kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изучение грамматической категории вида глагола в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обоснование темы. Актуальность исследования. Известно, что важнейшей категорией русского глагола является грамматическая категория вида. Именно ей отводится центральное место в морфологии глагола, подчеркивается ее сложность и многоаспектность. Спектр вопросов, касающихся рассматриваемой категории, весьма широк. К ним относятся и собственно морфологические (соотношение категорий вида и времени; вопрос об общих видовых различиях русского глагола; споры о количестве видов и их иерархии); и выходящие за рамки морфологии, но помогающие раскрыть сущность грамматической категории вида (взаимодействие грамматических и лексических средств выражения видо-временных отношений; синтаксическая обусловленность употребления грамматических форм; соотношение категории вида и контекста).

Такая многоаспектность категории вида, ее связь не только с морфологией, но и с лексикой, синтаксисом, словообразованием определили необычайный интерес к ней ученых и послужили причиной образования отдельной лингвистической отрасли, подробно изучающей категорию вида, — аспектологии.

Цель и задачи исследования. Цель данной работы – описать сущностные характеристики грамматической категории вида глагола в современном русском языке; предложить способы изучения данной категории в начальной школе.

В соответствии с заданной целью ставятся следующие задачи:

1. Обобщить имеющиеся в аспектологической литературе сведения по категории вида глагола.

2. Определить место грамматической категории вида в системе уроков по теме «Глагол» в начальной школе.

3. Разработать методические рекомендации по изучению грамматической категории вида в начальной школе.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- описательно-аналитическое рассмотрение лингвистической и методической литературы;

 - наблюдение над процессом овладения младшими школьниками категорией вида.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические материалы работы могут стать основой при подготовке учителей к  урокам по теме «Вид глагола». Кроме того, методические рекомендации могут быть использованы учителями в практике школьного преподавания категории вида глагола.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изучение грамматической категории вида глагола в начальной школе »

Изучение грамматической  категории вида глагола  на уроках русского языка  в начальной школе  учитель начальных классов гимназии имени А.С. Пушкина Зимина Ольга Александровна 2015 г.

Изучение грамматической категории вида глагола на уроках русского языка в начальной школе

учитель начальных классов

гимназии имени А.С. Пушкина

Зимина Ольга Александровна

2015 г.

Грамматическая категория –  это единство грамматического значения и средств его выражения

Грамматическая категорияэто единство грамматического значения и средств его выражения

Средства выражения:   Суффиксы   Префиксы -ва-, -ыва-, -а-, с-, на-, от-, за-, по- и другие

Средства выражения:

  • Суффиксы

  • Префиксы

-ва-, -ыва-, -а-,

с-, на-, от-, за-, по-

и другие

Грамматическое значение вида  - отношение действия к внутреннему пределу   Совершенный вид  - действие достигло своего внутреннего предела.   Несовершенный вид  -  действие или стремится к внутреннему пределу или не содержит указания на предел действия. вырасти, прочитать ухаживать, любить

Грамматическое значение вида - отношение действия к внутреннему пределу

  • Совершенный вид - действие достигло своего внутреннего предела.
  • Несовершенный вид - действие или стремится к внутреннему пределу или не содержит указания на предел действия.

вырасти, прочитать

ухаживать, любить

Категория вида является одной из грамматических особенностей славянских языков

Категория вида является одной из грамматических особенностей славянских языков

Основные характеристики грамматической категории вида:

Основные характеристики грамматической категории вида:

  • Бинарность
  • Универсальность
  • Видо-временная соотносительность
Бинарный характер грамматической категории вида проявляет себя в двух аспектах: в двучленности видовой парадигмы:   в способности образовывать видовые пары:   Исключение:  одновидовые глаголы Совершенный вид – Несовершенный вид Несовершенный вид Совершенный вид кивать кивнуть

Бинарный характер грамматической категории вида проявляет себя в двух аспектах:

  • в двучленности видовой парадигмы:
  • в способности образовывать видовые пары:

Исключение: одновидовые глаголы

Совершенный вид – Несовершенный вид

Несовершенный вид

Совершенный вид

кивать

кивнуть

Одновидовые глаголы  –  непарные по виду.   Глаголы только совершенного или несовершенного вида.    Быть, хотеть, знать, иметь, тлеть, журчать, бродить

Одновидовые глаголы – непарные по виду. Глаголы только совершенного или несовершенного вида.

Быть, хотеть, знать, иметь, тлеть, журчать, бродить

Универсальность -  видовая охарактеризованность всей глагольной лексики   Исключение :  двувидовые глаголы

Универсальность - видовая охарактеризованность всей глагольной лексики Исключение : двувидовые глаголы

Двувидовые глаголы –   способны выражать одно из видовых значений в зависимости от контекста    Обещать, велеть, ранить, атаковать, исследовать, наследовать

Двувидовые глаголы – способны выражать одно из видовых значений в зависимости от контекста

Обещать, велеть, ранить, атаковать, исследовать, наследовать

Образование временных форм: Совершенный вид Несовершенный вид Прошедшее время Прошедшее время Настоящее время Будущее время Будущее время

Образование временных форм:

Совершенный вид

Несовершенный вид

Прошедшее

время

Прошедшее

время

Настоящее

время

Будущее

время

Будущее

время

Основные способы видообразования: ПЕРФЕКТИВАЦИЯ Совершенный вид Несовершенный вид Рисовать Срисовать ИМПЕРФЕКТИВАЦИЯ Совершенный вид Несовершенный вид Решать Решить

