которым они относятся
Прогулка в осенний лес
Тихо в осеннем лесу. Только разноцветные листья шуршат под ногами и закрывают влажную землю золотым ковром. Последние тёплые лучи солнца пробираются сквозь ветви деревьев. Птицы готовятся к дальнему отлёту в южные страны.
Проходя по узкой тропинке, я увидела, как с ветки на ветку прыгает юркая белка. В зубах она держит белый гриб.
Хорошо гулять в лесу осенью! Не слышно стрекочущих кузнечиков, не видно трудолюбивых муравьёв. Сорван последний грибок. Таинственный лес затих до будущей весны.
- Что выписали? Прочтите.
11 Проверка усвоения темы. Прием «Да- нет».
1).Определение – второстепенный член предложения.
2).В предложении определение зависит от глагола.
3).Определение отвечает на вопросы какой? чей?
4).Определение чаще всего бывает выражено именем прилагательным.
5).Определение не может быть выражено местоимением.
6).Яркие, образные определения называются эпитетами.
7).Эпитеты чаще используются в художественной речи.
8).Имена прилагательные в предложении могут быть только определениями.
9).Определения украшают нашу речь, делают ее более точной.