kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Виды глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для учеников 6 класса. Цель: умение определять виды глаголов и образовывать видовые парыЗадачи: Сформировать знания о видах глагола, о их видовых парах; контроль знаний, умений и навков по изученной теме; развивать интеллект, умение выделять главную мысль в тексте, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию.

Оборудование: интерактивная доска

Тип урока: изучение новой темы

Ход урока

1.Орг. момент

-приветствие

проверка посещаемости учащихся 

проверка готовности к уроку

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Виды глагола"»

Тема: Виды глагола.
Цель:

научить определять виды глаголов и образовывать видовые пары.
Задачи:

сформировать знания о видах глагола, о их видовых парах; контроль знаний, умений и навыков по изученной теме; развивать интеллект, умение выделять главную мысль в тексте, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, развитие эмоций; уважение к труду, к людям труда.
Оборудование: интерактивная доска
Тип урока: изучение новой темы
Ход урока:

I.Оргмомент

А) Приветствие

Б) Проверка посещаемости учащихся

В) Проверка готовности к уроку

ІІ Психологический настрой. Тренинг. «Слушаю своё сердце»

(Учащиеся выходят и становятся в круг. Звучит тихая медленная музыка, учитель произносит слова)

Давайте начнём наш урок с пожелания друг другу добра. Прижмите правую руку к груди, найдите своё сердечко. Закройте глаза. Прислушайтесь, как оно стучит: тук – тук. Представьте, что у вас вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий тёплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что оно уже не вмещается в вас. Протяните левую руку вперёд (детям на ладошку кладётся маленькое сердечко с именем) Давайте передадим немного тепла и света друг другу. А вместе с улыбкой пожелаем друг другу ещё и добра. Откройте глазки и подарите сердечко тому, чьё имя написано на сердечке. Дарите с пожеланием.

- Давайте поблагодарим друг друга за эти чудесные минутки – аплодисментами. 2мин

2. Деление учащихся на группы

(Учитель предлагает ребятам закрыть глаза и взять из шкатулки конфету, после этого учащиеся делятся на группы по видам выбранных конфет)

В каждой группе выбираете лидера, который оценивает членов группы и хранителя времени 2 мин

IIІ этап. Постановка цели и задач урока

Сегодня на уроке мы будем работать под девизом:

(слайд 2)

            Не можешь – сумей,

            Не знаешь – узнай,

            Не бойся тропы отвесной, 1 мин

    Пробуй, ищи, свершай, достигай,

  Чтоб жизнь  твоя стала песней.

Вопрос: Какая часть речи чаще встретилась в данном девизе?

А теперь мы с вами повторим, что мы знаем о глаголе

. Работа в группах. Составление кластера «Глагол».

- Каждой группе необходимо составить на постере кластер по теме «Глагол» и защитить знания другой группы, обменявшись кластерами. 4 мин

(Каждая группа помещает свой кластер на доску. 2 мин

- Что вы узнали от других групп?

- Достаточно ли группа раскрыла своё понимание?

Справились ли они с заданием, по вашему мнению?

Учитель: Мы вспомнили основные морфологические признаки глагола. Сегодня мы узнаем еще об одном признаке глагола.

IY. Актуализация знаний.
а) - Открыли тетради и записали число.

А теперь посмотрим на слайд.

Под какой картинкой подпишем «Дети решают задачу», а под какой «Дети решили задачу»?

-На первой картинке мальчик делает игрушку, а на второй уже сделал игрушку.

-На первой картинке мальчик ловит рыбу, а на второй уже поймал.

-Обратите внимание, один глагол обозначает действие, которое уже завершено, а другой глагол обозначает действие, которое происходит сейчас.

-Запишем три пары этих глаголов.

Решают – решили

Делает – сделал

Ловит – поймал

-Зададим вопросы к этим глаголам.

Что делают? Что сделали?

Что делает? Что сделал?

Незаконченность действия Законченность действия

Несовершенный вид Совершенный вид

. Составление алгоритма.

-Итак, мы сказали, что глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Тема нашего урока какая? Сформулируйте тему и попробуйте определить цель урока

Совершенный и несовершенный виды глагола

Теперь составим алгоритм определения вида глагола. 2 мин

Задаём вопрос к глаголу.