Основные способы видообразования:

ПЕРФЕКТИВАЦИЯ

Совершенный вид

Несовершенный вид

Рисовать

Срисовать

ИМПЕРФЕКТИВАЦИЯ

Совершенный вид

Несовершенный вид

Решать

Решить

' ' Нерегулярные способы видообразования: ПЕРЕНОС УДАРЕНИЯ Совершенный вид Несовершенный вид Разрезать Разрезать СУППЛЕТИВИЗМ Несовершенный вид Совершенный вид Поймать Ловить

'

'

Нерегулярные способы видообразования:

ПЕРЕНОС УДАРЕНИЯ

Совершенный вид

Несовершенный вид

Разрезать

Разрезать

СУППЛЕТИВИЗМ

Несовершенный вид

Совершенный вид

Поймать

Ловить

У учащихся 3 – 4 классов активно развивается вербальное мышление , т.е. мышление оперирующее понятиями.  Школьник этого возраста может произвольно управлять своими психическими процессами .  Предлагаемое нами более раннее и подробное изучение категории вида глагола полностью соотносится с возрастными особенностями учащихся и прекрасно вписывается в основную задачу обучения родному языку - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.         .

У учащихся 3 – 4 классов активно развивается вербальное мышление , т.е. мышление оперирующее понятиями. Школьник этого возраста может произвольно управлять своими психическими процессами . Предлагаемое нами более раннее и подробное изучение категории вида глагола полностью соотносится с возрастными особенностями учащихся и прекрасно вписывается в основную задачу обучения родному языку - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

.

Рекомендуется начать знакомство с категорией вида в третьем классе.   На уроках учителю необходимо:

Рекомендуется начать знакомство с категорией вида в третьем классе. На уроках учителю необходимо:

  • рассказать о грамматическом значении вида
  • показать связь глагольного вопроса с видом
  • проговорить значение совершенного и несовершенного вида
  • связать образование временных форм с видом глагола
  • познакомить с одновидовыми и двувидовыми глаголами
  • дать понятие видовой пары
  • отработать навык определения вида глагола
В четвертом классе учитель должен:

В четвертом классе учитель должен:

  • рассказать о средствах выражения видовых различий
  • разобрать способы видообразования
  • закрепить навык определения вида глагола
Были получены  положительные результаты  при апробации предложенных методических рекомендаций

Были получены положительные результаты при апробации предложенных методических рекомендаций

Учащиеся 3 класса:

Учащиеся 3 класса:

  • свободно овладели понятиями совершенного и несовершенного вида
  • научились правильно определять вид глагола
  • научились составлять видовые пары
  • стали грамотно образовывать временные формы, сохраняя вид глагола
Учащиеся 4 класса:

Учащиеся 4 класса:

  • показали устойчивость приобретенных ранее знаний о виде глагола
  • смогли разобраться в способах видообразования
Проведенная работа позволяет наметить следующие перспективы:

Проведенная работа позволяет наметить следующие перспективы:

  • рассмотреть вероятность изучения в начальной школе таких грамматических глагольных категорий как залог и наклонение
  • разработать методические рекомендации по комплексному изучению в начальной школе всех грамматических признаков глагола
Список литературы

Список литературы

  • Бондаренко А.В. Вид и время русского глагола (значение и употребление). – М.: Просвещение, 1971
  • Бондаренко А.В., Буланин А.Л. Русский глагол. – Л.: Просвещение, Ленингр. отд-е, 1967
  • Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). – М.-Л.: Учпедгиз, 1947
  • Гловинская М.Я. Многозначность и синонимия в видо-временной системе русского языка. – М.: «Азбуковник», «Русские словари», 2001
  • Кукушкина О.В. , Шевелева М.Н. О формировании современной категории глагольного вида//Вестник МГУ. Сер.9. Филология. – 1991. - № 6
  • Мучник И.П. Грамматические категории глагола и имени в современном русском языке. – М.: Наука, 1971


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Изучение грамматической категории вида глагола в начальной школе

Автор: Зимина Ольга Александровна

Дата: 24.02.2015

Номер свидетельства: 178170

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Cтатья "Формирование коммуникативных УУД   на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива»" "
    ["seo_title"] => string(122) "ctat-ia-formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-na-primierie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "102953"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402560914"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Использование переноса и интерференции на начальном этапе изучения второго иностранного языка (китайского языка)"
    ["seo_title"] => string(80) "ispolzovanie_perenosa_i_interferentsii_na_nachalnom_etape_izucheniia_vtorogo_ino"
    ["file_id"] => string(6) "559096"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1601812196"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(263) "конспект  урока английского языка для обучающихся 2 классов по теме «Повторение лексико-грамматического материала по теме  «Мы читаем сказки». "
    ["seo_title"] => string(162) "konspiekt-uroka-anghliiskogho-iazyka-dlia-obuchaiushchikhsia-2-klassov-po-tiemie-povtorieniie-lieksiko-ghrammatichieskogho-matieriala-po-tiemie-my-chitaiem-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "134233"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416691812"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Кроссворд на тему "Животные леса""
    ["seo_title"] => string(32) "krossvord_na_temu_zhivotnye_lesa"
    ["file_id"] => string(6) "516346"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1562009479"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа русскому языку 10 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-russkomu-iazyku-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425451601"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства