Изучение грамматической категории вида глагола в начальной школе
Изучение грамматической категории вида глагола в начальной школе
Обоснование темы. Актуальность исследования. Известно, что важнейшей категорией русского глагола является грамматическая категория вида. Именно ей отводится центральное место в морфологии глагола, подчеркивается ее сложность и многоаспектность. Спектр вопросов, касающихся рассматриваемой категории, весьма широк. К ним относятся и собственно морфологические (соотношение категорий вида и времени; вопрос об общих видовых различиях русского глагола; споры о количестве видов и их иерархии); и выходящие за рамки морфологии, но помогающие раскрыть сущность грамматической категории вида (взаимодействие грамматических и лексических средств выражения видо-временных отношений; синтаксическая обусловленность употребления грамматических форм; соотношение категории вида и контекста).
Такая многоаспектность категории вида, ее связь не только с морфологией, но и с лексикой, синтаксисом, словообразованием определили необычайный интерес к ней ученых и послужили причиной образования отдельной лингвистической отрасли, подробно изучающей категорию вида, — аспектологии.
Цель и задачи исследования. Цель данной работы – описать сущностные характеристики грамматической категории вида глагола в современном русском языке; предложить способы изучения данной категории в начальной школе.
В соответствии с заданной целью ставятся следующие задачи:
1. Обобщить имеющиеся в аспектологической литературе сведения по категории вида глагола.
2. Определить место грамматической категории вида в системе уроков по теме «Глагол» в начальной школе.
3. Разработать методические рекомендации по изучению грамматической категории вида в начальной школе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- описательно-аналитическое рассмотрение лингвистической и методической литературы;
- наблюдение над процессом овладения младшими школьниками категорией вида.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические материалы работы могут стать основой при подготовке учителей к урокам по теме «Вид глагола». Кроме того, методические рекомендации могут быть использованы учителями в практике школьного преподавания категории вида глагола.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
У учащихся 3 – 4 классов активно развивается вербальное мышление , т.е. мышление оперирующее понятиями. Школьник этого возраста может произвольно управлять своими психическими процессами . Предлагаемое нами более раннее и подробное изучение категории вида глагола полностью соотносится с возрастными особенностями учащихся и прекрасно вписывается в основную задачу обучения родному языку - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
.
Рекомендуется начать знакомство с категорией вида в третьем классе.На уроках учителю необходимо:
рассказать о грамматическом значении вида
показать связь глагольного вопроса с видом
проговорить значение совершенного и несовершенного вида
связать образование временных форм с видом глагола
познакомить с одновидовыми и двувидовыми глаголами
дать понятие видовой пары
отработать навык определения вида глагола
В четвертом классе учитель должен:
рассказать о средствах выражения видовых различий
разобрать способы видообразования
закрепить навык определения вида глагола
Были получены положительные результаты при апробации предложенных методических рекомендаций
Учащиеся 3 класса:
свободно овладели понятиями совершенного и несовершенного вида
научились правильно определять вид глагола
научились составлять видовые пары
стали грамотно образовывать временные формы, сохраняя вид глагола
Учащиеся 4 класса:
показали устойчивость приобретенных ранее знаний о виде глагола
смогли разобраться в способах видообразования
Проведенная работа позволяет наметить следующие перспективы:
рассмотреть вероятность изучения в начальной школе таких грамматических глагольных категорий как залог и наклонение
разработать методические рекомендации по комплексному изучению в начальной школе всех грамматических признаков глагола
Список литературы
Бондаренко А.В. Вид и время русского глагола (значение и употребление). – М.: Просвещение, 1971