Совершенный вид

Несовершенный вид

Что сделать?

Что делать?









- В каком столбике даны глаголы совершенного вида, а в каком – несовершенного? Чем отличаются по составу глаголы, входящие в эти видовые пары. (Устно)

Несовершенный совершенный

Расти, строить; вырасти, построить;

Окружать, вспахивать, окружить, вспахать,

преодолевать; преодолеть;

сооружать, освещать; соорудить, осветить;

срезАть, рассыпАть; срЕзать, рассЫпать; 2 мин
Закрепление темы:

У вас на столах лежат таблицы. Вам нужно определить время и вид глаголов


Глагол

Время

Несовершенный вид

Совершенный вид

бежать

Прошедшее




Настоящее



играть

Будущее




-У глаголов какого вида есть только два времени? Как вы думаете, почему? (В настоящий момент речи действие совершается, а завершится оно в будущем или уже совершилось в прошлом).

Физкультминутка Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.) 1 мин

Развитие речевых умений

) Работа с текстом по учебнику стр 122

- Чтение текста учителем

Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли, но не забывали своего бывшего учителя.

Однажды к нему пришли два мальчика и сказали:

- Наши матери прислали помочь вам в хозяйстве.

Учитель поблагодарил и попросил мальчиков наполнить водой пустую кадку. Она стояла в саду. Около нее на скамье были сложены лейки и ведра. А на дереве висело игрушечное ведерко – из него в жаркие дни учитель пил воду.

Один мальчик выбрал прочное железное ведро, постучал по его дну пальцем и не спеша направился к колодцу, другой снял с дерева игрушечное ведерко и побежал за товарищем.

Много раз мальчики ходили к колодцу и возвращались назад. Учитель смотрел на них из окна. Над цветами кружились пчелы, в саду пахло медом. Мальчики весело разговаривали. Один часто останавливался, ставил на землю тяжелое ведро и вытирал со лба пот. Другой бегал легко, расплескивая воду из игрушечного ведерка.

Когда кадка была наполнена, учитель позвал обоих мальчиков, поблагодарил их, потом поставил на стол большой кувшин, наполненный медом. А рядом с ним стакан тоже с медом.

Но ни один из мальчиков не протянул руки.

- Мы не можем разделить это, - смущенно сказали они.

- Разделите так, как делили работу, - спокойно сказал учитель

- Беседа по содержанию:

1.Что понравилось вам в содержании текста?

2. чему учит данный рассказ? 20 мин
б) закрепление грамматических навыков

- Ребята, без какой части речи невозможен труд? Почему? ( без глагола, который обозначает действие)
В данном тексте очень много глаголов, назовите их. Какие вопросы вы поставите к ним?

Заполните семантическую карту

Работа в паре Взаимопроверка


выросли

стоит

выбирает

будут делить

смотреть

пришли

поставит

Неопр.форма








Наст.вр.








Буд.вр.








Прош.вр.








Совершен-ный вид








Несовершен-ный вид








10 мин


Пока вы работаете с текстом ,я дам задания индивидуальные

Индивидуальная работа со слабыми учениками

Задание К.Бекзат

Найдите соответствующую пару глагола и определите отличия. Запишите видовые пары в тетрадь. (распечатанное задание на каждой парте)

Говорить рассмотреть

Варить положить

Смотреть сгореть

Рассказывать поговорить

Сгорать сварить

Класть рассказать

Работа по карточке “Подбери видовую пару”.

Свистеть – Кричать – Махать – Стучать – Петь – Говорить – Мазать – Глотать – Молвить – Ходить

Индивидуальная работа со способными учащимися (Сая)

Найти и исправить ошибки в употреблении глаголов.

o Я дочитал книгу и шел спать.

o Учащиеся задерживались в школе, но все же решили задачу.

o Я долго переписал сочинение.

o Ребенок горько плакал и никак не успокоился.

o Слушатели горячо аплодировали, и пианист играл еще одну пьесу.

. Закрепление материала.

На практике проверить можно точно,

Кто смог теорию усвоить прочно.


