Тема: Виды глагола. Видовые пары. Цель: научить определять виды глаголов и образовывать видовые пары. Задачи: сформировать знания о видах глагола, о их видовых парах; контроль знаний, умений и навыков по изученной теме; развивать интеллект, умение выделять главную мысль в тексте, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, развитие эмоций; уважение к труду, к людям труда. Оборудование: интерактивная доска Тип урока: изучение новой темы Ход урока: I.Оргмомент II.Повторение А) повторение теоретических вопросов - Какая часть речи называется глаголом? - Что обозначает глагол? - На какой вопрос отвечает неопределенная форма глагола? - Назовите времена глагола. - На какой вопрос отвечают глаголы настоящего времени? - На какой вопрос отвечают глаголы прошедшего времени? - На какой вопрос отвечают глаголы будущего времени? - Как изменяются глаголы? Б) закрепление практических навыков 1.Прочитайте глаголы в неопределенной форме. Ходит, играет, говорит, шутит, сидит, смотрит, ходить, играть, говорить, шутить, сидеть, смотреть. 2. Прочитайте правильный вариант. * 1 лицо ты читаешь правило 2 лицо она просит о помощи 3 лицо я смотрю альбом * Солнце смеялись Девочка смеялся Мальчик смеялась Ребята смеялось III. Актуализация знаний. а) - Запись в тетрадях (число, тема) б) - Рассмотрите картинки и скажите под какой картинкой вы подпишите «Марат построил дом.» «Марат строит дом.» - Что делает Марат на первом рисунке? Правильно, он еще только строит дом. И неизвестно, закончит ли Марат строительство, если ему не помогут. - А на втором рисунке? Видимо, Марат получил помощь, ибо он уже построил дом и скоро будет праздновать новоселье. - первый – обозначает сам процесс строительства, без указания на его завершение, - а вот второй – завершенный процесс и даже конечный результат (дом). Грамматически они различаются видом, первый глагол – несовершенного вида (проверим с помощью вопроса: что делать? Строить), второй – совершенного (что сделать? Построить). Какой словообразовательный элемент участвует в выражении совершенного вида? Правильно, приставка по-. -Итак, мы сказали, что глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Теперь составим алгоритм определения вида глагола. Задаём вопрос к глаголу.
- В каком столбике даны глаголы совершенного вида, а в каком – несовершенного? Чем отличаются по составу глаголы, входящие в эти видовые пары. Несовершенный совершенный Расти, строить; вырасти, построить; Окружать, вспахивать, окружить, вспахать, преодолевать; преодолеть; сооружать, освещать; соорудить, осветить; срезАть, рассыпАть; срЕзать, рассЫпать;
-Посмотрим на таблицу. Время | Несовершенный вид | Совершенный вид | прошедшее | бежал | прибежал | настоящее | бегу | - | будущее | Буду бежать | Прибегу, прибежать | -У глаголов какого вида есть только два времени? Как вы думаете, почему? (В настоящий момент речи действие совершается, а завершится оно в будущем или уже совершилось в прошлом). IV.Развитие речевых и учебноязыковых умений а) Работа с текстом - Назовите ассоциации к слову труд (работа, деятельность, дело, сочинение) - Чтение текста учителем Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли, но не забывали своего бывшего учителя. Однажды к нему пришли два мальчика и сказали: - Наши матери прислали помочь вам в хозяйстве. Учитель поблагодарил и попросил мальчиков наполнить водой пустую кадку. Она стояла в саду. Около нее на скамье были сложены лейки и ведра. А на дереве висело игрушечное ведерко – из него в жаркие дни учитель пил воду. Один мальчик выбрал прочное железное ведро, постучал по его дну пальцем и не спеша направился к колодцу, другой снял с дерева игрушечное ведерко и побежал за товарищем. Много раз мальчики ходили к колодцу и возвращались назад. Учитель смотрел на них из окна. Над цветами кружились пчелы, в саду пахло медом. Мальчики весело разговаривали. Один часто останавливался, ставил на землю тяжелое ведро и вытирал со лба пот. Другой бегал легко, расплескивая воду из игрушечного ведерка. Когда кадка была наполнена, учитель позвал обоих мальчиков, поблагодарил их, потом поставил на стол большой кувшин, наполненный медом. А рядом с ним стакан тоже с медом. Но ни один из мальчиков не протянул руки. - Мы не можем разделить это, - смущенно сказали они. - Разделите так, как делили работу, - спокойно сказал учитель.
- Словарная работа Кадка - күбі Лейка - құйғыш Прочное - берік Кружились – қалықтау Расплёскивая – шашырату Доверху – ернеуіне шейін Смущённо - абыржу Спокойно - байсалды - Беседа по содержанию: 1. Почему мальчиков прислали к учителю? 2. какую помощь они должны были оказать учителю? 3. Чей труд оказался честным? Чем это можно доказать? 4. Почему учитель в знак благодарности, поставил на стол большой кувшин с мёдом и стакан с мёдом? 5. Вы согласны с учителем? 6.Что понравилось вам в содержании текста? 7. чему учит данный рассказ? б) закрепление грамматических навыков - Ребята, без какой части речи невозможен труд? Почему? ( без глагола, который обозначает действие) В данном тексте очень много глаголов, назовите их. Какие вопросы вы поставите к ним? Заполните семантическую карту | выросли | стоит | выбирает | будут делить | смотреть | пришли | поставит | Неопр.форма | | | | | * | | | Наст.вр. | | * | * | | | | | Буд.вр. | | | | * | | | * | Прош.вр. | * | | | | | * | | Совершен-ный вид | * | | | | | * | * | Несовершен-ный вид | | * | * | * | * | | | - Разбор по членам предложения Ученики и ученицы не забывали старого учителя. К учителю пришли два мальчика. Мальчики наполнили кадку водой. Над цветами кружились пчелы. Учитель передал подарки матерям мальчиков. V.Рефлексия а) Работа с пословицами ( Слайд) - объяснить смысл этих пословиц - определить глаголы, их вид, подобрать видовую пару - Синтаксическая минутка (синтаксический разбор одной из пословиц) Без труда не вытащишь ... (и рыбку из пруда) Мастером нельзя родиться, мастерству надо… (учиться) Дело мастера… (боится) Кто не работает, тот… (не ест) человек от лени болеет, а от труда… (здоровеет) б) -Что узнали нового о глаголе? -Какого вида бывают глаголы? -Чем они отличаются друг от друга? VI. Итоги, оценки Домашнее задание: правило стр. 111, задание стр. 110
|