Задание1

А) К нам пожаловали гости. Кто они? Узнайте их.  слайд Определите автора. (Работа в парах). Выпишите глаголы и определите их вид.

1)Поклажа бы для них казалась и легка, да лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду.

2)Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

3) Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Проверка выполнения работы

V.Рефлексия

Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами
-Что узнали нового о глаголе?
-Какого вида бывают глаголы?
-Чем они отличаются друг от друга?
VI. Итоги, оценки

Домашнее задание

Стр 128 упр 262

2. Подобрать или нарисовать картинки на завершённость и незавершённость действий.


Дополнительно:

прослушать стихотворение, отгадать глагол, определить вид глагола.

Даниил Хармс

ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ВКУСНЫЙ ПИРОГ

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе...


Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый...


Пирог, ножи и вилки тут -

Но что-то гости...


Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек...


Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту...


Когда же гости подошли,

То даже крошек...






























Приложение


Глагол

Время

Несовершенный вид

Совершенный вид

бежать

Прошедшее




Настоящее




Будущее







Глагол

Время

Несовершенный вид

Совершенный вид

играть

Прошедшее




Настоящее




Будущее






Задание К.Бекзат

Найдите соответствующую пару глагола и определите отличия. Запишите видовые пары в тетрадь.

Говорить рассмотреть

Варить положить

Смотреть сгореть

Рассказывать поговорить

Сгорать сварить

Класть рассказать



Найти и исправить ошибки в употреблении глаголов.

o Я дочитал книгу и шел спать.

o Учащиеся задерживались в школе, но все же решили задачу.

o Я долго переписал сочинение.

o Ребенок горько плакал и никак не успокоился.

o Слушатели горячо аплодировали, и пианист играл еще одну пьесу.


Работа в паре Взаимопроверка


выросли

стоит

выбирает

будут делить

смотреть

пришли

поставит

Неопр.форма








Наст.вр.








Буд.вр.








Прош.вр.








Совершен-ный вид








Несовершен-ный вид












“Подбери видовую пару”.

Свистеть – Кричать – Махать – Стучать – Петь – Говорить – Мазать – Глотать – Молвить – Ходить









Работа в паре Взаимопроверка


выросли

стоит

выбирает

будут делить

смотреть

пришли

поставит

Неопр.форма








Наст.вр.








Буд.вр.








Прош.вр.








Совершен-ный вид








Несовершен-ный вид
















Работа в паре Взаимопроверка


выросли

стоит

выбирает

будут делить

смотреть

пришли

поставит

Неопр.форма








Наст.вр.








Буд.вр.








Прош.вр.








Совершен-ный вид








Несовершен-ный вид










Работа в паре Взаимопроверка


выросли

стоит

выбирает

будут делить

смотреть

пришли

поставит

Неопр.форма








Наст.вр.








Буд.вр.








Прош.вр.








Совершен-ный вид








Несовершен-ный вид










Работа в паре Взаимопроверка


выросли

стоит

выбирает

будут делить

смотреть

пришли

поставит

Неопр.форма








Наст.вр.








Буд.вр.








Прош.вр.








Совершен-ный вид








Несовершен-ный вид













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Виды глагола"

Автор: Касымова Кульбаршин Калимжановна

Дата: 25.02.2016

Номер свидетельства: 298948

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Разработка урока " Виды глаголов" "
    ["seo_title"] => string(32) "razrabotka-uroka-vidy-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "191030"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427264108"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Изучение грамматической категории вида глагола в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(77) "izuchieniie-ghrammatichieskoi-katieghorii-vida-ghlaghola-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "178170"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424785392"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Виды глагола.  Видовые пары.  (открытый урок)"
    ["seo_title"] => string(37) "vidyghlagholavidovyieparyotkrytyiurok"
    ["file_id"] => string(6) "261387"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449129562"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Виды глагола. Видовые пары."
    ["seo_title"] => string(25) "vidyghlagholavidovyiepary"
    ["file_id"] => string(6) "284520"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453992717"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Виды глаголов.Видовые пары"
    ["seo_title"] => string(29) "vidy_ghlagholov_vidovyie_pary"
    ["file_id"] => string(6) "437050"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509950264"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства